Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. Технологии регулирования и разрешения конфликта




Конфликт: форма общественного развития или социальная болезнь? Различие в подходах к анализу и разрешению конфликтов в демократическом и тоталитарном обществах.

Принципы разрешения конфликта: толерантность, Оперативность, гласность, отказ от закулисных интриг, нацеленность на результат (выход из конфликта) и др.

Диагностика конфликтных ситуаций (формы и методы). Структурно-функциональный и анализ как методология прогнозирования конфликтов.

Социальная технология регулирования и разрешения конфликта. Силовая модель. Компромиссная модель. Интегративная модель. Социально-психологические основы и нравственные нормы в технологии разрешения конфликта.

Роль органов государственной власти в предупреждении, разрешении и регулировании социальных конфликтов.

 

вернуться к Содержанию

 

Планы практических занятий

Семинарские занятия имеют целью проверку знаний студента, полученных ими на лекциях и при самостоятельной работе. Качество подготовки студента будет тем выше, чем шире и разнообразнее изученная им литература.

Тема 1. Конфликт как социальное явление

  1. Понятие конфликта. Конфликт и противоречие.
  2. Природа и социальные функции конфликта.
  3. Причины и движущие силы конфликта.
  4. Субъекты и носители конфликта.
  5. Структура и динамика конфликта.
  6. Регулирование и разрешение конфликта.
  7. Конфликт и кризис.
  8. Понятие и формы проявления социальной напряженности.

Контрольные вопросы

  1. Как соотносятся между собой понятия: конфликт и противоречие, конфликт и насилие, конфликт и агрессия, конфликт и консенсус, конфликт и компромисс.
  2. В чем, по Вашему мнению, состоит природа конфликта как социального взаимодействия?
  3. Перечислите основные социальные функции конфликта.
  4. Чем отличаются конфликты, основанные на потребностях, от конфликтов, основанных на интересах?
  5. Как бы Вы определили особенности ценностных конфликтов?
  6. Охарактеризуйте семь уровней субъектности конфликта (по А.Г. Здравомыслову).
  7. Субъекты и носители конфликта: в чем разница?
  8. Назовите главные структурные компоненты и основные фазы развития конфликта.
  9. Дайте определение социальной напряженности (по Т. Парсонсу).
  10. Охарактеризуйте кратко формы проявления социальной напряженности в современной России.

Основные понятия

Взаимодействие, противоречие, конфликт, конфликтная ситуация, потребности, интересы, ценности, цель, субъект, носитель (конфликта), соперник, враг, соратник, борьба, агрессия, война, господство, конкуренция, контракт, конформизм, нейтрализм, насилие, ненасилие, компромисс, сотрудничество, консенсус, гомеостазис (социальная стабильность), регулирование, разрешение (конфликта), кризис (социальный), социальная напряженность, социальные функции (конфликта).

Тема 2. Психология конфликта

  1. Психологические основания и причины конфликтов. Понятие психологической несовместимости.
  2. Основные "стили поведения" конфликтующих сторон ("сетка" Томаса-Килменна).
  3. Трансакционный анализ и конфликт.
  4. Понятие социально-психологического климата.

Контрольные вопросы

  1. Назовите главную, на Ваш взгляд, психологическую причину возникновения конфликта. Обоснуйте Ваше мнение.
  2. Приходилось ли Вам когда-либо на себе остро испытать феномен психологической несовместимости? Опишите Ваши впечатления, переживания.
  3. Что такое "конфликтоген"?
  4. Рассмотрите бегло основные фазы развития конфликта (с психологической точки зрения).
  5. От чего зависит выбор "стиля поведения" в конфликтной ситуации? Какой "стиль поведения" в конфликте для Вас является приоритетным? Почему?
  6. Как бы Вы оценили возможности психоанализа для понимания иррационального поведения в конфликтах?
  7. Обоснуйте Вашу типологию конфликтных личностей.
  8. Что такое трансакционный анализ? Оцените его роль для понимания психологической природы конфликта.
  9. Что значит разрешить конфликт (в психологическом значении)?
  10. Как бы Вы определили понятие социально-психологической фрустрации?

Основные понятия

Конфликт (психологическое содержание), конфликтная ситуация (психологический смысл), конфликтоген, психологическая несовместимость, инцидент, "стиль конкуренции", "стиль приспособления", "стиль сотрудничества", "стиль уклонения", "стиль компромисса", социально-психологический климат, социально-психологическая фрустрация, трансакциональный анализ.

Тема 3. Типология конфликта

  1. Принципы и основания построения типологии конфликта.
  2. Типология конфликтов по субъектам: внутриличностные, межличностные, межгрупповые.
  3. Типология конфликтов по основным движущим силам: конфликт потребностей, конфликт интересов, ценностный конфликт.
  4. Типология конфликтов по сферам общественной жизни: (экономические, политические, духовные).
  5. Типология конфликтов по формам проявления: интенсивные - вялотекущие, краткие - продолжительные, открытые - латентные.
  6. Типология конфликтов по масштабам проявления: локальные, региональные, глобальные.
  7. Типология конфликтов по способам разрешения и социальным последствиям: конструктивные, деструктивные, паллиативные.

