Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и оценка заявок




Конверты с заявками на участие в конкурсе вскрываются конкурсной комиссией Публично в день, во время и в месте, указанные в извещении о проведении открытого конкурса также осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе осуществляются в один день.

В случае установления факта подачи одним участником размещения заказа двух и более заявок на участие в конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны, все заявки на участие в конкурсе такого участника размещения заказа, поданные в отношении данного лота, не рассматриваются и возвращаются такому участнику.

Участники размещения заказа, подавшие заявки на участие в конкурсе, или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка на участие в конкурсе или не подано ни одной заявки на участие в конкурсе, в указанный протокол вносится информация о признании конкурса несостоявшимся.

Информация об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, о наличии документов и сведений, предусмотренных конкурсной документацией, может сразу размещаться на официальном сайте.

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсеведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, непосредственно после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Указанный протокол размещается заказчиком, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания такого протокола, на официальном сайте. При размещении заказа на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе размещается на официальном сайте в течение трех рабочих дней со дня подписания такого протокола.

Заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обязаны осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов.Любой участник размещения заказа, присутствующий при вскрытии конвертоввправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов и открытия доступа к таким заявкам.

 

 

 

Внеконкурсные способы размещения заказов

Запрос котировок - это внеконкурсный способ размещения заказа на поставку продукции (товаров, работ, услуг), при котором заказчик направляет поставщикам запрос о предоставлении ими котировочной заявки с указанием цены реализации своей продукции. Государственный контракт заключается с поставщиком, указавшим наименьшую цену. Заказчик вправе проводить размещение заказа на поставку продукции (товаров, работ, услуг) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве с применением способа запроса котировок при закупках имеющейся в наличии продукции, которая производится или предоставляется не по конкретным спецификациям заказчика и для которых существует сложившийся рынок, при условии, что цена государственного контракта не превышает 5000 установленных законом минимальных размеров оплаты труда или размера, установленного нормативными правовыми актами, издаваемыми уполномоченным федеральным органом[6].

Размещение заказов на поставку материалов, оборудования, выполнение работ, оказание услуг у единственного источника - это внеконкурсный способ, при котором заказчик предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику (исполнителю). Заказчик вправе размещать указанные заказы в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве у единственного источника, если:

а) вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная потребность в определенной продукции (товарах, работах, услугах), в связи с чем применение иных способов размещения заказов, в том числе для государственных нужд, нецелесообразно с учетом затрат времени;

б) продукция (товары, работы, услуги) может быть получена только от одного поставщика, либо единственный поставщик обладает исключительными правами в отношении данной продукции и отсутствует ее равноценная замена;

в) заказчиком, осуществившим закупки продукции (оборудования, технологии, работ или услуг) у определенного поставщика (исполнителя), установлено, что дополнительные закупки, по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленной продукцией, должны быть произведены у того же поставщика (исполнителя). При этом объем дополнительной закупки не должен превышать половины стоимости первоначальной закупки.

 По согласованию с уполномоченным федеральным органом заказчик вправе размещать заказы на поставку продукции (товаров, работ, услуг) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве для государственных нужд у единственного источника, если:

а) заказчиком установлено, что проведение конкурса или применение иного способа размещения заказов невозможно осуществить в установленные сроки, в связи с тем, что обстоятельства, обусловившие эту ситуацию, невозможно было предусмотреть заранее, и они не явились результатом медлительности действия заказчика;

б) заказчиком установлено, что при наличии обстоятельств, позволяющих ему проводить специализированный закрытый конкурс, когда контракт заключается с учетом обеспечения государственной тайны, проведение закупок у единственного источника является наилучшим способом закупок продукции (материалов, оборудования, работ, услуг);

в) при проведении конкурсов заказчику была представлена только одна конкурсная заявка и проведение новых конкурсных процедур, по мнению заказчика, не приведет к заключению государственного контракта.

Заключение контракта.

 

После получения уведомления победитель обязан внести второй задаток на расчетный счет заказчика в срок, установленный тендерным комитетом.[7]

В случае невнесения победителем второго задатка в установленный тендерным комитетом срок, организатор торгов может отменить присуждение заказа данному победителю, внесенный в этом случае первый задаток ему не возвращается.

После внесения победителем второго задатка между заказчиком и победителем торгов заключается контракт на условиях, содержащихся в тендерной документации и оферте победителя торгов. При подписании контракта по взаимному согласию в него могут быть внесены и иные условия, не изменяющие условия, содержащиеся в тендерной документации и оферте победителя.

Победитель торгов может отказаться от подписания контракта с заказчиком, в этом случае внесенные задатки ему не возвращаются.

Заказчик не имеет права вести какие-либо переговоры по предмету торгов с участниками торгов или с другими лицами с момента объявления о проведении торгов до момента заключения контракта.

