Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы права» (2015-2016 гг.)




1 Государство: признаки, функции, виды и формы.
Государство – центральный институт политической системы. Понятие «государство» используется в двух значениях: 1) Гос-во – организатор политической жизни общества 2) Гос-во – политическая организация общества, система публичной власти, воплощающая право и силу. Признаки: 1) Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение организацией всего населения, появление слоя профессиональных управленцев 2) Территория, ограниченная четко-определенной границей. 3) Суверенитет, т.е. наличие верховной власти государственных органов на данной территории. 4) Монополия на легальное применение силы и физическое принуждение. 5) Право взимания налогов и сборов с населения 6) Обязательность гражданства 7) Претензия на представительство общества как целого и на защиту общих интересов и общего блага.
Функции государства: 1) Политическая 2) Экономическая 3) Социальная 4) Идеологическая В соответствии с функциями гос-ва создается структура органов управления. К ним относятся: 1) Представительные 2) Исполнительно-распорядительные 3) Судебные 4) Охраны общественного порядка 5) Национальной безопасности 6) Надзорно-контрольные.
Структура органов управления: Государственный аппарат – совокупность органов, учреждений, организаций, осуществляющих в обществе государственную власть. Основную роль в нем играют должностные лица. Государственный аппарат состоит из государственных органов, как учреждений, создаваемых для осуществления определенного вида государственной деятельности. Они обладают определенными признаками: а) Действуют от имени государства б) Имеют право издавать определенные государственные акты и осуществлять контроль за их исполнением в) Выполняют четко определенные виды государственной деятельности г) Имеют ресурсы для осуществления намеченных функций.

2 Правовое государство: понятие, признаки, предпосылки формирования.
Правовое государство можно определить, как государство, деятельность которого подчинена праву и в котором признаются, уважаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.

Признаки правового государства: 1) приоритет права;2) правовая защищенность человека и гражданина;3) взаимная ответственность государства и личности;4) высокая правовая культура граждан;5) ограниченность деятельности государственных органов правом.;6) наличие развитого гражданского общества;7) провозглашение и действие принципа разделения властей.;8) единство права и закона.;9) возвышение роли суда как гаранта прав человека и гражданина.;10) верховенство закона в системе нормативных актов

Принципы правового государства:

1) Наиболее полное обеспечения прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона). Данный принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, где сказано, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Правовое государство должно гарантировать каждому возможность всестороннего развития личности. Права человека первичны, возможность осуществления функций государственной власти вторичны.
2) Последовательное связывание посредством права политической власти, формирования для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона.)

Второй способ воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств:

1) наиболее полное обеспечения прав и свобод человека, т.е. реальное осуществление первого принципа. 2) разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. 3) Федерализм также вносит свой вклад в дело ограничения госвласти. 4) верховенство закона и его господство в общественной жизни. 5) Взаимная ответственность государства и личности 6) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе 7) наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

3 Понятие и основные признаки права. Функции права.
На определенном этапе развития общества в человеческом коллективе возникает необходимость урегулирования общественных отношений. Данная функция отведена праву.

Понятие права многозначно.
Необходимо выделить следующие значения, в которых возможно толкование термина право:1) право – это совокупность общеобязательных для всех членов общества правил поведения, оформленная в виде юридических норм; 2) право как неотъемлемая принадлежность индивида, субъективное право (например, конституционные права – право на труд, право на жилище и т. д.).

Признаки:
а) нормативность, общий характер, общеобязательность, так как посредством применения права в обществе устанавливаются единые и постоянные правила поведения всех членов общества;б) формальная определенность, так как право находит свое выражение в законах и иных предусмотренных законом источниках. Право на их издание и контроль за их исполнением принадлежит государству.

Функции правасоответствуют функциям государства. Исходя из этой аналогии, согласно первой классификации можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции.
Если же исходить из специфических признаков права и способов воздействия на общественные отношения, то выделяют следующие функции:

1. Регулятивную– реализуется через закрепление общественных отношений в нормативно-правовых актах. Но при этом обеспечивается свобода и организованность общественных отношений;

2. Охранительную –она ориентирована на охрану положительных правоотношений и пресечение противоправного поведения.

