Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплин




ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Методические указания

К семинарским занятиям

 

Братск

Издательство Братского государственного университета

2018

 

 Ковригина С.В. Теория обучения и педагогические технологии: методические указания к семинарским занятиям. – Братск : Изд-во БрГУ, 2018. 90с.

 

Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы, выполнения реферативных исследований и подготовки к семинарским занятиям обучающихся по специальности 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения специализация Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения при изучении дисциплины «Теория обучения и педагогические технологии».

 

Рецензент Т.И. Блинова, канд. пед. наук,

доцент базовой кафедры ИПиП

(ФГБОУ ВО «БрГУ», г. Братск)

 

 

                                Отпечатано с оригинала автора

                              в издательстве ФГБОУ ВО «БрГУ»

                             6657009, Братск, ул. Макаренко, 40

                                Тираж 50 экз. Заказ

 

 

ã ФГБОУ ВО «БрГУ», 2018

                                        ã Ковригина С.В., 2018

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………...…4

Содержание семинаров……………………………….……..5

Вопросы для контроля……………………….…..……

Рекомендуемая литература………………………….…….

 

ВВЕДЕНИЕ

Планы семинарских занятий по теории обучения и педагогическим технологиям являются составной частью программы по данному курсу.

Цель занятий – теоретическая и практическая подготовка будущего учителя к организации процесса обучения по дисциплинам образовательной области «Обществознание» (история, обществоведение) и модульным курсам (право, экономика, социология, политология, культурология и др.).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций:

- способен решать задачи воспитания и духовно – нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. (ПК–3);

- способен осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся. (ПК-5);

- готов к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

Специфика семинаров заключается в том, что к каждому занятию предлагается серия творческих заданий по теме. Эти задания выполняются самостоятельно студентом дома, а на семинаре идет анализ выполненной работы. В связи с тем, что количество часов на рассмотрение тем весьма ограничено, целесообразно задания распределять по кооперировано-групповой форме работы. При работе на семинарах необходимо опираться на знание смежных дисциплин: педагогики, возрастной психологии, истории, политологии, философии.

К планам семинарских занятий прилагаются темы для самостоятельного изучения и формы контроля.

В ходе семинара преподаватель стремится опросить всех студентов группы по каждому вопросу, поэтому следует готовиться в полном объеме. Когда преподаватель подводит итоги обсуждения проблемы и делает выводы, то их следует записать в тетрадь. Необходимо подчеркнуть, что содержание семинаров ориентировано на вопросы экзаменационной сессии по изучаемому курсу. Поэтому качество подготовки и работы на семинаре непосредственно сказывается на конечном результате.

 

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРОВ 64 ч.

Практическое занятие №1 Дидактика как теория и практика обучения, история становления (2 часа)

Цель работы: Закрепление и углубление знаний обучающихся об основных категориях дидактики, определение места дидактики в системе наук о человеке.

Задание: Изучить предлагаемые вопросы.

1. История становления дидактики.

2. Дидактика как теория обучения

3. Я.А.Каменский и дидактика.

4. Вклад Ушинского в развитие мировой дидактики.

5. Развитие отечественной дидактики в конце XIX - начале XX веков.

Порядок выполнения:

Конспектирование учебной и научной литературы, работа с понятиями, сбор и анализ практического материала, выполнение вопросов и заданий для самостоятельной работы, учебно-исследовательских заданий, подготовка сообщений по предлагаемым темам, анализ педагогического опыта.

Форма отчетности:

Устные ответы на вопросы, заполнение глоссария, опорный конспект.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Дидактика как теория обучения. (реферирование и аннотирование научных работ и научных статей известных теоретиков и практиков: Я А. Каменский, Иоганн Фридрих Гербарт, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, В. Лай,П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.Г. Гастев, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак и другие ).
  2. Взять одно - два педагогических понятий и сравнить их определение у различных авторов.
  3. Составление глоссария по модульному элементу «Дидактика».
  4. Выписать основные понятия: дидактика, преподавание, учение, учебный предмет, учебный материал, учебная ситуация, метод обучения, педагог, обучаемый.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию:

Изучив педагогические источники и, подробно ознакомившись с понятиями, заполните следующую таблицу:

Понятие Определение Автор
1.дидактика    
2. преподавание    
3. учение    
4. учебный предмет    
5.  метод обучения    
6.  педагог    
7.  обучаемый    

При заполнении таблицы особое внимание обратить на многообразие определений различными авторами, аргументировать выбранное определение

Основная литература

1. Асафова, Е.В. Практики интерактивного обучения: методическое пособие / Е.В. Асафова, Н.В. Телегина, И.И. Голованова; Казанский федеральный университет. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014. - 288 с.

2. Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 260 с.

3. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 343 с.

4. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: Прометей, 2015. - 426 с.

Дополнительная литература

1. Коротаева, Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 229 с.

2. Околелов, О.П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности: настольная книга педагога : справочник / О.П. Околелов. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 272 с.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Понятие дидактики, проблемы, которые она изучает.

2. Отличие общей и частной дидактик.

3. Сущность обучение как способа организации целостного педагогического процесса.

4. Основные функции обучения.

6. Структура деятельности учителя (преподавания) в процессе обучения.

7. Характеристика деятельности обучающегося (учения) в процессе обучения.

8. Логика процесса обучения.

9. Механизм процесса усвоения знаний.

10. Основные виды обучения и их характерные черты.

 

Практическое занятие № 2 Законы и закономерности обучения. Принципы обучения.

Цель работы: Закрепление и углубление знаний обучающихся о законах и закономерностях обучения

Задание: Изучить предлагаемые вопросы.

1. Закономерности процесса обучения.

2. Принципы процесса обучения.

3. Эффективность процесса обучения. Проблемы эффективности процесса обучения.

4. Формы процесса обучения.

Порядок выполнения:

Конспектирование учебной и научной литературы, работа с понятиями, сбор и анализ практического материала, выполнение вопросов и заданий для самостоятельной работы, учебно-исследовательских заданий, подготовка сообщений по предлагаемым темам, анализ педагогического опыта.

Форма отчетности:

Устные ответы на вопросы семинара, доклады и сообщения, заполнение глоссария, опорный конспект.

Задания для самостоятельной работы:

1. Проблемы эффективности процесса обучения. (резюме, аналитический обзор по проблеме).

2. Составление глоссария по модульному элементу «Принципы процесса обучения». Выписать основные понятия: обучение, законы обучения, закономерность, закономерности обучения, принципы обучения, внутренние закономерности обучение, внешние закономерности обучения, методы обучения, формы обучения

 3. Формы процесса обучения. Работа с электронными образовательными порталами.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию :

При составлении конспекта особое внимание обратить на то, что в теории обучения понятие «закон» используется редко, чаще всего оно отождествляется с понятием «закономерность».

Закономерность рассматривается как результат совокупного действия множества законов, поэтому она отражает многие связи и отношения, а закон – только определенную связь и отношение.

Основная литература:

1. Асафова, Е.В. Практики интерактивного обучения: методическое пособие / Е.В. Асафова, Н.В. Телегина, И.И. Голованова; Казанский федеральный университет. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014. - 288 с.

2. Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 260 с.

3. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 343 с.

4. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: Прометей, 2015. - 426 с.

Дополнительная литература:

1. Коротаева, Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 229 с.

2. Околелов, О.П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности: настольная книга педагога : справочник / О.П. Околелов. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 272 с.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1.Перечислить основные закономерности обучения.

2.Какие закономерности были установлены еще в античной педагогике?

3. Привести примеры общих и конкретных закономерностей.

4. Что понимается под «закономерностью» в обучении?

5. Основные закономерности обучения.

6. Значение знания закономерностей обучения для учителя.

7. Отличие закона обучения от дидактической закономерности?

 

Практическое занятие 3 Особенности современного содержания образования в школе и в вузе.

Цель работы: Закрепление и углубление базовых представлений о содержании образования в школе и вузе.

Задание: Изучить предлагаемые вопросы:

1. Современное понятие содержания образования, его цели и задачи.

2. Современные теории образования.

3. Основные виды современного образования.

Порядок выполнения:

Конспектирование учебной и научной литературы, работа с понятиями, сбор и анализ практического материала, выполнение вопросов и заданий для самостоятельной работы, учебно-исследовательских заданий, подготовка сообщений по предлагаемым темам, анализ педагогического опыта.

Форма отчетности:

Устные ответы на вопросы семинара, доклады и сообщения, заполнение глоссария, опорный конспект.

Задания для самостоятельной работы:

1. Современные теории образования (резюме, аналитический обзор по проблеме).

2. Составление глоссария по модульному элементу «Содержание образования». Выписать основные понятия: содержание образования, принципы формирования содержания образования, принцип гуманистичности,принцип научности, принцип последовательности, принцип историзма, принцип систематичности, принцип связи с жизнью, принцип соответствия возрастным возможностям, принцип доступности, материальное образование, формальное образование.

3. Подготовить доклады на темы:

- Что такое профильное обучение?

- Типы учебных планов

- Каковы виды учебных программ и способы их построения?

 3. Основные факторы, влияющие на отбор содержания образования. Работа с электронными образовательными порталами.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию :

При раскрытии принципов формирования содержания образования, особое внимание обратить на то, что кроме общеметодологических принципов выделяются и специальные принципы, подробно раскрыть их суть и значение.

