Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




 

Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

 

Комментарий к статье 19

 

1. Задачи, решаемые оперативными подразделениями посредством осуществления ОРД, требуют материальных средств, которые обеспечиваются за счет расходных обязательств Российской Федерации. В статье 19 ФЗ об ОРД приведен источник финансового обеспечения государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять ОРД.

К источникам их финансирования Закон относит финансовые средства, выделяемые из федерального бюджета <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (ред. от 03.11.2010); Федеральный закон от 4 мая 2010 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"; Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 185-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"; Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"; Приложения к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"; Федеральный закон от 1 июня 2011 г. N 105-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"; Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (ред. от 27.12.2010); Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 803 "О приостановлении действия некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"; Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (ред. от 3 декабря 2012 г. N 247-ФЗ).

 

Приложение N 8

 

Ведомственная структура расходов федерального бюджета

 

                               2011 г.   2012 г.   2013 г.

                           (тыс. рублей) (тыс. рублей) (тыс. рублей)

 

Федеральная

таможенная служба           72860966,4 49664736,7 49369713,5

 

Служба внешней разведки

Российской Федерации           103,4       110,6    117,4

 

Министерство внутренних дел

Российской Федерации       504348515,5 406756539,6 404220411,4

 

Федеральная служба безопасности

Российской Федерации        21565796,3 1991682,5 1797097,0

 

Федеральная служба охраны

Российской Федерации         630000,0   630000,0  630000,0

 

Федеральная служба

Российской Федерации

по контролю за

оборотом наркотиков         24189664,5 23009737,4 22182151,5

 

Федеральная служба

исполнения наказаний       180410900,9 167934456,0 166955820,1

 

В соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2011 г. N 105-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов":

 

Федеральная

таможенная служба               - 5324946,7

 

Служба внешней разведки

Российской Федерации

 

Министерство внутренних дел

Российской Федерации            + 8304856,0

 

Федеральная служба безопасности

Российской Федерации             + 340000,0

 

Федеральная служба охраны

Российской Федерации

 

Федеральная служба

Российской Федерации

по контролю за оборотом наркотиков + 104048,2

 

Федеральная служба

исполнения наказаний             + 900978,7

 

Сведения о том, что финансирование оперативно-розыскной деятельности относится к государственной тайне, подтверждается не только Федеральным законом от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (ред. от 08.11.2011), но и статьей 7 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (ред. от 28.07.2012 N 127-ФЗ), где законодатель отнес сведения имеющиеся в приложениях N 6 - 23 к грифу секретно и совершенно секретно.

Бюджетные статьи ассигнований на ОРД являются составной частью всех финансовых средств, выделяемых Правительством РФ конкретному государственному органу в соответствии с его ежегодными заявками. Эти вопросы регламентируются Приказами Минфина РФ <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"; Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"; и др.

 

Министерством финансов РФ был издан Приказ от 15 августа 2008 г. N 80н <1>, в котором был утвержден Порядок сводного реестра распорядителей и получателей средств федерального бюджета, где в пп. 3 п. 1.2 в качестве получателя уточняется: "получатель средств федерального бюджета" распространяется в том числе на организации, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, необходимые для решения задач, предусмотренных Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

--------------------------------

<1> Приказ Минфина РФ от 15 августа 2008 г. N 80н "О Порядке ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" (ред. от 12.03.2009 N 24н, 17.08.2010 N 92н, 10.12.2010 N 165н, 09.08.2011 N 94н).

 

2. Учет денежных средств и материальных ценностей по ст. 9 "Особые расходы" ведется в финансовых службах МВД России специальными сотрудниками, допущенными к сведениям, составляющим государственную тайну.

3. Закон об ОРД устанавливает, что финансовые средства, выделенные государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять ОРД, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителем этих органов. В системе МВД России главным распорядителем кредитов (финансовых средств), ежегодно получаемых от Министерства финансов Российской Федерации, является министр внутренних дел.

4. В статье понятие "расход финансовых средств" не раскрывается, его виды не устанавливаются, их целевое назначение не конкретизируется. Ведомственные нормативные акты, регламентирующие ОРД, предусматривают следующие виды расходов финансовых средств, направленных на:

а) содержание оперативных аппаратов и подразделений, осуществляющих ОРД;

б) оплату услуг лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, либо оказавших им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших;

в) обеспечение проведения оперативно-розыскных мероприятий;

г) оснащение оперативных аппаратов, оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений;

д) прочие расходы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью.

5. Расходы на содержание оперативных аппаратов и подразделений предусматривают выплату денежного содержания гласным сотрудникам оперативных аппаратов, сотрудникам оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений и оплату оперативных расходов, связанных с их участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий.

6. В ст. 19 Закона об ОРД отсутствует исчерпывающий перечень оснований для получения гражданами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, вознаграждений и других выплат. В п. 2 ст. 15 предусмотрен и возмездный характер отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Возможность получения вознаграждения и других выплат лицами, сотрудничающими с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшими им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, также закреплена в ч. 5 ст. 18 Закона об ОРД.

7. Действующими нормативными актами МВД России предусмотрены многие виды вознаграждении и выплат, которые при наличии оснований могут получать граждане, оказывающие содействие на конфиденциальной основе, а также компенсаций им материальных и денежных затрат, связанных с выполнением заданий органов внутренних дел. В их перечень входят:

1) ежемесячное денежное содержание лицу, сотрудничающему с органами внутренних дел по контракту;

2) разовая денежная выплата в случае потери трудоспособности, болезни, беременности, а также за период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком;

3) денежное вознаграждение или ценный подарок, выдаваемые за оказание помощи в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших;

4) денежное вознаграждение, выдаваемое за содержание жилых и служебных помещений, используемых для решения оперативно-розыскных задач;

5) единовременное пособие, выплачиваемое в случае гибели лица, сотрудничавшего с ОВД по контракту, его семье и лицам, находящимся на его иждивении;

6) единовременное пособие, выплачиваемое лицу, сотрудничающему с органами внутренних дел по контракту, при получении травм, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий;

7) граждане, оказывающие содействие на конфиденциальной основе, имеют также право на оплату затрат и расходов, связанных с выполнением заданий в командировках, обеспечением их личной безопасности и безопасности членов их семей.

8. Размеры денежного содержания, разового денежного вознаграждения, выплат и компенсации гражданам, оказывающим содействие на конфиденциальной основе, в МВД России устанавливаются министром внутренних дел. Министры внутренних дел республик, начальники ГУВД, УВД и другие распорядители финансовых средств, выделяемых по ст. 9, имеют право устанавливать им дифференцированную оплату, которая должна быть не ниже минимальной, заработной платы рабочих и служащих. Ежемесячное денежное содержание граждан привлеченных на контрактной основе и имеющих постоянное место работы, устанавливается в размере до 80% от максимальной суммы.

Превышение предельных размеров выплат и других расходов денежных средств, предусмотренных ведомственными нормативными актами, регламентирующими размеры и порядок из выплаты, а также использование валютных средств допускается только с письменного разрешения министра внутренних дел России и его заместителей, курирующих оперативно-розыскную деятельность.

9. Расходы на ОРМ предусматривают денежные затраты, направленные на создание условий, необходимых для проведения проверочной закупки, контролируемой поставки, оперативного эксперимента, оперативного внедрения штатных негласных сотрудников в организованные преступные группы и выполнения специальных заданий. Они включают финансовое обеспечение оперативных комбинаций связанных с проверкой и документированием преступных действий проверяемых лиц и решением частных оперативно-тактических задач; оплату посещений сотрудниками оперативных аппаратов и подразделений зрелищных заведений, платных мест отдыха, оплату их проезда на такси и автотранспорте индивидуальных владельцев. К затратам на этот вид расходов относятся приобретение образцов для сравнительного исследования; материальных ценностей, необходимых для подтверждения легенды, и др.

10. Расходы на оснащение оперативных аппаратов, оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений предусматривают приобретение, оборудование и содержание жилых, служебных и подсобных помещений специального назначения, приобретение квартир-убежищ, предназначенных для обеспечения безопасности лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам, в случае угрозы, расправы с ними или членами их семей со стороны преступников. Этот вид расходов (п. 4 ст. 15 Закона об ОРД) предусматривает оплату покупок средств маскировки служебного автотранспорта, предметов экипировки и оперативного гардероба. В них входят оплата кратковременного или неоднократного предоставления гражданами и должностными лицами жилья, нежилых и служебных помещений, используемых для достижения оперативных целей, а также финансирование мероприятий по созданию легендированных предприятий, учреждений, организаций и подразделений, необходимых для решения задач ОРД.