4 Система права. Отрасли, подотрасли и институты права.
Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Черты системы права: I) ее первичным элементом выступают нормы права, которые и объединяются в институты, подотрасли и отрасли; II) система не сводится к простой совокупности элементов, а подразумевает их единство, прежде всего функциональное; III) элементы системы взаимосвязаны благодаря чему система представляет собой определенную целостность; IV) состояние системы права определяется историческими, экономическими и иными внешними факторами, оно объективно обусловлено, а не является результатом произвольного усмотрения законодателя.

Система права не тождественна правовой системе. Первая является лишь частью второй. Правовая система кроме системы права включает в себя правовую доктрину и идеологию, а также юридическую практику. Термин «правовая система» широко используется в сравнительном правоведении при классификации правовых систем по семьям.

Отрасль права – это система норм права, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений характерными для нее методами. Отрасль – наиболее крупное подразделение системы права.

Отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.

Выделяют основные, производные и комплексные отрасли.

К основным относятся: 1) конституционное, 2) гражданское, 3) административное, 4) уголовное, 5) уголовно-процессуальное и 6) гражданско-процессуальное право. Для основных отраслей характерно внутреннее единство предмета и метода правового регулирования. Это характерно и для производных отраслей, однако их специфика в том, что они исторически обособились от основных, составляли ранее их подотрасли или институты. Напр., трудовое право в конце XIX – нач. XX вв. произошло от гражданско-правового договора личного найма. Позже от гражданского права обособились семейное и жилищное. От уголовного права обособилось уголовно-исполнительное, от конституционного – муниципальное. Комплексные отрасли объединяют нормы других отраслей права и регулируют однородные общественные отношения различными (характерными для основных отраслей) методами, чаще всего они объединяют нормы гражданского и административного права. Сюда относится земельное, хозяйственное, аграрное, экологическое, финансовое право.

Подотрасль права, как и отрасль, регулирует однородные общественные отношения, однако не имеет, как правило, собственного метода правового регулирования, а использует методы материнской отрасли, составляет ее часть. Напр., в рамках гражданского права развиваются подотрасли авторского и патентного права. По существу, подотрасль является крупным и сложным институтом права. Институт права – это совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений в рамках отрасли права.

5 Понятие и виды форм (источников) права.
Термин «источник права» следует рассмотреть с трех сторон: с материальной, идеологии, формально юридической. Под материальным источником права понимаются материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей. Под идеологическим источником права, различают правовые учения, доктрины, правосознание. Источником права в формально-юридическом смысле понимают форму права. Форма права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Выделяют 4 основные формы права: 1) Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные акты) Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира; 2) Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку). В РФ правовой обычай имеет незначительное распространение (ст. 5 гр-го кодекса РФ – она признает обычаи делового оборота в кач-ве правовых норм). Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением.; 3) Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юр.делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дела. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение.; 4) Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами в результате которого возникает новая норма права. В отличие от нормативного акта, договоры выступают результатом соглашения между субъектами по поводу деятельности представляющей обоюдный интерес. Нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется Г-м. В РФ наибольшей юридической силой обладает международный договор.

6 Нормативный правовой акт как источник права. Система нормативных правовых актов.
Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.
Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы. Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику). Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям: 1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.); 2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).
Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты. Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.
Существует несколько признаков закона: 1) закон – одно из основных источников права; 2) установлен особый порядок принятия; 3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти); 4) регулирует важнейшие общественные отношения.
Закон имеет высшую юридическую силу, что означает: 1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал; 2) другие нормативные акты не должны противоречить закону; 3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.
Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ; 2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны; 3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы; 4) особый порядок принятия.
Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.
Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным

7 Сферы и пределы действия нормативных правовых актов.
Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).

