Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цели, принципы, функции и методы управления предприятием




Под управлением производственным объединением (ПО) и промышленным предприятием (ПП) понимается совокупность органов управления, реализующих определенными методами функции управления в целях создания условий для достижения главной цели деятельности ПО (ПП). Конечной целью процесса управления является поддержание такого функционирования объекта, при котором обеспечиваются наилучшие народнохозяйственные результаты.

Управление можно рассматривать в статике и динамике. Статика управления характеризуется определенной структурой органов управления. Динамика управления — это процесс функционирования органов управления и работников этой системы. Содержание процесса управления в каждом конкретном случае обусловливается общими целями, частными задачами, принципами, методами и функциями управления.

Цель каждого конкретного предприятия (объединения) вытекает из цели общественного производства, которую определяет основной экономический закон социализма — все более полное удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей народа и всестороннее развитие личности.

Конкретное содержание целей определяется уровнем управления. Цели нижележащего уровня являются средствами достижения целей более высокого уровня управления. По времени действия цели могут быть краткосрочными (тактическими) и долгосрочными (стратегическими).

Цели управления обладают следующими свойствами:

соподчиненности, которая выражается в том, что социально-политические цели предопределяют производственно-технологические, а стратегические обусловливают тактические;

развертываемостн, проявляющейся в том, что цель более высокого уровня иерархии управления конкретизируется целями нижележащего уровня;

соотносительной важности, выражающейся в разной степени влияния отдельных частных целей на достижение цели более высокого уровня управления. Ранжирование целей является одним из основных элементов искусства управления.

Определение целей — это начало всего процесса управления.

Целевое, строго логическое и четко обоснованное управление требует точного определения целей (результатов работы), формирования реальных программ их (целей) достижения и количественной оценки параметров работ путем измерения конкретных результатов по этапам достижения поставленных целей.

При формировании цели необходимо установить:

что должно быть сделано (после тщательного анализа — почему это должно быть сделано), включая определение степени предпочтительности работ;

как это должно быть сделано (создать программу или план достижения желаемого); ■ когда это должно быть сделано;

каковы будут при этом затраты;

какие значения параметров следует считать удовлетворительными;

что уже сделано для достижения цели;

какие и когда должны быть предприняты корректирующие действия.

Первые четыре задачи относятся к функции планирования работ по достижению цели, а последние три — к функции контроля их результатов. Таким образом, целевое управление ориентировано на конечный результат. Цель и результат при целевом управлении неразделимы. Управляя работами по достижению цели, следует постоянно учитывать достигнутые результаты.

Постановка целей — наиболее важный элемент целевого управления, имеющий два аспекта: выявление целей (включая определение степеней их предпочтительности) и формулирование целей в виде, удобном для эффективного управления работами по их достижению.

Цель—это предполагаемый результат работ, за выполнение которых ответствен руководитель.

Все возможные в процессе анализа цели следует распределить по степени важности (проранжировать) на три группы:

необходимые — это цели, которые определяют успех или поражение руководителя в реализации его обязанностей. От их достижения зависит жизнеспособность подразделения;

желательные — служат для улучшения характеристик работы и обеспечения эффективного развития подразделения. Однако отсрочка или даже отклонение желательных целей не приведет к катастрофическим последствиям;

возможные — могут улучшить работу подразделения, но без них при необходимости можно обойтись.

Важно конкретизировать максимальную величину допустимых затрат, позволяющую определить целесообразность постановки данной цели и эффективность работ по ее достижению.

Искусство управления состоит в том, чтобы выявить факторы, которые можно количественно характеризовать и использовать в качестве надежного показателя успеха работ.

Способность руководства отложить начало работ по достижению некоторой цели до того времени, когда эта цель будет обеспечена необходимыми ресурсами, служит признаком его компетентности.

Цели управления достигаются на основе использования определенных принципов и функций управления.

Принципы управления. Они определяют обязательные, основные положения (основополагающие начала), которыми руководствуются в своей деятельности органы управления и люди, осуществляющие управленческую деятельность в конкретных производственных условиях. Они формируют структуру и функционирование системы управления. Ими являются:

единство политического и хозяйственного руководства. Это центральный ленинский принцип. Его еще характеризуют как принцип партийности в системе управления. Этот принцип означает необходимость политического, партийного подхода к решению производственных задач. Соблюдение принципа требует от руководителя глубокого знания экономической политики КПСС;

демократический централизм является основополагающим принципом управления социалистическим производством. Демократический централизм включает в себя централизованное государственное плановое управление производством и социалистическое самоуправление трудового коллектива. Социалистическое самоуправление в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) реализуется путем участия всего коллектива и его общественных организаций в выработке важнейших решений и контроле за их исполнением, выборности руководителей;

плановое ведение народного хозяйства. Этот важнейший принцип хозяйственного руководства направлен на повышение эффективности общественного производства, он выражается в установлении на длительный период направлений, темпов и пропорций в развитии всего народного хозяйства и его отдельных звеньев. Принцип плановости в работе предприятия заключается в планомерной организации работ всех его звеньев, во взаимной согласованности планов и действий всех подразделений для достижения главной цели.

Планирование осуществляется на всех уровнях управления. Оно должно увязывать локальные цели с народнохозяйственными, экономические задачи с социальными и научно-техническими, отраслевые с территориальными. Планирование должно быть направлено на достижение главных целей развития социалистического производства, выделять основные проблемы развития и подчинять им частные;

сочетание отраслевого и территориального принципов управления. Соблюдение данного принципа обеспечивает рациональное сочетание интересов развития отрасли и каждого предприятия с интересами развития промышленности республик и экономических районов;

единоначалие и коллегиальность. Сочетание единоначалия с коллегиальностью означает коллективное обсуждение определенных вопросов для принятия соответствующего решения и личную ответственность руководителя за правильность этого решения. Единоначалие устраняет обезличку, повышает ответственность и оперативность руководства, обеспечивает систематический контроль исполнения распоряжений. Единоначалие в системе самоуправления на предприятии выражает волю трудового коллектива и интересы государства;

правильный подбор, расстановка и воспитание кадров. Данный принцип предполагает подбор и расстановку кадров осуществлять по их деловым и политическим качествам;

научность. Принцип научности отражает возможность и необходимость научного подхода к управлению, т. е. наиболее полного использования достижений науки, требований объективных законов в процессе управления. Недооценка требований объективных закономерностей в управлении ведет к волюнтаризму и субъективизму. Научный подход к проблемам управления предполагает всесторонний анализ и учет общественных явлений, умение учесть основные тенденции экономического и социально-политического развития, а также способность осуществлять конкретные мероприятия с учетом сложившейся обстановки, перспективы на будущее, используя все последние достижения науки управления и других связанных с ней наук;

принцип режима экономии и бережливости. Принцип означает строгое соблюдение финансовой дисциплины и выполнение на всех уровнях хозяйствования мероприятий, обеспечивающих экономное использование всех видов ресурсов — сырьевых, материальных, топливно-энергетических, трудовых, денежных. Принцип предполагает технически обоснованное нормирование всех производственных ресурсов, учет и стимулирование за их экономию;

принцип материальной и моральной заинтересованности в результатах труда. Он означает, что трудящиеся получают заработную плату в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Принцип находит выражение в дифференциации заработной платы в зависимости от квалификации и условий труда; в применении систем премирования за достигнутые результаты; во внедрении хозрасчета; в соединении материальных и моральных факторов, стимулирующих повышение эффективности производства и качества выпускаемой продукции;

принцип системности означает рассмотрение каждого явления в развитии производства в связях с другими явлениями. Смысл принципа заключается в том, что меры по хозяйственному руководству должны быть комплексными, а не разрозненными, случайными. Основой этих мер должны быть стратегические решения, определяющие общие перспективы развития управляемого объекта;

принцип целенаправленности. Он устанавливает, что управлению должна быть присуща общая целеустремленность, перспективность. Принцип определяет не только формы, но и само содержание управления, что особенно важно сегодня, когда широко разрабатываются и внедряются организационные формы целевого управления;

принцип единства коренных общественных, коллективных и личных интересов. Он означает, что каждое решение в области хозяйственного руководства должно быть направлено на обеспечение этого единства.

Функции управления. Процесс управления производством можно разделить на взаимосвязанные фазы, которые часто называют функциями управления. При этом принято выделять следующие ключевые функции: планирование, организация, учет, контроль и регулирование.

Планирование, организация и учет реализуются с определенным интервалом времени, т. е. представляют собой дискретные действия. В зависимости от периода (дискрета) управления планирование называют перспективным (более года), текущим (год, квартал) и оперативным (месяц, неделя, сутки). Контроль и регулирование осуществляются как непрерывный управленческий процесс.

В широком смысле слова планирование является деятельностью по выработке и принятию управленческого решения. С планирования начинается весь цикл управления. План служит основанием для действия. Он предусматривает содержание, последовательность и сроки выполнения работ. Поэтому планирование зачастую называют важнейшей функцией управления: все другие акты управленческой деятельности направлены на то, чтобы либо обеспечить принятие правильного решения, либо своевременно и точно его выполнить.

Организация как функция управления направлена на создание условий, максимально содействующих выполнению плана. Эта деятельность касается как управляемого объекта, так и органа управления, т. е. всей системы управления. Причем взаимодействие должно быть налажено не только внутри, но и с внешней средой. Назначение данной функции управления — добиться слаженности всех элементов хозяйственной системы: рациональной организации труда, обеспеченности производственного процесса ресурсами, эффективной технологии, оптимальной структуры производства и др.

Учет является исходной функцией управления. В цикле принятия решения учет всегда предшествует планированию. По Сути дела учет является обратной связью в кибернетическом понимании этого термина. В процессе учета выявляются новые проблемы, требующие новых управленческих решений, новых организационных усилий, т. е. в результате учета активизируются функции планирования и организации.

Регулирование, включая контроль, состоит в сохранении, поддержании и совершенствовании благоприятного режима функционирования системы. Необходимость регулирования и контроля вызвана тем, что в силу разных причин ход развития системы отклоняется от плана. Регулирование должно по возможности нейтрализовать отклонения за счет изменений в самой производственной системе или в планах ее работы, смягчить действия того фактора во внешней среде, который вызывает отклонения, частично изолировать систему от возмущения.

Для целей практического анализа и проектирования управленческой технологии предлагается следующая схема ее структуризации: функции управления — комплекс управляющих процедур — управленческая процедура. Под процедурой управления понимается оформленный в виде самостоятельного документа технологический процесс управления.

Методы управления. Практическая реализация принципов и функций управления осуществляется с помощью определенных методов. Методы управления — это способы воздействия на работников и производственные коллективы в целом, обеспечивающие координацию их деятельности в процессе достижения поставленных целей. По содержанию и характеру преимущественного влияния на управляемые объекты они делятся на три группы: административные (организационно-распорядительные); экономические; социально-психологические (общественно-воспитательные).

Административные методы управления производством представляют собой вытекающую из принципов демократического централизма и единоначалия совокупность способов и приемов прямого директивного воздействия на производственную систему, управляемые объекты. Основными чертами этих методов являются: наделение руководителя (органа управления) властными полномочиями; подчинение нижестоящего звена управления вышестоящему; воздействие на управляемые объекты посредством прямых заданий, распоряжений, приказов директив; обязательное и неукоснительное выполнение указаний.

Существуют две формы практической реализации административных методов управления — организационная и распорядительная. Организационная форма—это формирование определенной структуры управления в звеньях промышленности; установление соответствующей подчиненности управленческих органов; четкое разграничение прав, обязанностей и ответственности между отдельными звеньями производственной системы. Распорядительная форма представляет собой оперативное регулирование производственной деятельности отдельных работников и различных звеньев хозяйственной системы с помощью приказов и распоряжений, разработки соответствующих инструкций, положений, методических указаний, нормативов.

Экономические методы управления — это система способов прямого и косвенного воздействия на производство путем широкого использования требований экономических законов социализма, товарно-денежных отношений и других экономических категорий с целью создания условий, обеспечивающих достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов.

Экономические методы управления обеспечивают единство экономических интересов общества, трудового коллектива и отдельного работника. Действие основного экономического закона обусловливает необходимость учета общественно необходимых потребностей, способов и средств их удовлетворения, соблюдения рационального сочетания фонда оплаты труда и фондов общественного потребления, согласования спроса и предложения. Закон планомерного развития народного хозяйства обусловливает рациональное соотношение между фондом накопления и фондом потребления в национальном доходе, необходимые пропорции в развитии средств производства и предметов потребления.

Требования закона распределения по труду реализуются в принципах и формах распределения по труду, которые включают организацию заработной платы; образование и использование фондов экономического стимулирования, оплату труда и материальное поощрение с учетом количества и качества труда.

Действие закона стоимости обусловливает необходимость использования товарно-денежных отношений и таких категорий, как цена, себестоимость, прибыль, рентабельность.

С помощью экономических методов создаются условия, заинтересовывающие трудовые коллективы и отдельных работников в высокопроизводительном, полезном для народного хозяйства труде.

Применение экономических методов основывается на соизмерении затрат и результатов. Конкретное выражение экономические методы находят в планировании, хозяйственном расчете, материальном стимулировании, штрафных материальных санкциях, финансировании, кредитовании.

Одним из важнейших экономических методов управления является планирование. Оно обеспечивает решение поставленных задач через систему плановых заданий (государственных заказов), заказов на основе заключенных хозяйственных договоров, систему стабильных экономических нормативов.

Другим не менее важным экономическим методом управления является хозрасчет. Он основан на использовании товарно-денежных отношений, направлен на достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов и базируется на соизмерении затрат и результатов отдельных звеньев социалистической экономики, на возмещении расходов собственными доходами и обеспечении рентабельности производства. Хозрасчет направлен на повышение эффективности общественного производства, он стимулирует выявление результатов производства и наиболее эффективное использование всех производственных ресурсов.

Социальные методы — это способы и приемы, обеспечивающие формирование и развитие трудового коллектива в соответствии с поставленными социальными целями. К ним относятся: широкое вовлечение трудящихся в управление производством, развитие политической и общественной активности членов коллектива, совершенствование идейно-воспитательной работы, формирование у трудящихся коммунистического отношения к труду, всестороннее развитие личности, социалистическое соревнование. Перечисленные социальные методы одновременно являются политическими и идеологическими методами управления. Социалистическое соревнование как метод управления представляет собой комплексную систему социальных, организационных, правовых и экономических воздействий.

Социально-психологические методы управления — это способы и приемы воздействий, основанные на использовании научных положений социальной психология. Эти методы реализуются через такие психологические формы воздействия, как убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений.

Все рассмотренные методы управления в той или иной мере базируются на использовании моральных и материальных стимулов к труду в их органическом сочетании. Административные и экономические методы управления тесно взаимосвязаны. При одновременном их применении административные методы создают необходимые организационные предпосылки для широкого использования экономических методов управления. Социально-психологические методы дополняют и усиливают административные и экономические методы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...