Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 7 страница




 

Сведения о личности негласных сотрудников и осведомителей разведки и контрразведки в ФРГ признаются государственной тайной. Их умышленное или неосторожное разглашение наказывается лишением свободы на срок до 10 лет (§ 95 и § 97 УК ФРГ). Те же данные, но относящиеся к сотрудникам и информаторам полиции, составляют ведомственную тайну, за разглашение которой на основании пунктов 353-B и 353-C УК ФРГ может быть наложен денежный штраф или применено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

В практической деятельности ФБР твердо придерживается правила никогда не "сжигать" агента, за исключением особых случаев, когда невозможно привлечь к ответственности преступников, если агент не выступит в суде на стороне обвинения. Причем делается это исключительно с согласия агента и с санкции высших чинов ФБР. Руководитель одного из подразделений ФБР, занимающегося борьбой с организованной преступностью, отметил: "Мы гарантируем анонимность информаторов. Иногда ради их защиты приходится даже отказываться от реализации крупных и перспективных дел". Такая позиция объясняется тем, что появление агента в суде лишает спецслужбу полезного оперативного источника. Наряду с этим гарантия абсолютной анонимности - существенный аспект для привлечения к сотрудничеству будущих осведомителей. "Люди знают, что они могут доверять нам", - говорит представитель данного ведомства.

Защите полицейских каналов конфиденциальной информации способствует также федеральный закон, направленный против попыток каким-либо средством помешать кому бы то ни было сообщить властям информацию, которая касается нарушений любого уголовного закона <1>.

--------------------------------

<1> Адашкевич Ю.Н. Указ. соч. С. 216 - 217.

 

Личность осведомителя, как считают в американской полиции, должна быть известна лишь ограниченному числу сотрудников полиции, знающих своих информаторов иногда только по кличкам. Поэтому в целях обеспечения большей безопасности осведомителей действуют определенные правила их регистрации, в частности подлинные имена никогда не фигурируют в полицейских картотеках и досье. Регистрация находится под контролем руководителя полицейского подразделения или начальников административных отделов крупных департаментов полиции. Регистрационная карточка или досье должны содержать сведения о месте и времени первого знакомства с осведомителем и сопутствующих этому обстоятельствах, фамилии всех сотрудников полиции, руководивших или руководящих его работой, данные о его прошлом, привычках, краткое содержание выполненных им заданий, суммы выплат денежных вознаграждений и, наконец, оценку его надежности.

В практике американской полицейской разведки используются два основных метода работы с доверенными лицами - конспиративный и открытый.

При конспиративном методе на доверенное лицо не заводится никакой оперативной карточки и поддержание конспиративной связи с ним осуществляется только оперативным работником, с которым он согласился сотрудничать. Этот метод наиболее широко используется в разведывательной службе полиции, поскольку вселяет в доверенное лицо уверенность в том, что "всевидящее око и всеслышащие уши" мафии не раскроют его связи с полицией.

Открытый метод - когда в ряде подразделений РСП ведется централизованная картотека на доверенных лиц. Однако, по мнению сотрудников РСП, эта практика оказывает отрицательное влияние на работу доверенных лиц, так как нередко влечет их отказ от сотрудничества с полицией. Положительным моментом этого подхода является возможность выявления недобросовестных доверенных лиц (например, продажа одной и той же информации нескольким оперативным работникам), более объективной оценки достоверности передаваемой ими информации, поскольку доступ к картотеке и информационным материалам имеют все сотрудники РСП. В случаях, когда ведется централизованный учет доверенных лиц, рекомендуется в переписке использовать их шифры, которые известны только руководителю подразделений РСП.

Руководитель полицейского подразделения имеет право заводить в компьютере специальный файл на каждого информатора, в котором отражается опознавательный и кодовый номер негласного источника, направления его использования, содержание поступившей информации, решение, принятое по ней, и суммы выданного вознаграждения. Кроме этих сведений руководитель может иметь данные о типе негласного источника, состоявшихся с ним встреч и др. Однако сведения о личности информатора находятся в особо запечатанном конверте, хранящемся в сейфе у руководителя. Вообще руководящий состав налогового управления имеет право узнать личность информатора, если он не является по классификации ограниченным источником. Обычно директора управлений запрашивают сведения о личности информатора только при наличии вынуждающих обстоятельств. Эти запросы осуществляются в случаях, когда речь идет о платных информаторах, или же репутация специального агента находится под вопросом.

Необходимо отметить, что правоохранительные органы и специальные службы зарубежных стран придают серьезное значение защите информации о деятельности и персональных данных сотрудников и осведомителей. Особое внимание обращается на сохранение в тайне данных о лицах, используемых в борьбе с организованной преступностью и с разведывательной деятельностью иностранных спецслужб. В зарубежных государствах функционируют целые системы мер, направленные на защиту указанной информации, наиболее разработанными из которых представляются системы, применяемые в США и ФРГ. Названные системы в этих странах включают в себя меры различного правового характера, осуществляемые на разных уровнях и по многим направлениям. Информация о сотрудниках и осведомителях защищается разнообразными методами и средствами: путем снабжения сотрудников и осведомителей, внедряемых в преступную среду или участвующих в ее разработке, необходимыми легендами прикрытия; предоставления им соответствующих материальных средств для успешного выполнения поставленных заданий; применения мер конспирации при поддержании связи с ними; крайне осторожного использования полученных от них сведений на предварительном следствии и особенно в суде, введения уголовно-правового запрета на разглашение данных о таких лицах и об их деятельности; проведения специальных мероприятий по обеспечению безопасности тех из них, кто подвергся расшифровке или вынужден участвовать в судебном процессе и т.п. <1>. Перечисленные и другие меры осуществляются не только в целях способствования наиболее эффективной работе сотрудников и осведомителей в преступной среде, но и для организации их физической защиты от мести со стороны разоблаченных преступников и их связей.

--------------------------------

<1> Рябчук В.Н. Проблемы защиты информации о сотрудниках правоохранительных органов и осведомителях в США и ФРГ // Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. 27 - 28 мая 1993 г. СПб., 1995. Ч. 3. С. 174 - 175.

 

В 1970 году в США был принят Закон "О борьбе с организованной преступностью", содержащий систему процессуальных мер безопасности потерпевших и свидетелей, в 1988 году число защищенных лиц составило около 12 тысяч человек. Изучение 220 уголовных дел привело к выводу об эффективности этих мер: было установлено, что 75% обвиняемых (из 1283), данные о преступной деятельности которых были предоставлены охраняемыми свидетелями, признаны виновными 84% из них осуждены на различные сроки лишения свободы. Из числа подсудимых - руководителей преступных групп 88% осуждены к лишению свободы в среднем на срок 11,2 года. Сделан вывод о необходимости развития системы процессуальных мер безопасности, и это происходит, причем защитные меры применяются по все более широкому кругу уголовных дел. Результаты их применения в Италии, ФРГ (в 1992 году в Германии они были применены к 372 свидетелям и 285 членам их семей) также заслужили высокой оценки специалистов <1>.

--------------------------------

<1> В США, например, в ст. 2 Закона от 12 октября 1984 года "О защите жертв и свидетелей преступлений" прямо указано, что "...без взаимодействия с потерпевшими и свидетелями уголовная система правосудия перестанет функционировать".

 

Самый известный в США клиент службы защиты свидетелей - бывший агент (сотрудник) ФБР Джозеф Пистоне. Его нынешнее имя и место жительства - государственная тайна США. В семидесятых годах он под именем Донни Браско по легенде "вора-рецидивиста" внедрился в мафию "короля преступного Нью-Йорка" клана Боннано - самую мощную мафиозную организацию города. За короткое время агент ФБР не только завоевал уважение, но и тайно записал переговоры мафиози на пленку, ставшие основной уликой против них в суде. Когда все раскрылось, мафиози долго не могли поверить, что Донни Браско - государственный агент. Пять лет после завершения операции Джозеф Пистоне давал показания перед судом. В результате более сотни гангстеров были приговорены к заключению на срок от пяти до ста лет, а сам клан фактически раздроблен. Возглавивший клан 62-летний Джозеф Массино - один из самых известных американских мафиози, первым делом приказал отрубить руки Доминику Наполитано, который "ввел" в клан агента ФБР, тем самым предостерегал других членов "семьи" от "протягивания рук полицейским информаторам". Главари мафии назначили награду за голову Пистоне - полмиллиона долларов.