В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов: 1) в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу; 2) в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т.д.); 3) в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования. Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации. Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности). Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате: 1) истечения срока, на который был принят юридический документ; 2) объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте); 3) принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений; 4) устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов. Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие Это правило – необходимый фактор правовой стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом. Во-вторых, нормативно-правовой акт моет утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.

Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации – на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов – на территории соответствующих административных единиц. К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство. К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда – в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями соответствующих государств. Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права.

 

8 Нормы права в системе социальных норм.
Норма права — это первичная клеточка права, его исходный элемент. Поэтому норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако, это еще не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право и его норма соотносятся между собой как общее и частное. Отдельно взятая правовая норма — это еще не есть право. Право — это система, совокупность правовых норм. Признаки социальных норм: 1) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени 2) Возникают связи с сознательной деятельностью людей 3) Направлены на регулирование общественных отношений 4) Содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества. Социальные нормы можно классифицировать по: - сферам действия (экономические, политические и пр.) - механизму регулирования (мораль, право, обычай, норма поведения)
Обычаи: Относятся к числу самых ранних социальных норм. Обычай – правило, которое возникло в результате постоянного повторения данного образа поведения и вошло в привычку людей. Предполагает воспроизведение самого поведения и отсутствие необходимости принуждения. Правовые нормы могут поддерживать обычаи, или вытеснять их, могут быть безразличны к обычаям.

9 Структура нормы права. Виды правовых норм.
Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура "Если - то - иначе").

Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной.

Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права.

Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к "действующему законодательству" (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

Кроме того, многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе говоря - по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие (см. предыдущий пункт).

Существуют и другие классификации правовых норм:

1. По социальному назначению и функциям - на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные (устанавливающие ответственность за правонарушения).

2. По степени определённости предписаний (по методу правового регулирования) - на императивные (однозначно определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные.

3. По источнику - на конституционные, законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др..

4. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей права.

Особо выделяются правовые нормы, не содержащие правил поведения: декларативные (нормы-принципы), дефинитивные (нормы-определения) и оперативные нормы (нормы-изменения).

 

10 Принципы права: понятие, виды, значение.
Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.

Существует несколько свойств принципов права:1) наличие основополагающего характера;2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;4) системность;5) устойчивость;6) фиксирование в законодательстве;7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует несколько видов принципов права:1) общие (общеправовые) принципы;2) отраслевые принципы;3) межотраслевые принципы.

11 Юридический факт: понятие, виды, значение.
Юридический факт — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Признаки юридических фактов: 1) конкретность и индивидуальность. Юридический факт представляет собой уникальное (неповторимое) явление действительности, существующее в определенной точке пространства, в определенный момент времени, и, как правило, связанное с конкретными субъектами (например, факт регистрации брака); 2) социальная содержательность. События и действия, не имеющие значения или связи с социальной действительностью, не имеют и юридического значения (например, таковы явления природы — рассвет, таяние снега); 3) объективированное выражение. Мысли, чувства, желания человека не являются юридическими фактами; 4) прямая или косвенная связь с правом. Юридические факты, как правило, точно или в общем виде отражены в гипотезах правовых норм; 5) причинная связь с правовыми последствиями. В этом состоит смысл понятия юридического факта. Юридический факт вызывает, изменяет, прекращает правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности. Например, регистрация брака порождает правовые отношения между супругами, их права и обязанности по отношению друг к другу. По волевому признаку юридические факты делят на события и действия. События — юридические факты, не зависящие от воли человека. К ним относятся действия сил природы, рождение и смерть человека, истечение сроков. События разделяют на абсолютные и относительные. Абсолютные события никак не связаны с поведением людей (землетрясение, которым разрушен дом), а относительные все же связаны с поведением людей. Действия — юридические факты, зависящие от воли человека. Юридические факты-действия — наиболее значимый для бытия права вид юридических фактов. Собственно, ради них осуществляется все правовое регулирование. Особой разновидностью действий признаются факты-состояния — длящиеся действия (например, состояние в браке, состояние в гражданстве). Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия делят на две группы: юридические акты и юридические поступки. Юридические акты — это правомерные действия дееспособного лица, имеющие цель достигнуть какого-то правового результата (договор, завещание, судебное решение). Юридические поступки — это действия, приведшие к юридическим последствиям, независимо от воли совершившего их человека (находка клада, создание литературного или художественного произведения, научное открытие).

