Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 3: Функциональная анатомия желудка и 12-типерстной кишки.




СПЛАНХОЛОГИЯ, АНГИОЛОГИЯ и ИММУНОЛОГИЯ (II семестр)

 

методические указания  К практическим занятиям

ПО ДИСЦИПЛИНЕ  « АНАТОМИЯ»

 

 

 

Тирасполь, 2012 г.

 

УДК  

ББК  

Ч

Спланхнология, ангиология, иммунология: Методические указания/ Чепендюк Т.А.,

Мураткова Н.В.- Тирасполь, 2011,  с.

Методические указания предназначены для подготовки студентов к практическим занятиям и экзамену по нормальной анатомии, что способствует лучшему усвоению теоретических знаний и практических навыков при изучении опорно-двигательного аппарата. 

Данные указания включают:

1. Теоритические вопросы, в виде плана ответа

2. Практические навыки, которые должен освоить студент на занятии

3. Примеры тестовых заданий.

 

Авторы: старший преподаватель Т. А. Чепендюк,

               старший лаборант         Н. В. Мураткова

 

Рецензенты: Шептицкий В.А., д..б.н., профессор

                 Р. В. Окушко к.м.н., доцент

 

Утверждено Научно-методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Протокол №

       

 

© Т.А. Чепендюк,

Н. В. Мураткова,2012

ВВЕДЕНИЕ

Изучение анатомии человека занимает одно из главных мест в программе подготовки врачей всех специализаций.

При изучении нормальной анатомии внутренних органов и сосудов закладываются базовые знания для обучения студентов на последующих кафедрах (терапии, хирургии, инфекционных болезней, педиатрии, акушерства и гинекологии), а также даёт возможность правильно оценивать разные патологические изменения внутренних органов и сосудов и адекватно назначать меры профилактики и способы лечения.

Учебно-методическое пособие для подготовки студентов медицинского факультета к практическим занятиям по дисциплине «Нормальная анатомия» имеет важное значение для обучения студентов.

Данное учебно-методическое пособие содержит тематические планы 3-х разделов, которые студенты изучают во 2-м  семестре:

1. Спланхнологию – наука о строении внутренних органов

2. Ангиологию – наука о сосудах

3. Иммунологию – наука, изучающая иммунную систему.

Методические указания к каждому практическому занятию составлены по следующему плану:

1. Вопросы, которые студент должен знать при подготовке к практическому занятию;

2. Практические навыки, которыми студент должен овладеть на практическом занятии;

3. Дополнительные материалы, используемые на практическом занятии (таблицы, муляжи, планшеты, влажные и сухие препараты, схемы).

В конце каждого раздела приведены примеры тестовых заданий. Тестовые задания охватывают весь материал учебной программы по каждой теме практического занятия. 



Тема №1: Пищеварительная система, развитие, общая анатомия, полость рта, зубы, язык, слюнные железы.

Приступая к занятию, студент должен знать:

  1. Понятие о пищеварительной системе и о желудочно-кишечном тракте, их отличие.
  2. Развитие пищеварительной системы, первичная кишка, ее отделы, их производные.
  3. Общий план строения пищеварительной системы.
  4. Полость рта, ее отделы:

а) преддверие, его стенки

б) собственно полость рта, её стенки

  1. Зубы:

а) строение (части и на продольном разрезе).

б) различия между отдельными видами зубов (по строению, функции).

в) зубная формула и зубной ряд молочных и постоянных зубов (схема).

г) сроки прорезывания и смены зубов –  возрастные особенности.

д) понятие о прикусе, его нарушения, как аномалия развития.

  1. Язык:

а) отделы, 

б) рельеф слизистой, виды сосочков, их роль в восприятии вкуса.

в) мышцы языка:

- собственные, их топография в толще языка и за его пределами.

    - скелетные их начало, прикрепление и функция.

- их значение в акте глотания и артикуляции речи

г) язычная миндалина, её расположение и функция.

  1. Слюнные железы:

а) классификация:

- по строению 

- по типу секрета 

- по размеру (большие и малые)

б) общий план строения,

в)  топография,

       г) выводные протоки

В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками:

  1. По внешнему виду зуба определить его принадлежность (молочный, постоянный, вид зуба).
  2. Изобразить схему зубной формулы и зубного ряда молочных и постоянных зубов.
  3. Показать на сухом препарате (черепе) место начала мышц языка.
  4. На препарате языка показать его  части, виды сосочков, язычную миндалину, складки, уздечку.
  5. Показать на препарате большие слюнные железы.

Тема № 2: Мягкое нёбо. Глотка, её отделы. Пищевод, строение. Акт глотания.

Приступая к занятию, студент должен знать:

I.  Твёрдое нёбо, его строение.

II. Мягкое нёбо:

1. Нёбные дуги

2. Нёбные миндалины, их топография, строение и функция

3. Мышцы мягкого нёба, их начало и прикрепление, роль в акте глотания

III. Общее понятие об анатомии костного нёба – «Волчья пасть».

IV. Миндалины «лимфоидного кольца» Пирогова, их расположение и роль в защите организма.

V. Глотка

1. 3 части, их топография:

a) Скелетотопия

b) Голотопия

c) Синтопия

2. Особенности строения стенки глотки –

a) Практическое отсутствие подслизистой основы, но сильное развитие фиброзной оболочки

b) Сжиматели и расширители глотки, их значение в различные фазы акта глотания

3. Сообщение отделов глотки: с полостью носа, среднего уха, гортанью и пищеводом.

4. Глотка – как место перекрёста пищеварительных и дыхательных путей.

        5. Акт глотания.

VI. Пищевод:

1. 3 части пищевода

2. Топографию каждой части (скелето-, син- и голотопия)

3. Строение стенки

4. Места сужений и расширений, их локализация.

5. Пищевод в рентгеновском изображении

 В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками:

  1. Показать место начала и прикрепления мышц мягкого нёба на костях черепа.
  2. Схематически изобразить лимфатическое глоточное кольцо (Пирогова-Вальдеера).
  3. Показать глотку, пищевод (их отделы) на органокомплексе и трупе в целом; на сагиттальном срезе головы и шеи.

 

Тема № 3: Функциональная анатомия желудка и 12-типерстной кишки.

Приступая к занятию, студент должен знать:

  1. Желудок:

1. Развитие

2. Макростроение:

a) Части желудка

b) Связочный аппарат

3. Топография каждой части

a) Скелетотопия

b) Голотопия

c) Синтопия

4. Строение стенки:

a) Особенности рельефа слизистой оболочки (желудочные поля), её роль в химической обработке пищи (кислая среда)

b) Ориентация слоёв мышечной оболочки, их роль в механической обработке пищи

c) Отношение к брюшине

  1. 12-перстная кишка.

1. Развитие

2. 4 части, их топография

a) Скелетотопия

b) Синтопия

c) Голотопия

3. Строение стенки

a) Особенность строения слизистой оболочки (наличие воронок, продольная складка, большие и малые сосочки)

b)  Топография 12-перстно-тощекишечного изгиба, прикрепление одноименной связки

c) Место впадения в 12-перстную кишку общего желчного и поджелудочных протоков.

В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками:

1. Показать желудок и 12-перстную кишку (их отделы) на органокомплексе и трупе в целом;

2. Показать малый и большой сосочки на срезе 12-перстной кишки

3. Назвать выводные протоки, которые открываются на их поверхность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...