Основная литература:

1. Асафова, Е.В. Практики интерактивного обучения: методическое пособие / Е.В. Асафова, Н.В. Телегина, И.И. Голованова; Казанский федеральный университет. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014. - 288 с.

2. Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 260 с.

3. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 343 с.

4. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: Прометей, 2015. - 426 с.

Дополнительная литература:

1.Блинова Т.И. Педагогика: методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе, - Братск: Изд-во БрГУ,2013.-60 с.

2. Коротаева, Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 229 с.

3. Околелов, О.П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности: настольная книга педагога : справочник / О.П. Околелов. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 272 с.

4. Засобина, Г.А. Психолого-педагогические основы образовательного процесса в высшей школе : учебное пособие / Г.А. Засобина, Т.А. Воронова, И.И. Корягина. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 231 с.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Каково соотношение науки и учебного школьного предмета?

2.Факторы, влияющие на отбор содержания образования.

3.Что такое профильное обучение?

4. Назовите типы учебных планов и проанализируйте федеральный базисный учебный план общеобразовательной школы.

5. Что собой представляет учебная программа? Каковы ее функции?

6. Каковы виды учебных программ и способы их построения?

 

Практическое занятие 4 Структура ФГОС

(семинар-круглый стол).

Цель работы: Закрепление и углубление базовых представлений о содержании образования в школе и документах, его регламентирующих.

Задание: Изучить предлагаемые вопросы:

1. Какие цели преследует  новый школьный ФГОС?

2. Что изменилось в современной структуре ФГОС?

3. Пути и способы реализации ФГОС в образовательном процессе ( привести примеры)

Порядок выполнения:

Конспектирование учебной и научной литературы, работа с понятиями, сбор и анализ практического материала, выполнение вопросов и заданий для самостоятельной работы, учебно-исследовательских заданий, подготовка сообщений по предлагаемым темам, анализ педагогического опыта.

Семинар – круглый стол «Структура ФГОС»

Важным достоинством круглого стола является широкая возможность получить квалифицированные ответы по наиболее актуальным и сложным для самостоятельного осмысления проблемам и высказать, в свою очередь, их понимание обучающимся.

Круглый стол начинается с выступления преподавателя, затем сообщения делают участники семинара (два - три выступления по 7-10мин.). После этого специалисты отвечают на вопросы, которые преподаватель получил в процессе подготовки круглого стола и/или во время его. В ходе обсуждения этих вопросов обучающиеся вступают в диалог с приглашенными специалистами, выражают свое отношение к рассматриваемым проблемам. Специалисты также получают возможность представить свою точку зрения на указанную проблему. Завершается круглый стол подведением итогов преподавателем. Он анализирует глубину раскрытия проблем и актуальность вопросов, поставленных на семинаре, организацию, методику, степень участия обучающихся в обсуждении, благодарит гостей.

Форма отчетности:

Устные ответы на вопросы семинара, доклады и сообщения, заполнение глоссария, опорный конспект, вопросы для круглого стола

Задания для самостоятельной работы:

1. В каких документах находит свое отражение ФГОС (резюме, аналитический обзор по проблеме).

2. Дайте анализ государственного образовательного стандарта общего образования по его уровням. (подготовка доклада и презентации).

3. Составление глоссария по модульному элементу «ФГОС». Выписать основные понятия: структура, государственный стандарт, образование, содержание образования

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию :

Для участия в данном семинаре приглашаются специалисты: учителя школ, представители УМУ вуза. В процессе коллективной работы вместе с руководителем семинара и приглашенными специалистами обучающиеся обмениваются информацией, усваивают новые знания, учатся спорить, убеждать, анализировать. Такие семинары демонстрируют демократичность, активный характер обсуждения вопросов, побудительность к самостоятельному творческому мышлению. Поэтому, для активного участия в обсуждении вопросов круглого стола обучающимся необходимо подробно ознакомиться с правилами поведения при коллективной дискуссии.

Критерии оценивания:

Для выставления итоговой оценки обучающемуся можно воспользоваться следующим перечнем критериев

Критерии эффективной работы обучающегося на «круглом столе»

 (по каждому критерию от 0 до 1б.)

Критерий оценки Оценка (баллы) Замечание
1. Актуальность темы    
2. Качество ответов на вопросы    
3. Теоретический уровень знаний    
4. Подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.)    
5. Практическая ценность материала    
6. Способность делать выводы    
7. Способность отстаивать собственную точку зрения    
8. Способность ориентироваться в представленном материале    
9. Степень участия в общей дискуссии    
10.Этичность поведения в споре    
Итоговая сумма баллов:    

 

8 -1 0 баллов – отлично;

5 - 6 баллов – хорошо;

3 – 4 балла – удовлетворительно;

1 – 2 балла - неудовлетворительно.

