Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дж. Бруно о мирах и непостижимом




В эпоху Возрождения возникает новое понимание человека и природы. Назовите направления философии, появившиеся в этот период. Мировоззрение Ренессанса во многом строится на противопоставлении идеалам Средневековья. 

В натурфилософии Джордано Бруно Бог, сочетающий в себе идеи всеединства и бесконечности, отождествляется со Вселенной (пантеизм). В Боге, по его мнению, совпадают все противоположности: минимум и максимум, материя и форма, единое и многое, изменчивость потока и постоянство законов, возможность и действительность (эти идеи были подчерпнуты Бруно у Н. Кузанского); противоположные суждения об одной и той же вещи оказываются истинными в Боге. Вселенная, с точки зрения философа, едина, бесконечна, беспредельна и неподвижна, оживотворена (гилозоизм), хотя внутри Вселенной движение вечно, природа есть «Бог в вещах». Минимум – это атом, монада, которая содержит в себе возможность всего. Т. Кампанелла утверждал, что у Бруно «Атом есть Бог». В учениях Дж. Бруно и Н. Кузанского много сходного, однако есть моменты, отличающие системы философов. Укажите их.

Бог, будучи совпадением противоположностей, ускользает от положительного познания; наиболее соответствующим Единому способом познания является «ученое незнание» Н. Кузанского, разработанное им под влиянием апофатической теологии Псевдо-Дионисия Ареопагита. Поясните, что предполагает этот путь богопознания.

Бруно рисует картину содружества обитаемых одушевленных миров, которые согласно Дж. Бруно, наделены не только жизнью, эмоциями, разумом, но и «достоинством», состоящим в том, что они выступают «посланниками и вестниками великолепия высшего единства, которое в музыкальной гармонии образует стройный порядок, являясь живым зерцалом бесконечного божества»[1]. Бруно считает, что мирам свойственны бесконечно быстрое движение, когда покой и движение совершенно совпадают, а также движение с конечной скоростью. Бесконечное движение выражает приобщенность миров к «мировой душе» и к божественному первоначалу, а конечное имеет своим источником собственную внутреннюю силу движущегося тела.

Учение Бруно содержало немало опережающих его время идей, предвосхищавших будущие научные открытия. Так, используя типичную для герметизма аналогию между человеком как микрокосмом и вселенной как макрокосмом, Бруно задолго до открытия Гарвея выдвинул идею о круговом обращении крови в организме. Диалог «Пир на пепле» повлиял на развитие учения о магнитных явлениях у Гильберта. Космологические идеи Бруно были известны Кеплеру, его пантеистическая философия всеединства повлияла на Спинозу, вдохновляла Толанда и Шеллинга, а его построения в рамках герметического искусства памяти в духе Р. Луллия были близки Лейбницу.

Обратите внимание, что пантеизм и гилозоизм Бруно лежит в основе его представлений о животных и их роли в жизни человека.

Для более глубокого освоения материала рекомендуется написание реферата.

 

Примерные вопросы по теме:

1. Черты философии эпохи Возрождения.

2. Пантеизм и гилозоизм Дж. Бруно.

3. Дж. Бруно о непостижимом. Влияние Н. Кузанского.

4. Учение Дж. Бруно о множественности миров.

5. Идеи Дж. Бруно, предвосхищающие научные открытия.

6. Дж. Бруно о животных и их роли в жизни человека.

 

Литература

1. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 126-128

2. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.-С. 316-324

3. 1(075)

Ф561

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 133-146

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

 

Социальная философия Т. Гоббса

Мировоззрение Нового времени значительно отличается от Средневекового и Возрожденческого. Универсум уже не предстает как организм, как целостность; мир представляется механизмом. В Возрождение свойства живого переносились на неодушевленную материю, в период Нового времени живое оказывается неживым. Характерно название трактата Ж. Ламетри «Человек-машина». Если Ренессанс является расцветом гуманитарного знания, филологии, теории перевода, то Новое время ориентируется на точные и естественные науки.

Философия в этот период занимается поиском оптимального научного метода, который обеспечит истинность полученного знания. Какие направления в философии появляются в этот период? Охарактеризуйте их. Какой позиции соответствуют взгляды Т. Гоббса?