. Расходы по организации и проведению торгов осуществляются за счет заказчика и относятся на стоимость строительства. В случае отказа в связи с обстоятельствами непреодолимой силы от строительства объектов, осуществляемого за счет бюджетных средств, расходы на проведение торгов возмещаются из средств соответствующего бюджета (республиканского, местного).

При проведении подрядных торгов на строительство объектов, сооружаемых за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов, после определения победителя торгов заказчик может привлечь к переговорам с иностранной фирмой или российской организацией любую специализированную внешнеэкономическую организацию по согласованию с ней.

Подписание контракта с иностранной фирмой или российской организацией - победителем торгов осуществляется специализированной внешнеэкономической организацией от своего имени или от имени и по поручению заказчика или заказчиком совместно с внешнеэкономической организацией. Допускается подписание с победителем торгов предконтрактного соглашения или протокола.

В случае, если победителем торгов (тендеров) объявлена иностранная фирма, в контракте предусматривается максимальное использование изготовляемых в Российской Федерации оборудования и материалов, а также выполнение российскими организациями не менее 30 процентов объемов работ и услуг от общего объема строительства.

Расчеты с российскими организациями, выигравшими подрядные торги (тендеры) или выполняющими работы на субподряде у иностранных фирм, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации


 


Глава 3 Электронные торги

Электронные торги – это открытый конкурс аукцион на поставку товаров и услуг по государственным заказам, который проходит в сети Интернет на официальных торговых площадках. Участие в торгах могут принять все желающие, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Для участия в электронных конкурсах необходимо пройти регистрацию на официальной торговой площадке и получить электронную цифровую подпись. Проведение электронных торгов происходит следующим образом: государственным заказчиком на электронной торговой площадке (ЭТП) размещается техническое задание с конкретной заявкой на покупку. Организации, которые заинтересованы в поставке товаров или услуг в рамках этого заказа, вносят свои коммерческие предложения, с указанием начальной стоимости, по которой они организуют поставку или предоставят услуги. Поставщики, в процессепроведения электронного конкурса, зарегистрированы под определенными номерами и до окончания торгов неизвестно, кто вносит свои предложения.. Победителем является тот номер, которым была предложена лучшие условия выполнения контракта [8].

Если победитель по каким-либо причинам откажется выполнить условия государственного заказа, право на выигрыш конкурса переходит ко второму участнику, а первый подлежит дисквалификации. Преимуществами проведения торгов в электронном виде являются: — анонимность участников во время проведения торгов, что гарантирует исключение предвзятости государственного заказчика; — конфиденциальность и надежная защита документов или какой-либо другой информации, касающейся проведения торгов; — электронная регистрация каждого действия участников, что дает возможность при необходимости быстро восстановить историю любого из проведенных торгов; возможность для поставщиков принимать участие в торгах, находясь в любой точке земного шара; — кратчайшие по времени сроки проведения аукциона; — экономия средств на организацию и проведение торгов; — оперативное получение информации о поступлениях новых заявок от заказчиков, о ходе процедуры и об итогах проведения электронных аукционов. Применение электронной цифровой подписи (ЭЦП) на специальном цифровом носителе, которая является полным аналогом собственноручной подписи на бумажном документе, является гарантией высокой степени защиты электронных документов от подделок или от внесения исправлений. Наличие электронной цифровой подписи подтверждает подлинность информации, и имеет юридическую силу электронного документа при участии в электронных торгах или любой другой деловой переписке.

 

В настоящее время повсеместно проводится систематическое обучение всех желающих процедуре проведения электронных конкурсов, где изучается их определение, законодательство, применимое к этой сфере, процесс участия, преимущества и недостатки проведения торгов в электронном виде, а так же проводится анализ различных возможных нюансов, связанных с участием в конкурсе.

Электронные торги – это открытый конкурс на поставку товаров и услуг по государственным заказам, который проходит в Интернете, на официальных электронных торговых площадках. Принять участие в электронных торгах могут все желающие в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

 

ЭТП для размещения Государственного заказа отобраны Минэкономразвития РФ и ФАС РФ в рамках специальной процедуры и располагают [9]функционалом для проведения открытых аукционов в электронной форме и действуют по регламенту, жестко определенному законодательством Российской Федерации. Согласно приказа Минэкономразвития России от 26 октября 2009 г. № 428 и приказа Минэкономразвития России и ФАС России от 14 ноября 2009 г. № 466/763 к 1 января 2010 года был осуществлен отбор пяти электронных торговых площадок:

ООО «РТС-тендер»

ЗАО «Сбербанк- АСТ»

ОАО «Единая электронная торговая площадка»

ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»

ЗАО «ММВБ — Информационные технологии»

 

 Также существуют ЭТП для коммерческих заказчиков. Это Электронные Торговые Площадки, на которых электронные торги проводят не государственные компании (коммерческие заказчики). Таких ЭТП значительно больше, чем для государственных торгов и регламент проведения электронных аукционов более гибкий.