Основная литература:

1. Асафова, Е.В. Практики интерактивного обучения: методическое пособие / Е.В. Асафова, Н.В. Телегина, И.И. Голованова; Казанский федеральный университет. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014. - 288 с.

2. Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 260 с.

3. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 343 с.

4. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: Прометей, 2015. - 426 с.

Дополнительная литература:

1.Блинова Т.И. Педагогика: методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе, - Братск: Изд-во БрГУ,2013.-60 с.

2.Коротаева, Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 229 с.

3. Околелов, О.П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности: настольная книга педагога : справочник / О.П. Околелов. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 272 с.

4. Засобина, Г.А. Психолого-педагогические основы образовательного процесса в высшей школе : учебное пособие / Г.А. Засобина, Т.А. Воронова, И.И. Корягина. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 231 с.

Контрольные вопросы для самопроверки:

. Что такое федеральный государственный стандарт образования?

2. Дайте определение федерального государственного стандарта общего образования.

3. Для чего предназначен федеральный государственный стандарт общего образования?

4. Какова структура федерального государственного стандарта общего образования?

5. Каковы функции федерального государственного стандарта общего образования?

6. В каких документах находит свое отражение ФГОС?

7. Дайте анализ государственного образовательного стандарта общего образования по его уровням.

Практическое занятие 5 Современные методы обучения

Цель работы: Закрепление и углубление базовых представлений обучающихся об основных формах организации обучения.

Задание: Изучить предлагаемые вопросы:

1. Рассмотреть понятие «метод обучения».

2. Классификация современных методов обучения.

3. Основные требования к применению данных методов обучения.

4. Активные методы обучения в школе и вузе.

Порядок выполнения:

Конспектирование учебной и научной литературы, работа с понятиями, сбор и анализ практического материала, выполнение вопросов и заданий для самостоятельной работы, учебно-исследовательских заданий, подготовка сообщений по предлагаемым темам, анализ педагогического опыта.

Форма отчетности:

Устные ответы на вопросы, опорный конспект, реферат, таблица

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте классификацию современных методов обучения. (резюме, аналитический обзор по проблеме).

2. Составление глоссария по модульному элементу «Методы обучения». Выписать основные понятия: обучение, методы обучения, активные методы обучения, интерактивные методы обучения.

3. Составить таблицу: «Методы активного обучения»

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию :

При выполнении самостоятельной работы особое внимание обратить на то, что методы и формы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения, очень важен их правильный подбор и количество, а так же время их использования на занятии.

Основная литература:

1. Асафова, Е.В. Практики интерактивного обучения: методическое пособие / Е.В. Асафова, Н.В. Телегина, И.И. Голованова; Казанский федеральный университет. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014. - 288 с.

2. Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 260 с.

3. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 343 с.

4. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: Прометей, 2015. - 426 с.

Дополнительная литература:

1.Блинова Т.И. Педагогика: методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе, - Братск: Изд-во БрГУ,2013.-60 с.

2. Коротаева, Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 229 с.

3. Околелов, О.П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности: настольная книга педагога : справочник / О.П. Околелов. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 272 с.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1.Каковы критерии выбора учителем методов обучения?

2. Почему игровые методы являются эффективными при усвоении материала?

3.Понятие активности личности в обучении, уровни активности в обучении.

4. Активные и интерактивные методы обучения.

5.Имитационные и неимитационные методы обучения.

6. Понятие методов обучения

7. Раскрыть эволюцию методов обучения.

8. Дать характеристику основных традиционных методов обучения.

Практическое занятие 6 Современные технические средства

Обучения

Цель работы: Углубить представления обучающихся о современных средствах обучения и их роли в учебном процессе.

Задание: Изучить предлагаемые вопросы:

1. Техническое оснащение в школе и вузе.

2. Общие требования к средствам обучения.

3. Современные средства обучения, требования к их применению.

Порядок выполнения:

Конспектирование учебной и научной литературы, работа с понятиями, сбор и анализ практического материала, выполнение вопросов и заданий для самостоятельной работы, учебно-исследовательских заданий, подготовка сообщений по предлагаемым темам, анализ педагогического опыта.

Форма отчетности:

Устные ответы на вопросы, опорный конспект, реферат

Задания для самостоятельной работы:

1. Раскройте информационную, дидактическую и контрольную функции средств обучения (подготовка доклада и презентации).

2. Выписать основные понятия:средства обучения, технические средства обучения, материальные средства обучения, идеальные средства обучения,

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию :

При выполнении самостоятельной работы особое внимание обратить на то, что методы и формы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения, очень важен их правильный подбор и количество, а так же время их использования на занятии.

Основная литература:

1. Асафова, Е.В. Практики интерактивного обучения: методическое пособие / Е.В. Асафова, Н.В. Телегина, И.И. Голованова; Казанский федеральный университет. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014. - 288 с.

2. Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 260 с.

3. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 343 с.

4. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: Прометей, 2015. - 426 с.

Дополнительная литература:

1.Блинова Т.И. Педагогика: методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе, - Братск: Изд-во БрГУ,2013.-60 с.

2. Коротаева, Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 229 с.

3. Околелов, О.П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности: настольная книга педагога : справочник / О.П. Околелов. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 272 с.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое дидактические средства?

2. Дайте классификацию дидактических средств различных авторов.

3.Какую из известных классификаций средств обучения вы считаете более полной?

4.Раскройте информационную, дидактическую и контрольную функции средств

 обучения.

5.Возможен ли учебный процесс без использования средств обучения, если «да», то каких?

6. Назовите педагогические требования, предъявляемые к использованию дидактических средств.

Практическое занятие 7 Виды обучения в школе  и в вузе

Цель работы: Углубить представления обучающихся о современных средствах обучения и их роли в учебном процессе.

Задание:

1.Что такое развивающее обучение, преимущества и недостатки.

2.Проблемное обучение, преимущества и недостатки.

3.Программированное обучение, преимущества и недостатки.

4. Современное модульное обучение преимущества и недостатки.

Порядок выполнения:

Конспектирование учебной и научной литературы, работа с понятиями, сбор и анализ практического материала, выполнение вопросов и заданий для самостоятельной работы, учебно-исследовательских заданий, подготовка сообщений по предлагаемым темам, анализ педагогического опыта.

Форма отчетности:

Устные ответы на вопросы, опорный конспект, реферат

Задания для самостоятельной работы:

1. Раскройте виды обучения в школе и вузе (подготовка доклада и презентации, работа в группах).

2. Выписать основные понятия:обучение,развивающее обучение, проблемное обучение, программированное обучение, модульное обучение, модуль.

Основная литература:

1. Асафова, Е.В. Практики интерактивного обучения: методическое пособие / Е.В. Асафова, Н.В. Телегина, И.И. Голованова; Казанский федеральный университет. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014. - 288 с.

2. Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 260 с.

3. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 343 с.

4. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: Прометей, 2015. - 426 с.

Дополнительная литература:

1. Коротаева, Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 229 с.

2. Околелов, О.П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности: настольная книга педагога : справочник / О.П. Околелов. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 272 с.

3. Засобина, Г.А. Психолого-педагогические основы образовательного процесса в высшей школе : учебное пособие / Г.А. Засобина, Т.А. Воронова, И.И. Корягина. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 231 с.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1.Каковы критерии выбора учителем вида обучения?

2. Почему проблемное обучение являются эффективными при усвоении материала?

3.Понятие программированное обучение.

4. Принципы применения модульного обучения.

Практическое занятие 8 Организационные формы обучения

Цель работы: Углубить представления обучающихся о современных формах обучения и их роли в учебном процессе.

Задание:

1.Индивидуальная форма обучения, ее современное использование.

2.Парные и групповые формы в современном обучении.

3.Коллективная форма обучения.

4. Фронтальная форма обучения: достоинства и недостатки.

Порядок выполнения:

Конспектирование учебной и научной литературы, работа с понятиями, сбор и анализ практического материала, выполнение вопросов и заданий для самостоятельной работы, учебно-исследовательских заданий, подготовка сообщений по предлагаемым темам, анализ педагогического опыта.

Форма отчетности:

Устные ответы на вопросы, опорный конспект, реферат

Задания для самостоятельной работы:

1. Раскройте формы обучения в школе и вузе (подготовка доклада и презентации, работа в группах).

2. Выписать основные понятия: индивидуальная, парная, групповая, коллективная и фронтальная формы обучения.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию :

Основная литература:

1. Асафова, Е.В. Практики интерактивного обучения: методическое пособие / Е.В. Асафова, Н.В. Телегина, И.И. Голованова; Казанский федеральный университет. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014. - 288 с.

2. Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 260 с.

3. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 343 с.

4. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: Прометей, 2015. - 426 с.

Дополнительная литература:

1.Коротаева, Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 229 с.

2. Околелов, О.П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности: настольная книга педагога : справочник / О.П. Околелов. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 272 с.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое фронтальная форма обучения

2. Назовите основные формы обучения?

Практическое занятие 9 Типология современных уроков в школе

Цель работы: Закрепление и углубление базовых представлений обучающихся об основных формах организации обучения и контроля.

Задание: Изучить предлагаемые вопросы:

1. Что такое урок?

2. Классификация уроков по дидактическим целям.

3. Урок изучения нового материала;

4. Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков;

5. Урок формирования умений и навыков;

6. Урок повторения; повторительно-обобщающего урок;

7. Урок контроля знаний;

8. Что такое нетрадиционный урок?

Порядок выполнения:

1.Проработать лекционный конспект.

2.Сделать конспект по учебнику.

3.Письменно ответить на вопросы семинара

Форма отчетности:

Устные ответы на вопросы семинара, развернутый план урока, опорный конспект.

Задания для самостоятельной работы:

1.Ознакомиться с формами организации обучения, которые схематично представлены (стр.157) в пособии Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах и таблицах : учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2016. - 245 с.

 2.Письменно представить ведущую типологию уроков (составьте схему).

 3.Ознакомиться с требованиями к уроку, которые схематично представлены (стр.158) в пособии Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах и таблицах : учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2016. - 245 с.

 4.По одному из школьных учебников составить развернутый план урока (на выбор).

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару:

При составлении развернутого плана урока особое внимание обратить на то, какими преимуществами обладает классно-урочная система обучения в сравнении с другими системами. Урок должен отвечать современным требованиям по его проведению, укажите

виды, формы и методы контроля на данном уроке.

Основная литература:

1. Асафова, Е.В. Практики интерактивного обучения: методическое пособие / Е.В. Асафова, Н.В. Телегина, И.И. Голованова; Казанский федеральный университет. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014. - 288 с.

2. Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 260 с.

3. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 343 с.

4. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: Прометей, 2015. - 426 с.

Дополнительная литература:

1. Коротаева, Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 229 с.

2.Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах и таблицах : учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2016. - 245 с.

3. Околелов, О.П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности: настольная книга педагога : справочник / О.П. Околелов. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 272 с.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1.Какие дополнительные и вспомогательные формы организации обучения испрльзуются в школе?

2. Основные формы обучения в высших учебных заведениях?

3.Что такое нетрадиционный урок и каковы его виды?

4.Назовите основные виды, формы и методы контроля в процессе обучения?

5.Что такое диагностика качества обучения и каковы ее основные элементы?

Практическое занятие 10 Основные направления инновационных процессов в школе

Цель работы: Закрепление и углубление базовых представлений о современных инновациях в системе образования

Задание: Изучить предлагаемые вопросы:

1. Что такое педагогические инновации?

2. Для чего нужны инновационные процессы?

3. Виды инноваций в современной школе.

4. Готовность учителей к инновационным процессам в школьном обучении.

Порядок выполнения:

1.Проработать лекционный конспект.

2.Сделать конспект по учебнику.

3.Письменно ответить на вопросы семинара

Форма отчетности: Конспект лекции, глоссарий, схема структуры инновационного процесса.

Задания для самостоятельной работы:

1.Составить глоссарий терминов по инновациям в образовании.

2. Из пособия Блинова Т.И. Инновационные процессы в высшем образовании России: учебно-методическое пособие/ Т.И.Блинова, Д.Н.Шпарко-Братск: БрГУ,2009,-153с.перенести в тетрадь структуру инновационного процесса (стр.32) и основные направления инноваций в высшей школе (стр39).

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к  семинару:

При выполнении самостоятельной работы особое внимание обратите на факторы, ограничивающие развитие инноваций в образовательных учреждениях, выявите, с какими науками педагогическая инноватика имеет общие темы изучения, перечислите их.

Основная литература:

1. Асафова, Е.В. Практики интерактивного обучения: методическое пособие / Е.В. Асафова, Н.В. Телегина, И.И. Голованова; Казанский федеральный университет. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014. - 288 с.

2. Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 260 с.

3. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 343 с.

4. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: Прометей, 2015. - 426 с.

Дополнительная литература:

1.Инновационные процессы в высшем образовании России: учебно-методическое пособие/ Т.И.Блинова, Д.Н.Шпарко-Братск: БрГУ,2009,-153с

2. Коротаева, Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 229 с.

3. Околелов, О.П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности: настольная книга педагога : справочник / О.П. Околелов. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 272 с.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что означает понятие «инновационные процессы в образовании»?

2. Каковы причины развития инновационной педагогической деятельности?

3. Что предполагает формирование инновационной среды в педагогическом коллективе?

4. Что такое передовой и новаторский педагогический опыт?

5. Дайте характеристику основных критериев внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс.

6. В чем смысл диагностической методики изучения инновационной деятельности учителя?

7.Какие образовательные учреждения можно назвать инновационными?

Практическое занятие 11 Основные направления инновационных процессов в вузе

Цель работы: Закрепление и углубление базовых представлений о современной модернизации российского образования.

Задание: Изучить предлагаемые вопросы:

1. С чем связано возникновение инноваций в вузах?

2. Влияние Болонского процесса на систему высшего образования.

3. Плюсы и минусы вхождения России в Болонское соглашение.

4. Типы ориентиров в развитии инновационного процесса в высшей школе.

5. Готовность преподавателя вуза к инновациям в современном образовании

Порядок выполнения:

1.Проработать лекционный конспект.

2.Сделать конспект по учебнику.

3. Изучить предлагаемые вопросы до семинара

4. Разбор конкретных ситуаций:

а) основные причины вступления России в Болонский процесс.

б) с какими проблемами столкнулось российское высшее образование при вступлении в Болонский процесс?

в) все ли положения Болонского соглашения выполнены в России?

г) преимущества и недостатки реализации Болонского процесса в России.

д) в чем отличие «магистра», «бакалавра», «дипломированного специалиста» с точки зрения содержания образования?

Форма отчетности: Письменные ответы на вопросы семинара, словарь терминов по теме, опорный конспект.

Задания для самостоятельной работы:

1.Составить словарь терминов по теме.

2.Используя материалы Приложения 4 из пособия Блинова Т.И.Д.Н. Шпарко Инновационные процессы в высшем образовании России: учебно-методическое пособие/ Т.И.Блинова, Д.Н.Шпарко-Братск: БрГУ,2009,-153с.(стр143-152),объясните, в чем разница между образовательными системами двух европейских стран по выбору.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию:

При подготовке к занятию особое внимание обратить на причины снижения качества отечественного образования и пути его повышения.

Основная литература:

1. Асафова, Е.В. Практики интерактивного обучения: методическое пособие / Е.В. Асафова, Н.В. Телегина, И.И. Голованова; Казанский федеральный университет. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014. - 288 с.

2. Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 260 с.

3. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 343 с.

4. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: Прометей, 2015. - 426 с.

Дополнительная литература:

1.Инновационные процессы в высшем образовании России: учебно-методическое пособие/Т.И.Блинова, Д.Н.Шпарко-Братск: БрГУ,2009,-153с.

2. Коротаева, Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 229 с.

3. Околелов, О.П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности: настольная книга педагога : справочник / О.П. Околелов. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 272 с.

4. Засобина, Г.А. Психолого-педагогические основы образовательного процесса в высшей школе : учебное пособие / Г.А. Засобина, Т.А. Воронова, И.И. Корягина. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 231 с.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1.Критерии оценивания качества современного школьного и вузовского образования.

2.Перечислите основные образовательные потребности государства, общества и личности.

Практическое занятие 12 Педагогическая технология как составляющая педагогической системы

Цель работы: Закрепление и углубление базовых представлений о современной педагогической системе.

Задание: Изучить предлагаемые вопросы:

1. Что такое педагогическая технология?

2. Педагогическая технология как составляющая педагогической системы.

3. Классификация педагогических технологий по Селевко.

Порядок выполнения:

1.Проработать лекционный конспект.

2.Сделать конспект по учебнику.

3.Письменно ответить на вопросы семинара

Форма отчетности: Конспект лекции, глоссарий, схема, презентация

Задания для самостоятельной работы:

1.Составить презентацию на тему: «История возникновения педагогической технологии»

2.Составить схему по личностно-ориентированным технологиям

3.Составить презентацию по технологии на основе активизации познавательной деятельности

4.Составить презентацию по технологии развивающего обучения

5.Создание метафоры - определения к изучаемому понятию.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию:

Изучив педагогические источники и, подробно ознакомившись с новыми технологиями, особое внимание обратите на многообразие определений того или иного направления технологий различными авторами.

Основная литература:

1. Асафова, Е.В. Практики интерактивного обучения: методическое пособие / Е.В. Асафова, Н.В. Телегина, И.И. Голованова; Казанский федеральный университет. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014. - 288 с.

2. Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 260 с.

3. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 343 с.

4. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: Прометей, 2015. - 426 с.

Дополнительная литература:

1. Коротаева, Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 229 с.

2.Околелов, О.П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности: настольная книга педагога : справочник / О.П. Околелов. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 272 с.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Педагогическая технология.

2. Суть и специфические черты педагогической технологии.

3. Принципы педагогической технологии.

4. Классификация педагогических технологий.

5. Сравнительная характеристика общепедагогических принципов с принципами

педагогических технологий.

6. Педагогическая позиция.

7. Взаимосвязь педагогической позиции и педагогической технологии, которые

выбирает педагог.

8. Методика развивающего обучения.

9. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

10. Технология Эльконина-Давыдова.

11. Суть технологии коллективного взаимодействия. Технология разноуровневого обучения.

12. Технология полного усвоения знаний.

13. Технология модульного обучения.

14. Технология проектной деятельности.

15. Технология игровой деятельности.

Практическое занятие 13 Современные технологии обучения в профессиональном образовании

( работа в малых группах).

Цель работы: Углубление представления об основных технологиях в профессиональном образовании.

Задание: Изучить предлагаемые вопросы:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Работа в команде/работа в малой группе.

3. Проблемное обучение.

4. Контекстное обучение.

5. Междисциплинарное обучение.

Порядок выполнения:

В ходе работы на практическом занятии обучающийся должен выступить с докладом по систематизации технологий, который необходимо обсудить со слушателями.

Проработать лекционный конспект.

 Деятельность преподавателя:

- выдает темы докладов;

- определяет сроки подготовки доклада;

- оказывает консультативную помощь студенту;

- определяет объем доклада;

- указывает основную литературу;

- оценивает доклад и презентацию в контексте занятия.

Деятельность обучающегося:

- собирает и изучает литературу по теме;

 - выделяет основные понятия;

- вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

- оформляет доклад и иллюстрирует компьютерной презентацией;

- озвучивает в установленный срок.

Форма отчетности: доклады с их последующим обсуждением.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить выступление по следующим темам:

Вопросы для обсуждения в 1 группе:

1. Технология полного усвоения.

2. Технология концентрированного обучения.

Вопросы для обсуждения во 2 группе:

1. Блочно-модульная технология подготовки специалистов в вузе.

2. Технология контроля качества результатов обучения.

Вопросы для обсуждения в 3 группе:

1. Технология коллективной мыслительной деятельности.

2. Технология контекстного обучения.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару:

Докладчики и содокладчики - основные действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчики и содокладчики должны знать и уметь:

 - сообщать новую информацию;

- использовать технические средства;

- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации;

- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы;

- четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.; содокладчик - 5 мин. Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

 - название презентации (доклада);

- сообщение основной идеи;

- современную оценку предмета изложения;

- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

- живую интересную форму изложения;

- акцентирование оригинальности подхода.

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.

Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы.

Основная литература:

1. Асафова, Е.В. Практики интерактивного обучения: методическое пособие / Е.В. Асафова, Н.В. Телегина, И.И. Голованова; Казанский федеральный университет. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014. - 288 с.

2. Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 260 с.

3. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 343 с.

4. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: Прометей, 2015. - 426 с.

Дополнительная литература:

1.Коротаева, Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 229 с.

2. Околелов, О.П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности: настольная книга педагога : справочник / О.П. Околелов. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 272 с.

3.Засобина, Г.А. Психолого-педагогические основы образовательного процесса в высшей школе : учебное пособие / Г.А. Засобина, Т.А. Воронова, И.И. Корягина. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 231 с.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Технология активного обучения.

2. Технология коллективного взаимообучения.

3. НЛП в педагогической деятельности.

4. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

5. Теория контекстного обучения.

6. Характеристика личностно-ориентированного обучения.

7. Технология коллективного взаимообучения.

8. Технология сотрудничества.

9. Познавательная активность как личное качество. Уровни активности учащихся.

 

Экзаменационные вопросы 3 курс 6 семестр

3.1.Методы обучения, их классификация. 3.2.Активные и интерактивные методы обучения. 3.3. Понятие средств обучения и их классификации. 3.4.Основные виды обучения в школах и вузах. 3.Методы обучения. Классификация средств обучения. Формы организации процесса обучения
4.1.Социальные и научные предпосылки возникновения инноваций в образовании. 4.2.Основные понятия образовательной инноватики. 4.Инновационные процессы в системе образования
5.1.Проблема педагогических технологий в исторической ретроспективе. 5.2.Педагогическая задача как основа педагогической технологии. 5.Теоретические характеристики современных педагогических технологий
1.3.Закономерности и принципы процесса обучения. 1.4.Наиболее распространенные дидактические системы. 1.Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения.
2.4.Федеральный Государственный образовательный стандарт. 2.5.Учебные планы и программы. 2.Содержание образования, как фундамент базовой культуры личности.  Федеральный Государственный образовательный стандарт.
3.5.Формы организации обучения. 3.6.Урок как основная форма обучения в школе 3.7.Дополнительные формы обучения в школе 3.8.Основные формы обучения в вузе. 3.9. Диагностика и контроль в обучении. 3.10. Понятие неуспеваемости обучающихся, ее причины и пути преодоления. 3.Методы обучения. Классификация средств обучения. Формы организации процесса обучения
4.3.Основные направления реализации инноваций в высшей школе. 4.4.Компетентностный подход – стратегия инновационного развития педагогики высшей школы. 4.Инновационные процессы в системе образования
5.3.Модели обучения и современные педагогические технологии. 5.4.Классификация современных образовательных технологий. 5.Теоретические характеристики современных педагогических технологий

Список литературы

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплин










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 155.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...