Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие, цели и содержание правовой охраны земель. 1 страница




Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 12 ЗК РФ).

Охрана земель - это социально-правовой институт, характеризующий важнейшую область взаимоотношений человека, общества и природы. Эти взаимоотношения имеют социальный, естественно-природный и правовой аспекты.

Охрана земель включает в себя систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий по использованию и охране земель, сохранению и повышению плодородия почв, недопущению необоснованного изъятия наиболее ценных земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота.

Правовая охрана представляет собой в первую очередь правила рационального использования. Установленный в земельном законодательстве порядок использования земель предполагает их сохранение, восстановление и улучшение.

Правовая охрана земель - это институт земельного права. В него включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращение их истощения, загрязнения и разрушения, а также охраны земель, используемых в качестве пространственно-территориального базиса.

Использование земель влияет в ряде случаев на неблагоприятное воздействие не только на состояние земель, но и на другие объекты природы: вода, леса, недра, животный и растительный мир, а также атмосферный воздух.

Цели правовой охраны земель:

а) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

б) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 12 ЗК РФ).

Земля согласно статье 4 Закона об охране окружающей среды отнесена к числу объектов охраны от загрязнения, порчи, повреждения, истощения и разрушения. Охране подлежат земли всех категорий, а также недра, почвы.

Стимулирование правовой охраны земель:

1) предотвратить деградацию и нарушение земель, а также другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем введения компенсаций землеобладателям за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других лиц, использующих землю;

2) обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;

3) создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечить нормативные режимы использования земельных участков.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Земельное законодательство предусматривает особые правовые способы решения задач охраны земель. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем и способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" устанавливает правовые основы деятельности в области мелиорации земель; определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности; права и обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.

Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в целях охраны и использования земли устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды.

Предписания нормативных правовых актов о рациональном использовании земель реализуются собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, главной заботой которых должна быть охрана ценных плодородных сельскохозяйственных угодий. Статья 13 ЗК РФ содержит специальные требования по охране земель, а именно осуществлять мероприятия:

1) по защите земель от водной и ветровой эрозии, засоления, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, а также от других процессов, ведущих к деградации земель;

2) по защите от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем;

3) по сохранению и использованию плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;

4) по благоустройству и озеленению территории хозяйства.

При проведении строительных и добывающих работ плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель (п. 4 ст. 13 ЗК РФ). Продажа плодородного слоя почвы не допускается. Улучшение состояния используемых земель осуществляется на основе федеральных, региональных и местных программ использования и охраны земель.

В случае невозможности в ближайшее время восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, а также земель, загрязненных химическими веществами свыше допустимой концентрации применяется консервация земель (ст. 14 ЗК РФ).

Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культурно-технических работ определяется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии со статьей 57ЗК РФ, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Требование охраны земель касается всех ее пользователей как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного направления, а также государственных органов и должностных лиц, решающих вопросы землепользования (ст. ст. 40 - 42 ЗК РФ).

Действующее российское законодательство также устанавливает определенные обязанности для собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков. Так, в соответствии со статьей 37 ГрК РФ собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков обязаны сохранять виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно статье 28 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков по охране земель города Москвы обязаны:

а) проводить мероприятия, в том числе с привлечением специализированных организаций, по предотвращению и ликвидации радиоактивного и химического загрязнения, захламления земельных участков, другого негативного воздействия хозяйственной деятельности;

б) проводить мероприятия по предотвращению порчи земель и развития природных процессов, оказывающих негативное влияние на состояние земельных участков;

в) обеспечивать установленный режим использования земель особо охраняемых территорий города Москвы;

г) осуществлять другие мероприятия по охране земель, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Право самостоятельного хозяйствования на земле ограничивается возложением обязанности эффективного использования земли в соответствии с ее целевым назначением, а также соблюдением природоохранных требований.

В целях охраны природных объектов устанавливаются охранные и водоохранные зоны. Правовой режим земель водоохранных зон определяется статьей 65 ВК РФ. Данная норма позволяют определить размер водоохранных зон, а также ограничения по использованию земли, обеспечения рационального использования и охрану водного объекта (например, в водоохранных зонах запрещено размещение животноводческих ферм и строительство промышленных предприятий, размещение и использование минеральных удобрений и ядохимикатов).

Правовой режим земель в охранных зонах определяется Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях". В данных зонах запрещаются и ограничиваются те виды хозяйственной деятельности, которыми могут быть нарушен охранный режим на указанных участках (например, запрещается вырубка деревьев, применение ядохимикатов, выполнение строительных работ).

Охранные зоны, обеспечивающие безопасность эксплуатации промышленных сооружений, устанавливаются вдоль трубопроводов, линий связи и линий электропередачи. Размеры их определяются в соответствии с проектно-сметной документацией. В этих зонах запрещается размещение строений. Отдельные виды хозяйственной деятельности могут осуществляться по согласованию с организацией, занимающейся их эксплуатацией (например, правила охраны магистральных трубопроводов, правила охраны линий электропередачи, правила охраны линий связи и электросвязи).

В целях охраны окружающей среды вокруг объектов, использующих атомную энергию, устанавливаются санитарно-защитные зоны. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в соответствии с проектно-сметной документацией. В данных зонах запрещается размещение жилых строений и объектов социально-культурного назначения, эти земли должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью.

Гарантии и защита прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков. Возмещение убытков является одним из способов защиты прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.