Такие действия признаются юридически значимыми даже в том случае, когда они совершены недееспособным лицом. Неправомерные действия (правонарушения) разделяются на следующие группы: 1) по степени общественной опасности — на проступки и преступления. Любое правонарушение наносит вред личности, обществу, государству, иным субъектам права. Но преступления имеют общественную опасность, т.е. наносят или создают угрозу для нанесения большого вреда; 2) по объекту — посягательства на личность, собственность, общественную безопасность, общественный порядок и т.д.; 3) по видам юридической ответственности — уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные, конституционные, международно-правовые; 4) по форме вины — умышленные и неосторожные. Иные классификации юридических фактов: 1) по субъекту — действия физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления и т.д.; 2) по отраслевой принадлежности — конституционные, гражданско-правовые, процессуальные, трудовые и т.д.; 3) по способу выражения — документ, устное заявление, молчание, жест; 4) по характеру юридических последствий — правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие. Совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой права, называется фактическим (юридическим) составом. Фактические составы делятся на простые и сложные. Простые фактические составы включают факты, отраженные в правовых нормах одной отраслевой принадлежности (например, все факты, необходимые для заключения брака, относятся к семейному праву). Сложные фактические составы включают факты, отраженные в правовых нормах разной отраслевой принадлежности (например, для вынесения постановления о производстве обыска необходимы факты, относящиеся к уголовному и уголовно-процессуальному законодательству). Фактические составы следует отличать от образований иного характера — сложных юридических фактов. Главное их отличие состоит в том, что фактический состав — это система юридических фактов, а сложный юридический факт — система признаков одного факта (например, состав правонарушения).

 

12 Правоотношения: признаки, виды, структура.
Правоотношения - общественные отношения урегулированные нормами права, находящиеся под охраной государства.

Признаки правоотношений: 1.они возникают, изменяются и прекращаются на основании правовых норм. Нет нормы -нет правоотношения. 2.субъекты правоотношений взаимосвязаны юр.правами и обязанностями, которые называют субъективными. 3.правоотношения носят волевой характер. Через нормы права в правоотношениях отражается гос.ая воля, правоотношения не могут осуществляться без воли участников 4.правоотношения охраняются государством. 5.правоотношения возникают по поводу определяемого блага, ценности.

Классификация правоотношений:

- по отраслевому признаку на: государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые и т.д.

по функциям права на:

-регулятивные (возникают из правомерных действий)

-охранительные (возникают из противоправных действий субъектов) правоотношения.

по степени конкретизации и субъектному составу на:

-абсолютные, точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи

-относительные,

-общерегулятивные, определяет отношения между гос.вом и гражданами, а также между гражданами (право на жизнь, честь, свободу слова)

по характеру обязанностей:

-активные, обязанность совершить действия в пользу управомомченного лица

-пассивные, воздержание от нежелательного для контрагента поведения

по сложности правоотношений:

-простые, между двумя субъектами

-сложные, между несколькими или даже ограниченным числом субъектов

по сроку действия: - кратковременные и долговременные

Содержание правоотношений:

-фактическое, (эконом., политич)

-юридическое(субъективные права и обязанности участников правоотношений)

-волевое( составляют воля государства и воля субъектов).

13 Правомерное поведение: понятие, виды, значение.
Правомерное поведение - такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. Правомерное поведение — поведение, соответствующее мере (норме) права, не нарушающее норму права. Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность совпадают далеко не всегда. Неучастие в выборах, частые браки и разводы - поведение правомерное, однако общественно не полезное. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права. Право осуществляет главным образом регулирование правомерного поведения. Правомерное поведение - это условие существования законности и правопорядка. Правопорядок является результатом правомерного поведения.

