Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация психических изменений в старости и типы старения




Все изменения в этом возрасте можно классифицировать на две сферы: [ 55, c. 84-89]

1. В интеллектуальной - появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Сложными могут оказаться самые разнообразные обстоятельства: те, которые сравнительно легко преодолевались в молодости (переезд на новую квартиру, болезнь - собственная или кого-то из близких людей), тем более прежде не встречавшиеся (смерть одного из супругов, ограниченность в передвижении, вызванная параличом; полная или частичная потеря зрения.); [55, с. 84]

2. В эмоциональной сфере - неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Поводом для реакции может быть кинофильм о прошлых временах или разбитая чашка. [55, c. 89]

В своей теории развития французский психолог Шарлота Бюлер выделяет пять фаз развития; последняя, пятая фаза начинается в 65 -70 лет. Автор считает, что в этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. При этом обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование, потому что невротик вообще не умеет радоваться успехам, он никогда не доволен своими достижениями, ему всегда кажется, что он что-то не дополучил, что ему не додали. К старости эти сомнения усиливаются. [27, c. 154–158]

Восьмой кризис (Э.Эриксон) или пятая фаза (Ш.Бюлер) знаменуют собой завершение предшествующего жизненного пути, и разрешение этого кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Человек подводит итоги, и если воспринимает жизнь, как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее, так как понимает, что смерть - естественный конец жизни. Если же человек приходит к печальным выводам, что жизнь прожита зря и состояла из разочарований и ошибок, теперь уже непоправимых, то его настигает чувство бессилия. Приходит страх смерти. [49, c. 148; 27, c. 154-158]

Психологи утверждают, что страх смерти - это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного животного. Именно поэтому оно и может быть преодолено. Философы, от Платона и Аристотеля, стремились преодолеть трагизм смерти, освободить человека от страха перед ней. Древнегреческий философ Эпикур приводил простой и остроумный довод против страха смерти: « Смерть для человека реально не существует, он с нею « не встречается». Покуда он есть, смерти нет. Когда же она есть - его нет. Поэтому ее не стоит страшиться. [51, с. 221]

Опираясь на индикатор "счастливости" у пожилых людей, ученые выделяют несколько типов старости, которые в целом можно разделить на благополучные и неблагополучные. Согласно теории английского ученого Д.Б Бромлея, который строил свое исследование на основании наблюдений за сорока хорошо адаптированными и тридцати плохо адаптированными субъектами, приблизительно они выглядят так:

1. Конструктивная стратегия. Характеризует зрелую личность, хорошо интегрированную, которая наслаждается жизнью, созданными тесными и близкими отношениями с другими людьми. Такие люди терпеливы, гибки, осознают себя, свои достижения, возможности и перспективы. Они принимают факты пожилого возраста, включая выход на пенсию и, в конечном счете, смерть. Представители этого типа сохраняют способность наслаждаться едой, работой, игрой и могут быть еще сексуально активны. [10, c. 95]

2. "Зависимый тип". Вторая стратегия также общественно приемлема, но имеет тенденцию к пассивности и зависимости. Индивид хорошо интегрирован, но полагается на других людей в обеспечение его материально и ждет от других эмоциональной поддержки. Он доволен выходом на пенсию, свободой от работы, хорошо понимает свои личные качества, сочетает чувства общей удовлетворенности жизнью с тенденцией к сверхоптимизму, непрактичность. [10, c. 96]

3. "Оборонительный тип". Менее конструктивная модель приспособления к пожилому возрасту. Такие люди преувеличенно эмоционально сдержанны, несколько прямолинейны в своих поступках и привычках. Предпочитают быть само обеспеченными, неохотно принимают помощь от других людей. Они избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими жизненными либо семейными проблемами, отказываются от помощи, доказывая себе то, что они независимы. Их отношение к старости пессимистично. Они не видят преимуществ в старости и завидуют молодым людям. Эти люди с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют профессиональную работу. Оборонительную позицию они временами занимают по отношению ко всей семье, что выражается в избежании проявления своих претензий и жалоб в адрес семьи. Защитным механизмом, используемым ими против страха смерти и обездоленности, является активность "через силу" - постоянная подпитка внешними действиями. [10, c. 96]

4."Враждебный". Люди этого типа агрессивны, взрываются, подозрительны, имеют тенденцию к перекладыванию на окружающих собственных претензий и приписыванию им вины за все свои неудачи. Они мало реалистичны в оценки действительности. Недоверие заставляет их замыкаться и избегать контактов с другими людьми. Они отгоняют мысль о переходе на пенсию, ибо, как и люди с оборонительным отношением, используют механизмы разрядки напряжения через активность, с отягощением. Эти люди не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Это соединяется с враждебным отношением к молодым людям иногда с переносом этого отношения на весь мир. [10, c. 98]

5. Самоненавидящий. Этот тип отличается от предыдущего тем, что агрессия направлена на себя. Такие люди критикуют и презирают собственную жизнь. Они пассивны, иногда в депрессии, недостаточно инициативны. Они пессимистичны, не верят, что могут повлиять на свою жизнь, чувствуют себя жертвой обстоятельств. Люди этого типа хорошо осознают факты старения, но они не завидуют молодым. Они не бунтуют против собственной старости, а лишь безропотно принимают все, что шлет судьба. Смерть не беспокоит их, ее они воспринимают как избавление от страданий. [10, c. 99]

Пекк (американский психолог), развивая идеи Эриксона о восьмом кризисе, говорит о подкризисах этого периода.

Первый - переоценка собственного «Я» независимо от профессиональной карьеры. То есть человек должен, прежде всего, для себя определить, какое место он занимает в жизни после ухода на пенсию, когда за ненадобностью отброшены мундиры, звания и должности. [19, c. 245]

Второй - осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, когда приходится признать, что молодость, красота, стройная фигура, крепкое здоровье остались далеко в прошлом. Для мужчины труднее преодоление первого подкризиса, а для женщины - второго. [19, c. 247]

Отечественный ученый В.В.Болтенко выделил ряд этапов психологического старения, которые не зависят от паспортного возраста.

На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с профессией пенсионера. Чаще это люди интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Эта связь может быть непосредственной в форме эпизодического участия в выполнении прежней работы, может и опосредованной, через чтение специальной литературы, написание специальной литературы, темы. Если же она обрывается сразу после ухода на пенсию, то человек, минуя первый этап, попадает на второй. [9, c. 152]

На втором этапе наблюдается сужение круга интересов за счет выполнения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных передач, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно различить, кто был инженером, кто врачом, а кто профессором философии. [9, c. 153]

На третьем этапе главенствующей становится забота о личном здоровье. Любимая тема для разговора - лекарства, способы лечения, травы.… И в газетах, и в телепередачах на эти темы обращается особое внимание. Наиболее значимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личностные качества. [9, c. 154]

На четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, члены семьи, поддерживающие личный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке - редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми - ровесниками, почтовая переписка, в основном чтобы узнать, скольких еще осталось пережить. [9, c. 154]

И, наконец, на пятом этапе происходит снижение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон). Эмоциональность и общение почти отсутствуют. [9, c. 156]

Американский психолог Абрам Маслоу создал теорию иерархии потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая биографии великих людей. По Маслоу человек как бы под­нимается по ступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям в безопасности и самосохранении, отсюда - к потреб­ностям в любви и признании, выше - в самоуважении и, наконец, вершина - потребность в самоактуализации. Каждая эпоха задает свою высоту для такой вершины. И как альпинисты выбирают для восхождения разные вершины, так в жизни у разных людей - свой выбор вершин. Каждая эпоха задает свою высоту для такой верши­ны и каждый человек, как альпинист, выбирает свою вершину. Но, как известно, за восхождением следует спуск - не менее трудная за­дача, провести его достойно в этом и есть прелесть старости. Схема В.В.Болтенко является как бы зеркальным отражением теории аме­риканского психолога А. Маслоу. [49, c. 322]

Психиатр Е. С. Авербух выделяет два крайних типа в собственном отношении к своей старости. Одни долго не чувствуют и даже не осознают свой возраст, поэтому в поведении «молодятся», подчас теряя в этом чувство меры; другие – как бы переоценивают свою старость, начинают чрезмерно беречь себя, раньше времени и больше чем это требуется, ограждают себя от жизненных треволнений. [1; с.12]

Один из основателей отечественной психологии Б.Г. Ананьев объяснял, что парадокс человеческой жизни заключается в том, что у многих людей «умирание» происходит гораздо раньше, чем физическое одряхление. Такое состояние наблюдается у тех людей, которые по собственной воле начинают изолироваться от общества, что ведет к «сужению объема личностных свойств, к деформации структуры личности». По сравнению с долгожителями, сохраняющими личность, «некоторые « начинающие» пенсионеры в 60 -65 лет кажутся сразу одряхлевшими, страдающими от образовавшихся вакуумов и чувства социальной неполноценности. С этого возраста для них начинается драматический период умирания личности. И вывод, который делает ученый: « Внезапное блокирование всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека с прекращение многолетнего труда не может не вызвать глубоких перестроек в структуре человека как субъекта деятельности, а потому и личности». [4, c. 260]

Психическое старение многообразно, диапазон его проявлений весьма широк. Обратимся к основным его типам.

В типологии Ф.Гизе выделяются три типа стариков и старости: [14, c. 45-48]

1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости; [14, c. 45]

2) старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за изменениями (выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменение своего положения в семье, изменения - новшества в области техники, социальной жизни и т.д.); [14, c. 46]

3) интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и т.п. [14, c. 48]

И.С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы старости: [22, c. 104-105]

1) Первый тип - активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и т.д. - живут полнокровной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности. [22, c. 104]

2) Второй тип старости характеризуется тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т.п. То есть для этого типа стариков характерны хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя. [22, c. 104–105]

3) Третья тип (а это преимущественно женщины) находит главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако, как отмечают психологи, удовлетворенность жизнь у этой группы людей ниже, чем у первых двух. [22, c. 105]

4) Четвертый тип - это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность. [22, c. 105]

Наряду с выделенными благополучными типами старости И.С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития: [22, c. 107–110]

а) агрессивные, старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие все, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие бесконечными претензиями; [22, c. 107]

б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая себя тем самым глубоко несчастными. [22, c. 109]

Довольно оригинальную трактовку дает А. Качкин, социолог из Ульяновска: [21, c. 84-88]

1) Семейный тип - нацелен только на семью, ее благополучие. [21, c. 84]

2) Одинокий тип. Наполненность жизни достигается главным образом за счет общения с самим собой, собственными воспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем). [21, c. 85]

3) Творческий тип. Не обязательно должен заниматься художественным творчеством, этот тип может реализовать себя и на садовом участке. [21, c. 85]

4) Социальный тип - пенсионер-общественник, занятый общественно-полезными делами и мероприятиями. [21, c. 86]

5) Политический тип заполняет свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни. [21, c. 86]

6) Религиозный тип. [21, c. 87]

7) Угасающий тип. Человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам. [21, с. 87]

8) Больной тип. Люди такой направленности заняты не столько поддержанием собственного здоровья, сколько наблюдением за протеканием своих болезней. Многие старики становятся девиантами, т.е. людьми отклоняющегося поведения (пьяницы, бродяги, самоубийцы). [21, c. 88]

Таким образом, различного рода изменения человека, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. Каждый ученый, выделяя свою типологию старости, руководствовался разными принципами. К примеру, Ф.Гизе - по принципу направленности личности, Кон – по социально-психологических потребности, А.Качкин разделяет пожилых людей по типам в зависимости от интересов, главенствующих в их жизни. Изучение этой проблемы велось еще с древних времен, так вопрос о старости, ее типах, о долголетии, о сохранении ясного ума и здорового тела всегда интересовал людей.

 

Выводы по первой главе:

1.Старение — разрушительный процесс, который развивается из-за нарастающего с возрастом повреждения организма внешними и внутренними факторами. Он ведет к недостаточности физиологических функций, гибели клеток, ограничению приспособительных возможностей организма, снижению его надежности, изменений в психике человека, развитию возрастной патологии, увеличению вероятности смерти. Конкретные проявления старения, его темп и направленность обусловлены генетически предопределенными особенностями биологической организации организма. Но и не оставим в стороне факт того, что человек является существом социальным и влияние на него общества.

Следует строго разграничивать старение и старость, биологический процесс и возрастной период, причину и следствие.

Старость — это неизбежно наступающий заключительный период индивидуального развития. Исследователи уже давно пытались определить тот возраст, когда наступает период старости. Вместе с увеличением продолжительности жизни человека передвигались и сроки, определяющие, по мнению ученых, начало старости. Сейчас принята такая возрастная классификация: человека в возрасте 60—74 лет следует считать пожилым, с 75 лет — старым, с 90 лет — долгожителем.

2. К старости психика человека изменяется, но причины этого далеко не просты и зависят от многих факторов. Помимо изменений непосредственно мозга (уменьшение числа клеток, ухудшение кровоснабжения из-за склероза), сильное влияние на психику стареющего человека обычно оказывает общественное мнение, которое неустанно навязывает весьма непривлекательный образ старости. Это впечатляющее влияние приводит к тому, что человек начинает с огорчением и болью встречать приближающуюся очередную годовщину со дня своего рождения, стыдиться каждой замеченной у себя морщины. Он перестает заниматься спортом, так как это «уже неудобно», отказывается от участия в тех сферах жизни, где мог бы еще продолжить успешную деятельность. Таким путем сам человек, ограничивая поле своей деятельности, ускоряет наступление физической и умственной немощи, слабосилия.

Большое влияние на психику человека пожилого возраста оказывают его память и бесценный опыт прожитых лет. Ведь жизнь многих стареющих людей, а также тех, кто «ушел в мир иной», можно проследить и проанализировать допущенные ими ошибки. Многое из того, что по молодости горько переживается или считается поражением, со временем выглядит совсем по-иному или даже оказывается благом. Нужны многие-многие годы, чтобы правильно разобраться в жизненных проблемах.

3. Некоторые изменения общего (физического) состояния и умственных способностей не мешают пожилым здоровым людям жить нормальной жизнью. Они, конечно, могут теряться во время того или иного разговора, требующего быстрой реакции, могут не понять некоторых остроумных выражений или шуток, но, как правило, они весьма успешно справляются (благодаря опыту и сноровке) со своей профессиональной работой и домашними делами. Чаще всего эти люди понимают, что постепенно их умственные способности слабеют, особенно ухудшается память, однако они умеют тщательно это скрывать. В рассматриваемой проблеме многое зависит от степени умственных способностей того или иного человека в молодые годы, от того, как формировался и развивался его ум. Систематическая умственная деятельность, особенно творческая, тренирует мозг, поддерживает его в работоспособном состоянии до самого преклонного возраста. Поэтому люди интеллектуального труда, например ученые, писатели, артисты, художники, очень часто и в глубокой старости проявляют ясность ума. И наоборот.

Рассмотрим теперь эмоциональную сторону психики пожилых людей, их жизненную позицию, отношение к окружению и проблемы меняющегося характера. Постепенное ослабление контролирующей и тормозной функций коры головного мозга влечет за собой проявление некоторых черт характера и темперамента, которые в молодости в какой-то мере «держались в узде» и маскировались, а к старости стали более заметными, с большой силой обострили все недостатки характера. Принципиальная жизненная позиция человека, как правило, не меняется, но становится все более очевидной, более выраженной.

Потеря близких людей, жены или мужа, друзей и товарищей, плохое материальное положение, уход из семьи детей или плохие отношения с ними, страх перед заболеванием и немощью, чувство одиночества, потерянности в этом все более ускоряющемся темпе жизни, ощущение отчужденности от всего мира... Все это - нагрузки, которые могут весьма ощутимо подавлять психику пожилого человека, влиять на его жизненную позицию. В этом отношении существенное значение имеет состояние его здоровья, наличие хронических болезней, недомоганий, отравляющих жизнь и сильно влияющих на настроение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...