Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
(методические указания № 4.4/ 27 - 2008)
г. Гомель 2008г.
Настоящие методические указания разработаны в целях улучшения организации занятий по физическому воспитанию в детских и подростковых учреждениях и контроля за их проведением.
Методические указания предназначены для учреждений государственного санитарного надзора, учреждений образования, специалистов, организующих и контролирующих работу по физвоспитанию детей и подростков в учреждениях образования.
Составители: заведующая отделением гигиены детей и подростков ГУ «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Саварина С.А., врач-стажер отдела гигиены ГУ «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Феськова О.В.
Гигиеническая оценка физвоспитания в детских и подростковых учреждениях должна проводиться по схеме:
1. Результаты контроля за медицинским обследованием с целью распределения учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой: – своевременность прохождения медицинских осмотров; – полнота охвата учащихся медицинскими осмотрами; – использование скрининг-программ при обследовании; – наличие в заключении по итогам обследования информации о группе здоровья, медицинской группе для занятии физкультурой, рекомендаций по двигательному режиму; – комплектование специальных медицинских групп (СМГ) и групп лечебной физкультуры (ЛФК); – наличие информации о распределении школьников на медицинские группы у преподавателей физической культуры; – допуск к занятиям по физической культуре учащихся, не прошедших медосмотр; – причины освобождения от уроков физической культуры; – допуск к урокам, тренировкам соревнованиям школьников после перенесенных заболеваний;
2. Гигиеническая оценка уроков физической культуры (занятий СМГ) с характеристикой адекватности физических нагрузок для школьников (воспитанников) разных медицинских групп: – место урока физической культуры в расписании учебного дня и недели; – число отсутствующих на уроке, причины отсутствия; – тип урока; – построение урока с выделением отдельных структурных частей; – хронометраж с оценкой общей и моторной плотности; – соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся; – дифференцированный подход к учащимся с учетом полового диморфизма; – степень утомления у наблюдаемых школьников; – наличие информации по гигиеническим вопросам на уроке; – выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и обуви, при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма; – санитарно-гигиеническая оценка условий проведения урока; – комплексная гигиеническая оценка урока (занятия СМГ);
3. Результаты контроля за условиями проведения физкультурно-оздоровительных и физкультурно-спортивных мероприятий. – наличие помещений и специально оборудованных площадок для проведения различных форм обучения и оздоровительных мероприятий; – соответствие площади и состава помещений (набора площадок) требованиям нормативных документов; – наличие раздевалок, их обустройство; – наличие необходимого оборудования и инвентаря, их состояние, исправность; – гигиеническая оценка освещения, вентиляции, отопительных устройств с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования; – соблюдение правил внутреннего распорядка работы зала и дежурных на уроке (занятии); – санитарное состояние основных и вспомогательных помещений, спортивных сооружений, спортивных площадок на момент обследования;
4. Результаты контроля за фактическим выполнением двигательного режима в целом, за сочетанием уроков физической культуры с физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня; вовлечением учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре, спорту и туризму. 5. Результаты контроля наличия и ведения медицинской и педагогической документации: – наличие и выполнение плана работы врача и среднего медицинского работника; – наличие медицинских карт школьника (ф.26) – оформление «Медицинских листков классов»; – наличие приказа о занятиях специальной медицинской группы (СМГ); – расписание занятий СМГ; – заверенные руководителем учебного заведения и медицинским работником списки детей и подростков, допущенных к соревнованиям, туристским походам, участию в др. физкультурных мероприятиях; – учет результатов медико-педагогического контроля за организацией физкультурно-оздоровительной работы в учебном заведении; – материалы по оценке эффективности физкультурно-оздоровительной работы; –календарь спортивно-массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий на учебный год, расписание занятий физкультурных кружков, групп ОФП, спортивных секций и т. п., протоколы совещаний и советов, на которых рассматривались вопросы оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы в учебном заведении.
Результаты гигиенической оценки обобщаются и выносятся на обсуждение административных, педагогических и родительских советов учебного заведения, советов РОО, коллегий городских (областных) управлений образования.