Гарантии прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков регламентированы главой 9 ЗК РФ, а именно:

- прекратить право на земельный участок возможно лишь по основанию и в порядке, установленном действующим законодательством;

- в случае прекращения прав на землю должны быть возмещены убытки;

- возмещению подлежат также убытки, причиненные нарушением действующего законодательства (ст. 62 ЗК РФ);

- нарушенные права подлежат судебной защите (ст. ст. 59, 64 ЗК РФ).

Гражданское и земельное законодательство предусматривает правила возмещения убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также по иным причинам (например, отчуждение в связи с этим недвижимого имущества и реквизиция земельных участков).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:

- изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

- ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

- временным занятием земельных участков;

- ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Убытки могут быть причинены в результате как правомерных, так и неправомерных действий, например при вынесении компетентными органами решений, не соответствующих действующему законодательству.

Основным актом правового регулирования возмещения убытков является Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временных занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" <1>, которые предусматривает порядок возмещения убытков, причиняемых правомерными действиями (примером может служить изъятие земельных участков для государственных или общественных нужд), а также устанавливает требование о заблаговременном предупреждении о предстоящем изъятии земельных участков и установлении возмездности изъятия земель.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.

 

Основаниями для возмещения убытков собственникам земельных участков является: а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка; б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте; в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц; г) решение суда.

Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является: а) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; б) соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка; в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте; г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц; д) решение суда.

Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.

5. Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон.

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, определяется по соглашению сторон.

При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.

При прекращении прав на земельный участок или временном его занятии возмещению подлежат как реальный ущерб, так и неполученные доходы.

Реальный ущерб составляют:

а) стоимость строения и сооружения (оценивается по проектно-сметной стоимости строительства нового объекта, возможен перенос объекта на иной земельный участок или возведение нового объекта за счет средств лица, испрашивающего земельный участок);

б) стоимость плодово-ягодных насаждений (оценивается по стоимости саженцев и затрат, связанных с их посадкой и выращиванием до начала плодоношения);

в) стоимость незавершенного производства (оценивается по стоимости сельскохозяйственных работ, выполненных на данном земельном участке).

Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

 

Лекция 8. Ответственность за нарушение

земельного законодательства

 

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства. Дисциплинарный проступок - это виновное неисполнение трудовой обязанности во время работы. Дисциплинарные взыскания могут применяться за нарушение земельного законодательства только к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм<1>.

--------------------------------

<1> См.: Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник. М.: Юрист, 1998. С. 352.

 

Меры воздействия (предупреждение, выговор, увольнение) налагаются руководителем организации на подчиненных работников, совершивших дисциплинарный проступок в соответствии с Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (далее - ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность - это юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью (ст. 75 ЗК РФ).

Дисциплина труда - это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Для того чтобы возложить на виновное лицо дисциплинарную ответственность за нарушение земельного законодательства, необходимо идеальное совпадение дисциплинарного проступка и земельного правонарушения, т.е. когда неисполнение работником трудовой обязанности одновременно было бы нарушением земельного правопорядка, например не исполнение землеобладателями обязанности использовать земельные участки по целевому назначению.

Данный вид ответственности наступает только тогда, когда в трудовом договоре работника с работодателем в числе трудовых обязанностей названы требования о соблюдении конкретных правил использования земельного участка. Например, тракторист сельскохозяйственной организации осуществляет распашку земли с нарушением агротехнических правил обработки земли, он одновременно совершает дисциплинарный проступок и нарушает требование земельного законодательства о недопущении деградации и ухудшения плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения.

Согласно статье 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Не предоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства.Статья 84 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды" устанавливает ответственность за земельные правонарушения. Однако правонарушения в данной норме сформулировано в обобщенном виде, как экологическое правонарушение, поэтому удобнее применять административное законодательство, в котором более конкретно описаны земельные правонарушения.

Административный проступок - это деяние, не связанное с выполнением должностных функций или трудовой деятельностью. За такое правонарушение виновные лица привлекаются не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными органами в соответствии с КоАП РФ.

Административная ответственность в соответствии со статьей 74 ЗК РФ устанавливается законодательством.

Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ предусматривает административную ответственность. КоАП РФ в главах 7 и 8 предусматривает ответственность за земельные правонарушения:

- самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ);

- уничтожение специальных знаков (ст. 7.2 КоАП РФ);

- нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП РФ);

- порча земли (ст. 8.6 КоАП РФ) и др.

Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно пункту 2 статьи 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельного правонарушения, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства. Уголовное преступление - это виновное совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, нарушающее нормы земельного законодательства и земельный правопорядок (ч. 1 ст. 14 УК РФ).

Преступление является общественно опасным деянием, и этим признаком оно отличается от остальных правонарушений. Как и любое нарушение, земельное правонарушение отличается четырьмя характерными элементами: объект правонарушения, субъект, объективная сторона правонарушения и субъективная сторона. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность. Субъектами уголовной ответственности закон признает только граждан и должностных лиц.

УК РФ 1996 года значительно сократил количество общественно-опасных правонарушений в области земельного правопорядка, признаваемых преступлениями. Уголовная ответственность за земельные правонарушения устанавливается главой 26 УК РФ "Экологические преступления". Основной нормой УК РФ, связанной с земельными правоотношениями, является статья 254 "Порча земли" - это загрязнение или иная порча земель, произошедшая в результате нарушения правил обращения (хранения, транспортировки и использования) с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами.

В результате совершения этих действий должен быть причинен вред здоровью человека или окружающей среде. Квалифицирующим признаком в данной статье является совершение действий в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и действия, повлекшие смерть человека по неосторожности.

Статья 170 УК РФ устанавливает ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей, за искажение данных земельного кадастра и за занижение платы за земельные участки. Специальным субъектом ответственности является должностное лицо, которое совершает виновное действие из корыстной либо иной личной заинтересованности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...