Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль и место заведующего в системе дошкольного учреждения. Показатели профессиональной деятельности.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Лекция 1.8 Тема: Заведующий в системе управления дошкольным учреждением Вопросы: 1. Роль и место заведующего в системе дошкольного учреждения. Показатели профессиональной деятельности. 2. Основные функции управления в деятельности заведующего. 3. Основные направления деятельности заведующего. 4. Примерная циклограмма деятельности заведующего. 5. Личность и стиль управления заведующего дошкольным учреждением. 6. Овладение творческим стилем управления.
Литература: 1. Информационно-методическое обеспечение деятельности руководителя дошкольного учреждения. / Сост. Т.В. Скилкова. – Минск: Новое знание, 2011. – 64 с. 2. Саченко, А.И. Настольная книга руководителя дошкольного учреждения / А. И. Саченко, И. Ю. Каранина. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. – 137с. 3. Поздняк, Л. Основы управления дошкольным образовательным учреждением: Спецкурс / Л. Поздняк. – М., 2004. – 40 с. 4. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие / Л. В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М., 1999. – 180 с.
Роль и место заведующего в системе дошкольного учреждения. Показатели профессиональной деятельности. В организационной структуре административного управления дошкольным учреждением высший уровень обеспечивает заведующий. Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия и закреплено юридически в "Типовом положении о дошкольном учреждении". Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица — руководителя. Заведующий дошкольным учреждением осуществляет всю полноту административного руководства. Он несет полную ответственность за работу вверенного ему учреждения. Заведующий руководит всей деятельностью дошкольного учреждения, несет персональную ответственность за подбор, расстановку; воспитание кадров, за результаты организационно-педагогической финансово-хозяйственной и другой деятельности дошкольного учреждения. При этом он обязан подчиняться вышестоящим органам народного образования и должен опираться па демократические формы управления. Так, заведующий не может игнорировать участие коллектива и роль общественных организаций в делах управления. Заведующий наделен полномочиями принимать решения. Он решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность. Обладая реальной властью, заведующий воздействует на трудовой коллектив, а через него — на характер и результаты работы дошкольного учреждения. В роли администратора заведующий использует свои полномочия для обеспечения функционирования дошкольного учреждения в соответствии с действующими нормативными актами. Совместно с сотрудниками разрабатывает и реализует кадровую политику — комплектует штаты, осуществляет подбор, обучение, расстановку и перемещение кадров, их аттестацию, разрабатывает Устав. Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, целенаправленных и скоординированных действий подчиненных. В соответствии с положением о дошкольных учреждениях заведующий выполняет широкий круг обязанностей: — устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и квалификационными характеристиками круг обязанностей работников дошкольного учреждения; — обеспечивает выполнение законодательства о труде, Устава родительского договора, правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей, охраны труда и техники безопасности, а также исправность санитарно-технической, теплотехнической, газовой и энергетической систем; - обеспечивает обучение и инструктаж по технике безопасности; – организует пропаганду педагогических и гигиенических знаний среди родителей, направляет работу родительского совета, осуществлять связь со школой, руководством ведомственного или шефствующего предприятия; – отчитывается о работе учреждения перед органами народного образования, обеспечивает создание необходимых условий для укрепления здоровья, эффективной работы по воспитанию, всестороннему развитию детей, несет ответственность за охрану их жизни и здоровья, за организацию рационального питания, качество воспитательной работы, укомплектованность учреждения детьми, финансово-хозяйственную деятельность и санитарно-гигиеническое состояние учреждения; организует дополнительные услуги, направленные на улучшения ухода, присмотра, оздоровления, воспитания и обучения, осуществляет контроль за качеством учебно-воспитательной работы. Он не только обеспечивает хорошую организацию воспитательно-образовательной работы с детьми, но и сплачивает педагогический коллектив, укрепляет в нем дисциплину труда, благоприятный морально-психологический климат. Выполняя должностные обязанности заведующий выступает не только как организатор, но и как представитель и выразитель интересов коллектива сотрудников дошкольного учреждения, решает вопросы создания и ликвидации подразделений и различных служб. В пределах своей компетенции заведующий издает приказы и дает указания, обязательные к исполнению всеми работниками данного учреждения. Заведующий наделен правами требовать от каждого сотрудника полноценной и добросовестной работы. Управленческие обязанности руководителей дошкольного образовательного учреждения Заведующий призван: 1. Определять цели. 2. Формировать организационную структуру. 3. Осуществлять распределительную функцию. 4. Распоряжаться финансовыми средствами. 5. Принимать решения. 