Однако история повторилась. Спустя двадцать лет от одного информатора, внедренного в "семью Боссано", пострадал сам Массино. Агент ФБР записал на пленку признания Массино о том, как мафия расправлялась с неугодными ей людьми. А закон омерты нарушили близкие "последнему дону" люди его клана. В том числе друг детства и личный шофер, которые начали сотрудничать с ФБР. Этих сообщников, также взяла под крыло программа защиты свидетелей. В итоге в 2003 году были арестованы сам Массино и 17 членов клана Боссано. По совокупности эпизодов боссу мафии грозила смертная казнь. В этих обстоятельствах "последний дон" сдался и сам был вынужден начать сотрудничать со следствием. Массино стал первым боссом нью-йоркской мафии, который оказал содействие ФБР. Он рассказал о закулисной жизни своего преступного клана на протяжении последних 30 лет. А также "сдал" своего преемника Винсента Башьяно по прозвищу Великолепный Вини.

Массино сообщил о том, что Башьяно планировал убить федерального прокурора в Нью-Йорке. В итоге "великолепному Вини", который "официально" являлся владельцем престижного салона красоты в Нью-Йорке, была предъявлена целая серия тяжких обвинений и ему грозило пожизненное заключение. Но на судьбу Пистоне это повлияло мало - он обречен до конца дней жить под чужим именем. История Джозефа Пистоне легла в основу фильма "Донни Браско", где мафиози - Аль Пачино <1>.

--------------------------------

<1> Рос. газ. 2003. 28 нояб. N 242; Макарычев М. "Последнего дона" предали свои // Рос. газ. 2005. 27 июня. N 136.

 

В США в соответствии с Законом от 12 октября 1984 года защищаются не только родственники свидетеля, но и лица, которые "тесно связаны" со свидетелем, если они подвергаются опасности из-за его участия в судопроизводстве, что, безусловно правильно. Реализацией Программы защиты свидетелей занимается Служба маршалов. Известно, что за 31 год своей работы ни один из более чем 19 тысяч свидетелей, защищенных программой, не был убит. Из них семь тысяч живут под вымышленными именами в разных частях страны. Вместе с тем защищаемое в США лицо обязано принимать необходимые меры во избежание раскрытия другими лицами фактов, касающихся защиты, выполнять все обоснованные просьбы должностных лиц, осуществляющих защиту, регулярно информировать их о своей деятельности и местонахождении. Возложение на подлежащего защите субъекта этих и ряда других обязанностей фиксируется в специальном документе - соглашении <1>. Данное общее правило не исключает возможности в случаях явной угрозы безопасности лица применить необходимые меры и до подписания такого соглашения. Действуют такие программы в Канаде, Италии, Австрии, Великобритании, Франции и других странах.

--------------------------------

<1> Брусницын Л.В. Правовое обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию. М.: Спарк, 1999. С. 89.

 

Есть в США и Закон о так называемом активном раскаянии преступника, который становится главным свидетелем, помогая следствию и суду в разоблачении организаторов преступных групп. Такие свидетели тоже оказываются под защитой программы. Сведения по этим программам обычно строго засекречены. Существует и мера наказания для тех, кто может попытаться их разгласить - до 5 лет тюрьмы <1>.

--------------------------------

<1> Гамаюнов И. Кто защитит Геракла // Рос. газ. 2003. 26 марта. N 56.

 

В Соединенных Штатах и Англии считают, что служащие полиции обязаны следить за тем, чтобы осведомитель не пытался участвовать в расследовании, когда это нежелательно, и, наоборот, должны поощрять его деятельность, когда это необходимо. При ознакомлении негласного источника с заданием, сотрудник полиции обязан прежде всего проинструктировать его о том, что в ходе выполнения задания ему запрещается принимать участие в актах насилия, прибегать к незаконным или несанкционированным методам получения информации (к таким, например, как тайные обыски помещений, подслушивание с помощью электронных устройств, перлюстрация корреспонденции и т.д.), проявлять инициативу в планировании преступлений, принимать участие в противозаконной деятельности лиц, в отношении которых проводится расследование. Так, специальные агенты налогового управления, инструктируя контролируемых информаторов, запрещают им использование незаконных методов, например:

1) взлом и незаконное проникновение;

2) использование электронного подслушивания (это не относится к разрешенному прослушиванию телефонных разговоров или встреч между контролируемым информатором и объектами расследования);

3) вскрытие или перлюстрация почты;

4) внесение предложений в планы совершения преступления;

5) нарушение конституционных прав субъекта или третьей стороны;

6) совершение уголовных преступлений;

7) незаконные угрозы или нападения на любое лицо;

8) незаконный захват документов или собственности любого лица и др.

Специальные агенты не обещают своим негласным источникам неприкосновенности или какого-либо особого отношения к ним правоохранительных органов при совершении умышленных преступлений, за исключением того, что факт его сотрудничества с полицией с его согласия будет известен судье, выносящему приговор.

Хотя инструктивное письмо от 15 декабря 1976 г. ориентирует сотрудников ФБР на вербовку "добросовестных" осведомителей и недопустимость их участия в противозаконной деятельности в процессе выполнения оперативного задания, имеющиеся в нем формулировки позволяют сделать вывод, что осведомителю может быть разрешено участвовать в противозаконной деятельности в тех случаях, когда ФБР определяет, что такое участие необходимо для получения информации, требуемой для привлечения правонарушителей к уголовной ответственности. А в тех случаях, когда осведомитель нарушает Закон (использует официально не санкционированные методы получения информации, действует в качестве провокатора и т.п.), руководство ФБР сохраняет за собой право по собственному усмотрению решать вопрос о привлечении осведомителя к уголовной ответственности и прекращении с ним сотрудничества. В интересах успешного проведения запланированной операции и сохранения ее в тайне ФБР фактически может продолжить сотрудничество с осведомителем, нарушившим требования Закона, и воздержаться от раскрытия его личности органам правосудия.

В инструктивном письме подчеркивается, что ни при каких обстоятельствах ФБР не вправе скрыть факт нарушения закона каким-либо своим осведомителем и обязано в случае обнаружения факта нарушения осведомителем полученных инструкций незамедлительно поставить в известность об этом факте органы расследования и обвинения с соответствующей компетенцией; одновременно ФБР должно решать вопрос о дальнейшем использовании данного осведомителя. Однако в "исключительных" случаях, когда (по соображениям секретности) сообщение ФБР соответствующим органам расследования и обвинения о факте нарушения закона осведомителем признается нецелесообразным, вопрос о том, когда дать такое сообщение, как распорядиться информацией, полученной осведомителем в нарушение закона, и насколько оправданно дальнейшее использование этого осведомителя, оставляется на усмотрение Министерства юстиции. Решая этот вопрос, Министерство юстиции взвешивает следующие факторы:

1) оконченность преступления и неизбежность наступления общественно-опасных последствий;

2) степень опасности преступления с точки зрения угрозы жизни и здоровью людей или ущерба имуществу;

3) достоверность информации о данном преступлении; возможное наличие у соответствующих органов расследования и обвинения собственной информации о данном преступлении и личности осведомителя;

4) ценность информации, которая была или может быть получена осведомителем, и нежелательные последствия для оперативно-розыскных мероприятий ФБР с участием данного осведомителя, которые могут возникнуть из-за возможного разглашения секретных данных в результате извещения других органов расследования и обвинения.

