Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические особенности индивидов




 

Висцеротоник Соматотоник Церебротоник
Чрезмерное развитие внутренних органов тела, сложение относительно слабое, с избытком жировой ткани Стройное и крепкое, хорошее развитие мускульной системы Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Конечности длинные, тонкие со слабой мускулатурой.
Расслабленность в осанке и движениях Уверенность в осанке и движениях Заторможенность, скованная осанка
Любовь к комфорту Склонность к физической деятельности Чрезмерная физиологическая чувствительность
Реакции медлительные Энергетическая реакция Повышенная реактивность (скорость реакции)
Пристрастие к еде Потребность в физических нагрузках Интеллектуализированные потребности (театр, книги)
Любовь к компаниям, дружеским излияниям. Приветливость со всеми. Социофилия(склонность к общественной жизни) Потребность в доминировании. Решительные манеры. Храбрость. Сильная агрессивность. Склонность к риску, игре случая. Склонность к уединению. Скрытность чувств, эмоциональная заторможенность. Социофобия (страх перед общественными контактами)
Ориентация на других. Жажда любви и одобрения окружающих. Терпимость Психологическая неустойчивость. Отсутствие сострадания Заторможенность в общении. Непредсказуемость и нестандартность
Хороший сон. Эмоциональная ровность. Отсутствие взрывных эмоций и поступков Шумное поведение. Громкий голос Плохой сон. Хроническая усталость. Тихий голос, плохо переносит шум. Юношеская живость
Стереотипный характер мышления Объективное и широкое мышление, направленное вовне (экстравертивного типа) Концентрированно-скрытое и субъективное мышление
Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя Устойчивость к действию алкоголя
Потребность в людях в тяжелую минуту Потребность в действиях в тяжелую минуту Потребность в уединении в тяжелую минуту

 

 Психика и особенности строения мозга. О человеческом мозге известно уже многое. Но каждое десятилетие специалисты убеждаются, что их знания весьма ограниченны. Мозгом занимаются целые области современной науки, поэтому есть смысл остановиться на тех новых данных, которые имеют наибольшую психологическую значимость. 

Вес мозга колеблется (в норме) от 1100 до 3000 граммов. Что из этого следует для психики – однозначно сказать трудно. Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга, так называемой, функциональной асимметрией мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-го ХХ века профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).

Первые исследования Сперри были связаны с поиском «следов» памяти. У кошек и обезьян рассекали мозолистое тело – толстый пучок нервных волокон, соединяющих полушария, и смотрели, может ли навык, заученный одним полушарием, перейти в другое. Кошке завязывали один глаз и учили ее распознавать квадрат. Потом с «необученного» глаза снимали повязку и надевали ее на «обученный». Квадрат кошка не узнавала: необученный глаз так и оставался необученным. Зато теперь его можно было научить распознавать круг, и тогда в одном полушарии появлялся один навык, а в другом – другой. Полушария можно было научить двум противоположным навыкам.

Расщепление мозга (лоботомия – так стала наименоваться эта операция) испытали и на людях: перерезка мозолистого тела избавляла больных с тяжелой формой эпилепсии от мучительных припадков. После подобных операций у пациентов наблюдались признаки раздвоения личности, хотя никто не обучал их полушария и не вторгался ни в одно из них.

Функциональная асимметрия полушарий известна давно: подавляюще большинство человечества делится на правшей и левшей, почти у всех нас есть ведущий глаз и ведущее ухо, речью ведает либо левое (у правшей), либо правое полушарие.

После того, как были разработаны методы временного разобщения полушарий как у больных, так и у здоровых людей и созданы особые тесты для их исследования, выяснилось, что традиционное деление полушарий на доминантное (скажем, левое у правшей) и субдоминантное устарело, что у каждого из них просто свой круг обязанностей. Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознавать целое по части. Случаются, правда, отклонения от нормы: то музыкальными оказываются оба полушария, то у правого находят запас слов, а у левого – представления о том, что эти слова означают. Но закономерность, в основном, сохраняется: одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.

Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение – все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Присмотримся к этим собеседникам поближе. Для того, чтобы понять это, нужно понаблюдать за изолированным полушарием. Сделать это нетрудно: можно подвергнуть одно из них электрошоку, можно и усыпить. У каждого полушария есть своя сонная артерия, по которому к нему поступает кровь. Если в эту артерию ввести наркотизирующее средство, то получившее его полушарие быстро заснет, другое, прежде чем присоединиться к первому, успеет проявить свою сущность.

Что же выясняется при таком последовательном усыплении? Усыпив сначала правое полушарие, мы увидим, что если на интеллектуальном уровне выключение этого полушария особенно не отражается, то с эмоциональным состоянием творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реакции маниакальны, он беспрерывно сыплет шутками, он беззаботен даже тогда, когда правое полушарие у него не «отключено», а по-настоящему вышло из строя, из-за кровоизлияния, например. Но главное – словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями. Правда, голос при этом иногда становится сиплым, человек гнусавит, сюсюкает, шепелявит, ставит ударения не на тех словах, во фразах выделяет интонацией предлоги и союзы. Все это производит странное и тягостное впечатление, которое усугубляется в случаях действительно клинических, когда человек не на шутку лишается правого полушария. Вместе с ним он лишается и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый – все они перестают творить. Говорят они много, но их монологи (физиологически – действительно монологи!) не более, чем «взгляд в нечто».

Полная противоположность – отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик не без успеха размышляет о физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.

Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого – глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, безоглядный оптимизм, сущность правого – «дух отрицания, дух сомнения». Каждое – образчик эмоционального экстремизма и нетерпимости, каждое норовит воспользоваться ослаблением собрата, чтобы навязать человеку свою волю. Но в норме хорошо отрегулированное их содружество приводит только к плодотворным результатам.       

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать.

 

Литература

А) обязательная литература

1. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. – М.: МГППУ Смысл, 2003.

2. Маклаков А.Г. Общая психология.//Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2006.

3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Бахрах-М, 2002.

4. Психология. // Уч. для гуманитарных вузов. / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб. Питер, 2001.

5. Радугин А.А. Психология и педагогика.//Учебное пособие – М.: Центр, 1999.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999.

 

Б) дополнительная литература

1. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. – М.: Смысл, 2005.

2. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.5.- М.:, 1983.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости.// Уч. пособие для студентов. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Ничипоров Борис (прот.) Времена и сроки. Кн. 1-2. – М.: Фонд содействия образованию ХХI века, 2002.

5. Психофизиология: Учебник для вузов. /Под редакцией Ю.И. Александрова. - СПб.: Питер, 2006.

Тема 3.

Психические познавательные процессы

 

Ощущение

I. Ключевые понятия

       Ощущение. Рецептор. Анализатор. Порог ощущений. Адаптация ощущений. Сенсибилизация. Синестезия

 

II. Основные вопросы темы

Ощущение – психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Что означает «отдельных свойств»? Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.   

Физиологическая основа ощущения. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор – специализированная клетка, эволюционно приспособленная к восприятию во внешней или внутренней среде определенного раздражителя и к преобразованию его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.

Классификация ощущений. В современной психологии наиболее используемой является систематическая классификация ощущений, предложенная английским физиологом Ч.Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.

 

 

 


Общие свойства ощущений.

1) Пороги ощущений. Порог ощущений – психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя. Абсолютно низкий порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Верхний абсолютный порог – наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида. Дифференциальный порог – наименьшее изменение в силе и характере действующего раздражителя, замечаемое человеком.

2) Адаптация ощущений – изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям.

3) Качество – свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.  

4) Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена. 

5) Длительность – временная характеристика возникшего ощущения.

6) Пространственная локализация определяет положение раздражителя по отношению к человеку.

Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств. Различают два вида взаимодействия ощущений: 1) взаимодействие между ощущениями одного вида; 2) взаимодействие между ощущениями различных видов.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения называется сенсибилизацией.

Взаимодействие ощущений обнаруживается в явлении, называемом синестезией – возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов.

Качественное отличие ощущений человека и животных. Следует отметить, что ощущения человека – это продукт исторического развития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных. У животных развитие ощущений целиком ограниченно их биологическими, инстинктивными потребностями. У многих животных отдельные виды ощущений поражают своей тонкостью, однако проявление этой тонко развитой способности ощущения не может выйти за пределы того круга объектов и их свойств, которые имеют непосредственное жизненное значение для животных данного вида. Например, пчелы способны гораздо тоньше, чем среднестатистический человек, различать концентрацию сахара в растворе, но этим и ограничивается тонкость их вкусовых ощущений. Другой пример: ящерица, которая способна слышать легкий шорох ползущего насекомого, никак не будет реагировать на очень громкий стук камня о камень.

У человека способность ощущать не ограничена биологическими потребностями. Труд создал у него несравненно более широкий, чем у животных, круг потребностей, а в деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное.   


Восприятие

I. Ключевые понятия

Восприятие. Апперцепция. Константность восприятия. Целостность восприятия. Категориальность. Гиперстезия. Гипостезия. Иллюзии. Галлюцинации.

II. Основные вопросы темы

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но и рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается; он часто активно выбирает установку, которая обеспечивает адекватное восприятие предмета; воспринимая, он таким образом производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание.  

Основные качества восприятия.

1) Апперцепция. Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется апперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Фактор апперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время. 

2) Константность. Мир, в котором мы существуем, воспринимается нами не только как организованный, структурированный, но и как относительно устойчивый и постоянный. За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и при ярком свете и в тени. Но если бы видели только небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой). Эта особенность восприятия называется константностью.

3) Предметный характер. Человек воспринимает мир не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений или состояний своих органов, а в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.    

4) Целостность восприятия. Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущения необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

5) Категориальность. Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия, его категориальности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...