Что нужно для участия в электронных торгах?

 

 Для участия в электронных торгах необходимо пройти несколько достаточно простых процедур, а именно:

получить электронную цифровую подпись

зарегистрироваться для участия в электронных торгах на официальных электронных торговых площадках.


Часть 2. Расчетная часть

Производство строительного кирпича

(млн. усл. кирпичей)

Объем производства продукции в РФ, млн. усл. кирпичей, в т.ч.: 14148 14802
Центральный федеральный округ 4633,3 4989,4
Северо-Западный федеральный округ 895,3 950,8
Южный федеральный округ 2013,7 2032,5
Приволжский федеральный округ 4032,2 4220,8
Уральский федеральный округ 1190,4 1226,4
Сибирский федеральный округ 1161,6 1161,3
Дальневосточный федеральный округ 221,9 221,2
Уровень рентабельности проданных товаров, % 9,3 9,7
Стоимость изделия, руб./тыс.усл. кирпичей 2011 2212

 

Разработка системы показателей, способных дать оценку состоянию, уровню и направлению развития конкуренции на то­варных рынках, приобретает в последнее время все большую ак­туальность вследствие растущего влияния структуры рынков, как на стратегии предприятия, так и на решения органов государст­венной власти. Показатели концентрации характеризуют степень неравномерности распределения объемов производства или про­даж товара между хозяйствующими субъектами, а также возмож­ность воздействия каждого из них на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

Абсолютное измерение концентрации предполагает оценку количества предприятий на рынке и совокупной доли, приходя­щейся на ограниченное количество единиц. Пропорциональность рынка, представляющая в первую очередь соотношение между различными его элементами, характеризуется относительными измерителями концентрации.

1.   Наиболее распространенный и часто применяемый показатель для характеристики абсолютной концентрации - коэффициент рыночной концентрации (CR). Определяется как сумма рыночных долей iкрупнейших продавцов рынка:

 

CRi=∑qi                                                                                                               

где CR - индекс концентрации iфирм, %;

qi- доля продаж i-ой фирмы в объеме реализации рынка,%;

n- количество хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке.

Данный коэффициент позволяет не только сопоставить по уровню концентрации различные отрасли или рынки, но и про­анализировать динамику концентрации, определить, за счет до­лей каких предприятий (крупных, средних, мелких) наметилась перегруппировка сил на рынке.


2005:

q1=4633,3/14148=32,75%

q2=895,3/14148=6,33%

q3=2013,7/14148=14,23%

q4=4032,2/14148=28,5%

q5=1190,4/14148=8,41%

q6=1161,6/14148=8,21%

q7=221,9/14148=1,57%

CR3=32,75+28,5+14,23=75,48%

2006:

q1=4989,4/14802=33,71%

q2=950,8/14802=6,42%

q3=2032,5/14802=13,73%

q4=4220,8/14802=28,51%

q5=1226,4/14802=8,28%

q6=1161,3/14802=7,84%

q7=221,2/14802=1,49%

CR3=33,71+28,51+13,73=75,95%


 

В 2005 году на рынке действуют две крупные фирмы, их совокупная доля составляет примерно 61,25% рынка, следовательно, рынок высококонцентрированный. В 2006 году концентрация почти не меняется, так же на рынке действуют две крупные фирмы, но их совокупная доля увеличилась и составляет 62,22%. По рассчитанному показателю можно сказать что рынок высококонцентрированный.

2.   Наиболее популярный обобщающий показатель - коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - учитывает как количество предприятий, так и неравенство их положения на рынке и характеризует уровень монополизации. Значение коэффициента снижается с увеличением числа предприятий и возрастает с усилением неравенства между предприятиями при любом их количестве. При возведении в квадрат долей рынка коэффициент дает более высокий вес показателей крупных предприятий, чем мелких. Это означает, что если данные о долях рынка очень мелких предприятий отсутствуют, то итоговая ошибка будет невелика.

Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана вычисляется как сум­ма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке:

 

 

HHI=∑qi2,                                                                                          

где HHI- коэффициент Герфиндаля-Гиршмана;

qi-доля продаж i-ой фирмы в объеме реализации рынка, %;

n- количество хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке.

Чем меньше HHI, тем меньше концентрация, тем при про­чих равных условиях сильнее конкуренция на данном рынке и тем слабее рыночная власть отдельных предприятий. Для конку­рентного рынка (если число предприятий на нем превышает 100) HHI, стремится к единице, для монопольного рынка - к 10 000.

 

HHI05=32,75 +6,33 +14,23 +28,5 +8,41 +8,21 +1,57 =2267,97

 

HHI06=33,71 +6,42 +13,73 +28,51 +8,28 +7,84 +1,49 =2311,16

Коэффициент Герфендаля-Гиршмана показывает, что на данном высококонцентрированном рынке в 2006 году произошло увеличение концентрации, что привело к еще большему ослаблению конкуренции и усилению рыночной власти отдельных предприятий.

