Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ




(методические указания № 4.4/ 27 - 2008)

 

г. Гомель

2008г.

 

 

 

 

Настоящие методические указания разработаны в целях улучшения организации занятий по физическому воспитанию в детских и подростковых учреждениях и контроля за их проведением.

 

 

Методические указания предназначены для учреждений государственного санитарного надзора, учреждений образования, специалистов, организующих и контролирующих работу по физвоспитанию детей и подростков в учреждениях образования.

 

Составители: заведующая отделением гигиены детей и подростков ГУ «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Саварина С.А., врач-стажер отдела гигиены ГУ «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Феськова О.В.

 

 

Гигиеническая оценка физвоспитания в детских и подростковых учреждениях должна проводиться по схеме:

 

1. Результаты контроля за медицинским обследованием с целью распределения учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой:

своевременность прохождения медицинских осмотров;

полнота охвата учащихся медицинскими осмотрами;

использование скрининг-программ при обследовании;

наличие в заключении по итогам обследования информации о группе здоровья, медицинской группе для занятии физкультурой, рекомендаций по двигательному режиму;

комплектование специальных медицинских групп (СМГ) и групп лечебной физкультуры (ЛФК);

наличие информации о распределении школьников на медицинские группы у преподавателей  физической культуры;

допуск к занятиям по физической культуре учащихся, не прошедших медосмотр;

причины освобождения от уроков физической культуры;

допуск к урокам, тренировкам соревнованиям школьников после перенесенных заболеваний;

 

2. Гигиеническая оценка уроков физической культуры (занятий СМГ) с характеристикой адекватности физических нагрузок для школьников (воспитанников) разных медицинских групп:

место урока физической культуры в расписании учебного дня и недели;

 число отсутствующих на уроке, причины отсутствия;

 тип урока;

 построение урока с выделением отдельных структурных частей;

 хронометраж с оценкой общей и моторной плотности;

 соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся;

 дифференцированный подход к учащимся с учетом полового диморфизма;

 степень утомления у наблюдаемых школьников;

 наличие информации по гигиеническим вопросам на уроке;

выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и обуви, при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма;

 санитарно-гигиеническая оценка условий проведения урока;

 комплексная гигиеническая оценка урока (занятия СМГ);

 

3. Результаты контроля за условиями проведения физкультурно-оздоровительных и физкультурно-спортивных мероприятий.

наличие помещений и специально оборудованных площадок для проведения различных форм обучения и оздоровительных мероприятий;

 соответствие площади и состава помещений (набора площадок) требованиям нормативных документов;

 наличие раздевалок, их обустройство;

 наличие необходимого оборудования и инвентаря, их состояние, исправность;

гигиеническая оценка освещения, вентиляции, отопительных устройств с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования;

соблюдение правил внутреннего распорядка работы зала и дежурных на уроке (занятии);

 санитарное состояние основных и вспомогательных помещений, спортивных сооружений, спортивных площадок на момент обследования;

 

4. Результаты контроля за фактическим выполнением двигательного режима в целом, за сочетанием уроков физической культуры с физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня; вовлечением учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре, спорту и туризму.

5. Результаты контроля наличия и ведения медицинской и педагогической документации:

наличие и выполнение плана работы врача и среднего медицинского работника;

наличие медицинских карт школьника (ф.26)

 оформление «Медицинских листков классов»;

 наличие приказа о занятиях специальной медицинской группы (СМГ);

 расписание занятий СМГ;

 заверенные руководителем учебного заведения и медицинским работником списки детей и подростков, допущенных к соревнованиям, туристским походам, участию в др. физкультурных мероприятиях;

 учет результатов медико-педагогического контроля за организацией физкультурно-оздоровительной работы в учебном заведении;

материалы по оценке эффективности физкультурно-оздоровительной работы;

календарь спортивно-массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий на учебный год, расписание занятий физкультурных кружков, групп ОФП, спортивных секций и т. п., протоколы совещаний и советов, на которых рассматривались вопросы оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы в учебном заведении.

 

Результаты гигиенической оценки обобщаются и выносятся на обсуждение административных, педагогических и родительских советов учебного заведения, советов РОО, коллегий городских (областных) управлений образования.

 

 

Определение моторной плотности урока

 

В структуре урока (занятия) физкультуры должны быть выделены три части: подготовительная (вводная), основная, заключительная. В общеобразовательном учреждении продолжительность подготовительной части составляет 5-10 минут, основной - 25-30 минут, заключительной - 3-5 минут. Содержание урока определяется действующей учебной программой и темой урока.