Значимую роль в системе философских воззрений Томаса Гоббса играет проблема человека не как физического, но как разумного существа; исходным понятием для социальной философии мыслителя является понятие человеческой природы.

Гоббс подчеркнул эгоистическую природу человека, которая нашла свое отражение в утверждении: «Человек человеку волк», характеризующее догосударственное, естественное состояние человечества. Раскройте представления Т. Гоббса о естественном состоянии человека.

Каков выход из этого состояния? Какую роль отводит философ общественному договору? Как, сточки зрения мыслителя, возникает государство? Что гарантирует государство гражданину? Почему образ Левиафана, с точки зрения Т. Гоббса, отражает сущность государства? Фактически, государственность становится главным морально воспитывающим фактором цивилизации, право и мораль сближаются. Верховная государственная власть – абсолютна, ее носитель (не обязательно король) не должен разделять ее ни с кем. Сравните теорию общественного договора Т. Гоббса с теорией государства Ж.-Ж. Руссо.

Сделайте выводы, результаты Вашей самостоятельной работы отразите в реферате.

 

Примерные вопросы по теме:

1. Общая характеристика философии Нового времени.

2. Эмпиризм и материализм Т. Гоббса. Философия природы.

3. Понятие о естественном состоянии в политической философии Т. Гоббса. Теория общественного договора.

4. Представление Т. Гоббса о государстве как Левиафане.

5. Т. Гоббс о власти суверена.

 

Литература

 

1. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 132-133

2. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 345-351

3. 1(075)

Ф561

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 156-157

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

 

Физика Р. Декарта

Философия Нового времени по предмету и чертам отличается от философии Средневековья и Ренессанса. Охарактеризуйте этот период в истории западноевропейской мысли. Рене Декарт (латинизированное имя - Картезий) - французский философ, физик и математик, представитель классического рационализма. Какие науки для него являются идеалом научности? Что является критерием истины для философа? Определите роль интеллектуальной интуиции в гносеологии Декарта. Раскройте его учение о методе, состоящее из четырех положений. В чем заключается методологическое сомнение Декарта, и каким образом он приходит к заключению «Я мыслю, следовательно, существую»?

По мнению мыслителя, важнейшие положения физики определяются метафизикой (философией). Обратите внимание на механицизм физики Р. Декарта. Главными свойствами материальной субстанции философ считал протяженность и делимость. При этом он отрицает наличие пустоты и атомов (поскольку все, что обладает протяженностью материально, все, что материально - делимо). Декарт считал, что материя имеет корпускулярное строение. Поясните, в чем отличие атомов от корпускул?

Происхождение космических тел философ объяснял теорией вихрей. В качестве главного закона движения Декарт выдвигает закон инерции (впервые им сформулированный), в основе которого, по мнению философа, лежит неизменность Бога. Декарт в духе мировоззрения Нового времени представляет себе мир как машину, точнее, как гигантскую систему тонко сконструированных машин. Все живое подчинено механическим законам и всецело ими объясняется. Это стирает границы между естественным и искусственным. Если мир – это механизм, то механика – это наука о нем. Раскройте сущность физиологических воззрений Р. Декарта. Какую роль в своей картине мира философ отводит Богу?

Учения мыслителя о бытии (онтология) и о познании (гносеология) являются идеалистическими, тогда как космология, физика и физиология – материалистичны; этот дуализм (двойственность) философии Декарта имеет своим источником дуализм телесной и духовной субстанций.

Для более глубоко освоения материала рекомендуется написание реферата.

 

Примерные вопросы по теме:

 

1. Основные черты философии Нового времени.

2. Рационализм Р. Декарта. Очевидность, критерии истины (ясность и отчетливость) и методологическое сомнение. «Я мыслю, следовательно, существую». Учение о методе.

3. Деизм и механицизм Р. Декарта. Корпускулярная теория материи.

4. Картезианская теория вихрей. Основные физические законы.

5. Дуализм философии Р. Декарта.

6. Р. Декарт как физиолог.

Литература

 

1. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. М.: Университетская книга, 2000 г. - 455 с.

2. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 139-141

3. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 334-342

4. 1(075)

Ф561

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 157-161

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 585.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...