Признаки правомерного поведения: 1.Субъектами выступают люди. 2.Может выражаться в действии или бездействии 3.Является правовым, юридически значимым 4.Является общественно полезным или общественно допустимым

Виды правомерного поведения

По объективной стороне правомерного поведения (по внешней форме проявления правомерного поведения): 1. Действия - активное правомерное поведение. 2 Бездействия - пассивное правомерное поведение.

По субъективной стороне правомерного поведения (психическая сторона): 1 Активно-сознательное правомерное поведение (социально-активное) - основано на внутреннем убеждении субъекта поступать правомерно. Свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм действует активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее. 2 Положительное (привычное) поведение - осуществляется в рамках сформировавшейся привычной деятельности личности по соблюдению и исполнению правовых норм, т.е. человек поступает так в силу привычки, в силу воспитания. Особенностью данного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим, оно становится внутренней потребностью человека. 3 Конформистское правомерное поведение - такое правомерное поведение, которое основано не на глубоком внутреннем убеждении субъекта, а на том, что так поступают все окружающие. Ему присуща низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремиться не выделяться, ''делать как все''. 4 Маргинальное правомерное поведение - когда субъект поступает правомерно из-за боязни неблагоприятных последствий за неправомерное поведение (см. Вопрос 6). 5 Законопослушное поведение – это ответственное прав поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания используются добровольно, на основе надлежащего правосознания.

По сферам общественной жизни, в которых реализуется правомерное поведение: 1 Правомерное поведение в экономической сфере. 2 Правомерное поведение в политической сфере. 3 Правомерное поведение в культурной сфере и т.д.

По субъекту, осуществляющему правомерное поведение: 1 Правомерное поведение личности (индивида). 2 Правомерное поведение организаций. 3 Правомерное поведение государства, его органов, должностных лиц.

По отраслевой принадлежности юридических норм, регулирующих правомерное поведение: 1 Конституционное правомерное поведение. 2 Уголовное правомерное поведение. 3 Гражданское правомерное поведение и т.д.

С точки зрения форм реализации норм права - это соблюдение, исполнение, использование и применение норм права.

С позиции юридических фактов (в зависимости от юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект реализации) это могут быть юридические поступки и действия, создающие объективированный результат и юридические акты.

В зависимости от субъектов права, осуществляющих правомерные действия: правомерное индивидуальное и групповое поведение. Групповое – объединение действий членов определенной группы, которые характеризуются определенной степенью общности интересов, целей и единством действий.

 

14 Правонарушения: признаки, виды, состав.
Подправонарушением понимается такое неправомерное поведение человека, которое выражается в действии или бездействии.

Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не подпадают под регулирующее воздействие права, пока не выразятся в определенном поведенческом акте.

Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормами права (оказать помощь, заботиться о детях и т. д.), но не совершил их.
Признаки правонарушения:действие или бездействие;противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);виновное поведение человека;причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда.Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);совершение деяния дееспособным лицом.

Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся напроступки ипреступления.

 

15 Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды.
Юридическая ответственность (ретроспективная) - это возлагаемая в установленных законом процессуальных формах обязанность виновного лица претерпевать определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное правонарушение.

Юридическая ответственность (позитивная) - требование к будущей сознательной правомерной деятельности.

Признаки юридической ответственности:

- предполагает государственное принуждение, налагается от имени государства;

- мера и объем государственного принуждения четко предусмотрены санкцией нормы права, поэтому принуждение является легализованным;

- ответственность следует за правонарушением и обращена на правонарушителя;

- влечет за собой негативные последствия для правонарушителя: ущемление прав я возложение дополнительных обязанностей;

- возлагается компетентными правоприменительными государственными органами по установленной законом процедуре.