11. Прочие расходы могут быть связаны с приобретением, хранением и ремонтом имущества оперативного гардероба, оплатой исследований предметов и документов, проведенных по поручению ОВД специалистами научно-исследовательских учреждении министерств и ведомств, не входящих в систему МВД России, оплатой по трудовому соглашению услуг переводчиков, консультантов и других специалистов, выплатой компенсаций эксплуатационных затрат за использование сотрудниками оперативных аппаратов и подразделений в служебных целях автомобилей, находящихся в их собственности, а также другими финансовыми затратами, установленными нормативными актами МВД России.

12. Пунктом 4 Приказа МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России" разрешено руководителям органов внутренних дел, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в пределах своих полномочий расходование денежных средств, выделяемых на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Непосредственный контроль за обоснованностью расходования средств по ст. 9 "Особые расходы" сметы в оперативных подразделениях всех уровней возлагается на КРУ и ФЭУ МВД России и соответствующие подчиненные им аппараты.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД, может осуществляться специально уполномоченными представителями Министерства финансов России. Их права и обязанности предусмотрены законодательством Российской Федерации и нормативными актами Минфина России. Повседневный контроль за правильным расходованием выделяемых на ОРД средств осуществляют руководители ОВД и их оперативных аппаратов.

В соответствии с ФЗ от 20.08.2004 N 119-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.11.2011 N 352-ФЗ), контроль за расходованием выдаваемых на обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в порядке, установленном для финансирования обеспечения оперативно-розыскной деятельности, осуществляется руководителями органов, осуществляющих меры безопасности.

Правовой основой контроля, помимо комментируемого Закона, служат законодательные акты, регулирующие оборот финансовых средств, и ведомственные акты, регламентирующие ОРД и расход денежных средств по ст. 9 сметы, например, МВД России.

Каждый орган, осуществляющий ОРД, указанный в ст. 13 Закона об ОРД, ежегодно определяет свои потребности в расходах исходя из вышеуказанных аспектов функционирования оперативных подразделений, требующих материальных затрат. На этой основе запрашиваются ассигнования из бюджета, в связи с чем вносятся соответствующие предложения в органы государственной власти. Потребность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в расходах оформляется таким финансовым документом, как смета. Он отражает их размеры и составляет основу планирования расходов на оперативно-розыскную деятельность. Смета составляется под контролем руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перед ним руководители оперативных подразделений, исходя из требований ведомственных правовых актов, обосновывают необходимость в том или ином объеме расходов для руководимых ими конкретных оперативных служб. Смета после ее согласования в установленном порядке утверждается руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Он же организует контроль за расходованием денежных средств, поступивших из бюджета в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность и направляются отчеты о расходах в соответствующие финансово-экономические службы органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность <1>.

--------------------------------

<1> Статьи 74, 88 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 07.02.2011).

 

Контроль за целевым использованием средств, направляемых на проведение оперативно-розыскных мероприятий, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 ФЗ "О внешней разведке", финансирование и материально-техническое обеспечение органов внешней разведки Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; ред. от 28.12.2010).

Проекты смет расходов на содержание органов внешней разведки РФ рассматриваются на закрытых заседаниях соответствующих комитетов (подкомитетов) палат Федерального Собрания и утверждаются на закрытых заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации.

Материально-техническое обеспечение органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется за счет централизованных ресурсов Российской Федерации, а также путем приобретения необходимых материально-технических средств у предприятий, учреждений и организаций.

Органы внешней разведки Российской Федерации могут иметь служебный жилищный фонд, формируемый в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности полиции, предусмотрено ст. 47 ФЗ "О полиции", но расходы на оперативно-розыскную деятельность этого органа там не рассматриваются.

В 2012 году бюджет МВД России будет увеличен с 536 миллиардов до 1103 триллиона рублей <1>.

--------------------------------

<1> Кузьмин В. В ГАИ подтвердили "Победу" Медведева // Рос. газ. 2011. 24 окт. N 238.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 434.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...