Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модуль 2. ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ; ПРАВОПИСАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.Стр 1 из 28Следующая ⇒
ДЕРЖАВНИЙ ВИЩИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД „ЗАПОРІЗЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ” МІНІСТЕРСТВА ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ Кафедра журналістської творчості, реклами і зв’язків з громадськістю
Затверджено Перший проректор Бондар О.Г. „____” ______________2009 р.
НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА КУРСУ
„РОСІЙСЬКА МОВА В ЗМК” (за вимогами кредитно-модульної системи) Освітньо-кваліфікаційний рівень: бакалавр Галузь знань: 0303 – журналістика та інформація Напрям підготовки: 6.030301 – журналістика 6.030303 – видавнича справа та редагування Статус курсу: фаховий
Запоріжжя 2009 І. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Практический курс « Русский язык в средствах массовой информации» изучается студентами факультета журналистики специальности «Журналистика» и «Издательское дело и редактирование» в течение двух семестров на І и ІІ курсах. Данный курс является важным предметом в подготовке высококвалифицированного журналиста. С одной стороны, это дисциплина, направленная на качественную лингвистическую подготовку, совершенствование письменной и устной русской речи студентов, что является основой языковедческой базы будущих журналистов. С другой стороны, специфика предмета играет важную роль в формировании посредством языка лингвокреативной деятельности как основы любого вида текста массовой информации. Учебная программа предусматривает, кроме обязательного ознакомления с традиционными и новейшими данными по русской орфографии и пунктуации как самостоятельными разделами лингвистики, привитие практических навыков применения этих сведений на практике. Особое внимание уделяется так называемым спорным и факультативным вопросам в области русского правописания. В каждом случае от студента требуется квалифицированное объяснение и мотивация предложенного решения в графическом или пунктуационном оформлении дискурса. С этой целью обязательным является углубленное изучение специальной научной литературы. Большое внимание курс уделяет грамматико-стилистической интерпретации текста, умению адекватного орфографического и в особенности – пунктуационного представления того или иного текста с учетом авторского прагматического задания. Курс состоит из 4-х основных модулей: 1. Основы русской орфографии. 2. Части речи в русском языке; правописание и особенности их функционирования в текстах СМИ. 3. Синтаксис и пунктуация простого предложения; синтаксическая и пунктуационная вариативность в текстах СМИ. 4. Синтаксис и пунктуация сложного предложения; синтаксическая и пунктуационная вариативность в текстах СМИ.
ІІ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель курса: обновить и систематизировать знания по русскому языку, полученные в средней школе, закрепить и углубить орфографические и пунктуационные навыки, усовершенствовать культуру устной и письменной речи; ознакомить с разными типами грамматической, орфографической и пунктуационной вариативности в текстах СМИ. Задачи курса в теоретическом плане сводятся к осмыслению и усвоению основных понятий и правил грамматики, орфографии и пунктуации русского языка. Задачи курса в практическом плане связаны с приобретением стойких навыков грамотной устной и письменной речи, умением использовать стилистический потенциал русского языка в разных жанрах дискурса СМИ. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ основные правила орфографии и пунктуации, а также необходимую справочную и учебную литературу по грамматике и правописанию, стилистике и культуре речи русского языка. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬформулировать правила грамматики, орфографии и пунктуации (с примерами), применять их на практике; определять и использовать нормативные и вариативные формы грамматики, орфографии и пунктуации в текстах СМИ. Текущий контроль: - опрос на практических занятиях; - проверка выполнения упражнений; - проверка выполнения творческих работ; - проверка выполнения самодиктантов; - проверка навыков орфографического и пунктуационного разборов; - проверка контрольных работ; - проведение модульного контроля.
ІІІ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ Практический курс современного русского языка органично связан с несколькими специальными и смежными предметами. Среди них особое место занимают такие: практикум и стилистика современного украинского языка, лексикография, литературное редактирование, история культуры, теория и практика массовой информации, межкультурная коммуникация, пиар-технологии, компьютерная лингвистика и другие дисциплины. IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Модуль 1. ОСНОВЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ. Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. Цели и задачи курса. Основные понятия и значение курса в профессиональной подготовке будущих журналистов.