Основания юридической ответственности:

Норма права —» состав правонарушения —» отсутствие оснований для освобождения от юридической ответственности —» правоприменительный акт —» государственное принуждение.

Цели юридической ответственности: защита правопорядка, восстановление социальной Справедливости, предупреждение совершения новых правонарушений (частная и публичная превенция).

Виды юридической ответственности.

1. По отраслям права:

- уголовная (осуждение по приговору суда физического лица и отбывание наказания за преступление),

- административная (наказание физического или юридического лица по акту административных органон за административный проступок),

- гражданско-правовая (возмещение ущерба физическим, юридическим лицом или государством за деликт

- дисциплинарная (наказание работника или служащего за дисциплинарный проступок работодателем),

- материальная (возмещение материального ущерба, причиненного работником работодателю или наоборот):

2. По порядку возложения: налагаемая в судебном порядке (за преступление, за деликт) и налагаемая в административном порядке (за проступок).

Принципы юридической ответственности: законность; целесообразность, справедливость, неотвратимость, гуманизм, своевременность, вины, ответственность за деяние.

 

16 Место Конституции в правовой системе России. Юридические свойства Конституции.
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.

Конституцию отличают и особые юридические свойства.

Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:

в верховенстве конституции;

в ее высшей юридической силе;

в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

в особой охране конституции;

в особом порядке принятия и пересмотра Конституции, внесение в нее поправок.


17 Основы конституционного строя России. Территориальное устройство.
Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как: человек, его права и свободы как высшая ценность; народовластие; полнота суверенитета Российской Федерации; равноправие субъектов РФ; единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения; экономическая свобода как условие развития экономической системы; разделение властей; гарантии местного самоуправления; идеологическое многообразие; политический плюрализм (принцип многопартийности);приоритет закона; приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом; особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

 

18 Система органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Основы организации системы органов исполнительной власти в субъектах РФ: государственная и территориальная целостность РФ; распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий.

Постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ является высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ.

Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:1) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 2) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта рФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ; 3) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; 4) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ; 5) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ соответствии с законом субъекта РФ; 6) иные полномочия.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации: кандидатура представляется Президентом РФ Руководителем Администрации Президента РФ по предложению полномочного представителя Президента РФ в соответствующем федеральном округе; законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение 14 дней со дня представления; если кандидатура отклоняется, Президент РФ не позднее 7 дней с момента отклонения повторно вносит предложение о кандидатуре; в случае двукратного отклонения проводятся согласительные процедуры, по их результатам вносится предложение о кандидатуре или Президент РФ назначает временно исполняющего его обязанности.

19 Местное самоуправление в Российской Федерации. Муниципальные образования.
В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Основы организации системы органов исполнительной власти в субъектах РФ:

– государственная и территориальная целостность РФ;

– распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

– верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

– единство системы государственной власти;

– разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий;

– разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

– самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий.

Постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ является высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ.

Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:

1) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

2) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта рФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;

3) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

4) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

5) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ соответствии с законом субъекта РФ;

6) иные полномочия.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации:

– кандидатура представляется Президентом РФ Руководителем Администрации Президента РФ по предложению полномочного представителя Президента РФ в соответствующем федеральном округе;

– законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение 14 дней со дня представления;

– если кандидатура отклоняется, Президент РФ не позднее 7 дней с момента отклонения повторно вносит предложение о кандидатуре;

– в случае двукратного отклонения проводятся согласительные процедуры, по их результатам вносится предложение о кандидатуре или Президент РФ назначает временно исполняющего его обязанности.

 

20 Основные (конституционные) права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ – это основа всего правового статуса личности в РФ. При этом правам всегда корреспондируют обязанности, тогда как свободы предоставлены каждому независимо от исполнения им своих обязанностей перед РФ, если их ограничение не связано с исполнением приговора суда либо с иной установленной законодательством формой юридической ответственности (санкции).
К ним относятся права:

• на государственную охрану достоинства личности. Ничто не может быть основанием для его умаления;

• на свободу и личную неприкосновенность, обеспечивающее государственную охрану и защиту от противоправных посягательств на жизнь и личную свободу человека;

• на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

• на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

• на неприкосновенность жилища. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения;

• определять и указывать свою национальную принадлежность;

• на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;

• на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ;

• на свободу совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедывать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Составной частью правового статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность.