Определение моторной плотности урока
В структуре урока (занятия) физкультуры должны быть выделены три части: подготовительная (вводная), основная, заключительная. В общеобразовательном учреждении продолжительность подготовительной части составляет 5-10 минут, основной - 25-30 минут, заключительной - 3-5 минут. Содержание урока определяется действующей учебной программой и темой урока.
В ДДУ общая продолжительность и длительность структурных частей физкультурных занятий составляет:
Для определения общей плотности урока учитывают полезно затраченное время урока, т.е. время, затраченное на выполнение движений, объяснение и показ упражнений, страховку, оценку и т. д. Общую плотность урока определяют отношением полезно затраченного времени к общей продолжительности урока и выражают в процентах. При правильно организованном уроке его общая плотность урока должна приближаться к 100%. Оптимально вести наблюдение за 2-4 учениками разного пола и с помощью секундомера учитывать время наблюдения. Моторная (двигательная) плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности (ВДА) одного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах, и показывает эффективность проведенного урока. Моторная плотность определяется по формуле:
МПУ = ВДА (ученика) : ВУ × 100%
Где: МПУ - моторная плотность урока; ВДА - суммарное время двигательной активности ученика в минутах (то время, когда ребенок находится в движении, выполнении каких-либо заданий, упражнений и др.); ВУ - время урока в минутах (35, 45 минут).
Величина моторной плотности зависит от типа урока, а также от многих других факторов - от возраста учащихся, количества учащихся в классе, числа мальчиков и девочек, уровня физической подготовленности и т. д.
Примерные величины моторной плотности урока физкультуры:
Тип урока Моторная плотность 1. Вводный урок 10% - 40% 2. Урок ознакомления с новым материалом 20% - 40% 3. Урок разучивания нового материала 30%- 50% 4. Урок закрепления и совершенствования нового материала 50% -80% 5. Контрольный урок 40%-50% 6. Комбинированный урок 40% - 60% 7. Сюжетные уроки (сказка, путешествие), урок-соревнование 30% -60% 8. Урок - круговая тренировка 50% - 80%
Наиболее информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота пульса. По динамике её изменения на протяжении урока физкультуры и в восстановительном периоде оценивают правильность построения урока, соответствие нагрузки функциональным возможностям организма ребенка. Частоту пульса определяют за 10-секундные отрезки времени - до урока, после подготовительной части, на высоте основной, после основной, после заключительной части и в течение 3-5 мин в восстановительном периоде. Полученные данные используют для построения кривой физиологической нагрузки.
При правильно организованном занятии физкультурой физиологическая кривая представляет собой восходящую линию, которая может подниматься в основной части урока на 80-100% (для детей основной медицинскойгруппы) по отношению к исходному уровню, с несколькими зубцами, соответствующими выполнению наиболее интенсивных упражнений. В заключительной части урока должна наблюдаться выраженная тенденция к снижению кривой. Разница исходных и конечных показателей не должна превышать 20%. Незначительный подъем кривой свидетельствует о малой нагрузке на уроке, не обеспечивающей тренирующего эффекта.
Двигательные режимы при средней (измеренной несколько раз за урок) частоте пульса (150-170 ударов в минут) - самые оптимальные для основной группы, поскольку они обеспечивают эффективную тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Частота пульса 150-170 ударов в минуту является переходным рубежом от аэробного к анаэробному дыханию.
Резкое учащение пульса и отсутствие тенденции к его снижению к концу заключительной части урока указывают на чрезмерность нагрузки.