Контрольные вопросы

  1. Какое основание для построения типологии конфликта для вас является главным?
  2. Опишите кратко динамику и способ разрешения запомнившегося Вам вашего внутриличностного конфликта.
  3. К какому типу Вы бы отнесли конфликты:

а) в семье между мужем и женой;
б) в организации между администрацией и служащими;
в) в государстве между двумя этносами.

  1. В рамках какой типологии Вы стали бы рассматривать межклассовые и межпартийные конфликты?
  2. Последний балканский (югославский) кризис: посмотрите на него через призму изученных Вами типологий.


Основные понятия

Тип, типология, микрогруппа, малая группа, большая группа, организация, класс, нация, этнос, конструктивный (конфликт), паллиатив, деструктивный (конфликт).

Тема 4. Политические конфликты

  1. Понятие и содержание политического конфликта.
  2. Субъекты и носители конфликтов в политической сфере общества.
  3. Классификация политических конфликтов.
  4. Насилие и компромисс как альтернативные способы разрешения политических конфликтов.
  5. Специфика и разновидности международных конфликтов.
  6. Война - особая форма конфликта в политической сфере общества.
  7. Анализ футурологической концепции "столкновения цивилизаций".

Контрольные вопросы

  1. Обоснуйте Ваше определение политического конфликта.
  2. В чем, на Ваш взгляд, состоят источники и причины возникновения политических конфликтов?
  3. Можно ли расценить борьбу за власть политических партий и движений как постоянный источник социальной напряженности? Если да, то почему?
  4. Как влияют методы политической борьбы на характер политического конфликта?
  5. Приведите конкретные примеры из политической жизни, которые раскрывают роль политических лидеров в разрешении конфликтов.
  6. Перечислите правовые формы регулирования политической борьбы.
  7. В чем заключается динамика реформистской и революционной форм разрешения политических конфликтов?
  8. Как Вы оцениваете роль политической борьбы в демократическом и тоталитарном обществе?
  9. В чем состоит стратегия и тактика разрешения международных конфликтов?
  10. Согласны ли Вы с точкой зрения К.Клаузевица: война есть подлинное орудие политики, продолжение политики иными средствами?
  11. Допустима ли, на Ваш взгляд, война как способ разрешения в современных условиях политических противоречий (с практической и моральной точек зрения)?
  12. Дайте оценку концепции "столкновения цивилизаций" С.Хантингтона.

Основные понятия

Политика, власть, демократия, тоталитаризм, авторитаризм, легитимность, нелегитимные формы (политической борьбы), революционаризм, реформизм, политический компромисс, политическое насилие, международный конфликт, война, международный кризис, "цивилизация", футурология.

Тема 5. Межличностные, межгрупповые и межнациональные конфликты

  1. Социально-психологическая природа и классификация межличностных конфликтов.
  2. "Вертикальные" и "горизонтальные" конфликты в организациях.
  3. Особенности и разновидности межгрупповых конфликтов.
  4. Межнациональные столкновении: специфика и типы.

Контрольные вопросы

  1. Раскройте динамику межличностного конфликта на примере из собственного опыта.
  2. Случалось ли Вам быть участником организационного конфликта? В чем, на Ваш взгляд, состоят основные причины конфликтов в организациях?
  3. Как Вы понимаете специфику конфликтов между руководителем и подчиненным?
  4. Обоснуйте Вашу классификацию межгрупповых конфликтов.
  5. Приведите основные примеры конфликтов между микрогруппами, между малыми группами, между макрогруппами.
  6. Что такое межконфессиональный конфликт? В чем его специфика? Приведите примеры.
  7. Межнациональные и межэтнические конфликты: есть ли разница?

Основные понятия

Межличностный конфликт, межгрупповой конфликт, организационный конфликт, межконфессиональный конфликт, межэтнический конфликт, межнациональный конфликт.

Тема 6. Конфликт в экономической сфере общества

  1. Экономические противоречия как источник конфликтов.
  2. Производственные конфликты: основные причины и классификация.
  3. Забастовка как особая форма конфликта в экономической сфере.
  4. Методы регулирования трудовых отношений и способы разрешения трудовых споров (мировой опыт).
  5. Роль предпринимателей и менеджеров в управлении конфликтами.