6. Подбирать кадры. Зам. заведующего по основной деятельности, завхоз, ст. медсестра, гл. бухгалтер обязаны: 1. Распределять задания. Планировать выполнение различных видов работ. 2. Обучать персонал. 3. Контролировать и координировать работу. 4. Поддерживать самостоятельность работы сотрудников. Обязанности сотрудников: 1. Принимать самостоятельные решения в рамках своей компетенции. 2. Сообщать начальнику, если решение выходит за рамки компетенции. 3. Откровенно высказывать свое мнение. 4. Использовать возможность улучшения своей деятельности. 5. Информировать руководителя о своей деятельности. 6. Координировать свою деятельность с другими сотрудниками. 7. Повышать свою квалификацию. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДИРЕКТОР (НАЧАЛЬНИК, ЗАВЕДУЮЩИЙ) УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 14—22-й разряды Должностные обязанности. Осуществляет руководство учреждением образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом учреждения. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную работу учреждения образования. Определяет стратегию, цели и задачи развития учреждения, планирует его работу. Совместно с советом учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и внедрение программ развития учреждения, учебных планов, курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, Устава и правил внутреннего распорядка учреждения образования и др. Руководит работой педагогического (методического) совета учреждения. Организует контроль за выполнением его решений. Определяет структуру управления учреждением, штатное расписание. Решает научно-методические, учебно-методические, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников учреждения. Осуществляет прием на работу, подбор и расстановку педагогических кадров и других работников. Определяет должностные обязанности работников в соответствии со штатным расписанием, трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и квалификационными характеристиками. Создает условия для повышения их профессионального мастерства, использования ими новых форм и методов обучения, воспитания и хозяйствования, участия в экспериментальной и исследовательской деятельности. Поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. Формирует и обеспечивает сохранность контингента учащихся (воспитанников) и их социальную защиту. Создает необходимые условия для обучения, воспитания, коррекции и реабилитации детей с особенностями психофизического развития в условиях специального учебного заведения (учреждения) с целью компенсации и исправления недостатков развития, формирования социально-бытовой компенсации, подготовки их к самостоятельной жизни в обществе и т. д. Осуществляет функции государственного опекуна (попечителя) воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищает их законные права и интересы (личные, имущественные, жилищные, трудовые и др.). Осуществляет меры по устройству их на воспитание в семьи и организует работу с замещающими семьи. Принимает меры к созданию условий для поддержания их родственных связей. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими). Содействует деятельности педагогических, психологических организаций, методических объединений, общественных (в т. ч. детских и молодежных) организаций, разрешенных законодательством Республики Беларусь. Обеспечивает рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников. Представляет учреждения образования в государственных, общественных и иных органах, ) учреждениях. Несет ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования выпускников, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод учащихся (воспитанников) и работников учреждения образования во время образовательного процесса в установленном законодательством Республики Беларусь порядке. Обеспечивает необходимые условия для работы предприятий общественного питания, медицинских учреждений, общежитий, контроль за их работой в целях укрепления и охраны здоровья воспитанников и работников, создания нормальных бытовых условий для проживающих в общежитиях учреждения образования. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности, подготовку, учет и хранение документации. Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам образования, воспитания, правам ребенка; педагогику, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию личности и дифференциальную психологию; основы физиологии и гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; основы экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения; административное, трудовое и хозяйственное законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности. Квалификационные требования. Высшее педагогическое или высшее специальное образование и сертификаты о прохождении интегрированных курсов психолого-педагогической подготовки и управленческой деятельности, стаж педагогической, руководящей или иной работы по специальности в учреждениях, организациях, предприятиях, соответствующих профилю учреждения образования, не менее 5 лет. Ценен тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо управлять и добиваться поставленных целей. Но успех во многом зависит от того, насколько руководитель правильно распланирует свое время. Десять «золотых» правил организации управленческой деятельности, сформулированных немецким ученым-социологом Лотаром Зайвертом, помогут руководителю добиться лучшей организации работы и успешного планирования своего времени: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1117. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |