Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль и место заведующего в системе дошкольного учреждения. Показатели профессиональной деятельности.




Лекция 1.8 Тема: Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

Вопросы:

1. Роль и место заведующего в системе дошкольного учреждения. Показатели профессиональной деятельности.

2. Основные функции управления в деятельности заведующего.

3. Основные направления деятельности заведующего.

4. Примерная циклограмма деятельности заведующего.

5. Личность и стиль управления заведующего дошкольным учреждением.

6. Овладение творческим стилем управления.

 

Литература:

1. Информационно-методическое обеспечение деятельности руководителя дошкольного учреждения. / Сост. Т.В. Скилкова. – Минск: Новое знание, 2011. – 64 с.

2. Саченко, А.И. Настольная книга руководителя дошкольного учреждения / А. И. Саченко, И. Ю. Каранина. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. – 137с.

3. Поздняк, Л. Основы управления дошкольным образовательным учрежде­нием: Спецкурс / Л. Поздняк. – М., 2004. – 40 с.

4. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие / Л. В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М., 1999. – 180 с.


 


Роль и место заведующего в системе дошкольного учреждения. Показатели профессиональной деятельности.

В организационной структуре административного управления дошкольным учреждением высший уровень обеспечивает заведующий. Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия и за­креплено юридически в "Типовом положении о дошкольном учреждении".

Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица — руководителя.

Заведующий дошкольным учреждением осуществляет всю пол­ноту административного руководства. Он несет полную ответственность за работу вверенного ему учреждения.

Заведующий руководит всей деятельностью дошкольного учреж­дения, несет персональную ответственность за подбор, расстановку; воспитание кадров, за результаты организационно-педагогической финансово-хозяйственной и другой деятельности дошкольного учреж­дения. При этом он обязан подчиняться вышестоящим органам народного образования и должен опираться па демократические формы уп­равления. Так, заведующий не может игнорировать участие коллекти­ва и роль общественных организаций в делах управления. Заведующий наделен полномочиями принимать решения. Он решает, что де­лать, как делать, и несет за это ответственность. Обладая реальной властью, заведующий воздействует на трудовой коллектив, а через не­го — на характер и результаты работы дошкольного учреждения.

В роли администратора заведующий использует свои полномочия для обеспечения функционирования дошкольного учреждения в соответствии с действующими нормативными актами. Совместно с сотрудниками разрабатывает и реализует кадровую политику — комплекту­ет штаты, осуществляет подбор, обучение, расстановку и перемещение кадров, их аттестацию, разрабатывает Устав.

Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, целенаправленных и скоордини­рованных действий подчиненных.

В соответствии с положением о дошкольных учреждениях заведу­ющий выполняет широкий круг обязанностей:

— устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и квалификационными характеристиками круг обязанностей работников до­школьного учреждения;

— обеспечивает выполнение законодательства о труде, Устава родительского договора, правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей, охраны труда и техники безопасности, а также исправность санитарно-технической, теплотехнической, газовой и энергетической систем;

- обеспечивает обучение и инструктаж по технике безопасности;

– организует пропаганду педагогических и гигиенических знаний среди родителей, направляет работу родительского совета, осуществлять связь со школой, руководством ведомственного или шефствующего предприятия;

– отчитывается о работе учреждения перед органами народного образования, обеспечивает создание необходимых условий для укрепления здоровья, эффективной работы по воспитанию, всестороннему развитию детей, несет ответственность за охрану их жизни и здоровья, за организацию рационального питания, качество воспитательной работы, укомплектованность учреждения детьми, финансово-хозяйственную деятельность и санитарно-гигиеническое состояние учреждения; организует дополнительные услуги, направленные на улучшения ухода, присмотра, оздоровления, воспитания и обучения, осуществляет контроль за качеством учебно-воспитательной работы.

Он не только обеспечивает хорошую организацию воспитательно-образовательной работы с детьми, но и сплачивает педагогический коллектив, укрепляет в нем дисциплину труда, благоприятный морально-психологический климат.

Выполняя должностные обязанности заведующий выступает не только как организатор, но и как представитель и выразитель интересов коллектива сотрудников дошкольного учреждения, решает вопросы создания и ликвидации подразделений и различных служб.

В пределах своей компетенции заведующий издает приказы и дает указания, обязательные к исполнению всеми работниками данного учреждения.

Заведующий наделен правами требовать от каждого сотрудника полноценной и добросовестной работы.

Управленческие обязанности руководителей дошкольного образовательного учреждения

Заведующий призван:

1. Определять цели.

2. Формировать организационную структуру.

3. Осуществлять распределительную функцию.

4. Распоряжаться финансовыми средствами.

5. Принимать решения.

6. Подбирать кадры.

Зам. заведующего по основной деятельности, завхоз, ст. медсестра, гл. бухгалтер обязаны:

1. Распределять задания. Планировать выполнение различных видов работ.

2. Обучать персонал.

3. Контролировать и координировать работу.