Сотрудники полицейских служб Великобритании (не только криминальной службы) вербуют осведомителей по личному усмотрению и не отчитываются ни перед кем об их использовании. Полицейские всегда настроены собственнически по отношению к своим осведомителям. Они никогда не передают своих информаторов другим полицейским.

Английские полицейские считают своей неофициальной обязанностью защищать негласных сотрудников. Что же касается возможности совершения осведомителями правонарушений, то полицейские говорят: "Мы имеем очень строгие инструкции об участии осведомителей в совершении преступления". Согласно этим инструкциям участие осведомителя в преступном акте признается необходимым, только если при этом возможен арест преступной группы. Однако следственные органы Англии не могут определиться, следует или не следует предъявлять адвокату материалы и информацию, полученную от негласных сотрудников полиции и контрразведки и материалы негласного надзора полиции за обвиняемым. Дело в том, что согласно существующему положению защита не обязана раскрывать все свои доводы перед судьями до судебного заседания, в то время как обвинение обязано раскрыть перед судьями всю информацию обвинительного характера в отношении обвиняемого, включая так называемые неиспользуемые материалы, то есть донесения тайных сотрудников полиции и контрразведки.

В Канаде осуществляет защиту свидетелей управление по борьбе с наркотиками Канадский королевской конной полиции. Так сложилось исторически. В каждой провинции есть координатор, ответственный за принятие свидетелей в программу защиты и за наблюдение за ходом дела. За все время работы программы не было ни одного случая убийства свидетелей.

В Италии программа защиты свидетелей появилась в 1991 году. Главная причина - необходимость защиты сотрудничающих с властями бывших членов так называемой "Коза Ностры". Если арестованный член "Коза Ностры" пойдет на сделку со следствием, то может сильно облегчить свою участь. Например, кому грозило пожизненное заключение, тому назначат наказание от двенадцати до двадцати лет. В остальных случаях могут сократить срок на треть или даже наполовину. Для уже осужденных тоже есть льготы, например: исправительные работы вне тюрьмы, краткосрочный отпуск или даже применение альтернативных мер наказания, вроде домашнего ареста. Кроме того, для разговорчивых осужденных созданы специальные тюрьмы, куда, по идее, не дотянется "Коза Ностра". А родственников свидетеля, оставшихся на воле, охраняет полиция.

В 1998 году в Польше был принят Закон "О главном свидетеле". Такой же закон уже действует на Украине и в Молдове. Людей, которые уведомляют начальство либо общественность о коррупции, финансовых махинациях, мошенничестве и других злоупотреблениях должностным положением своих коллег либо начальства, называют английским словом whistleblower.

Буквальный перевод - "дующий в свисток" (изначально это полицейский, который свистит в случае нарушения порядка), но это слово давно стало устойчивым выражением, которое переводится как "информатор". Полякам пришлось позаимствовать английское определение, потому что большинство польских слов, отражающих такую деятельность, имеет негативный оттенок. И главное - в обществе отношение к информатору скорее негативное - то, что в стране нет специализированной организации, которая обеспечивает их правовую защиту <1>.

--------------------------------

<1> Роээ А., Ермолаева Н., Меринов С. и др. Доносчику - "пряник" // Рос. газ. 2010. 3 дек. N 274.

 

В Германии времена поголовного доносительства давно прошли. Каждому немцу становится не по себе при мысли, что в ГДР каждый третий следил за своим ближним. Теперь государство не имеет право это делать. Исключение составляют случаи предательства, которые ясно указаны в Конституции. Однако в частной промышленности наблюдение за сотрудниками до сих пор не исключено.

В Германии строго запрещены сбор, хранение и передача данных о гражданах. Есть даже специальный закон об охране социальных данных граждан. Доносительство приветствуется лишь при борьбе с коррупцией. В каждом немецком учреждении и на каждом предприятии для этого есть специальный уполномоченный. Сотрудники всячески мотивируются рассказать ему обо всех подозрительных моментах.

