Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
XVI. Типичные ошибки изложения, вызванные нарушением закона достаточного основания (с примерами)
Закон достаточного основания требует, чтобы всякая истинная мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.Соблюдением этого закона достигается обоснованность мышления, обязательное условие мышления правильного. Логика высказываний считает обоснованность мышления общим методологическим требованием и рассматривает ряд законов, обеспечивающих его выполнение (закон двойного отрицания, тавтологии, симплификации, конъюнкции и др.) * закон двойного отрицания «если неверно, что неверно А, то верно А». Закон двойного отрицания называется также законом снятия двойного отрицания. В формализованном языке логики высказываний закон двойного отрицания выражается формулой
В любом рассуждении наши мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами. Достаточность основанияистинности суждений в каждом конкретном случае — предмет рассмотрения специальных наук, логическая обоснованность - необходимое качество каждого журналистского выступления. Именно обоснованности суждений недостаёт газетной рецензии на книгу И. Долгополова «Рассказы о художниках»: Тот, кто читает журнал «Огонёк», не может не обратить внимание на серию статей, посвящённых творчеству художников. Многие из этих статей — точнее рассказов – принадлежат Игорю Долгополову. Разумеется, любой такой рассказ должен нести в себе ту дозу информации, без которой нет документального рассказа, а тем более - статьи. То, что пишет И. Долгополов, - это, скорее всего, именно рассказы. То есть необходимая информация сочетается с формой подачи её. А эта форма более всего напоминает рассказ. Поэтому совершенно правомерно, что тридцать рассказов И. Долгополова оказались под одним красивым тёмно-зелёным переплётом. И название книги «Рассказы о художниках» - соответствует содержанию её”. В этом отрывке из 28 газетных строк логических неточностей много. В частности, автору следует задать вопрос: в чём же он усматривает правомерность того, что тридцать рассказов Долгополова оказались под одним тёмно-зелёным переплётом? Причиной недоказательности изложения могут быть не только поверхностность знаний и небрежность формулировок, но и автоматизм мышления, когда, например, журналист прибегает к привычным и, казалось бы, проверенным схемам типа «раньше - теперь». Обыденное сознание часто мешает пишущему вникнуть в суть явления, вскрыть причины происходящего. Иллюзия полной очевидности для журналиста всегда опасна. Но особенно опасна всякая попытка подогнать факты под некую схему, какой бы «надежной» она ни представлялась.
Композиция текста
Внешняя (рамочная) Внутренняя 3 структурных элемента: 1 структурный элемент: 1 - заголовок Основная часть 2 - вступление 3 – концовка
К каждому структурному элементу предъявляются свои требования. Заголовок является очень сильной позицией текста. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАГОЛОВКУ: · Соответствовать содержанию текста: (a) Логическое соответствие (закон тождества) (b) Стилистическое соответствие (c) Эмоциональное соответствие · Не злоупотреблять многозначными словами, узкоспециальными словами, терминами · Заголовок не должен содержать сложных синтаксических конструкций (особенно страдательных) *синтаксический параллелизм – абсолютно одинаково построенные произведения. ФУНКЦИИ ЗАГОЛОВКА: · Контактная (завлечь читателя, но, стремясь к этому, не противоречьте себе) · Информативная · Конструктивная (реализуется, если показывает, как будет выстроен материал)
Михаил Кольцов выносил первую фразу текста и оформлял ее графически.
Существуют ЗАГОЛОВОКИ С ДВУХЧАСТНОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ: разбиваются либо точкой, либо двоеточием. Они бывают хороши тем, что дальше идет неожиданное развитие темы. НЕДОЧЕТЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗАГОЛОВКОВ: · Заштампованность (часто это связано с аллюзиями – аккуратнее их используйте!) · Заголовок может вступать во вредные связи с другими заголовками · Чудовищно низкий языковой уровень
ВСТУПЛЕНИЕ. Максимум ¼ текста. Вступление призвано дать В ОБЩЕМ представление о предмете изложения. Чехов: «Читателю надо сразу дать по морде». КОНЦОВКА. Концовка должна вытекать из текста. Лучше избегать прописных истин и оставлять концовки открытыми. ВНУТРЕННЯЯ КОМПОЗИЦИЯ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Характерные ошибки: · Отход от темы (нарушение закона тождества) · Неоправданное нарушение последовательности изложения (закон достаточного основания) · Неправомерное деление текста на абзацы · (!) нечеткость композиционных рамок
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |