Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Примерный перечень вопросов к экзамену для оценивания результатов обучения в виде знаний.
№№
пп
| Наименование вопроса к зачету
| Компетенции
| Признак компетенции
| Знания
| 1
| Методология науки в системе философских знаний.
| ОК-5
| А-3, С-1
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-1
| 2
| Наука как социальный институт и социокультурная обусловленность науки.
| ОК-5
| А-3, В-3
| ПК-7
| В-1, С-1
| ПК-8
| А-1
| 3
| Современные концепции развития науки.
| ОК-5
| А-3, А-4
| ПК-7
| А-2, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, С-4
| 4
| Философия науки, предмет, метод и функции.
| ОК-5
| А-3, С-1
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-1
| 5
| Проблемы взаимодействия науки и общества.
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3, С-1
| ПК-7
| А-1, А-2, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, А-2, А-3, В-1, В-2, В-3, С-1
| ПК-11
| А-1, В-2, С-1, С-2, С-3
| 6
| Методология науки: понятие, предмет и проблемы.
| ОК-5
| А-3, В-3, С-1
| ПК-11
| А-1
| 7
| Структура и критерии научного знания.
| ОК-5
| А-2, А-4, В-3
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| С-1
| 8
| Методологические концепции как многообразие научного познания.
| ОК-5
| А-2, А-4, В-3, С-1
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-2, С-1
| 9
| Многоаспектность понятий в контексте науки и научного познания.
| ОК-5
| А-2, А-4
| ПК-7
| А-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2
| 10
| Основные формы научного познания.
Особенности научного познания.
| ОК-5
| А-4
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-1
| 11
| Понятие и сущность научной рациональности. Рациональность и иррациональность в научном познании.
| ОК-5
| А-2, А-3, А-4
| ПК-11
| А-1
| 12
| Методология научного познания и научного исследования.
| ОК-5
| А-2, А-3, А-4, В-1, В-2, В-3, С-1
| ПК-7
| А-1, А-2, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-3, С-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3, С-4
| 13
| Предмет и структура методологии. Роль методологии в повышении эффективности научных исследований.
| ОК-5
| А-3, В-2, С-1
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3, С-4
| 14
| Методология как учение об организации деятельности (научной, практической).
| ОК-5
| А-2
| ПК-7
| А-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2
| 15
| Понятие и сущность мировоззренческой парадигмы.
| ОК-5
| А-3, С-1
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-1
| 16
| Виды и типы научных исследований. Уровни научного исследования.
| ОК-5
| А-3, А-4
| ПК-7
| А-2, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, С-4
| 17
| Проблемы истинности и рациональности в социальных и гуманитарных науках.
| ОК-5
| А-2, А-4
| ПК-7
| А-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2
| 18
| Взаимодействие научной теории и практики.
Специфика теоретического и эмпирического познания.
| ОК-5
| А-4
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-1
| 19
| Теоретические и эмпирические методы научного познания. Эмпирический уровень: научные методы исследования.
| ОК-5
| А-3, А-4
| ПК-7
| А-2, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, С-4
| 20
| Закономерности развития юридической науки: преемственность и перспективы.
| ОК-5
| А-3, С-1
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-1
| 21
| Понятие метода и методики научного исследования. Роль методики в научном исследовании.
| ОК-5
| А-3, В-2, С-1
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3, С-4
| 22
| Философские и общенаучные методы научного исследования.
| ОК-5
| А-3, А-4
| ПК-7
| А-2, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, С-4
| 23
| Частнонаучные и специальные методы научного исследования.
| ОК-5
| А-3, А-4
| ПК-7
| А-2, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, С-4
| 24
| Прикладные исследования: криминологические, иные правовые.
| ОК-5
| А-3, В-2, С-1
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-4
| 25
| Сущность и роль метода эксперимента в научном исследовании. Этапы проведения эксперимента.
| ОК-5
| В-2, В-3, С-1
| ПК-11
| С-1, С-4
| 26
| Методика и методы прогнозирования.
| ОК-5
| А-3, В-2, С-1
| ПК-8
| А-1, В-3, С-1
| ПК-11
| А-1, В-1, С-3
| 27
| Программа и структура научного исследования. Процедура и этапы научного исследования.
| ОК-5
| А-1, В-1, В-2, В-3, С-1,
| ПК-7
| В-1
| ПК-8
| А-1, С-3
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3, С-4
| 28
| Диссертация как разновидность научной деятельности. Подготовка, оформление и защита магистерской диссертации.
| ОК-5
| А-1, В-1, В-2, В-3, С-1,
| ПК-7
| В-1
| ПК-8
| А-1, С-3
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3, С-4
| 29
| Методы сбора и обработки научной информации. Основные источники научной информации.
| ОК-5
| А-3, А-4
| ПК-7
| А-2, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, С-4
| 30
| Применение информационно-телекоммуникационных систем и «облачных» технологий для интенсификации научных исследований.
| ОК-5
| А-1, В-3
| ПК-7
| А-1, А-2, В-1
| ПК-8
| А-1, А-2, В-2, В-3, С-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3
| 6.2. Примерный перечень простых практических контрольных заданий к экзамену для оценивания результатов обучения в виде умений.
№№
пп
| Наименование вопроса к зачету
| Компетенции
| Признак компетенции
| Умения
| 1
| Дайте определение термина «теория».
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 2
| Дайте определение термина «методика».
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 3
| Дайте определение термина «методология».
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 4
| Дайте определение термина «наука».
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 5
| Дайте определение термина «научная деятельность».
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 6
| Дайте определение термина «гипотеза».
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 7
| Ответьте на вопрос: что такое научный факт?
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 8
| Перечислите основные методы сбора информации.
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 9
| Какие ученые степени присуждаются в Российской Федерации?
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 10
| Назовите основные общенаучные методы познания.
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 11
| Что является формой рационального познания?
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 12
| Назовите основные элементы чувственного познания.
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 13
| Назовите 3 вида научных исследований.
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 14
| Как называется метод «от частного к общему»?
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 15
| Как называется метод «от общего к частному»?
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 16
| Наличием каких признаков характеризуется исследование?
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 17
| Как называется критический отзыв на научную работу?
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 18
| Какие математические методы применяются при экспериментальных исследованиях?
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 19
| Как соотносятся объект и предмет исследования?
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 20
| Перечислите основные стадии гипотетического метода исследования.
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 21
| Дайте определение термина «таксономия».
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 22
| Назовите основные источники научной информации.
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 23
| Дайте определение термина «сравнительный анализ».
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 24
| Дайте определение термина «репрезентативность».
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 25
| Дайте определение термина «рефлексия».
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 26
| Дайте определение термина «монография».
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 27
| Дайте определение термина «категория».
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 28
| Дайте определение термина «концепция».
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 29
| Классифицируйте научные издания и документы.
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 30
| Дайте определение понятия «Метод экспертных оценок».
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3
| ПК-7
| В-1, В-2
| ПК-11
| В-1
| 6.3. Примерный перечень комплексных практических контрольных заданий к экзамену для оценивания результатов обучения в виде владений.
№№
пп
| Наименование вопроса к зачету
| Компетенции
| Признак компетенции
| Умения
| 1
| Область действительности, которую исследует наука, это:
а) предмет исследования;
б) логика исследования;
в) объект исследования;
г) метод исследования.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| А-3, С-1
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-1
| 2
| Какую концепцию науки раскрывает данное высказывание «это способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом».
а) наука как знание;
б) наука как деятельность;
в) наука как социальный институт;
г) как социальная сила.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| А-3, В-3
| ПК-7
| В-1, С-1
| ПК-8
| А-1
| 3
| Предмет науки - это:
а) область действительности, которую исследует наука;
б) вопрос, требующий ответа;
в) способ видения объекта с позиций данной науки;
г) это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для специального изучения.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| А-3, А-4
| ПК-7
| А-2, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, С-4
| 4
| Формой существования и развития науки является:
а) система знаний;
б) научное исследование;
в) формы движущейся материи и их отражение в сознании человека;
г) общественное сознание.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| А-3, С-1
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-1
| 5
| Цель исследования – это:
а) идеальное видение результата, который направляет деятельность человека;
б) путь достижения результата;
в) это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы
г) способ решения проблемы.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| В-1, В-2, В-3, С-1
| ПК-7
| А-1, А-2, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, А-2, А-3, В-1, В-2, В-3, С-1
| ПК-11
| А-1, В-2, С-1, С-2, С-3
| 6
| В чем заключаются задачи исследования?
а) это этапы достижения цели исследования;
б) в необходимости получения новых данных и проверки новых методов;
в) это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию;
г) в выборе путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| А-3, В-3, С-1
| ПК-11
| А-1
| 7
| Расставьте по порядку компоненты научного исследования:
1. поиск проблемы;
2. распознавание проблемы;
3. определение места проблемы в системе накопленных знаний;
4. поиск путей решения проблемы;
5. выявление свойств, закономерностей поведения и развития;
6. нахождение путей, средств, возможностей использования новых знаний о проблеме в практике ее разрешения.
| ОК-5
| А-2, А-4, В-3
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| С-1
| 8
| Какие этапы реализуются в процессе научного исследования:
1. практический;
2. эмпирический;
3. гипотетический;
4. прогностический;
5. аналитический;
6. экспериментальный.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| А-2, А-4, В-3, С-1
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-2, С-1
| 9
| Как называются исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач?
а) поисковыми;
б) прикладными;
в) фундаментальными;
г) разработкой.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| А-2, А-4
| ПК-7
| А-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2
| 10
| Метод – это:
а) способ познания объективной действительности;
б) общий свод правил, алгоритм;
в) способ видения объекта с позиций данной науки;
г) прием, способ или образ действий.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| А-4
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-1
| 11
| К теоретическим методам исследования относятся:
а) наблюдение;
б) аксиоматический;
в) формализация;
г) абстрагирование.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| А-3, А-4
| ПК-7
| А-2, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, С-4
| 12
| Исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений экспертов, это:
а) тестирование;
б) беседа;
в) метод экспертных оценок;
г) анкетирование.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| В-1, С-1
| ПК-7
| А-1, А-2, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, А-2, А-3, В-1, В-3, С-1
| ПК-11
| А-1, В-2, С-1, С-3
| 13
| Как называется метод исследования, который предполагает организацию ситуации исследования и позволяет ее контролировать?
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) анкетирование;
г) аналогия.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| А-2
| ПК-7
| А-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2
| 14
| С какой целью проводится интерполяция:
1. рассмотрение права как совокупности норм, являющихся продуктом государственной воли;
2. с целью определения достоверности или ошибочности гипотезы;
3. с целью проверки теоретической модели.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| А-3, С-1
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-1
| 15
| Что включает в себя основная часть диссертационного исследования?
а) анализ литературы
б) изложение позиции автора
в) результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| А-3, А-4
| ПК-7
| А-2, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, С-4
| 16
| Какие уровни выделяются в научном познании:
а) эмпирический;
б) исследовательский;
в) фундаментальный;
г) теоретический.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| А-3, С-1
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-1
| 17
| Перечислите основные требования к магистерской диссертации и охарактеризуйте их.
| ОК-5
| А-3, В-3
| ПК-7
| В-1, С-1
| ПК-8
| А-1
| 18
| Охарактеризуйте различие между гипотезой и научной идеей.
| ОК-5
| А-2, А-4
| ПК-7
| А-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2
| 19
| Перечислите требования, предъявляемые к оформлению научной работы (научной статьи, магистерской диссертации).
| ОК-5
| А-4
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-1
| 20
| Поясните различие между методами «дедукция» и «индукция» и приведите пример каждому из упомянутых методов.
| ОК-5
| А-3, А-4
| ПК-7
| А-2, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, С-4
| 21
| На какой вопрос отвечает цель диссертационного исследования?
а) как называется исследование;
б) что в нем рассматривается;
в) что нужно сделать, чтобы цель была достигнута;
г) какой результат исследователь намерен получить.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| В-1, С-1
| ПК-7
| А-1, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1, В-3, С-1
| ПК-11
| А-1, В-2, С-1, С-3
| 22
| Какие источники относятся к опубликованным источникам информации? Назовите и охарактеризуйте их.
| ОК-5
| А-2
| ПК-7
| А-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2
| 23
| Что представляет собой практическая значимость диссертационного исследования?
а) в каких областях практической деятельности, какими органами и организациями, в какой форме могут быть использованы результаты выполненной работы
б) достижение заявленной цели исследования;
в) выводы, сделанные в заключении работы.
Выберите правильный ответ.
| ОК-5
| А-1, В-3
| ПК-7
| А-1, А-2, В-1
| ПК-8
| А-1, А-2, В-2, В-3, С-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3
| 24
| Какие источники относятся к неопубликованным источникам информации? Назовите и охарактеризуйте их.
| ОК-5
| А-2
| ПК-7
| А-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2
| 25
| Какие источники относятся к первичным и вторичным изданиям? Назовите и охарактеризуйте их.
| ОК-5
| А-2
| ПК-7
| А-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2
| 26
| Охарактеризуйте синергетику как новую научную парадигму.
| ОК-5
| А-3, А-4
| ПК-7
| А-2, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, С-4
| 27
| Раскройте содержание понятия «классификация».
| ОК-5
| А-2
| ПК-7
| А-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2
| 28
| Раскройте содержание понятия «опрос».
| ОК-5
| А-3, С-1
| ПК-8
| А-1
| ПК-11
| А-1, В-1
| 29
| Раскройте содержание понятия «эмпирическое исследование».
| ОК-5
| А-2, А-4
| ПК-7
| А-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, В-1, В-2
| 30
| Раскройте содержание понятия «проблема».
| ОК-5
| А-1, А-3, А-4
| ПК-7
| А-1, В-1, С-1
| ПК-8
| А-1, В-1
| ПК-11
| А-1, С-4
|
|