Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 9.  Классификация языков




Аннотированная программа модуля

«Основы языкознания»

Направление:

030300 «Психология», очное

 

 

Квалификация: бакалавр

Составители: к.ф.н. Тинякова  Е.А. (доц. каф. Общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин)

Сергиев Посад - 2011


Цель: дать систематизированный свод общелингвистических знаний, являющихся базовыми для формирования гуманитарного профиля специалиста в целом, познакомить с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, основными понятиями, которые углубляют понимание психической сферы человека.

 

 

Задачи:

1. Развить  лингвистическое  мышление  на  основе  фактов  языкознания

2. Понимать  роль  языка  в специфике психического функционирования человека.

3. Углубление  понимания  использования  языка  в  личности  другого.

4. Понимать психологическую сторону отличия устной и письменной речи.

Объем в ЗЕ:2 кредита

Время изучения:курс 1 семестр 2

Всего: 72 ч.= 36 ауд.+ 36 сам.

2 с.= 20 ч. лекций + 16 ч. практ. + экзамен

Взаимосвязь с другими модулями:

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

русский язык и культура речи, основы русского языка, иностранный язык, культурология, философия (цикл ГСЭ), педагогика, риторика, общая психология, введение в специальность, профессиональная этика.

Групповая принадлежность ОМ:общекультурный, общепрофессиональный.

Кластерная принадлежность ОМ:теоретико-практический

Модуль направлен на формирование следующих компетенций :

−обращение к роли языка в укреплении психического и физического здоровья человека;

−использование языка в установлении толерантности с окружающим миром;

−через понимание системы и структуры языка овладевать культурой мышления;

−использование общелингвистических положений в профессиональной деятельности и профессиональной коммуникации.

Формы освоения ОМ :

при прохождении модуля обязательно использование учебников по общему языкознанию последних лет издания (с 2005), приучать студентов к самостоятельному поиску литературы по расширению учебных текстов, использование учебных интернет-ресурсов по предмету «общее языкознание»; теоретическому знанию давать практическое приложение; при прохождении модуля обязательно использование активных методов обучения, форм контекстного обучения.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

60/40 % - теоретико-практический кластер




КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Раздел 1. Сущность человеческого языка

         Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке. Современная структура знаний о языке. Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

Определение языка. Различные подходы к классификации функций языка.

 

Раздел 2. Язык как общественное явление

     Язык как особое общественное явление. Социальная обусловленность языка. Специфика обслуживания языком общества. Задачи и методы социолингвистики. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Социальная дифференциация языков.

    Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации.

Языковая личность, вторичная языковая личность.

 

 

Раздел 3. Связь языка и мышления

    Проблема соотношения языка и мышления. Современные представления о психофизиологической основе мышления. Понятие языковой способности человека и его речевой деятельности. Развитие речи. Психолингвистика. Идеи и методы исследования.

 

Раздел 4. Структура языка

   Концептуальная картина мира. Языковая картина мира.

Язык как системно-структурное образование. Понятие системы и структуры. Структурные отношения в языке. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.

  Понятие лингвистического знака. Учение Ф. Де Соссюра о лингвистическом знаке.

Основные единицы языка. Членение речевого высказывания.

Сравнение структуры естественного и искусственного языков. Понятие о языковой логике.

Раздел 5. Звуковая природа языка

   Звуковой и акустический аспект языка. Фонетика, фонология, орфоэпия. Единицы звуковой формы языка: языковый и неязыковый звук, фонема, слог. Типология фонем по функциям. Фонетические процессы и фонетические законы в языке. Слог и ударение. Интонология. Понятие об интонеме.

Раздел 6. Лексика и семантика

   Науки, изучающие смысл элементов языка. Базовые понятия: «лексема», «сема». Слово как единица языка. Лексическое изучение слова, синхронический и диахронический аспекты. Лексические процессы в языке (полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, художественные тропы). Понятие о литературной норме. Фразеология, типы фразеологизмов. Лексикография. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов. Диалектология. Исторические процессы в лексике языка.

     Графика, орфография и ее основные принципы.

           

          

     Раздел 7. Грамматика

    Грамматика и логика. Грамматика формальная и функциональная. Сравнительная грамматика.  Грамматическая категория и грамматическое поле. Роль грамматики в создании искусственных языков. Основные понятия грамматической системы языка. Исторические процессы в грамматике языка.

 

 

            

     Раздел 8.  Происхождение языка

   Основные теории происхождения языка. Историческая необходимость перехода древнего языка в письменную форму. Этапы развития письменности. Изучение древних текстов. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи.

Развитие национальных языков. Живые и мертвые языки. Понятие о лингвистической реконструкции.

 

Раздел 9.  Классификация языков

   Принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический, типологический и др.

Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод и установление родства языков.

Типологическая классификация языков. Языковая карта мира.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...