 

В ДДУ общая продолжительность и длительность структурных частей физкультурных занятий составляет:

 

Возрастная группа

Продолжитель-

ность всего занятия

Длительность структурных частей

Ввод

ной

Основной

Заключи

тельной

Общеразвивающие упражнения Обучение основным движениям Подвижные игры
3-4 15-20 2-3 4-5 9-10 3-4 2-3
4-5 20-25 3-4 5-6 11-12 3-4 3-4
5-6 25-30 3-4 6-7 13-15 4-5 4-5
6-7 30-35 3-4 7-8 14-15 4-5 4-5

 

Для определения общей плотности урока учитывают полезно затраченное время урока, т.е. время, затраченное на выполнение движений, объяснение и показ упражнений, страховку, оценку и т. д. Общую плотность урока определяют отношением полезно затраченного времени к общей продолжительности урока и выражают в процентах. При правильно организованном уроке его общая плотность урока должна приближаться к 100%.

Оптимально вести наблюдение за 2-4 учениками разного пола и с помощью секундомера учитывать время наблюдения.

Моторная (двигательная) плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности (ВДА) одного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах, и показывает эффективность проведенного урока. Моторная плотность определяется по формуле:

 

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ × 100%

 

Где:

МПУ - моторная плотность урока;

ВДА - суммарное время двигательной активности ученика в минутах (то время, когда ребенок находится в движении, выполнении каких-либо заданий, упражнений и др.);

ВУ - время урока в минутах (35, 45 минут).

 

Величина моторной плотности зависит от типа урока, а также от многих других факторов - от возраста учащихся, количества учащихся в классе, числа мальчиков и девочек, уровня физической подготовленности и т. д.

 

 

Примерные величины моторной плотности урока физкультуры:

 

Тип урока                                                                Моторная плотность

1.   Вводный урок                                                                  10% - 40%

2.   Урок ознакомления с новым материалом                         20% - 40%

3.   Урок разучивания нового материала                                 30%- 50%

4.   Урок закрепления и совершенствования нового материала 50% -80%

5.   Контрольный урок                                                            40%-50%

6.   Комбинированный урок                                                   40% - 60%

7.  Сюжетные уроки (сказка, путешествие), урок-соревнование 30% -60%

8.   Урок - круговая тренировка                                             50% - 80%

 

Наиболее информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота пульса. По динамике её изменения на протяжении урока физкультуры и в восстановительном периоде оценивают правильность построения урока, соответствие нагрузки функциональным возможностям организма ребенка. Частоту пульса определяют за 10-секундные отрезки времени - до урока, после подготовительной части, на высоте основной, после основной, после заключительной части и в течение 3-5 мин в восстановительном периоде. Полученные данные используют для построения кривой физиологической нагрузки.

 

При правильно организованном занятии физкультурой физиологическая кривая представляет собой восходящую линию, которая может подниматься в основной части урока на 80-100% (для детей основной медицинскойгруппы) по отношению к исходному уровню, с несколькими зубцами, соответствующими выполнению наиболее интенсивных упражнений. В заключительной части урока должна наблюдаться выраженная тенденция к снижению кривой. Разница исходных и конечных показателей не должна превышать 20%. Незначительный подъем кривой свидетельствует о малой нагрузке на уроке, не обеспечивающей тренирующего эффекта.

 

Двигательные режимы при средней (измеренной несколько раз за урок) частоте пульса (150-170 ударов в минут) - самые оптимальные для основной группы, поскольку они обеспечивают эффективную тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Частота пульса 150-170 ударов в минуту является переходным рубежом от аэробного к анаэробному дыханию.

 

Резкое учащение пульса и отсутствие тенденции к его снижению к концу заключительной части урока указывают на чрезмерность нагрузки.

 

Изменения частоты пульса ребенка во время урока (занятия) фузкультуры в школе, ДДУ

 

  ДДУ Школа
Вводная (подготовительная) часть 15-20% 50-60%
Основная часть 50-60% 70-90%
Подвижная игра 70-80% не нормируется
Заключительная часть 5-10% 10-15%
Восстановление пульса через 2-3 мин. через 3-5 мин.

 

Исследования и анализ кривой физической нагрузки детей на уроке физкультуры проводят, как правило, на примере 2-4 учащихся разного пола. В соответствии с санитарными правилами медицинский работник учебно-воспитательного учреждения совместно с администрацией систематически (не реже 1 раза в месяц) осуществляют контроль за организацией и проведением всех форм физического обучения и воспитания детей и подростков. Результаты должны обсуждаться в педколлективах, на родительских собраниях.

Для учащихся подготовительной группы с отклонениями со стороны сердечно­-сосудистой системы рекомендуется использовать физические нагрузки, направленные преимущественно на развитие общей выносливости. Основными средствами являются ходьба, дозированный бег умеренной интенсивности, плавание, упражнения на тренажерах, подвижные и спортивные игры (по упрощенным правилам), упражнения на развитие равновесия, дыхательные упражнения, средства закаливания самомассаж, водные процедуры.

Не рекомендуется выполнять прыжки в длину с места и поднимать туловище (для девочек) из положения лежа.

Учащимся подготовительной группы с нарушением функций органов брюшной полости, малого газа, можно выполнять упражнении для улучшения осанки, укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна, дыхательные упражнения, им необходимы массаж, самомассаж, водные процедуры. Дети могут выполнять «челночный» и 6-минутный бег.

Не следует делать наклоны туловища из положения сидя, подтягиваться на перекладине (для мальчиков), поднимать туловище из положения лёжа(для девочек), прыгать в длину с места.

Учащимся с анатомическими дефектами опорно-двигательного аппарата, отстающим в физическом развитии (при массе и росте в пределах минус δ по сравнению с возрастными стандартами), имеющим нарушения осанки, плоскостопием, остаточными явлениями и последствиями закрытых травм черепа (не ранее, чем через год после занятий в специальной группе) физические нагрузки подбирают строго индивидуально.

 

Пример оценки частоты пульса учащегося в течение урока физкультуры

   Частота пульса измеряется с помощью секундомера в регламентированные и наиболее характерные для гигиенического анализа части урока (занятия).

 

Часть урока Время урока в мин. Частота пульса в удар/мин
Перед началом урока 0 60
После вводной части 10 75
Пик основной части 25 160
Конец основной части 40 120
Конец заключительной части 45 70
На перемене 48 60

Одновременно проводят хронометрирование составных частей урока (в минутах). В данном примере они составили: вводная (или подготовительная) – 10 мин., основная – 30 мин, заключительная – 5 мин. Все полученные данные изображают графически (см. Рис.1) и получают физиологическую кривую физической нагрузки урока физкультуры.

                                                                                       Рисунок 1.

                  Физиологическая кривая физической нагрузки

                            учащегося на уроке физкультуры

Данный пример показывает, что урок физкультуры составлен и проведен правильно, физическая нагрузка в течение урока была дана с учетом гигиенических требований, физиологических особенностей и физического состояния ребенка.

   

Результаты гигиенической оценки оформляются в виде акта санитарно-гигиенического обследования (см. приложение «рекомендуемая форма акта санитарно-гигиенического обследования»).

 

 

 Приложение 4

                                                                                                                               Рекомендуемая форма

АКТ
санитарно-гигиенического обследования

от «__» __________ 200_ г.

_____________________________________________________________________________             (фамилия, инициалы должностного лица органа или учреждения,

_____________________________________________________________________________              осуществляющих государственный санитарный надзор)

_____________________________________________________________________________

проведено санитарно-гигиеническое и эпидемиологическое обследование _____________________________________________________________________________

(название юридического лица, фамилия, инициалы индивидуального предпринимателя)

 

на основании предписания ______________________________________________________

(дата и номер)

_____________________________________________________________________________

(цель)

в присутствии _________________________________________________________________

(фамилия, инициалы, должность, адрес)

Установлено:

· Двигательный режим школьников обеспечивается следующими формами физического воспитания: 1. уроки физической культуры, 2. физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня:

гимнастика до уроков ( время , какие классы )________________________________

_________________________________________________________________________

физкультурные минутки или физкультпаузы (количество, вид)_________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

подвижные перемены (время, продолжительность)____________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

динамические перемены в группах продленного дня (время, количество в течение дня, продолжительность)_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Внеклассные формы физического воспитания: кружки физической культуры, спортивные секции, группы общей физической подготовки и др. _____________

(нужное подчеркнуть)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

режим работы____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (перечислить, указать даты проведения в текущем учебном году)______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Дни (праздники) здоровья (указать даты проведения в текущем учебном году)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Распределение школьников (воспитанников) на медицинские группы для занятий физической культурой:

1. Время проведения медицинских осмотров_________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Итоги проведенных медицинских осмотров регистрируются _________________

_________________________________________________________________________

(где, кем)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Полнота заключений (группа здоровья, медицинская группа для занятий физкультурой, рекомендации педагогу по двигательному режиму, противопоказания и назначения обследуемому), ______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 правильность распределения учащихся на медицинские группы (указать в какие  медицинские группы отнесены школьники 3-й и 4-й групп здоровья, имеется ли приказ директора школы), к какому числу заканчивается распределение на медицинские группы

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Наполняемость специальных медицинских групп, количество групп, время проведения занятий_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

учащиеся каких классов посещают 1 СМГ__________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

имеют ли преподаватели дополнительную подготовку________________________

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 5. Где и кто проводит занятия групп ЛФК, наполняемость___________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выполнение гигиенических требований к организации урока физкультуры:

· Место проведения, наличие физкультурных залов, физкультурных площадок, стадионов____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Количество в течение недели __________________________________________

· Место в расписании___________________________________________________

· Наличие сдвоенных уроков____________________________________________

· Параметры микроклимата, уровней искусственной и естественной освещенности, обеспечение проветривания, кратность проведения влажной уборки поверхностей и оборудования, наличие отдельного уборочного инвентаря_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Обеспеченность спортивным инвентарем в соответствии с типовым перечнем_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

·  Обеспеченность спортивным оборудованием спортивного зала, площадки, стадиона (наличие беговой дорожки, игровых площадок, турников и др.), в соответствии с типовым перечнем

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Санитарное состояние мест для занятий спортом на момент проверки, целостность и исправность инвентаря___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Наличие у учащихся спортивной одежды и обуви _______________________

_________________________________________________________________________

· Содержание урока, наличие физических упражнений, содей укреплению здоровья, гармоническому развитию и формированию правильной осанки.______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

7. Построение урока с выделением отдельных структурных частей. обеспечение оптимальной общей и моторной плотности:

· Продолжительность подготовительной части ____________________________

продолжительность основной части ________________________________________

продолжительность заключительной части ___________________________________

· Общая плотность урока (на примере 2-4 учащихся)

 

                              Время, затраченное на выполнение движений, объяснение, показ упражнений, страховку

Общая плотность = ------------------------------------------------------------------- x 100%

                                                       Общая продолжительность урока

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Моторная (двигательная) плотность урока (МПУ) (на примере 2-4 учащихся)

           

                  Суммарное время двигательной активности ученика

МПУ = ------------------------------------------------------------------------- х 100%

                            Время урока в минутах

 

_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Частота пульса (на примере 2-4 учащихся: мальчик, девочка)

 

  1 учащийся 2 учащийся 3 учащийся
До урока        
После подготовительной части      
На высоте основной части      
После основной части      
После заключительной части      
Через 3-5 минут после заключительной части      

 

· Количество учащихся на уроке, количество отсутствующих, причины их отсутствия

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Наличие медицинской документации:

· наличие и выполнение плана работы врача или среднего медработника

· наличие мед.карт школьника ф.26/у

· оформление мед.листков в классах

· наличие приказа о занятиях спец.медгруппы (СМГ)

· расписание занятий СМГ

· заверенные руководителем учебного заведения и мед.работником списки детей и подростков, допущенных к соревнованиям, туристским походам, участию в других спортивных мероприятиях,

· учет результатов медико-педагогического контроля за организацией физкультурно-оздоровительной работой, 

· протоколы совещаний, собраний и советов, на которых рассматривались вопросы оценки проведения и эффективности физкультурно-оздоровительной работы в учебном заведении.

· показатели заболеваемости

·  данные о выполнении учащимися установленных контрольных нормативов

 

 

Выводы и предложения госсаннадзора: _____________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Принятые меры ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Отметка в журнале учета проверок (ревизий) ______________________________________________

Настоящий акт составлен в 2 экземплярах.

 

_____________________________________   _____________________________________
(подпись должностного лица органа или учреждения, осуществляющих государственный санитарный надзор)   (подпись должностного лица об ознакомлении и получении 1 экземпляра настоящего акта)

 




Литература

 

1. МУ «Гигиенический контроль за организацией двигательного режима школьников», Минск, 2000.

2. МР «Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста» (МР РБ № 11-14-2-2001)

3. Учебно-методическое пособие «Гигиеническая оценка организации физического воспитания и санитарного состояния спортивных сооружений в школе», УО «Гомельский государственный медицинский университет», Гомель, 2007.

4. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков» под редакцией В. Н. Кардашенко, Медицина, Москва, 1983.

5. СанПиН 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

6. СанПиН 14-31-95 «Санитарные правила и нормы устройства и содержания детских дошкольных учреждений».

7. В.Р. Кучма «Гигиена детей и подростков», Медицина, Москва, 2001.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...