Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика выполнения пейзажа композиция.
Красота пейзажа всегда очаровывает, и невольно хочется отдаться во власть чувств, наполняющих душу, и запечатлеть на бумаге все, что видишь. Это естественное и логичное желание вступает в противоречие с принципом лаконизма графики. На практике это выливается в большое количество дробных и путаных изображений, требующих обобщения. Поэтому работа над графическим пейзажем всегда начинается с рисования. С начало трудно сразу перейти к изображению открытого пространства с глубокой воздушной перспективой. К глубокому пространству необходимо привыкнуть, поэтому лучше начинать работу над пейзажем с несложных мотивов. Кроме этого, пейзаж имеет большее по сравнению с аудиторными постановками ритмическое разнообразие. Деревья, травы, объекты архитектуры, холмы, луга образуют сложнейшие сочетания форм. Организация их в композицию — хорошая возможность для повышения своего мастерства. В соответствии с законами воздушной среды и возможностями человеческого зрения чаще всего наиболее детально виден первый план, но и на втором плане может быть довольно много предметов. Кроме того, не всегда обязательно соблюдать законы линейной перспективы. Иногда лучше придать изображению значительную плоскостность или зрительно почти уничтожить пространство. Могут быть и пейзажные изображения, не имеющие первого плана. Все это говорит о том, что отработка той или иной детали зависит от творческого замысла. Композиция пейзажа таит в себе немало сложностей, хотя принципиально новых законов композиции, неизвестных из графической аудиторной работы нет. Те же законы симметрии (относительного равенства) действуют и в пейзаже. Меняются только условия их применения, к которым в первую очередь относится глубокая, многоплановая перспектива, заканчивающаяся часто видимой глазом линией горизонта. Именно глубокое пространство посредством построения планов во многом раскрывает сюжет. Сюжетное действие развивается путем перевода взгляда человека с предметов, расположенных в одном плане, к предметам следующего плана. «Пространство с его, влекущей в глубину силой или с его размахом вверх и вширь, как бы параллельно картинной плоскости, обладает огромным эмоциональным воздействием. Оно может быть и часто бывает основой самого строя пейзажа, его камерности или монументальности или спокойной описательности пейзажного изображения»,— точно подметил А.А. Федоров-Давыдов1. Перед тем как начать рисовать пейзаж, нужно выбрать интересный мотив. Сделать несколько набросков для того чтобы найти более интересную композицию. После того как найдена композиция и найден формат, проводится линия горизонта, затем нужно наметить большие массы легкими штрихами. Найти правильную перспективу, тонкими линиями прорисовать деревья. Затем следует найти самое темное и самое светлое места, разложить пятна по тональным отношениям. Во время длительного рисования пейзажа, художник использует разные техники, например, изображая небо, используется техник растушевки, а при изображении земли линия и штрих. Поэтому перед тем как начать прорисовывать детали, нужно определить технику выполнения той или иной части пейзажа. Использовать различные выразительные средства, линия, пятно, штрих. Первый план следует прорисовывать более детально, чтобы в работе чувствовалось пространство.
Образно-эмоциональные изображения Направлены на выявление «образа» растения в восприятии его художником. Их исполнение — глубоко творческий акт. Изучение формы, бывшее главной задачей аналитических изображений, отступает на второй план, давая дорогу чувству. Образно-эмоциональные изображения исполняются как с натуры, так и со сделанных ранее набросков, и делятся по времени заключительной стадии работы на два типа: кратковременные и длительные. Кратковременные изображения не требуют тщательной прорисовки, подробной детализации. Исполненные «на едином дыхании», «по чувству», они несут в себе непосредственность восприятия натуры. Красота «бегущего мазка» всегда ценилась в искусстве Китая, и именно там этот тип работы получил наибольшее распространение и теоретическое обоснование. Китайский деятель искусства и художник Су Ши (1136—1206) писал: Когда моя кисть касается бумаги, Она движется быстро, словно ветер. Мой дух охватывает целое До того, как кисть оставляет след. Сам процесс создания художественной композиции не требует многочасового рисования и может быть закончен в несколько минут, но это только внешняя часть огромной внутренней работы и бесконечных предварительных (черновых) штудий. Прежде чем создавать подобные изображения, необходимо не только хорошо изучить строение объектов, но и пронаблюдать их в различных временных состояниях или погодных условиях. Например, спящие в жаркий летний полдень у воды ивы в ветреную погоду совершенно меняются. Длинные свисающие ветви, поднятые вихрями, словно огромные лапы, отрываются от земли и преображают силуэт дерева. Это принципиальный момент. Не случайно в дальневосточных странах, имеющих традиционную культуру любования растительным миром, всегда подчеркивают как время года, так и состояние дня. «На ветру, в ясную погоду, под дождем, в росе бамбук каждый раз имеет разное положение. Он склоненный или прямой, скрывается или на виду — каждый имеет свою форму и позу. Повороты в сторону, наклон вниз и стремление вверх — каждое положение заключает особую идею и закономерность. Пойми все душой, тогда овладеешь методом», —-писал в «Книге о бамбуке» Ли Кань. Он же отмечал, что в соответствии с этим меняются и приемы изображения: «Листья, отяжеленные росой или дождем, свисают, на ветру наклонены, под снегом — придавлены. Они видны или с изнанки, или с лица, опущены или приподняты. У каждого неповторимое положение. Нельзя их изображать одинаково. Уподобь их шелку с темными размывами...» Первостепенное значение в образно-эмоциональных изображениях приобретает композиция, т. е. размер и формат плоскости и размещение на ней изображения. Мастера Востока, многие из которых посвятили жизнь творческому осмыслению какого-либо одного растения, вели композиционный поиск, рисуя изображение эскизным методом на натуре. Несколько десятков черновых набросков позволяет прояснить композиционную ситуацию и выявить путь к лучшим вариантам исполнения. Работу над образно-эмоциональными изображениями лучше начинать с силуэтных мотивов в два тона. Наиболее просты и понятны силуэты темнее тона поверхности листа. Они могут быть черными, серыми или цветными, выполненными плотной или полупрозрачной заливкой краски с включением в силуэт пятен фона и линейной прорисовкой. Со временем можно увеличивать количество цвета, применять активные цветные фона, технику «по сырому» и т. д. Наиболее подходящий инструмент — кисти для акварели, гуаши или туши. Могут быть применены и мягкие сорта карандашей. Длительные изображения, имеющие сильное образное начало, известны нам больше из истории европейского искусства. Для этого достаточно вспомнить творчество замечательного русского мастера И.И. Шишкина. Огромное количество его рисунков и офортов дают целую энциклопедию образов родной природы с лесами и лугами, могучими соснами и полевыми травами. Он «умел создавать равно убедительно "портреты" корней и хрупкой травинки. Хозяин магазина картин в Дюссельдорфе бережно хранил рисунки пером Шишкина: "Вот вещи, которые я никогда никому не продам, потому что им нельзя назначить цену!"», — отмечает в статье «Лесной богатырь-художник» А. Жукова. Штриховые и линейно-штриховые рисунки И.И. Шишкина — одни из лучших образцов европейского пейзажного рисунка, и их восторженная оценка имеет прочную основу. Безупречный технически, ИИ. Шишкин обладал врожденным композиционным чутьем. Легендой стала его обстоятельная подготовка участка для работы над этюдом или рисунком. Мешающие видеть облюбованное им место ветви и кустарник он вырубал или отгибал и устраивался так, чтобы было удобно и свободно, как дома. Художников, виртуозно делавших штриховые рисунки с растений, было в России немало и кроме И.И. Шишкина. В альбомах по искусству часто воспроизводятся рисунки М.А. Врубеля, И.И. Левитана, В.М. Васнецова и др. Рассматривая их все вместе, видишь и особенности индивидуальной манеры каждого, и общие тенденции применения академической школы рисунка в воспроизведении растительных форм. Французское, английское, немецкое искусства обладают еще более объемным наследием в рисовании и гравировании растений. Не случайно ИИ. Шишкин стажировался в Германии по искусству ландшафта. Длительный образно-эмоциональный рисунок в учебном процессе проводится в аудиториях и на пленэре. В аудиториях работа идет в основном с комнатных цветов, на пленэре каждый студент сам выбирает себе объект для изображения. Бумага берется размером в половину полного листа ватмана. Фактура поверхности должна быть пригодна для графитных, сангинных или угольных карандашей. Метод рисования — линейно-штриховой.
{ Н. П. Бесчастнов, «Черно-белая графика». -М- 2002 стр. 181-192}
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 341. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |