Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.




Возникновение психологии как науки: Психология — древняя наука, прошедшая определенный путь развития. Человек всегда интересовался тем, чем является его душа и разум, какие движущие силы определяют его поведение. Систематическое изучение этих проблем насчитывает немногим более столетия, несмотря на то, что многие из них были сформулированы философами тысячелетия назад.

Первоначально душа воспринималась в виде особого тонкого тела, распределенного некоторым образом в организме. Во многих религиозных представления душа представлялась как активный двойник тела, как бестелесная, бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром». На этой основе сформировались основные идеалистические системы философии и ранних представлений о внутреннем мире человека. Материалистическое понимание психики, напротив, предполагало, что психика – вторичное явление, производное от материальных явлений природы, и только они обладают «вечным» существованием.

Важный этап развития психологии связан с именем французского философа Р. Декарта (1569 – 1650). В его суждениях заключался основной подход формирования психологии 19 века, ставящий в центр психологических исследований сознание.Самостоятельное развитие психологии было медленным и из-за противоречий с религиозными воззрениями. Ширился и конкретизировался круг вопросов, связанных и изучением психических явлений. В какой мере поведение человека определяется наследственными факторами, и в какой — приобретенным опытом? Являются ли способности, которыми обладает человек, только приобретенными, или передаются по наследству? Как события жизни воспринимаются и запоминаются? Хотя с философских позиций многие подобные вопросы обсуждались в течение столетий, психология как самостоятельная наука возникла лишь в XIX веке, когда появились экспериментальные методы изучения психики и поведения. Начало этому было положено представителями естественных наук, в первую очередь врачами и физиологами, некоторые из которых в силу своих научных интересов в конце концов осознали себя в качестве психологов. Одним из пионеров в области психологических экспериментов был Г. Гельмгольц (1821—1894). Его исследования в ряде областей были связаны с интересом к проблемам восприятия; изучая нервную систему человека, Гельмгольц, в частности, впервые измерил скорость распространения нервного импульса. Другим представителем ранней немецкой психологии явился Г. Фехнер (1801—1887), занимавшийся проблемами отражения физических стимулов (как, например, яркого света) в психике: увеличивает ли усиление яркости света его воспринимаемую яркость; насколько должна увеличиться яркость, чтобы испытуемый заметил разницу. Рассматривая эти и подобные вопросы, Г. Фехнер основал направление психологии, названное психофизикой. Психофизика была задумана Фехнером как наука о всеобщей связи физического и духовного мира. Он выдвинул принцип всеобщей одушевленности природы, полагая, что психического «разлито» по всей вселенной, а все космические объекты в ней являются обратной стороной духа. По мнению Фехнера, должна быть создана специальная наука, которая с помощью эксперимента и математики могла бы исследовать функциональные отношения между душой и телом. В целом, общая программа построения психофизики включала три главных задачи:

- установить, какому закону подчиняются отношения психического и физического мира на примере связи раздражений и ощущений;

- дать математическую формулировку этому закону;

- разработать психофизические методы измерения.

       Вторая половина 19 века – период выделения психологии из философии и естествознания, перехода на самостоятельный путь развития, оформления психологии как экспериментальной науки. преобразование психологии в самостоятельную экспериментальную дисциплину нашло свое выражение в разработке теоретических программ и школ, открытия множества экспериментальных лабораторий, образования психологических обществ, специальных журналов, в создании собственной экспериментальной техники.

       Перспективы современной психологии определяются совершенствованием ее теории и растущей актуальностью для жизни во всех сферах практической деятельности человека. Несмотря на обилие различных мировоззренческих и методологических позиций внутри психологического познания, современная психология инициирует попытки интеграции накопленного знания. В частности, это связано с использованием идей эволюции и развития в природе и обществе, принципов системности, управляемости и самоорганизации.

 

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.

Интроспективная психология

       На протяжении длительного времени метод интроспекции был главным и единственным методом психологии. Он основан на двух базовых идеях:

- процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения

- процессы сознания могут открываться «внутреннему», интроспективному исследованию субъекта

       Идеологом метода интроспекции был Дж. Локк (1632-1704), развившем представления Р. Декарта о непосредственном постижении мысли. Интроспективная психология — ряд психологических направлений,

основанных на постулате о не опосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом „чужое“ сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявления, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л.М. Лопатина, Г.И. Челпанова.

В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод интроспекции стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию ( особый вид самонаблюдения), под которой имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом. При этом предполагалось, что ненадежность обычного («ненаучного») самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у которых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о которых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии — образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной «ткани» сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Э. Б. Титченер.

Другой вариант И. п. представлен немецким философом Ф. Брентано и его последователями (К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности.

       С позиций интроспективной психологии психическое отождествлялось с сознанием, которое замыкалось в самом себе, что приводило к отрыву психического от объективной действительности и самого субъекта.

 

Функционализм

Учение Ч. Дарвина радикально изменило представление о месте человека в природе. Для психологов теория эволюции послужила источником захватывающих вопросов: Имеют ли человеческие психические процессы эволюционную историю? Сходны ли человеческие способности, такие, например, как способность учиться на опыте, с аналогичными способностями животных? Каково приспособительное значение различных способностей человека? Ответ на эти вопросы и попытался дать функционализм. Функционализм представлял собой общий набор идей, охватывающих определенную тематику, в особенности проблему полезности или адаптивной значимости психических процессов. Возникновение функционализма обычно связывается с именем Джона Дьюи (1859—1952). В то время как интроспективные исследования субъекта отвечали на вопросы о содержании сознания, функционализм стремился определить функции психических процессов. Для их изучения применялись как объективные, так и субъективные методы; считалось, что полезные сведения могут быть получены при изучении и человека, и животных. Кроме того, функционализм тяготел к исследованию жизненных проблем, изучению психики и поведения в реальных ситуациях. Подчеркивалось, что психические процессы являются непрерывными, длящимися, и искусственная их остановка и расчленение, как это предлагалось в структурализме, не ведет к получению полезных данных. Выдающимся американским психологом, исследования которого часто связывают с функционализмом, является Уильям Джемс (1842—1910), создавшим теорию потока сознания. Благодаря функционализму, сфера интересов психологии расширилась: стали изучаться дети и душевнобольные, а также животные (шимпанзе, собаки), изучение которых методами интроспекции было невозможно. Важнейшим направлением стало приложение психологических исследований в различных областях.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...