Контрольные вопросы

  1. Как бы Вы определили специфику природы экономического конфликта'
  2. Предложите и обоснуйте Вашу классификацию конфликтов в трудовом коллективе.
  3. Что такое менеджмент?
  4. Искусство менеджера - руководить без конфликтов? Как Вы представляете себе первоклассного менеджера?
  5. Раскройте кратко секреты умелого руководителя по предупреждению производственных конфликтов.
  6. Перечислите правовые формы регулирования трудовых отношений.
  7. Производственный конфликт и трудовой спор: существует ли разница в этих понятиях?
  8. В каких видах жизнедеятельности забастовка недопустима, по Вашему мнению, как способ разрешения трудовых споров?
  9. В чем, на Ваш взгляд, состоит роль органов государственной власти и профсоюзов в регулировании конфликтов в экономической сфере общества?

Основные понятия

Трудовые отношения, трудовой коллектив, трудовой спор, производственный конфликт, забастовка, менеджмент, менеджер, экономический кризис.

Тема 7. Технологии регулирования и разрешения конфликта

  1. Диагностика конфликтных ситуаций (формы и методы).
  2. Субъекты регулирования и разрешения конфликта.
  3. Мониторинг и способы регулирования конфликта.
  4. Основные принципы и модели разрешения конфликта.
  5. Детерминационный анализ и возможности прогнозирования и предупреждения конфликтов.
  6. Практика регулирования и разрешения конфликтов: российские реалии.

Контрольные вопросы

  1. Что есть конфликт для Вас: норма или аномалия, форма общественного развития или социальная болезнь?
  2. Из каких компонентов состоит диагностика конфликтной ситуации?
  3. Случалось ли Вам когда-нибудь быть виновником какого-то конфликта? Как Вы действовали в конфликтной ситуации?
  4. Были ли Вы когда-нибудь арбитром в чьем-либо споре? Если да, то в чем состояли Ваши действия?
  5. Что такое мониторинг конфликта?
  6. Регулирование и разрешение конфликта: есть ли разница?
  7. Если конфликт не поддается регулированию, то каковы, на Ваш взгляд, возможные последствия данной ситуации?
  8. От чего зависит выбор модели разрешения конфликта?
  9. Какой модели разрешения конфликта вы отдаете предпочтение? Почему?
  10. На чем основана Ваша оценка характера, социальной роли и последствий того или иного конфликта?
  11. Что может послужить основанием для прогноза какой-либо конфликтной ситуации?
  12. Смогли ли Вы в своей жизни хоть раз предупредить какой-либо значительный конфликт? Какой порядок "шагов" в предупреждении конфликта Вы использовали?
  13. В чем, по Вашему мнению, заключается роль органов государственной власти в предупреждении, разрешении и регулировании социальных конфликтов?
  14. Как Вы оцениваете практику регулирования и разрешения конфликтов в современной России?

Основные понятия

Детерминационный анализ, мониторинг, силовая модель, компромиссная модель, интегративная модель (разрешения конфликта), "затухание", "свертывание", "смещение", трансформация", "элиминация" (конфликтного процесса), "интерактивный процесс (принятия решений), арбитраж.

 

вернуться к Содержанию

 

Вопросы для зачета / экзамена

  1. Предмет конфликтологии.
  2. Типология отношений соционических типов.
  3. Отражение конфликта в философии и религии.
  4. Структурные методы управления конфликтами.
  5. Методы конфликтологии и их характеристика.
  6. Семейные конфликты и их характеристика.
  7. Функции конфликта.
  8. Медиация как способ вмешательства в конфликт.
  9. Соционические типы и их характеристика.
  10. Стадии разрешения внутриличностных конфликтов.
  11. Аспекты диагноза конфликта.
  12. Межличностные конфликты и их характеристика.
  13. Персональные методы управления конфликтами.
  14. Общение как средство социального влияния.
  15. Периоды и этапы в развитии конфликта.
  16. Международные конфликты и их характеристика.
  17. Типы конфликтов и уровни их проявления.
  18. Технология предупреждения конфликтов.
  19. Стили конфликтного поведения и их характеристика.
  20. Межгрупповые конфликты и их характеристика.
  21. Общая характеристика внутриличностных конфликтов.
  22. Этнополитические конфликты и их характеристика.
  23. Механизмы и способы разрешения внутриличностных конфликтов.
  24. Специфика процесса фасилитирования в структуре конфликтного взаимодействия.
  25. Последствия внутриличностных конфликтов.
  26. Глобализация как источник международных конфликтов.
  27. Групповые конфликты. Понятие и классификация.
  28. Инновационные конфликты и их характеристика.
  29. Конфликты по вертикали и их характеристика.
  30. Посредничество в переговорном процессе

 

вернуться к Содержанию

 

Темы докладов / рефератов

  1. Конфликтология как наука: основные цели, задачи, объект, предмет и функции.
  2. История конфликтологии.
  3. Современные концепции конфликта.
  4. Методы исследования и диагностика конфликта.
  5. Классификация типов конфликта.
  6. Причины возникновения конфликта.
  7. Структура конфликта.
  8. Функции конфликта.
  9. Динамика конфликта.
  10. Внутриличностный конфликт: проблемы предупреждения и разрешения.
  11. Особенности межличностных конфликтов.
  12. Межгрупповые конфликты.
  13. Конфликты в экономической сфере общества.
  14. Конфликты на рынке труда.
  15. Межнациональные конфликты в современной теории и практике.
  16. Организационно-управленческий конфликт.
  17. "Вертикальные" и "горизонтальные" конфликты.
  18. Прогнозирование и профилактика конфликтов в организации.
  19. Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов.
  20. Формы и критерии завершения конфликта.
  21. Основные принципы и способы урегулирования конфликта.
  22. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов на предприятии.
  23. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.
  24. Психологические механизмы и технологии переговоров.
  25. Семейные конфликты.
  26. Социальное партнёрство: сущность и формы.
  27. Международные конфликты: история и современность.
  28. Основные стили конфликтного поведения.
  29. Посредничество в переговорном процессе.
  30. Роль менеджеров в управлении конфликтами.
  31. Основные подходы к изучения агрессии в социобилогии.
  32. Модульные методики диагностики личностных конфликтов.
  33. Применение методов психологии в конфликтологии.
  34. Применение математических методов в конфликтологии.
  35. Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости.
  36. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение.
  37. Конфликты в учебной деятельности (анализ на конкретных примерах)
  38. Конфликт и социальное противоречие
  39. Межцерковный конфликт (анализ на конкретных примерах).
  40. Правовой конфликт (анализ на конкретных примерах).
  41. Конфликт и насилие (анализ на конкретных примерах).
  42. Ненасилие: философия, политика, этика.
  43. Гендерный конфликт: рекомендации женщине по беременности.
  44. Взаимосвязь конфликтных ситуаций в стрессовых состояниях.
  45. Примирительные процедуры при трудовых спорах (анализ на конкретных примерах).
  46. Социальное партнерство (анализ на конкретных примерах).
  47. Стресс: понятия и способы преодоления.
  48. Нормативное регулирование конфликтов.
  49. Причины возникновения конфликта в организации (анализ на конкретных примерах).
  50. Классификация конфликтов в организации.

 

вернуться к Содержанию

 

Тест для самопроверки

  1. Конфликтология как самостоятельная наука сформировалась:

1) в V в. до н.э.;
2) в эпоху Возрождения;
3) в XIX в.;
4) во второй половине XX в.

  1. Предмет конфликта - это:

1) основное противоречие между сторонами конфликта, приведшее их к противоборству;
2) ценный ресурс, который не может быть предметом торга;
3) BATNA;
4) механизм урегулирования конфликта.

  1. Виды конфликтов по сферам проявления:

1) межгрупповые;
2) вертикальные;
3) внутриличностные;
4) экономические.

  1. По К. Томасу: если конфликтная ситуация воспринимается как реальная, она реальна по своим последствиям; по Э. Берну: перекрестные трансакции - бесконфликтны:

1) верны обе части высказывания;
2) верна только первая часть;
3) верна только вторая часть;
4) обе части высказывания не верны.

  1. Виды конфликтов в организациях по источникам их возникновения:

1) "вертикальные";
2) "горизонтальные";
3) позиционные;
4) межгрупповые.

  1. Стиль поведения конфликтующей стороны в конфликте и стиль ее ведения переговоров взаимоувязаны следующим образом:

1) торговый стиль переговоров соответствует компромиссу;
2) принципиальный стиль ведения переговоров соответствует конкуренции;
3) мягкий стиль ведения переговоров соответствует уклонению;
4) жесткий стиль ведения переговоров соответствует приспособлению.

  1. К принципам медиации относятся:

1) подчинение меньшинства большинству;
2) рассмотрение лишь тех аспектов конфликта, на которые указывает инициатор процесса медиации;
3) гласность процесса;
4) добровольность вхождения в процесс медиации и равноправие сторон.

  1. Создателем конфликтной модели общества был:

1) Т. Парсонс;
2) Р. Дарендорф;
3) К.Г. Юнг;
4) Э. Фромм.

  1. Объект конфликта - это:

1) взаимоприемлемое решение сторон в конфликте на основе их взаимных уступок и приобретений;
2) материальная или духовная ценность к обладанию или пользованию которой стремятся конфликтанты;
3) открытый этап в динамике конфликта, выражающийся в остром противодействии сторон;
4) социально-пространственные пределы конфликта.

  1. Виды конфликтов по социальным последствиям:

1) затяжные;
2) локальные;
3) конструктивные;
4) заместительные.

  1. Механизмом психологической защиты во внутриличностном конфликте является:

1) интроспекция;
2) аналогия;
3) сублимация;
4) индукция.

  1. Организационные способы разрешения конфликта в организации:

1) оценка потенциальных возможностей соперников;
2) поиск союзников;
3) методы "рефлексивного управления";
4) перемещение членов организации из одного структурного подразделения в другое.

  1. Компромисс при разрешении конфликта применяется в следующих обстоятельствах:

1) у сторон есть возможность уклониться от разрешения проблемы, породившей конфликт;
2) налицо высокий ранг оппонента, вынуждающий одну из сторон конфликта идти на односторонние уступки;
3) сохранение приемлемых отношений с противником не имеет никакого значения;
4) имеет место общая заинтересованность сторон в несиловом разрешении проблемы на основе взаимных уступок и приобретений.

  1. Процесс медиации осуществляет:

1) арбитр;
2)третейский судья;
3) профессиональный посредник;
4) наблюдатель.

  1. Социал-дарвинистское направление в исследовании социального конфликта представлено в работах:

1) З. Фрейда;
2) Г. Спенсера;
3) Д. Морено;
4) Г. Зиммеля.

  1. Ранг в конфликтологии обозначает:

1) материальные ресурсы конфликтанта;
2) политические полномочия конфликтанта;
3) социальный статус конфликтанта;
4) уровень общих возможностей конфликтанта по реализации его целей в конфликте.

  1. Виды конфликтов по субъектам конфликтного взаимодействия:

1) идеологические;
2) деструктивные;
3) беспредметные;
4) межличностные.

  1. Принципом конструктивного общения с оппонентом (в ходе переговоров) является:

1) давление на партнера посредством угроз;
2) пассивность в диалоге, отмалчивание;
3) умение слушать и слышать партнера;
4) рассмотрение уступчивости партнера как проявления слабости его позиции на переговорах.

  1. Социологические способы управления конфликтом в организации:

1) образование подгрупп внутри конфликтующих сторон;
2) введение независимых контролирующих элементов;
3) замена лидеров или руководителей отдельных групп, подразделений;
4) изменение содержания властных отношений.

  1. Конструктивная модель поведения личности в конфликте характеризуется:

1) ошибочностью оценок возможностей противника;
2) отсутствием самообладания и нарушением этики общения;
3) стремлением разрешить конфликт на основе баланса интересов сторон;
4) постановкой нереальных целей при разрешении конфликта.

  1. Основная стадия медиации:

1) поочередное выслушивание спорящих сторон;
2) тактика "челночной" дипломатии;
3) выработка предложений по разрешению конфликта;
4) давление на одного из конфликтантов с целью принудить его к соглашению.

  1. Равновесие в преодоленном конфликте по В. Парето:

1) результат "игры с нулевой суммой" (выигрыш одного из конфликтантов означает проигрыш другого);
2) временное, неустойчивое соглашение, достигнутое на основе "пакетного" принципа;
3) в принципе не улучшаемое соглашение (результат соглашения не может быть улучшен никакими другими исходами);
4) абсолютно устойчивое соглашение (никому из участников не выгодно его нарушать).

  1. Конфликтная ситуация всегда предшествует эскалации, а эскалация всегда предшествует инциденту:

1) верны обе части высказывания;
2) верна только первая часть;
3) верна только вторая часть;
4) обе части высказывания не верны.

  1. Виды конфликтов по объектам удовлетворения потребностей сторон конфликтного взаимодействия:

1) политические;
2) статусно-ролевые;
3) вялотекущие;
4) семейно-бытовые.

  1. Когнитивный диссонанс выражает:

1) инновационный конфликт в организации;
2) конфликт между политическими субъектами по вопросу о власти;
3) конфликт познавательных структур личности;
4) спор между представителями религиозных конфессий по вопросу о символе веры.

  1. Социально-психологические методы управления конфликтами в организации:

1) изменение содержания труда в организации;
2) изменение структуры неформальной социальной группы, вовлеченной в конфликт;
3) изменение системы коммуникаций;
4) создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

  1. "Принципиальный" стиль ведения переговоров соответствует стилю поведения в конфликте:

1) конкуренции;
2) сотрудничества;
3) приспособления;
4) уклонения.

  1. Беседа медиатора с "глазу на глаз" с одной из сторон конфликта - это:

1) BATNA;
2) компромисс;
3) кокус;
4) конфронтация.

  1. Природа социального конфликта заключена прежде всего в отсутствии средств производства у одного основного класса общества и избытке их у другого, - так считал:

1) К. Лоренц;
2) К. Маркс;
3) Л. Козер;
4) К. Боулдинг.

  1. Основная негативная функция конфликта:

1) контрольно-диагностическая;
2) сигнальная;
3) деструктивная;
4) инновационная.

  1. Виды трудовых конфликтов:

1) между федеральным центром и администрацией региона;
2) между представителями различных конфессий;
3) между администрацией и профкомом предприятия;
4) между политическими партиями.

  1. Стресс - это:

1) состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий;
2) эмоциональная оценка субъектом того или иного события;
3) процесс формирования психического образа и символизация его в сознании;
4) эмоциональный "след" после выхода из конфликтной ситуации.

  1. Субъективные причины конфликтов в диаде: "руководитель-подчиненный":

1) разбалансированность рабочего листа;
2) рассогласованность связей между рабочими местами в организации;
3)субординационный характер отношений руководителя и подчиненного;
4) нарушение сторонами служебной этики.

  1. Прелиминарии - это:

1) предварительные переговоры;
2) психотравмирующие последствия супружеских конфликтов;
3) межгосударственные пограничные конфликты;
4) высшая стадия психологической войны.

  1. Техника независимого вмешательства в процессе медиации:

1) приспособление;
2) ATNA;
3) директивное воздействие на обе стороны конфликта с целью убедить их в необходимости соглашения;
4) конкуренция.

  1. Каковы возможные искажения конфликтной ситуации в сознании человека?

1) схематизация ситуации;
2) просчет последствий конфликта;
3) категоричность суждений, их крайности;
4) атрибутивные искажения;
5) внушенные искажения;
6) иллюзорные искажения.

  1. Определите последовательность основных стадий развития конфликта:

1) проблемная ситуация;
2) попытки достижения цели;
3) эскалация;
4) инцидент;
5) сбалансированное противодействие;
6) ситуация блокирования;
7) взаимоидентификация;
8) кульминация;
9) разрешение;
10) последствия;
11) конфликтная ситуация;
12) все ответы верны.

  1. Инцидент - это сигнал:

1) для разрешения противоречия;
2) к открытому противостоянию;
3) для ухода от конфликта;
4) к взаимным уступкам.

  1. Конфликт влияет на социальные взаимосвязи:

1) позитивно;
2) негативно;
3) позитивно и негативно;
4) не оказывает влияния.

  1. Установите соответствия между теориями и их разработчиками:
1) общая теория конфликта; а) 3. Фрейд,
2) теория социального равновесия (структурно-функциональный анализ); б) К. Лоренц, Р. Ардри,
3) теория социального насилия и агрессии; в) Т. Парсон, Р. Мертон,
4) учение о психоанализе: г) Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулдинг.
  1. Мотивационные компоненты конфликта характеризуют:

1) сущность несоответствия позиций участников противоборства;
2) то, из-за чего возникает конфликт;
3) потребности конфликтующих сторон;
4) структуру конфликта.

  1. Эмоциональный компонент конфликта - это:

1) совокупность переживаний участников конфликта;
2) непримиримость конфликтных взаимоотношений;
3) конфронтация;
4) ни один ответ не верен.

  1. Основные признаки и условия, достаточные для возникновения конфликта:

1) конфликты всегда возникают на основе противоположно направленных мотивов действий людей;
2) конфликт возникает только как противоборство социальных субъектов, характеризуемое нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического);
4) конфликт может возникать вследствие наличия у субъектов социального взаимодействия различных мнений и суждений;
4) ни один ответ не верен.

  1. Основными функциями конфликта являются:

1) сигнальная;
2) инновационная;
3) информационная;
4) диагностическая;
5) коммуникативная;
6) верны все варианты.

  1. Конфликтами по сферам проявления могут быть:

1) экономическими;
2) идеологическими;
3) межгрупповыми;
4) политическими;
5) семейно-бытовыми.

  1. Наиболее общими причинами конфликта являются:

1) социально-политические;
2) социально-психологические;
3) экономические;
4) верны все варианты.

  1. Наиболее частыми причинами конфликтов являются (расположите в порядке убывания):

1) нарушение законодательства;
2) неудовлетворительные коммуникации;
3) различия в целях, ценностях, средствах достижения цели;
4) ограниченность ресурсов;
5) все ответы верны.

  1. Наиболее важными факторами, влияющими на разрешение конфликта, являются:

1) адекватность отражения конфликта в сознании его агрессоров;
2) открытость общения конфликтантов;
3) создание климата доверия;
4) все варианты верны.

  1. Разрешение конфликта затруднено, если оппонент считает, что:

1) истина и справедливость только на его стороне;
2) его действия справедливы, а действия оппонента негативны;
3 конфликтная ситуация простая ("все ясно");
4) все варианты верны.

  1. Конфронтация как стиль поведения в конфликте выбирается в том случае, когда:

1) есть силы: власть, авторитет, связи;
2) есть уверенность, что вариант решения беспроигрышен;
3) нет другого решения;
4) проблема имеет большое значение;
5) предмет разногласия незначителен;
6) столкновение происходит между равными по рангу субъектами.

  1. Уклонение от конфликта используется преимущественно тогда, когда:

1) проблема конфликта не является существенной;
2) сторона ощущает собственную неправоту;
3) необходимо выиграть время;
4) необходимо избегать дальнейших контактов;
5) нет опыта конфликтного противостояния;
6) необходимо избежать открытого столкновения;
7) можно добиться результата неконфронтационным путем;
8) все варианты верны.

  1. Приспособление как стиль поведения в конфликте выбирается тогда, когда:

1) субъект конфликта не уверен в своих силах;
2) налицо высокий ранг оппонента;
3) важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом;
4) ущерб от открытого противостояния очевиден;
5) нет сил, чтобы отстаивать свои интересы;
6) необходим тактический шаг для достижения более значимой цели;
7) все варианты верны.

  1. Компромисс как вынужденное взаимное удовлетворение при разрешении конфликта применим тогда, когда:

1) необходимо сохранить хорошими межличностные отношения;
2) нет времени для кардинального разрешения проблемы;
3) ранг сторон в конфликте примерно равный;
4) есть выраженное желание иметь хоть что-то, чем ничего;
5) обоюдная заинтересованность сторон в благоприятном исходе;
6) нет способа разрешить проблему полностью;
7) все варианты верны.

  1. Сотрудничество как стиль поведения в конфликте выбирается тогда, когда:

1) проблема важная и есть время и силы для ее решения;
2) есть навыки обсуждения спорных вопросов;
3) партнеры примерно равны по рангу;
4) есть желание найти взаимовыгодное решение;
5) есть доверие друг к другу при учете взаимных потребностей;
6) все варианты верны.

  1. Конформистская модель поведения личности в конфликте определяется:

1) склонностью одной стороны к уступкам;
2) непоследовательностью в суждениях;
3) настроенностью на выигрыш;
4) уходом от решения спорных вопросов;
5) навязыванием своей точки зрения.

  1. Деструктивная модель поведения личности в конфликте характеризуется:

1) стремлением разрешить конфликт на основе баланса интересов;
2) неправильностью оценок намерений партнера;
3) отсутствием самообладания;
4) нарушением этики общения;
5) все варианты верны.

  1. Конструктивная модель поведения в конфликте (особенно) проявляется в:

1) стремлении разрешить конфликт объективно на основе баланса интересов сторон;
2) доброжелательности во взаимоотношениях;
3) в уважении мнения соперника;
4) нацеленности на поиск взаимовыгодного решения;
5) рассмотрении всех вопросов конфликта;
6) внимании к нуждам оппонента;
7) все варианты верны.

  1. Различие концептуальных подходов к вычленению объекта социального конфликта:
1. К. Маркс а) власть
2. Т. Мальтус б) собственность
3. Р. Дарендорф в) дефицит ресурсов
  1. Причинами конфликтов в организации между руководителем подчиненным являются:

1) нарушение сторонами трудового законодательства;
2) несоблюдение служебной этики;
3) несправедливая оценка руководителем результатов труда подчиненных;
4) неумение исполнителей справиться с поставленными задачами;
5) все варианты верны.

  1. Основными направлениями предотвращения межгосударственных конфликтов являются:

1) интернационализация жизни мирового сообщества;
2) строгое соблюдение принципа мирного сосуществования государств;
3) идеологизация политических разногласий;
4) усиление роли международных организаций в урегулировании межгосударственных противоречий;
5) уменьшение экономической пропасти между богатым "Севером" и бедным "Югом";
6) деполитизация межгосударственных экономических споров.

 

вернуться к Содержанию

 

Краткий словарь
конфликтологических терминов

АГРЕССИЯ - индивидуальное или коллективное поведение, содержанием которого является превентивное нанесение вреда другой стороне (сторонам), либо её (их) уничтожение.

АНТИПАТИЯ - устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку, группе, проявляющееся в неприязни, недоброжелательности.

АНТАГОНИСТ - непримиримый участник конфликта, который жестко отстаивает свои интересы, не идет ни на какие уступки, придерживается крайних взглядов.

АРБИТР - третейский судья в конфликте, обладающий более значительным влиянием на разрешение конфликта по сравнению с посредником, помощником и наблюдателем (решение арбитра обязательно для конфликтующих сторон).

АУТОАГРЕССИЯ - агрессивные действия, направленные на самого себя (например, суицидальное поведение).

БЛЕФ - тактический прием конфликтного противоборства, один из элементов демонстративных действий, состоящий в формировании у оппонента убеждения в том, что другая сторона обладает значительными силами и средствами, которых на самом деле нет или их недостаточно.

БЛОКОВАЯ ТАКТИКА - согласование своих действий с партнерами, выступающими одним блоком в конкретном конфликте.

ВНУТРИГРУППОВОЙ (ИНГРУППОВОЙ) ФАВОРИТИЗМ - стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА - переход в конфликте от поверхностных к более глубоким противоречиям, увеличение диапазона различных точек столкновения, которое сопровождается расширением границ конфликта.

ГРАНИЦЫ КОНФЛИКТА - внешние (структурно-динамические пределы конфликта); субъектные (количество основных участников); пространственные (территория, на которой происходит конфликт); временные (продолжительность конфликта).

ДИНАМИКА КОНФЛИКТА - ход развития, изменения конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий.

ДИСПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ - иерархически организованная система интересов, ценностных ориентаций, установок и мотивов, определяющих готовность личности к тому или иному поведению в конфликте.

ЗАБАСТОВКА - разновидность социального конфликта, выражающаяся в прекращении или сокращении работы, выпуска продукции, оказания услуг с выдвижением ряда требований экономического, социального или политического характера.

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму фрустрации, связанной с осознанием внутриличностного конфликта.

ИНЦИДЕНТ - первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся в остром противодействии, столкновении сторон.

КОМПРОМИСС - стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен соответствующих уступок со стороны оппонента, что в конечном счёте приводит конфликтантов к взаимоприемлемому соглашению.

КОНКУРЕНЦИЯ - один из основных видов социальных процессов, в ходе которого субъекты стремятся достичь цель путём отстранения (вытеснения) или опережения соперников, стремящихся к идентичной цели (чаще используется применительно к соответствующим процессам в экономической сфере).

КОНФЛИКТ - социальное противоборство, способ разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.

КОНФЛИКТ ВОЕННЫЙ - форма межгосударственного конфликта, который характеризуется таким столкновением интересов противоборствующих сторон, в котором последние для достижения своих целей используют с различной степенью ограничения военные средства без мобилизации всей своей военной мощи (последнее обстоятельство отличает данный вид конфликта от войны).

КОНФЛИКТОЛОГИЯ - междисциплинарная область научного исследования конфликта, объектом которой является конфликт во всех многообразных его проявлениях, предметом - общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликта, а также основные принципы, способы и приемы управления конфликтом.

КОНФРОНТАЦИЯ - открытое и жёсткое (по используемым средствам) противоборство сторон за обладание тем или иным ценным "ресурсом".

МЕДИАЦИЯ - профессиональное посредничество, основанное на принципах добровольности и конфиденциальности.

НЕВРОЗ - нервно-психическое расстройство, психогенное по своей природе, в основе которого лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие (невротический конфликт) между личностью и значимыми для нее сторонами действительности.

НЕСОВМЕСТИМОСТЬ - взаимное неприятие партнеров по общению, деятельности, основанное на расхождении ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, потребностей, характеров, темпераментов, темпов и ритмов психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик.

ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА - конкретная материальная, социальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся конфликтанты.

ПЕРЕГОВОРЫ - механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы, часто осуществляемая с участием третьей стороны.

ПОМОЩНИК - третья сторона в урегулировании конфликта, функции которой заключаются в совершенствовании процесса обсуждения проблемы и невмешательстве в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.

ПОСРЕДНИК - третья сторона в конфликте, которая обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, при том, что окончательное решение принимается конфликтантами самостоятельно.

ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА - объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами; основное противоречие, из-за которого возник конфликт.

РАНГ ОППОНЕНТА - уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте; "сила" оппонента, выражающаяся в уровне организации и влиятельности его структуры.

РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - взаимодействие в конфликте, при котором один из конфликтантов внедряет в сознание другого конфликтанта определенную информацию, приводящую его к решениям и действиям, которые выгодны тому, кто внедрил данную информацию.

СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - вид системного анализа конфликта, заключающийся в выявлении закономерностей информационного обмена между основными структурными элементами конфликта, динамики когнитивных процессов в психике оппонентов.

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - вид системного анализа конфликта, в соответствии с которым основной акцент делается как на выявлении многообразия отношений, установившихся между элементами конфликта, так и на изучении связей этих элементов с внешней средой.

СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - вид системного анализа конфликта, состоящий в выявлении характера и способов воздействия одних элементов конфликта на другие, а также его возможного влияния на конфликты других уровней и на социальную среду в целом.

СОПЕРНИЧЕСТВО - стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.

СОТРУДНИЧЕСТВО - кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

ТЕОРИЯ ИГР - раздел математики, в котором изучаются математические модели принятия оптимальных решений, в том числе в условиях конфликта.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т.п.

ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КОНФЛИКТА - свойство конфликта как системы оказывать многозначное влияние на свои подсистемы и окружающую среду.

ЧЕЛНОЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ - способ организации деятельности посредника по налаживанию канала коммуникации между оппонентами; состоит в организации посредником встреч последовательно с каждой из сторон.

ЭВОЛЮЦИЯ КОНФЛИКТА - одна из основных категорий анализа конфликта; постепенное, непрерывное развитие конфликта от простых к более сложным формам.

ЭМПАТИЯ - сочувствие жертвам конфликта; сопереживание чувствам другого, попытка поставить себя на его место, взглянуть на проблему с его точки зрения.

ЭСКАЛАЦИЯ КОНФЛИКТА - быстрое и часто внезапное нарастание остроты и размаха конфронтации, связанное с резким обострением конфликтных отношений.

 

вернуться к Содержанию

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...