4. Поддерживать самостоятельность работы сотрудников.

Обязанности сотрудников:

1. Принимать самостоятельные решения в рамках своей компетенции.

2. Сообщать начальнику, если решение выходит за рамки компе­тенции.

3. Откровенно высказывать свое мнение.

4. Использовать возможность улучшения своей деятельности.

5. Информировать руководителя о своей деятельности.

6. Координировать свою деятельность с другими сотрудниками.

7. Повышать свою квалификацию.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

ДИРЕКТОР (НАЧАЛЬНИК, ЗАВЕДУЮЩИЙ) УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 14—22-й разряды

Должностные обязанности. Осуществляет ру­ководство учреждением образования в соответствии

с законодательством Республики Беларусь и Уста­вом  учреждения.

Обеспечивает системную образова­тельную (учебно-воспитательную) и администра­тивно-хозяйственную работу учреждения образования.

Определяет стратегию, цели и задачи развития учреждения, планирует его работу.

Совместно с советом учреждения и обще­ственными организациями осуществляет разработку, утверждение и внедрение программ развития учреждения, учебных планов, курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, Устава и правил внутреннего распорядка учреждения обра­зования и др.

Руководит работой педагогического (методического) совета учреждения. Организует контроль за выполнением его решений.

Определя­ет структуру управления учреждением, штатное расписание.

Решает научно-методические, учебно-методические, административные, финансовые, хо­зяйственные и иные вопросы.

Планирует, коорди­нирует и контролирует работу структурных под­разделений, педагогических и других работников учреждения.

Осуществляет прием на работу, под­бор и расстановку педагогических кадров и других работников. Определяет должностные обязанно­сти работников в соответствии со штатным расписа­нием, трудовым законодательством, правилами внут­реннего трудового распорядка и квалификацион­ными характеристиками.

Создает условия для по­вышения их профессионального мастерства, использования ими новых форм и методов обуче­ния, воспитания и хозяйствования, участия в экспе­риментальной и исследовательской деятельности.

Поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный мораль­но-психологический климат в коллективе.

Форми­рует и обеспечивает сохранность контингента уча­щихся (воспитанников) и их социальную защиту.

Создает необходимые условия для обучения, воспи­тания, коррекции и реабилитации детей с особенно­стями психофизического развития в условиях специ­ального учебного заведения (учреждения) с целью компенсации и исправления недостатков развития, формирования социально-бытовой компенсации, под­готовки их к самостоятельной жизни в обществе и т. д.

Осуществляет функции государственного опе­куна (попечителя) воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищает их законные права и интересы (лич­ные, имущественные, жилищные, трудовые и др.).

Осуществляет меры по устройству их на воспи­тание в семьи и организует работу с замещающи­ми семьи. Принимает меры к созданию условий для поддержания их родственных связей. Обеспе­чивает эффективное взаимодействие и сотрудниче­ство с органами местного самоуправления, предпри­ятиями и организациями, общественностью, родите­лями (лицами, их заменяющими).

Содействует деятельности педагогических, психо­логических организаций, методических объединений, общественных (в т. ч. детских и молодежных) организаций, разрешенных законодательством Рес­публики Беларусь.

Обеспечивает рациональное ис­пользование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.

Пред­ставляет учреждения образования в государственных, общественных и иных органах, ) учреждениях.

Несет ответственность за реализацию образовательных про­грамм в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования выпуск­ников, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод учащихся (воспитанников) и работников учрежде­ния образования во время образовательного процесса в установленном законодательством Республики Бела­русь порядке.

Обеспечивает необходимые условия для работы предприятий общественного питания, медицинских учреждений, общежитий, контроль за их работой в целях укрепления и охраны здоро­вья воспитанников и работников, со­здания нормальных бытовых условий для прожи­вающих в общежитиях учреждения образования.

Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учеб­но-материальной базы, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности, подготов­ку, учет и хранение документации.

Должен знать: нормативные правовые акты, дру­гие руководящие и методические документы и ма­териалы по вопросам образования, воспитания, пра­вам ребенка; педагогику, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; пси­хологию личности и дифференциальную психоло­гию; основы физиологии и гигиены; теорию и мето­ды управления образовательными системами; ос­новы экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности учрежде­ния; административное, трудовое и хозяйственное законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее педа­гогическое или высшее специальное образование и сертификаты о прохож­дении интегрированных курсов психолого-педаго­гической подготовки и управленческой деятельности, стаж педагогической, руководящей или иной работы по специальности в учреждениях, организациях, предприятиях, соответствующих профилю учреж­дения образования, не менее 5 лет.

Ценен тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо управлять и добиваться поставленных целей. Но успех во многом зависит от того, насколько руководитель правильно распланирует свое время.

Десять «золотых» правил организации управленческой деятельности, сфор­мулированных немецким ученым-социологом Лотаром Зайвертом, помогут ру­ководителю добиться лучшей организации работы и успешного планирования своего времени:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1117.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...