Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Генетический критерий: юснатурализм, этатизм, социологизм.




3.1. Естественно-правовой подход (юснатурализм).

Это один из древнейших вариантов правопонимания. Право трактуется как нечто постоянное, неизменное (как неизменен закон всемирного тяготения) и совершенное, в силу этого, право воспринимается как абсолютная ценность, воплощение справедливости, добра, нравственности

Античность.

Начиная с античности, естественное право трактуется подобно законам природы, которым подчиняется все живое: таковы естественные законы, заставляющие человека защищать собственную безопасность и свое имущество, вступать в брачные союзы, иметь детей и заботиться о них, и т.д. фактически оно отождествляется с естественной закономерностью, такой, как рождение и смерть.

Цицерон – один из первых юристов – именно так толковал закон: «истинный закон – это правильный разум (4), согласный с природой, обнимающий всю вселенную, неизменный, вечный… Мы не можем ни противостоять этому закону, ни изменить его, мы не в силах его уничтожить (1), мы не можем освободиться от обязательств, налагаемых им на нас, никаким законотворчеством, и нам не нужно искать других его толкователей, кроме самих себя. Этот закон один – для Рима и Афин, для настоящего и будущего… Он есть и будет непреложен для всех времен и народов (2). Тот, кто не подчиняется ему, отрицает самого себя и свою природу (3)».[26]

Попробуем проанализировать цитату с тем, что бы с одной стороны, увидеть аксиоматические предпосылки, на которых строится концепция естественного права, а с другой стороны, удостовериться, действительно ли эти предпосылки не требуют доказательств. Являются ли они необходимыми и достаточными для объяснения того, что такое право.

Первая посылка, из которой исходит «естественное право» - предположение о разумности природы, а следовательно и целесообразности. (а для нас здесь и первое сомнение, но это философское сомнение).

Первый вопрос – если природа совершенна, то зачем ей человек в качестве творца?. Человек просто автоматически следовал бы законам природы?

Человек – существо разумное. Космос – это разумный порядок. Законы природы разумны. И человек как разумное существо должен выявлять эти законы. Человек не слепо следует ходу вещей, он способен разумом постигнуть, что установлено природой (при рождении), т.е. от начала мира, а значит по самому закону, по которому рождался мир). Но одно дело – постигать, а другое – творить самому.

Втораяпосылка естественного права – закон един для всех. И второе сомнение – кто же действительно правомочен толковать естественный закон?

Это сомнение – идеологического плана.

Закон признается единым для всех – римлян, греков и т.д. Каковы практические следствия этого положения для тех, на кого распространяется действие этого закона? 1. Все равны перед законом (позднее - перед Богом). 2. При своей реализации естественный закон отождествляется с правом сильного. При Цицероне Закон отождествляется с Римским правом – правом сильного. Действие римского права для покоренных народов воспринимается по аналогии с действием естественного закона: римское право для варварских народов – это правила, которые упорядочивали, регулировали неорганизаванную жизнь безгосударственных обществ, т.е. творили политический космос из хаоса неорганизованной жизни.

Возможность трактовать естественный закон как право сильного заложена в самой посылке о естественности закона - выживание сильнейшего – разве не естественный закон.

Поэтому закон един для всех, но толковать его может только сильнейший.

Третьяпосылка естественного права – соответствие природе человека.

Третье сомнение – практического плана. А почему я должен следовать этому закону? Потому, что он соответствует моей природе. Но природа действует сама собой. А мне говорят, что я должен. Т.е. я принуждаю себя, обязываю себя. Речь идет об естественных обязанностях? Но долг и обязанность – это то, что налагается человеком, а не природой. Можно ли говорить об естественных обязанностях, о естественном долге?

Четвертая посылка – естественный закон – это добро, это нравственное требование. Закон – это общее благо. Но чем тогда право отличается от нравственности?

Четвертый вопрос: Почему этот естественный порядок, этот естественный закон воспринимается как ценность, как что-то хорошее? Потому что упорядочивает? Что является ценностью в праве – порядок? Нет – справедливость. Но всегда ли по закону – это справедливо?

Из всех четырех посылок античность акцентировала первую – разумность и предустановленность закона.

Средние века. (Фома Аквинский)

Естественное право – воля Бога, которая находит отражение в человеческом разуме и священном писании.

Космический разум заменяется на Бога. Что нового несет это в толкование естественного права?

Бог – творец. (личностное начало). Он создал все с какой-то целью (идея целеполагания). Если мы хотим поступать правильно, то должны эту цель понять.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...