Изменения частоты пульса ребенка во время урока (занятия) фузкультуры в школе, ДДУ
Исследования и анализ кривой физической нагрузки детей на уроке физкультуры проводят, как правило, на примере 2-4 учащихся разного пола. В соответствии с санитарными правилами медицинский работник учебно-воспитательного учреждения совместно с администрацией систематически (не реже 1 раза в месяц) осуществляют контроль за организацией и проведением всех форм физического обучения и воспитания детей и подростков. Результаты должны обсуждаться в педколлективах, на родительских собраниях. Для учащихся подготовительной группы с отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы рекомендуется использовать физические нагрузки, направленные преимущественно на развитие общей выносливости. Основными средствами являются ходьба, дозированный бег умеренной интенсивности, плавание, упражнения на тренажерах, подвижные и спортивные игры (по упрощенным правилам), упражнения на развитие равновесия, дыхательные упражнения, средства закаливания самомассаж, водные процедуры. Не рекомендуется выполнять прыжки в длину с места и поднимать туловище (для девочек) из положения лежа. Учащимся подготовительной группы с нарушением функций органов брюшной полости, малого газа, можно выполнять упражнении для улучшения осанки, укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна, дыхательные упражнения, им необходимы массаж, самомассаж, водные процедуры. Дети могут выполнять «челночный» и 6-минутный бег. Не следует делать наклоны туловища из положения сидя, подтягиваться на перекладине (для мальчиков), поднимать туловище из положения лёжа(для девочек), прыгать в длину с места. Учащимся с анатомическими дефектами опорно-двигательного аппарата, отстающим в физическом развитии (при массе и росте в пределах минус δ по сравнению с возрастными стандартами), имеющим нарушения осанки, плоскостопием, остаточными явлениями и последствиями закрытых травм черепа (не ранее, чем через год после занятий в специальной группе) физические нагрузки подбирают строго индивидуально.
Пример оценки частоты пульса учащегося в течение урока физкультуры Частота пульса измеряется с помощью секундомера в регламентированные и наиболее характерные для гигиенического анализа части урока (занятия).
Одновременно проводят хронометрирование составных частей урока (в минутах). В данном примере они составили: вводная (или подготовительная) – 10 мин., основная – 30 мин, заключительная – 5 мин. Все полученные данные изображают графически (см. Рис.1) и получают физиологическую кривую физической нагрузки урока физкультуры. Рисунок 1. Физиологическая кривая физической нагрузки учащегося на уроке физкультуры
Данный пример показывает, что урок физкультуры составлен и проведен правильно, физическая нагрузка в течение урока была дана с учетом гигиенических требований, физиологических особенностей и физического состояния ребенка.
Результаты гигиенической оценки оформляются в виде акта санитарно-гигиенического обследования (см. приложение «рекомендуемая форма акта санитарно-гигиенического обследования»).
Приложение 4 Рекомендуемая форма АКТ от «__» __________ 200_ г. _____________________________________________________________________________ (фамилия, инициалы должностного лица органа или учреждения, _____________________________________________________________________________ осуществляющих государственный санитарный надзор) _____________________________________________________________________________ проведено санитарно-гигиеническое и эпидемиологическое обследование _____________________________________________________________________________ (название юридического лица, фамилия, инициалы индивидуального предпринимателя)
на основании предписания ______________________________________________________ (дата и номер) _____________________________________________________________________________ (цель) в присутствии _________________________________________________________________ (фамилия, инициалы, должность, адрес) Установлено: · Двигательный режим школьников обеспечивается следующими формами физического воспитания: 1. уроки физической культуры, 2. физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня: гимнастика до уроков ( время , какие классы )________________________________ _________________________________________________________________________ физкультурные минутки или физкультпаузы (количество, вид)_________________ подвижные перемены (время, продолжительность)____________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ динамические перемены в группах продленного дня (время, количество в течение дня, продолжительность)_______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Внеклассные формы физического воспитания: кружки физической культуры, спортивные секции, группы общей физической подготовки и др. _____________ (нужное подчеркнуть) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ режим работы____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (перечислить, указать даты проведения в текущем учебном году)______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Дни (праздники) здоровья (указать даты проведения в текущем учебном году)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Распределение школьников (воспитанников) на медицинские группы для занятий физической культурой: 1. Время проведения медицинских осмотров_________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Итоги проведенных медицинских осмотров регистрируются _________________ _________________________________________________________________________ (где, кем) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Полнота заключений (группа здоровья, медицинская группа для занятий физкультурой, рекомендации педагогу по двигательному режиму, противопоказания и назначения обследуемому), ______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ правильность распределения учащихся на медицинские группы (указать в какие медицинские группы отнесены школьники 3-й и 4-й групп здоровья, имеется ли приказ директора школы), к какому числу заканчивается распределение на медицинские группы ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Наполняемость специальных медицинских групп, количество групп, время проведения занятий_______________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ учащиеся каких классов посещают 1 СМГ__________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ имеют ли преподаватели дополнительную подготовку________________________ _________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Где и кто проводит занятия групп ЛФК, наполняемость___________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Выполнение гигиенических требований к организации урока физкультуры: · Место проведения, наличие физкультурных залов, физкультурных площадок, стадионов____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Количество в течение недели __________________________________________ · Место в расписании___________________________________________________ · Наличие сдвоенных уроков____________________________________________ · Параметры микроклимата, уровней искусственной и естественной освещенности, обеспечение проветривания, кратность проведения влажной уборки поверхностей и оборудования, наличие отдельного уборочного инвентаря_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Обеспеченность спортивным инвентарем в соответствии с типовым перечнем_____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Обеспеченность спортивным оборудованием спортивного зала, площадки, стадиона (наличие беговой дорожки, игровых площадок, турников и др.), в соответствии с типовым перечнем ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Санитарное состояние мест для занятий спортом на момент проверки, целостность и исправность инвентаря___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Наличие у учащихся спортивной одежды и обуви _______________________ _________________________________________________________________________ · Содержание урока, наличие физических упражнений, содей укреплению здоровья, гармоническому развитию и формированию правильной осанки.______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
7. Построение урока с выделением отдельных структурных частей. обеспечение оптимальной общей и моторной плотности: · Продолжительность подготовительной части ____________________________ продолжительность основной части ________________________________________ продолжительность заключительной части ___________________________________ · Общая плотность урока (на примере 2-4 учащихся)
Время, затраченное на выполнение движений, объяснение, показ упражнений, страховку Общая плотность = ------------------------------------------------------------------- x 100% Общая продолжительность урока
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Моторная (двигательная) плотность урока (МПУ) (на примере 2-4 учащихся)
Суммарное время двигательной активности ученика МПУ = ------------------------------------------------------------------------- х 100% Время урока в минутах
_________________________________________________________________________ · Частота пульса (на примере 2-4 учащихся: мальчик, девочка)
· Количество учащихся на уроке, количество отсутствующих, причины их отсутствия _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Наличие медицинской документации: · наличие и выполнение плана работы врача или среднего медработника · наличие мед.карт школьника ф.26/у · оформление мед.листков в классах · наличие приказа о занятиях спец.медгруппы (СМГ) · расписание занятий СМГ · заверенные руководителем учебного заведения и мед.работником списки детей и подростков, допущенных к соревнованиям, туристским походам, участию в других спортивных мероприятиях, · учет результатов медико-педагогического контроля за организацией физкультурно-оздоровительной работой, · протоколы совещаний, собраний и советов, на которых рассматривались вопросы оценки проведения и эффективности физкультурно-оздоровительной работы в учебном заведении. · показатели заболеваемости · данные о выполнении учащимися установленных контрольных нормативов
Выводы и предложения госсаннадзора: _____________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принятые меры ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Отметка в журнале учета проверок (ревизий) ______________________________________________ Настоящий акт составлен в 2 экземплярах.
Литература
1. МУ «Гигиенический контроль за организацией двигательного режима школьников», Минск, 2000. 2. МР «Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста» (МР РБ № 11-14-2-2001) 3. Учебно-методическое пособие «Гигиеническая оценка организации физического воспитания и санитарного состояния спортивных сооружений в школе», УО «Гомельский государственный медицинский университет», Гомель, 2007. 4. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков» под редакцией В. Н. Кардашенко, Медицина, Москва, 1983. 5. СанПиН 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений» 6. СанПиН 14-31-95 «Санитарные правила и нормы устройства и содержания детских дошкольных учреждений». 7. В.Р. Кучма «Гигиена детей и подростков», Медицина, Москва, 2001.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 260. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |