Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы




 

Вопросы:

1. Каков предмет курса «История экономических учений»?

2. Чем полезен курс «История экономических учений»? Каково его место в системе экономических знаний?

3. Под влиянием каких факторов трансформируются взгляды и концепции экономистов?

4. Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции – общее и различия.

5. Как решает проблему «справедливой цены» Аристотель в дошедшем до нас трактате?

6. Фома Аквинский о «справедливой» цене и богатстве.

7. Установление прав и норм хозяйственных отношений в «Русской Правде».

 

Темы контрольных работ (рефератов):

1. Мир хозяйства в сознании доисторических эпох.

2. Экономика в религиозном восприятии.

3. Ксенофонт об образцовом хозяйстве и образцовом гражданине.

4. «Идея справедливости» по Платону.

5.Экономические воззрения Аристотеля.

6. Экономическая мысль Древней Руси

7. Экономические идеи эпохи Средневековья.

 

Тесты для самоконтроля:

 

1) Предмет изучения истории экономических учений охватывает экономические теории:

1. отдельных экономистов;

2. школ экономической мысли;

3. отдельных экономистов и школ экономической мысли;

4. изложенных в учебниках по экономической теории.

2) История экономических учений берет свое начало с периода возникновения:

1. натурально-хозяйственной идеологии;

2. меркантилистской идеологии;

3. идеологии классической политической экономии;

4. кейнсианской теории.

3) В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги – это:

1. совершенно бесполезный товар;

2. результат соглашения между людьми;

3. единственное проявление богатства человека и государства;

4. техническое средство, облегчающее обмен;

5. стихийно возникший товар.

4) Индийский трактат «Артхашастра», это:

1. собрание наставлений по вопросам управления государством;

2. описание идеального государства с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства;

3. важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии.

5) Концепция «социальной физики» Ибн-Хальдуна призывала к:

1. осознанному отношению к труду;

2. борьбе с расточительством и жадностью;

3. пониманию несбыточности имущественного и социального равенства;

4. все ответы верны.

 

Литература:

1. История экономических учений (под. ред. А.С. Квасова) – введение, раздел I главы 1, 2; раздел IV глава 20.

2. История экономических учений (А. Маркова, Ю. Федулов) – введение, раздел I главы 1, 2; раздел IV глава 20.

3. Горяинова, Л.В. История экономических учений – главы 1, 2.

4. Воронкова, О.В. История экономических учений – главы 1, 2, 3.

 



Тема 2. Первые теоретические системы в области экономических знаний

 

Меркантилизм. Предпосылки возникновения и методологические особенности. Трактовка богатства нации и путей его увеличения. Роль внешней торговли. Обоснование государственного протекционизма. Ранний меркантилизм (У. Стаффорд, Г. Скаруффи). Поздний меркантилизм (Т. Мэн, А. Монкретьен, Ж.Б. Кольбер, А. Серра). Особенности русского меркантилизма (Ю. Крижанич, А.Л. Ордин-Нащокин, Петр I, И.Т. Посошков). Меркантилизм и современная экономическая теория.

Школа физиократов. Особая роль земледелия. Трактовка богатства нации и производительного труда. Экономические идеи Ф. Кенэ. Развитие физиократических идей А. Тюрго и попытка их воплощения в жизнь. Физиократы в России (Д.А. Голицын, Г.П. Орлов, А.Т. Болотов).

 

Задания для самостоятельной работы

 

Вопросы:

1. Назовите отличительные черты меркантилизма.

2. Обрисуйте кратко взгляды представителей школы физиократов.

3. В чем смысл и значение «Экономической таблицы» Ф. Кенэ?

4. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Какое место отводилось ими промышленности?

5. По мнению меркантилистов, положительный торговый баланс способствует умножению богатства нации. Насколько справедливо данное утверждение?

6. Что предлагал И.Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве»?

7. Принцип свободы экономической деятельности А. Тюрго. Отношение к земледелию как единственному источнику прибавочного продукта.

 

Темы контрольных работ (рефератов):

1. Меркантилизм как первая школа политэкономии эпохи разложения феодализма.

2. Общие и отличительные черты раннего и позднего меркантизизма.

3. «Богатство Англии во внешней торговле» Т. Мэна и его практическое значение

4. Особенности меркантилизма в России и его основные представители.

5. Экономические идеи в «Книге о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова.

6. Экономические реформы Петра I.

7. Особенности и содержание политической экономии Ф. Кенэ, А. Тюрго.

 


Тесты для самоконтроля:

 

1) Для раннего меркантилизма характерно:

1. всестороннее ограничение импорта товаров;

2. запрет на вывоз золота и серебра из страны;

3. установление высоких цен на экспортируемые товары;

4. система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными монетами).

2) На этапе приоритетной роли в экономической науке меркантилизма доминировала концепция:

1. трудовой теории стоимости

2. протекционизма

3. экономического либерализма

4. социального контроля общества над экономикой

3) Приоритетным методом экономического анализа меркантилизма является:

1. эмпирический метод

2. каузальный метод

3. функциональный метод

4. исторический метод

5. математический метод

4) Физиократы единственным источником всякого богатства и чистого продукта считали труд:

1. торговца

2. промышленного капиталиста

3. земледельца

4. ремесленника

5) Согласно учению Ф. Кенэ о «чистом продукте» последний создается:

1) в торговле

2) в промышленности

3) в банковской сфере

4) в мелкотоварном хозяйстве

5) в сельскохозяйственном производстве

 

Литература:

1. История экономических учений (под. ред. А.С. Квасова) – раздел II глава 3; раздел IV глава 20 §20.4.

2. История экономических учений (А. Маркова, Ю. Федулов) – раздел II глава 3; раздел IV глава 20 §20.4.

3. Горяинова, Л.В. История экономических учений – глава 2.

4. Воронкова, О.В. История экономических учений – глава 4.

 




Тема 3. Классическая политэкономия

 

Исторические условия становления классической политической экономии. Предмет и метод классической политической экономии. Критика меркантилизма. Роль сферы производства. Трудовая теория стоимости. Развитие концепции экономического либерализма.

Классические идеи в работах У. Петти и П. Буагильбера. Систематизированное изложение классической политэкономии А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». «Начала политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо. Классическая политэкономия после основоположников. Особенности методологии Ж.-Б. Сея. Теория рынков. Т.Р. Мальтус и его «закон народонаселения». «Основы политической экономии» Дж.Ст. Милля. Синтез идей классической школы и их развитие. Распространение классических идей в России (С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...