 

3.       Дискретным абсолютным показателем концентрации яв-
ляется также индекс Линда (L). Индекс определяет степень нера-
венства между лидирующими на рынке предприятиями и исполь-
зуется в качестве определителя «границы» олигополии:

 

К=1/К*(К-1)*∑Q

                                                                                                                                                                                     

где K- число крупных поставщиков (от 2 до N);

Qi- соотношение между средней долей рынка поставщиков и долей к - iпоставщиков;

i- число ведущих поставщиков среди Kкрупных постав­щиков.

Q=Ai/i:(Ak- Ai)/(k-i)

                                                                                                                           

где Ai - общая доля рынка, приходящаяся на iпоставщиков;

Ak -доля рынка, приходящаяся на Kкрупных поставщиков.

Индекс Линда используется в качестве определителя грани­цы олигополии. Определяемая граница может характеризовать рынок на наличие жесткой или размытой монополии, позволяя эмпирически вычислить предполагаемый круг субъектов, кото­рые могут осуществлять согласованные действия, направленные на ограничение конкуренции.

2005год:

ДляK=2 i=1 Q=32,75/1:((32,75+28,5)-32,75)/(2-1)=1,15

L=1/(2*(2-1))*1.15=0,575

 

Для K=3 i=1 Q=32,75/1:((32,75+28,5+14,23)-32,75)/(3-1)=1,53

Для K=3 i=2 Q=(32,75+28,5)/2:((32,75+28,5+14,23)-( 32,75+28,5)) /(3-2)=2,15

L=1/(3*(3-1))*(1,53+2,15)=0,613

 

Для K=4 i=1

 Q=32,75/1: ((32,75+28,5+14,23+8,41)- 32,75)/(4-1)=1,92

Для K=4 i=2

Q=(32,75+28,5)/2: ((32,75+28,5+14,23+8,41)-( 32,75+28,5))/(4-2)=2,71

Для K=4 i=3

Q=(32,75+28,5+14,23)/3:((32,75+28,5+14,23+8,41)-(32,75+28,5+14,23))/(4-3)=2,99

L=1/(4*(4-1))*(1,92+2, 71+2,99)=0,635

 

Для K=5 i=1 Q=32,75/1: ((32,75+28,5+14,23+8,41+8,21)-32,75)/(5-1)=2,21

Для K=5 i=2 Q=(32,75+28,5)/2:((32,75+28,5+14,23+8,41+8,21)-(32,75+28,5))/(5-2)=2,98

Для K=5 i=3 Q=(32,75+28,5+14,23)/3:((32,75+28,5+14,23+8,41+8,21)-(32,75+28,5+14,23))/(5-3)=3,03

Для K=5 i=4 Q=(32,75+28,5+14,23+8,41)/4:((32,75+28,5+14,23+8,41+8,21)-(32,75+28,5+14,23+8,41))/(5-4)=2,55

L=1/(5*(5-1))*(2,21+2,98+3,03+2,55)=0,538

 

Для K=6 i=1 Q=32,75/1:((:((32,75+28,5+14,23+8,41+8,21+6,33)-32,75)/(6-1)=2,49

Для K=6 i=2 Q=(32,75+28,5)/2:((32,75+28,5+14,23+8,41+8,21+6,33)-(32,75+28,5))/(6-2)=3,29

Для K=6 i=3 Q=(32,75+28,5+14,23)/3:((32,75+28,5+14,23+8,41+8,21+6,33)-(32,75+28,5+14,23))/(6-3)=3,289

Для K=6 i=4 Q=(32,75+28,5+14,23+8,41)/4:((32,75+28,5+14,23+8,41+8,21+6,33)-(32,75+28,5+14,23+8,41))/(6-4)=2,885

Для K=6 i=5 Q=(32,75+28,5+14,23+8,41+8,21)/5:((32,75+28,5+14,23+8,41+8,21+6,33)-(32,75+28,5+14,23+8,41+8,21))/(6-5)=2,909

L=1/(6*(6-1))*(2,49+3,29+3,289+2,885+2,909)=0,495

 

Для K=7 i=1 Q=32,75/1:((32,75+28,5+14,23+8,41+8,21+6,33+1,57)-32,75)/(7-1)=2,922

Для K=7 i=2 Q=(32,75+28,5)/2:((32,75+28,5+14,23+8,41+8,21+6,33+1,57)-(32,75+28,5))/(7-2)=3,952

Для K=7 i=3 Q=(32,75+28,5+14,23)/3:((32,75+28,5+14,23+8,41+8,21+6,33+1,57)-(32,75+28,5+14,23))/(7-3)=4,104

Для K=7 i=4 Q=(32,75+28,5+14,23+8,41)/4:((32,75+28,5+14,23+8,41+8,21+6,33+1,57)-(32,75+28,5+14,23+8,41))/(7-4)=3,905

Для K=7 i=5 Q=(32,75+28,5+14,23+8,41+8,21)/5:((32,75+28,5+14,23+8,41+8,21+6,33+1,57)-(32,75+28,5+14,23+8,41+8,21))/(7-5)=4,663

Для K=7 i=6 Q=(32,75+28,5+14,23+8,41+8,21+6,33)/6:((32,75+28,5+14,23+8,41+8,21+6,33+1,57)-(32,75+28,5+14,23+8,41+8,21+6,33))/(7-6)=10,449

L=1/(7*(7-1))*(2,922+3,952+4,104+3,905+4,663+10,449)=0,714    

 

2006год:

ДляK=2 i=1 Q=33,71/1:((33,71+28,51)-33,71 )/(2-1)=1,182

L=1/(2*(2-1))*1,182=0,591

 

Для K=3 i=1 Q=33,71/1:((33,71+28,51+13,73)-33,71)/(3-1)=1,596

ДляK=3i=2 Q=(33,71+28,51)/2:((33,71+28,51+13,73)-(33,71+28,51))/(3-2)=2,266

L=1/3*(3-1)*(1,596+2,266)=0,644

 

Для K=4 i=1 Q=33,71/1:((33,71+28,51+13,73+8,28)-33,71)/(4-1)=2,002

Для K=4 i=2 Q=(33,71+28,51)/2:((33,71+28,51+13,73+8,28)-(33,71+28,51))/(4-2)=2,827

Для K=4 i=3 Q=(33,71+28,51+13,73)/3:((33,71+28,51+13,73+8,28)-(33,71+28,51+13,73))/(4-3)=3,057

L=1/(4(4-1))*(2,002+2,827+3,057)=0,657

 

Для K=5 i=1 Q=33,71/1:((33,71+28,51+13,73+8,28+7,84)-33,71)/(5-1)=2,310

Для K=5 i=2 Q=(33,71+28,51)/2:((33,71+28,51+13,73+8,28+7,84)-(33,71+28,51))/(5-2)=3,127

Для K=5 i=3 Q=(33,71+28,51+13,73)/3:((33,71+28,51+13,73+8,28+7,84)-(33,71+28,51+13,73))/(5-3)=3,141

Для K=5 i=4 Q=(33,71+28,51+13,73+8,28)/4:((33,71+28,51+13,73+8,28+7,84)-(33,71+28,51+13,73+8,28))/(5-4)=2,686

L=1/(5(5-1))*(2,310+3,127+3,141+2,686)=0,563

 

Для K=6 i=1 Q=33,71/1:((33,71+28,51+13,73+8,28+7,84+6,42)-33,71)/(6-1)=2,602

Для K=6 i=2 Q=(33,71+28,51)/2:((33,71+28,51+13,73+8,28+7,84+6,42)-(33,71+28,51))/(6-2)=3,431

Для K=6 i=3 Q=(33,71+28,51+13,73)/3:((33,71+28,51+13,73+8,28+7,84+6,42)-(33,71+28,51+13,73))/(6-3)=3,369

Для K=6 i=4 Q=(33,71+28,51+13,73+8,28)/4:((33,71+28,51+13,73+8,28+7,84+6,42)-(33,71+28,51+13,73+8,28))/(6-4)=2,953

Для K=6 i=5 Q=(33,71+28,51+13,73+8,28+7,84)/5:((33,71+28,51+13,73+8,28+7,84+6,42)-(33,71+28,51+13,73+8,28+7,84))/(6-5)=2,868

L=1/(6(6-1))*(2.602+3.431+3.369+2.953+2.868)=0.507

 

Для K=7 i=1 Q=33,71/1:((33,71+28,51+13,73+8,28+7,84+6,42+1.49)-33,71)/(7-1)=3.051

Для K=7 i=2 Q=(33,71+28,51)/2:((33,71+28,51+13,73+8,28+7,84+6,42+1.49)-(33,71+28,51))/(7-2)=4.117

Для K=7 i=3 Q=(33,71+28,51+13,73)/3:((33,71+28,51+13,73+8,28+7,84+6,42+1.49)-(33,71+28,51+13,73))/(7-3)=4.211

Для K=7 i=4 Q=(33,71+28,51+13,73+8,28)/4:((33,71+28,51+13,73+8,28+7,84+6,42+1.49)-(33,71+28,51+13,73+8,28))/(7-4)=4.006

Для K=7 i=5 Q=(33,71+28,51+13,73+8,28+7,84)/5:((33,71+28,51+13,73+8,28+7,84+6,42+1.49)-(33,71+28,51+13,73+8,28+7,84))/(7-5)=4.644

ДляK=7 i=6 Q=(33,71+28,51+13,73+8,28+7,84+6,42)/5:(( 33,71+28,51+13,73+8,28+7,84+6,42+1.49)-( 33,71+28,51+13,73+8,28+7,84+6,42))/(7-6)=10,871

L=1/(7*(7-1))*(3.051+4.117+4.211+4.006+4.644+10.871)=0.736

 

Индекс Линда используется в качестве определения границы олигополии. В первом случае нарушение границы произошло при к=5, следовательно, в 2005 году на данном рынке жесткую олигополию образуют три  первых субъекта. Во втором случае нарушение границы произошло при к=5, следовательно, в 2006 году на данном рынке жесткую олигополию образуют три первых субъекта.