Тема 2.ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, в русских и заимствованных словах.
Тема 3.ГЛАСНЫЕ В ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ КОРНЯХ. Правописание чередующихся гласных Е-И, О-А в зависимости от наличия или отсутствия суффикса -А- после корня. Правописание чередующихся гласных О-А в зависимости от места ударения в слове. Правописание чередующихся гласных О-А в зависимости от конечной согласной корня. Правописание чередующихся гласных О-А в зависимости от лексического значения корня.
Тема 4.ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.Правописание гласных О и Е после шипящих в различных морфемах: под ударением в корнях слов; в суффиксах и окончаниях в ударной и безударной позициях. Правописание гласных О и Е после Ц. Правописание гласных И и Ы после Ц.
Тема 5.ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ. Правописание глухих и звонких согласных в различных морфемах. Правописание двойных согласных на стыке морфем, в иноязычных словах. Правописание непроизносимых согласных.
Тема 6.ПРАВОПИСАНИЕ Ь, Ъ. Правописание твердого и мягкого знаков в словах. Употребление разделительных Ъ и Ь. Употребление Ь для обозначения мягкости. Употребление Ь в грамматических формах.
Тема 7.ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК. Приставки, не изменяющиеся на письме. Правописание приставок на З-, С-. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-. Смыслоразличительная роль приставок. Правописание гласных И,Ы после приставок.
Тема 8.УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНОЙ БУКВЫ. Прописные буквы в начале текста, предложения и после знаков препинания. Названия, в которых все слова пишутся с прописной буквы; названия, в которых первое слово пишется с прописной буквы. Прописные буквы в сложносокращенных словах и аббревиатурах.
Модуль 2. ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ; ПРАВОПИСАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Тема 1.ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Имя существительное как часть речи. Изменение существительных по падежам. Типы склонения имен существительных. Правила правописания падежных окончаний существительных. Правописание суффиксов имен существительных.
Тема 2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Имя прилагательное как часть речи. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных.
Тема 3. СЛОЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Сложное слово. Правописание сложных слов. Слитные написания сложных существительных и прилагательных. Дефисные написания сложных существительных и прилагательных.
Тема 4.ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Имя числительное как часть речи. Разряды имен числительных. Склонение простых, сложных и составных числительных. Правописание падежных окончаний числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Тема 5.МЕСТОИМЕНИЕ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению, их склонение. Правописание отрицательных и неопределенных местоимений. Написание сочетаний НЕ КТО ИНОЙ (ДРУГОЙ), КАК; НЕ ЧТО ИНОЕ (ДРУГОЕ) КАК – НИКТО ИНОЙ (ДРУГОЙ); НИЧТО ИНОЕ (ДРУГОЕ).
Тема 6. ГЛАГОЛ И ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Глагол как часть речи. Типы спряжения глаголов. Правописание окончаний глаголов. Правописание суффиксов глаголов.Правописание омонимичных форм глаголов изъявительного и повелительного наклонения. Употребление буквы Ь в глаголах. Причастие как часть речи. Образование причастий настоящего и прошедшего времени действительного и страдательного залогов. Правописание Н и НН в отыменных и отглагольных прилагательных, в причастиях.
Тема 7.НАРЕЧИЕ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Наречие как часть речи. Правописание суффиксов наречий –О, -А, -Е. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Тема 8.СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Предлог как часть речи. Правописание сложных предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Союз как часть речи. Сложные союзы. Правописание производных союзов. Отличие союзов от омонимичных форм местоимений и наречий с частицами. Частица как часть речи. Правописание частиц. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. V. ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: 1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1070. 2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983. 3. КовалевВ.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987. 4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991. 5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006. 6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989. 7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989. 8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979. 9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003. 10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Рудомазина Н.Е. Русский язык: Тренинг по пунктуации. – М.: Дрофа, 2003 2. Балалыхина Т.М., Маерова К.В., Шаклеин В.М. Практикум по современной русской орфографии. –М.: Изд.-во Российского университета дружбы народов, 1999. 3. Барышникова Т.П. Вся орфография русского языка в правилах и упражнениях. – М.: Континент-Пресс, 2002. 4. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.: Просвещение, 1983. 5. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., «Русский язык», 1990. 6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991. 7. Владимирова Г.В., Ушакова Н.П. Практикум по пунктуации. – М.: Высшая школа, 1982. 8. Гейдельберг Л.И., Микулинская М.Я. Проверяй себя сам! – М.: Просвещение, 1969. 9. Горшкова В.Н. Синтаксис и пунктуация: Упражнения с выборочным ответом. – М.: Просвещение, 1975. 10. Кабанец Г.А. Русский язык: Обобщающие таблицы. – К.: Вища школа, 1992. 11. Каменова С.К. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). – М.: Лист, 1996. 12. Ковалев В.П.Практикум по современному русскому языку. –М.: Просвещение, 1974. 13. Космарская И.В. Русский язык для поступающих в вузы. – М.: Аквариум, 1997. 14. Михайленко Т.Н., Раевская Н.Ф. Русский язык. – Харьков: Веста, 2001. 15. Наумович А.Н. Современная русская пунктуация. – Минск: Вышэйшая школа, 1983. 16. Панов М.В. И все-таки она хорошая! :Рассказы о русской орфографии, еедостоинствах и недостатках. – М.: Наука, 1964. 17. Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. – Л.: Просвещение, 1971. 18. Розенталь Д.Э. Вопросы русского правописания. –М.: Изд-во Московского ун-та, 1970. 19. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русская орфография и пунктуация. – М.: Русский язык, 1990. 20. Русское правописание / Сост. В.А.Савенкова. – Донецк: БАО, 1998. 21. Русская орфография в сопоставлении с украинской. – К.: Вища школа, 1974. 22. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2003. 23. Филатов И.С.Русский язык, - Харьков: Веста, 2001. 24. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация. – М.:Просвещение, 1974. 25. Штильман С.Л. Как научить писать грамотно. – М.: Скрипторий,2002.
СЛОВАРИ: 1. Большой орфографический словарь русского языка. – М.: Оникс, 1999. 2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно?: Опыт словаря-справочника. – М.: Русский язык, 1988. 3. Колесников Н.П. Слова с двойными согласными: Словарь-справочник. – М.: Русский язык, 1990. 4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990. 5. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфрграфический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991. 6. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М.: Просвещение, 1987. 7. Розенталь Д.Э. Прописная или строчная?: Словарь-справочник. –М.: Русский язык, 1987. 8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. –М.: Просвещение, 1976. 9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1987. 10. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1986. 11. Цыганенко Г.П. Словарь служебных морфем русского языка. – К.:Радянська школа, 1982.
РОБОЧА ПРОГРАМА
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА. Цель курса: обновить и систематизировать знания по русскому языку, полученные в средней школе, закрепить и углубить орфографические и пунктуационные навыки, усовершенствовать культуру устной и письменной речи; ознакомить с разными типами грамматической, орфографической и пунктуационной вариативности в текстах СМИ. Задачи курса в теоретическом плане сводятся к осмыслению и усвоению основных понятий и правил грамматики, орфографии и пунктуации русского языка. Задачи курса в практическом плане связаны с приобретением стойких навыков грамотной устной и письменной речи, умением использовать стилистический потенциал русского языка в разных жанрах дискурса СМИ. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ основные правила орфографии и пунктуации, а также необходимую справочную и учебную литературу по грамматике и правописанию, стилистике и культуре речи русского языка. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬформулировать правила грамматики, орфографии и пунктуации (с примерами), применять их на практике; определять и использовать нормативные и вариативные формы грамматики, орфографии и пунктуации в текстах СМИ. Текущий контроль: - опрос на практических занятиях; - проверка выполнения упражнений; - проверка выполнения творческих работ; - проверка выполнения самодиктантов; - проверка навыков орфографического и пунктуационного разборов; - проверка контрольных работ; - проведение модульного контроля.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ. Практический курс современного русского языка органично связан с несколькими специальными и смежными предметами. Среди них особое место занимают такие: практикум и стилистика современного украинского языка, лексикография, литературное редактирование, история культуры, теория и практика массовой информации, межкультурная коммуникация, пиар-технологии, компьютерная лингвистика и другие дисциплины.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ.
III. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Занятие № 1 Тема: ВВЕДЕНИЕ. План Диагностический текст. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |