Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источники формирования мировоззрения




Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей[1]. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

главная задача философии выглядит не как служебная по отношению к науке, а гораздо более широко – как формирование мировоззрения. Тем самым, по сути, утверждается, что содержание самой науки, сколь бы развитой она ни была, мировоззрением еще не является. Если раньше Гуссерль считал, что понять человека как трансцендентального субъекта нужно для того, чтобы проникнуть к основаниям науки и помочь ей стать на твердую почву, то теперь средство и цель поменялись местами: по мнению Гуссерля, полезно исследовать науку, в историческом развитии ее методологических установок, для того, чтобы понять человека, понять европейскую историю и судьбу Европы. Казалось, на склоне лет он чувствует еще достаточно сил, чтобы заняться той темой, которая некогда принесла славу Шпенглеру, и поспорить с его блестящей книгой «Закат Европы». Тема кризиса науки в эти годы представляется ему введением к теме кризиса «европейского человечества».

Формирование мировоззрения

Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания.

«В каждой молодости,— писал И. А. Бунин,— есть некоторое особенное время расцвета ее, когда кажется, что это время есть лишь начало чего-то бесконечного, что будет еще множество времен, событий, встреч, и все замечательных». Человек в эти годы «все приготовляется к чему-то, хотя и не знает к чему — и странно — об этом мало заботится к чему, как будто совершенно уверен, что само найдется».

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение — не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Юность — решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, как мы уже видели, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшеклассник может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Он часто оказывается в ситуации Алисы в стране чудес: «Ты... кто... такая?— спросила Синяя Гусеница.— Сейчас, право, не знаю, сударыня,— отвечала Алиса робко.— Я знаю, кем была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась». Но, в отличие от Алисы, юноша склонен утверждать, что всегда говорил и думал одно и то же.

Наивные взрослые часто приписывают этот сумбур недостаткам обучения и воспитания. На самом деле — это нормальное свойство ранней юности. Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский (1972), потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,— одна из важнейших потребностей личности. В юности, когда человек впервые ставится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориента-цию личности, т. е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Но где взять такую формулу?

Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл,— такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.

Это не значит, конечно, что рефлексия и самоанализ — «излишество» человеческойпсихики, от которого нужно по возможности избавляться. Такая точка зрения, при последовательном ее развитии, привела бы к воспеванию животного или растительного образа жизни, полагающего счастье в том, чтобы полностью раствориться в какой угодно деятельности, не задумываясь о ее смысле. Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно «данными» ей условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Поэтому мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прошлые решения. В юности это делается наиболее категорично, причем в постановке мировоззренческих проблем для нее характерно то же противоречие между абстрактным и конкретным, что и в стиле мышления.

Вопрос о смысле жизни ставится в ранней юности глобально и на него ждут универсального, годного для всех ответа. «Столько вопросов, проблем мучают и волнуют меня,— пишет восьмиклассница.— Для чего я нужна? Зачем я появилась на свет? Зачем я живу? С самого раннего детства ответ на эти вопросы мне был ясен: «Чтобы приносить пользу другим». Но сейчас я думаю — что же такое «приносить пользу»? «Светя другим, сгораю сам». В этом, безусловно, и есть ответ. Цель человека «светить другим». Он отдает свою жизнь работе, любви, дружбе. Человек нужен людям, он не зря ходит по земле». Девочка не замечает того, что в своих рассуждениях по сути дела не продвигается вперед: принцип «светить другим» столь же абстрактен, как и желание «приносить пользу».

Трудности юношеской рефлексии о смысле жизни — в правильном совмещении того, что А. С. Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Расширение временной перспективы вглубь (охват более длительных отрезков времени) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений, затрагивающих общество в целом) — необходимая психологическая предпосылка постановки мировоззренческих проблем.

Но совмещение ближней и дальней перспективы дается человеку нелегко. Есть юноши, и их немало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». Установка (как правило, неосознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, так как является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности. Юность — прекрасный, удивительный возраст, который взрослые вспоминают с нежностью и грустью. Но все хорошо в свое время. Вечная юность — вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие. «Вечный юноша», каким он известен по художественной литературе и психиатрической клинике, — вовсе не счастливчик. Гораздо чаще это человек, который не сумел в положенный срок разрешить задачу самоопределения и не пустил глубоких корней в важнейших сферах жизнедеятельности. Его изменчивость и порывистость могут казаться привлекательными на фоне бытовой приземленности и будничности многих его сверстников, но это не столько свобода, сколько неприкаянность. Ему можно скорее сочувствовать, чем завидовать.

Не лучше обстоит дело и на противоположном полюсе, когда в настоящем видят только средство достижения чего-то в будущем. Чувствовать полноту жизни — значит уметь видеть в сегодняшнем труде «завтрашнюю радость» (А. С. Макаренко) и вместе с тем ощущать самоценность каждого данного момента деятельности, радость преодоления трудностей, узнавания нового и т. д.

Педагогу важно знать, представляет ли старшеклассник свое будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, как нечто радикально другое, и видит ли он в этом будущем продукт своих собственных усилий или что-то такое (все равно — плохое или хорошее), что «само придет». За этими установками (обычно неосознанными) стоит целый комплекс социальных и психологических проблем.

 

Формы и виды мировоззрения

Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

 Мировоззрение– система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

2. Пути формирования: стихийный, осознанный.

3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

 

 Основные виды мировоззрения

 


Собственные представления и взгляды, свое отношение к происходящим в природе и обществе явлениям имеются у каждого человека. Но качественная харак-теристика этих представлений, взглядов и отношений бывает различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяются три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское. Кроме того, можно говорить о мировоззрении различных прослоек общества или классов, общественных групп, а также представителей различных политических течений и партий. В чем же заключается сущность названных видов мировоззрения?
Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения возможного развития того или иного явления, процесса и дает возможность сознательного управления ими. Оно является объективно верным. Но поскольку наука развивалась постепенно, постольку научное мировоззрение на различных ступенях эволюции общества имело свою специфику. Поэтому иногда говорят о научном мировоззрении древнегреческих философов, о мировоззрении эпохи Возрождения и т.д. Нередко под научным мировоззрением понимают Определенные естественно-научные концепции мироздания, научную картину мира, например гелиоцентрическую или механическую.
Нетрудно заметить, что при определении сущности научного мировоззрения во всех случаях имеется в виду, что именно наука, отдельные ее области служат источником формирования мировоззренческих взглядов и убеждений.
Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование бога пли других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. Вместе с тем деятели религии предпринимают попытки опираться не только на потусторонние силы, но и используют физические, исторические, философские и социологические знания, особенно те, которые находятся на острие познанного и непознанного, и выстраивают на этой почве свою идеологию. К сожалению, педагогика до недавнего времени практически не касалась личностно-психологического значения религии для человека вообще и детей, в частности. А между тем ребенок не живет без веры, без чувства вины, ему, как и взрослому, необходимы утешение, душевное очищение, ему тоже свойственны интуитивные предчувствия. В этой связи возникает вопрос: каким же должно быть сегодня отношение школы к религиозному воспитанию?
Здесь следует исходить из того, что религия представляет собой мощный пласт человеческой культуры. Поэтому отдельные элементы религиоведения могут найти место в школьных программах. Каждый образованный человек должен иметь представление о Библии и Коране, о присущих им образах, идеях, как и об образах и идеях буддизма и других религий, так как они оказывают огромное воздействие на развитие культуры. В то же время было бы несправедливо забывать и о другой традиции – свободомыслии и атеизме. Государство должно обеспечивать свободу мировоззренческого выбора. Но поскольку школа у нас главным образом светская и отделена от религии, ее задача – формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся представление о научной картине мира и правильно истолковывать роль религии в обществе.
Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание и обычно отражает внешние, не всегда существенные, бросающиеся в глаза признаки вещей, событий, явлений. Эти внешние, несущественные признаки зачастую составляют основу знаний и представлений человека, что нередко приводит к поверхностным, а иногда и ошибочным обобщениям. И тем не менее нельзя утверждать, что это мировоззрение не дает человеку возможности правильно понимать окружающий его мир. Есть множество примеров того, когда человек, не владеющий глубоко научными знаниями, довольно верно рассуждает об окружающих его явлениях в развитии природы и общества, хорошо трудится, проявляет высокую нравственность.
Вот почему было бы неправильно утверждать, как это делалось раньше, что только научное мировоззрение позволяет человеку правильно ориентироваться в жизни и создает основу для его активной деятельности. Как показывает практика, люди с религиозным и обыденным мировоззрением верно служат родине, совершают вы-соконравственные поступки. Поэтому важно, чтобы основу мировоззрения человека составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести. Тем не менее школа, как уже отмечалось выше, должна способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения, используя для этого обучение и воспитание. Поэтому в дальнейшем мы и будем вести речь о научном мировоззрении.








Формы мировоззрения.

 


Под мировоззрением следует понимать духовное освоение (понимание и оценку) мира с определенной точки зрения — с точки зрения взаимоотношения таких основ­ных частей, как природа и человек. Объект мировоззрения — мир в целом. Предметмировоззре­ния - то,что человек выделяет в объекте. Мировоззрение – это убеждение, вера человека в правоту своих взглядов.

Под мировоззрением обычно понимают систему взглядов, понятий и представлений об окружающем мире в целом. Мировоззрение в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взгля­дов на окружающий мир, на явления природы и общест­ва: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественнонаучные воззрения и т. д.

Мировоззрение — это система образов и представле­ний или понятий и категорий, ориентированная на воп­рос о месте людей в природе, в мироздании как таковом и их историческом назначении с позиций той или иной исторической эпохи, с ее совокупными идеями и представлениями, с точки зрения класса и его партии.

Мировоззрение включает два уровня. Первый — это обыденное (стихийно-эмпирическое) знание. Второй уровень знания — научное знание. Оно вырабатывается уси­лиями многих поколений ученых, оформляется в абст­рактном понятийном аппарате, в логически связанной системе суждений с использованием искусственных языков.

Выделяются четыре основные формы мировоз­зрений: мифологическое, религиозное, философское, художественно-эстетическое.

Мифологиче­ское мировоззрение — это своеобразное видение мира, в котором смешива­ется естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существу­ющим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с дейст­вительным. Термин «миф»- означает «народное предание, сказание». Миф – обожествление сил природы, растений, животных.

Религиозное мировоззрение вырастает на базе ми­фологического. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение делит действительность на два мира: сверхъестественный и естественный. Религия основана на вере в одного бога (монотеизм, единобожие – христианство, магометанство и т.д.) либо на вера в нескольких богов (политеизм – олимпийские боги в Древней Греции). Художественно-эстетическое мировоззрение подходит к миру (познает и оценивает) с точки зрения эстетических ценностей- прекрасного, безобразного, комического, трагического и т.д.

 

23. Потребности человека

 

Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов[1].

Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью[1].

Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального),[2]которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.[3]

 

Различают потребности [1]:

§ по сферам деятельности:

§ потребности труда

§ познания

§ общения

§ отдыха

§ по объекту потребностей:

§ материальные

§ духовные

§ этические

§ эстетические и др.

§ по значимости:

§ доминирующие/второстепенные

§ центральные/периферические

§ по временной устойчивости:

§ устойчивые

§ ситуативные

§ по функциональной роли:

§ естественные

§ обусловленные культурой

§ по субъекту потребностей:

§ групповые

§ индивидуальные

§ коллективные

§ общественные

 

Особенности потребностей:

 

1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.

4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

 

По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью. Варианты изменения мотивации в процессе реализации потребности отображены на Рис. 17.1:

Классификация потребностей

 

Существует множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные (Рис. 17.2). Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

 

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности (реализуя которую человк стремится избевать эмоции страха), выше – потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды – стремление личности к самоактуализпации. Однако, этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями (Рис. 17.3). Более подробно содержание потребностей каждого уровня описано в Табл. 17.3.

Табл. 17.3 Содержание уровней пирамиды потребностей

 

Уровень потребностей Содержание
1 Физиологические (биологические) потребности Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр.
2 Потребность вбезопасности и стабильности Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.  
3 Потребность к приобретению, накоплению и захвату Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости
4 Потребность в любви и принадлежности к группе Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе.
5 Потребность в уважении и признании а) стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе. б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти.
6 Потребность к независимости Потребность к личной свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств
7 Потребность в новизне Стремление к получению новой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь.  
8 Потребность к преодолению трудностей Потребностей к риску, приключениям и преодолению трудностей.
9 Потребность в красоте и гармонии. Потребность к порядку, гармонии, красоте
10 Потребность в самореализации Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты.

Человек сознает свободу своих действий, и ему кажется, что он волен поступать так или иначе. Но познание человеком истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Человек далеко не всегда осознает истинные мотивы своих поступков и глубинные причины его поступков. Как говорил еще Фридрих Энгельс "люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей".

 


Способности человека

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внёс Б. М. Теплов.

кратко сформулируем несколько положений общей теории способностей:
1. Способности – это всегда способности к определенному роду
деятельности, они существуют только в соответствующей конкретной
деятельности человека. Поэтому они и выявлены могут быть лишь на
основе анализа конкретной деятельности. Соответственно этому и
математические способности существуют только в математической
деятельности и в ней должны выявляться.
2. Способности – понятие динамическое. Они не только проявляются и
существуют в деятельности, они в деятельности создаются, в
деятельности и развиваются. Соответственно этому и
математические способности существуют только в динамике, в
развитии, они формируются, развиваются в математической
деятельности.
3. В отдельные периоды развития человека возникают наиболее
благоприятные условия для становления и развития отдельных видов
способностей и некоторые из этих условий имеют временный,
преходящий характер. Такие возрастные периоды, когда условия для
развития тех или иных способностей будут наиболее оптимальными,
называются сензитивными (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).
Очевидно, и для развития математических способностей существуют
оптимальные периоды.
4. Успешность деятельности зависит от комплекса способностей. Равно
и успешность математической деятельности зависит не от отдельно
взятой способности, а от комплекса способностей.
5. Высокие достижения в одной и той же деятельности могут быть
обусловлены различным сочетанием способностей. Поэтому
принципиально можно говорить о различных типах способностей, в
том числе и математических.
6. Возможна в широких пределах компенсация одних способностей
другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь
одной способности компенсируется другой способностью, что в
итоге не исключает возможности успешного выполнения
соответствующей деятельности. А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев
понимают компенсацию шире – говорят о возможности компенсации
недостающей способности умением, характерологическими качествами
(терпением, настойчивостью). По-видимому, компенсация того и
другого вида может иметь место и в области математических
способностей.
7. Сложным и не до конца решенным в психологии является вопрос о
соотношении общей и специальной одаренности. Б. М. Теплов
склонен был отрицать само понятие общей одаренности,
безотносительной к конкретной деятельности. Понятия
«способность» и «одаренность» по Б. М. Теплову имеют смысл
только в соотношении с конкретными исторически развивающимися
формами общественно-трудовой деятельности. Следует, по его
мнению говорить о другом, о более общих и более специальных
моментах в одаренности. С. Л. Рубинштейн справедливо отметил,
что не следует противопоставлять друг другу общую и специальную
одаренность – наличие специальных способностей накладывает
определенный отпечаток на общую одаренность, а наличие общей
одаренности сказывается на характере специальных способностей.
Б. Г. Ананьев указал на то, что следует различать общее развитие
и специальное развитие и соответственно общие и специальные
способности. Каждое из этих понятий правомерно, обе
соответствующие категории взаимосвязаны. Б. Г. Ананьев
подчеркивает роль общего развития в становлении специальных
способностей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 1328.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...