 

4.  Коэффициент Холла-Тайдмана (HT). Рассчитывается на
основе сопоставления рангов предприятий на рынке и их рыноч-
ных долей следующим образом:

НТ=1/∑R*q-1

где HT- коэффициент Холла-Тайдмана;

R- ранг фирмы на рынке (по убывающей, самая крупная фирма имеет ранг 1);

qi- доля продаж i-ой фирмы на рынке.

Максимальное значение показателя равно единице (в усло­виях монополии). Минимальное значение равно 1/n(n—число фирм в отрасли). По экономическому смыслу данный показатель сходен с индексом Герфиндаля-Гиршмана, но в отличие от ука­занного, позволяет учитывать соотношения размеров фирм - крупных продавцов, что помогает осуществить более глубокий анализ рыночной структуры отрасли.

HI05=1/ =0,24

HI06=1/ =0,25

Коэффициент Холла-Тайдмана показывает, что на данном высококонцентрированном рынке в 2006 году произошло увеличение концентрации, что привело к еще большему ослаблению конкуренции и усилению рыночной власти отдельных предприятий.

5. Коэффициент энтропии (E). Коэффициент энтропии служит для измерения степени неопределенности на рынке и по­зволяет более глубоко исследовать уровень и динамику концен­трации: чем больше величина E, тем больше экономическая не­определенность и тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке.

В курсовой работе предполагается два варианта расчета значения E. Первый относительный показатель представляет со­бой сумму долей продаж предприятий, действующих на рынке, взвешенных по натуральному логарифму обратной ей величины:

Е1=∑(q*ln(1/q))*n    E2=100*∑(q*lnq)

                                                                                                                        

где Е- коэффициент энтропии;

qi- доля продаж i-ой фирмы на рассматриваемом рынке; n- количество хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке.

По второму варианту расчета используются не обратные ве­личины, а доли значений признака, взвешенные по натуральному логарифму.

Результаты (абсолютные значения), полученные при раз­личных методиках расчета, экономического смысла ситуации на рынке не меняют и рассчитываются как для анализа тенденций, происходящих на одном и том же товарном рынке за определен­ный период времени, так и для сопоставительного анализа раз­личных типов рынков.

1)Е05=((32,75*ln1/32,75)+(28,5*ln1/28,5)+(14,23*ln1/14,23)+(8,41*ln1/8,41)+(8,21*ln1/8.21)+(6,33*ln1/6,33)+(1,57*ln1/1,57))*7=-2065,63

1)Е06=((33,71*ln1/33,71)+(28,51*ln1/28,51)+(13,73*ln1/13,73)+(8,28*ln1/8,28)+(7,84*ln1/7,84)+(6,42*ln1/6,42)+(1,49* ln1/1,49))*7=-2073,61

2)Е05=100*(0.3275*ln0.3275+0.285*ln0.285+0.1423*ln0.1423+0.0841*ln0.0841+0.0821*ln0.0821+0.0633*ln0.0633+0.0157*ln0.0157)*7= -165,4

2)Е06=100*(0.3371*ln0.3371+0.2851*ln0.2851+0.1373*ln0.1373+0.0828*ln0.0828+0.0784*ln0.0784+0.0642*ln0.0642+0.0149*ln0.0149)=-164,18

В данном примере (за два года) результаты коэффициента энтропии полученные при двух вариантах расчета показывают, что на рынке снижается экономическая неопределенность, и тем самым растет уровень концентрации продавцов на рынке .

6. Чем более неравномерно распределены доли между пред­приятиями, тем заметнее будет тенденция к снижению конкурен­ции и росту монополизации рынка. При анализе этих колебаний и изучении условий формирования конкурентной среды важное место занимает коэффициент вариации (V). Чем более неравно­мерно распределение долей между предприятиями, тем заметнее будут различия в уровне концентрации.

V=σ/q*100 σ=((∑q-q̄)2/n)1/2q̄=∑q/n

где σ - среднеквадратическое отклонение

где q- средняя арифметическая из удельных весов совокупности фирм в объеме продаж на данном рынке или продукция данной отрасли.

Чем ниже коэффициент вариации, тем выше степень равно­мерности распределения объема производства или продаж между предприятиями и ниже уровень концентрации. При большем от­клонении от средней величины крайних значений ряда вариация выше и, следовательно, выше уровень концентрации.