Конституция РФ 1993 г., в отличие от предыдущих российских конституций и основных законов некоторых иностранных государств, не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся главным образом в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», что подчеркивает неразрывное единство двух составных частей конституционно-правового статуса личности в России – конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей.

Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина, конкретизированных и детализированных в отраслевом законодательстве:

1) соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);

2) уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);

3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ);

4) обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»);

5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.);

6) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ);

7) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.).

8) обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе».

Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что:

– во-первых, обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер, т. е. устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный, внезаконотворческий характер. Таким образом, никаких «естественных», дозаконотворческих и внезаконотворческих обязанностей у человека по отношению к государству нет;

– во-вторых, Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6), следовательно, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности, которая, в отличие от права, являющегося мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица. Освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона;

– в-третьих, как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России (например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан Российской Федерации (в частности, обязанность по защите Отечества).

 

21 Конституционные гарантии. Гарантии правосудия.
Гарантии прав и свобод человека и гражданина - условия, средства, меры, направленные на обеспечение их осуществления, на их охрану и защиту. Принцип гарантированности является одним из принципов правового статуса человека и гражданина. Конституцией РФ и федеральными законами закрепляются как общие гарантии реализации всех прав и свобод, так и конкретные гарантии отдельных прав и свобод, наиболее важные гарантии закрепляются в Конституции РФ. Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Гарантии правовые прав и свобод человека и гражданина подразделяются на правовые (юридические) гарантии (правовые средства осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина), политические гарантии (соответствующая политика государства и деятельность государственных органов) и социально-экономические гарантии. Важнейшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина закреплены в Конституции РФ. Конституционные гарантии прав и свобод человека можно подразделять на общие гарантии (статьи 45, 46, 48 часть 2, 52-55) конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 часть 2) и специальные гарантии.
Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина:

1) Государственная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите см. ниже

2) Право на самозащиту. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (статья 45 Конституции РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (статья 14 ГК РФ "Самозащита гражданских прав"), в уголовном законодательстве (статья 37 "Необходимая оборона", статья 39 "Крайняя необходимость" УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

3) Судебная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Порядок обращения в суд, судебной защиты прав, судебного обжалования, судопроизводства устанавливается Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами.

4) Право на международную защиту. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5) Квалифицированная юридическая помощь. Статьёй 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юридическую помощь.

6) Защита прав потерпевших. В соответствии со статьёй 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.

7) Право на возмещение вреда. Согласно статье 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 1069 ГК РФ устанавливает ответственность государства за вред, причинённый государственными органами (а также органами местного самоуправления) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ - ответственность государства за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда,

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Характер гарантий прав и свобод человека и гражданина имеют также недопустимость осуществления прав и свобод человека и гражданина в нарушение прав и свобод других лиц (статья 17 часть 3), обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24 часть 2), запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34 часть 2), запрет произвольного лишения имущества (статья 35 часть 4), запрет должностным лицам скрывать факты и обстоятельства, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (статья 41 часть 3), право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причинённого экологическим правонарушением (статья 42), общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на предприятиях (статья 43 часть 2), запрет устанавливать обратную силу законов, вводящих новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков (статья 57), а также некоторые другие конституционные нормы.

22 Гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства.
Приобретение гражданства — обретение иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным российским законодательством о гражданстве.

Российское гражданство приобретается:

  • по рождению;
  • в результате приема в гражданство;
  • в результате восстановления в гражданстве;
  • путем выбора гражданства (оптации) и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации и СССР;
  • по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.

Прекращение российского гражданства — утрата лицом гражданства Российской Федерации с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...