05=(0,3275+0,285+0,1423+0,0841+0,0821+0,0633+0,0157)/7=0.1429

06=(0,3371+0,2851+0,1373+0,0828+0,0784+0,0642+0,0149)/7=0.1428

σ05= ((0,3275-0,1429) +(0,285-0,1429) +(0,1423-0,1429) +(0,0841-0,1429) +(0,0821-0,1429) +(0,0633-0,1429) +(0,0157-0,1429) )/7=0,1095

σ06= ((0,3371-0,1428) +(0,2851-0,1428) +(0,1373-0,1428) +(0,0828-0,1428) +(0,0784-0,1428) +(0,0642-0,1428) +(0,0149-0,1428) )/7=0,1123

V05=(0.1095/0.1429)*100 = 76,63

V06=(0.1123/0.1428)*100 =78,64

При анализе условий формирования конкурентной среды важное место занимает коэффициент вариации. Чем выше коэффициент, тем ниже степень равномерности распределения объема производства или продаж между фирмами и выше коэффициент концентрации.

V- низкий коэффициент концентрации, равномерное распределения объема производства;

V- высокий коэффициент концентрации, низкая степень равномерности распределения объема производства. В 2005г. выше степень равномерности распределения V производства, следовательно, ниже уровень концентрации.

7.  Дисперсия логарифмов рыночных долей характеризует степень равномерности распределения объемов продаж
между фирмами (степень неравенства размеров фирм, действующих на рынке):

σ 2=1/n*∑(lnq-lnq̄)2

     где qi-доля продаж i-ой фирмы на рынке;

q - средняя доля фирмы на рынке, равная 1/n;

n - количество хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке.

Показатель дисперсии характеризует возможную рыночную власть фирм через неравенство их размеров. Чем больше величи­на дисперсии, тем более неравномерным и более концентриро­ванным является рынок, тем слабее конкуренция и тем сильнее власть крупных фирм на рынке.

=1/n=1/7=0.143       ln =-1.946

2005 год:

σ2=1/7*((ln0,3275+1.946)2+(ln0.285+1.946)2+(ln0.1423+1.946)2+(ln0.0841+1.946)2 + (ln0.0821+1.946)2 + (ln0.0633+1.946)2 + (ln0.0157+1.946)2) =1.042

2006год:

σ2 = 1/7 * ((ln0.3371+1.946)2 + (ln0.2851+1.946)2 + (ln0.1373+1.946)2 + (ln0.0828+1.946)2+(ln0.0784+1.946)2+(ln0.0642+1.946)2 +(ln0.0149+1.946)2 =1.089

Дисперсия логарифмов рыночных долей характеризует степень равномерности объемов продаж между фирмами. Показатель характеризует возможную рыночную власть. В течение 2х лет изменений практически не произошло.

8.  Коэффициент относительной концентрации (k) осно-
вывается на сопоставлении числа крупнейших предприятий на
рынке и контролируемой ими доли реализации товара:

k= [20 + 3β]/ α,                                              

где k - коэффициент относительной концентрации;

β - доля крупнейших предприятий рынка в общем числе предприятий, %;

α - доля продаж данных предприятий в общем объеме реализуемой продукции, %.

Суть приведенной формулы: о воздействии крупнейшей фирмы на рынок можно говорить тогда, когда объем ее продаж составляет, по крайней мере, 20% совокупного выпуска.

При k= 1 между долями существует линейная зависимость: 1/30 фирм выпускает 30%, а 1/10-50% совокупного объема реа­лизованной продукции.

При k>1 концентрация отсутствует, рынок является конку­рентным.

При k<1 наблюдается высокая степень концентрации на рынке, рыночная власть фирм велика.

α=3/7*100=42.86%

β 05=((4633,3+4032,2+2013,7)/14148)*100=75,48%

β 06=((4989,4+4220,8+2032,5)/14802)*100=75,95%

К 05=42,86/75,48=0,5191

К06=42,86/75,95=0,5198

Коэффициент относительной концентрации на данном рынке показывает, что на протяжении двух лет данный рынок обладал высоким уровнем концентрации, преобладала высокая рыночная власть крупных фирм.( При k<1 наблюдается высокая степень концентрации на рынке, рыночная власть фирм велика.)

9. Коэффициент Джини (G). Характеризует уровень кон­центрации на рынке. Чем выше коэффициент Джини, тем больше неравномерность распределения рыночных долей между продав­цами и, следовательно, при прочих равных условиях, выше уро­вень концентрации.

G=1/n*∑((i-1)*A-A*(i-1)*i)

где A- накопленное (кумулятивное) значение долей iкрупней­ших предприятий рынка; n- число фирм на рынке.

N=1+3.322*logN=4

i= (4633, 3-221, 9)/4=1102, 85

1 221,9 1 14.29 14.29 221,9/14148=0.016 0.016
2 895,3;1161,6; 1190,4 3 42.86 57.15 3247,3/14148=0.229 0.245
3 2013,7 1 14.29 71.44 2013,7/14148=0.142 0.387
4 4032,2; 4633,3 2 28.57 100 8665,5/14148=0.612 1

 

14.29*0.245+57.15*0.387+71.44*1=97.058

57.15*0.016+71.44*0.245+100*0.387=57.117

G=(97.058-57.117)/100=0.401

i=(4989,4-221,2)/4=1192,05

1 221,2 1 14.29 14.29 221,2/14802=0.0149 0.0149
2 950,8;1161,3; 1226,4 3 42.86 57.15 3338,5/14802=0.2255 0.2404
3 2032,5 1 14.29 71.44 2032,5/14802=0.137 0.377
4 4220,8; 4989,4 2 28.57 100 9210,2/14802=0.622 1

 

14.29*0.2404+57.15*0.377+71.44*1=96.421

57.15*0.0149+71.44*0.2404+100*0.377=55.726

G=(96.421-55.726)/100=0.407

Коэффициент Джини характеризует уровень концентрации на рынке. На данном рынке коэффициент Джини свидетельствует о большой неравномерности распределения рыночных долей между продавцами, а следовательно и о большой концентрации на данном рынке в течении двух лет.

10. Наличие и высота барьеров входа на рынок (факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем предпри­ятиями) - существенный фактор, влияющий на уровень концен­трации на рынке и поведение предприятий отрасли.

Одним из показателей наличия барьеров входа на рынок яв­ляются ограничения по спросу. Они характеризуются эластично­стью спроса. Если абсолютная величина коэффициента эластичности спроса больше единицы (€ 1),то спрос эластичен – рынок становится более конкурентным и доступным для новых участ­ников.

 При этом рассчитывают коэффициент эластичности спросакак отношение процентного изменения объема спро­са на товар к процентному изменению цены этого же товара:

E=(14802-14148)/14148*100: (2212-2011)/2011*100=0,4625

Центральный фед.округ: E=(4989,4-4633,3)/4633,3*100:(2212-2011)/2011*100=0,769

Северо-Западный фед.округ: E=(950,8-895,3)/895,3*100:(2212-2011)/2011*100=0,620

Южный фед.округ: E=(2032,5-2013,7)/2013,7*100:(2212-2011)/2011*100=0,0934

Приволжский фед.округ: E=(4220,8-4032,2)/4032,2*100:(2212-2011)/2011*100=0,468

Уральский: E=(1226,4-1190,4)/1190,4*100:(2212-2011)/2011*100=0.3026

Сибирский: E=(1161,3-1161,6)/1161,6*100:(2212-2011)/2011*100=-0,0026

Дальневосточный: E=(221,2-221,9)/221,9*100:(2212-2011)/2011*100=-0,0316

На данном рынке спрос совершенно неэластичен, а следовательно рынок   является неконкурентным и недоступным для новых участников рынка.

 

11. Оценка рыночного потенциала хозяйствующего субъекта.

Под рыночным потенциалом понимается возможность хо­зяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, и не связанная напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта может быть связан с наличием его доминирующего положения на рынке. Од­нако на отдельных товарных рынках возникают ситуации, когда хозяйствующий субъект с долей на рынке менее 35% обладает рыночным потенциалом по отношению к другим хозяйствующим субъектам на этом же товарном рынке.

Рыночный потенциал может измеряться различными спосо­бами и показателями:

> по долям хозяйствующих субъектов на рынке - чем боль­ше доля, тем выше рыночный потенциал;

> на основе исчисления эластичности спроса по цене - чем больше чем больше неэластичность спроса на продукцию данно­го продавца, тем больше его потенциал на рынке;

> по наличию долговременных (не менее 1 года) отклонений индивидуальной рентабельности от среднеотраслевых уровней -уровень рентабельности хозяйствующего субъекта выше анало­гичных показателей конкурентов;

> другими способами.

 

 

Мы воспользуемся способом по долям хозяйствующих субъектов:


2005:

q1=4633,3/14148=32,75%

q2=895,3/14148=6,33%

q3=2013,7/14148=14,23%

q4=4032,2/14148=28,5%

q5=1190,4/14148=8,41%

q6=1161,6/14148=8,21%

q7=221,9/14148=1,57%

 

2006:

q1=4989,4/14802=33,71%

q2=950,8/14802=6,42%

q3=2032,5/14802=13,73%

q4=4220,8/14802=28,51%

q5=1226,4/14802=8,28%

q6=1161,3/14802=7,84%

q7=221,2/14802=1,49%

 

 


 



При сравнении долей хозяйствующих субъектов видно, что рыночным потенциалом обладает Центральный федеральный округ



 


















Сводная таблица

Год

Коэффициенты концентрации










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...