Если же кто-то обязательно захочет поделиться сокровенным о своих коллегах, это можно сделать в Совете сотрудников. Такой орган есть в каждом госучреждении <1>.

--------------------------------

<1> Роээ А., Ермолаева Н., Меринов С. и др. Доносчику - "пряник" // Рос. газ. 2010. 3 дек. N 274.

 

В соответствии с § 52 УПК ФРГ свидетельским иммунитетом обладают обрученные, бывшие супруги, все родственники по прямой линии, до третьего поколения - по побочной линии, по УПК Франции - свойственники, бывшие супруги, в соответствии с УПК Польши - свойственники, лица, находящиеся в фактических брачных отношениях, при этом развод и отмена усыновления не прекращает действие свидетельского иммунитета.

Во Франции к доносительству относятся с большой настороженностью, если не сказать больше. Тому есть историческая причина: во время режима Виши тогдашние власти всячески поощряли граждан "стучать" на соотечественников, которые имели отношение к французскому Сопротивлению или укрывали евреев. Многое с тех пор изменилось, но осадок остался.

На уровне общественного сознания проводится разграничительная линия между собственно "стукачеством" и информированием властей о тех или иных событиях. Что касается законодательства, то в статье 40 Кодекса уголовных процедур четко обозначено, что служащие государственных учреждений, которые, исполняя свои обязанности, получают информацию о том или ином преступлении или другом серьезном нарушении закона, "обязаны сообщить об этом прокуратуры республики".

При этом информаторам нередко обещают полную конфиденциальность и награду "вплоть до нескольких тысяч евро" <1>.

--------------------------------

<1> Роээ А., Ермолаева Н., Меринов С. др. Доносчику - "пряник" // Рос. газ. 2010. 3 дек. N 274.

 

В Финляндии такое понятие, как "стукачество", отсутствует. Зато существует целый свод негласных правил, которые продиктованы менталитетом и воспитанием финнов. Первое: донести на коллегу, который совершает неправомерные действия, является долгом законопослушного гражданина. Второе: не стоит ожидать от руководства поощрения за "стукачество", так как этим занимаются все. Напротив, нужно быть готовым к тому, что донести могут на тебя, если ты где-то оступишься. Третье: широкой огласке нужно предавать все значимые преступления на работе: воровство, факты коррупции и насилия. Для этого, как правило, привлекают журналистов, которые даже полицейским не обязаны раскрывать свои источники информации. Публикация о любом правонарушении является поводом для правоохранительных органов Финляндии начать расследование.

В Китае информирование властей о любых правонарушениях чиновников, включая прежде всего коррупцию и расхитительство, всячески приветствуется. В последнем официальном докладе о положении дел с правами человека в КНР особо подчеркивается, как легко и просто теперь докладывать о нарушениях: можно не только по старинке писать письма, но и использовать сотни специальных сайтов и телефонных линий. В каких-то случаях услуги информаторов оплачиваются. Так, в ноябре 2010 года подводились итоги кампании по борьбе с порнографией в Интернете. Было закрыто 60 тысяч сайтов. Власти получили 160 тысяч сведений и выплатили 516 особо ценным информаторам примерно 75 тысяч долларов. Когда речь идет о доносах на чиновников, человек довольно сильно рискует. Хотя официально это поощряется и центральная власть <1> обещает на все сигналы реагировать должным образом, но бюрократия умеет хорошо защищаться и мстить.

--------------------------------

<1> Роээ А., Ермолаева Н., Меринов С. и др. Доносчику - "пряник" // Рос. газ. 2010. 3 дек. N 274.

 

В Южной Корее докладывать о различных ошибках своих коллег и начальников - дело выгодное. Особенно если это касается фактов коррупции или нецелевого использования государственных средств. Согласно закону о борьбе с коррупцией информатору полагается денежная премия за выявленные нарушения от 5 до 20 процентов тех средств, которые государству удалось сэкономить в результате полученной вовремя информации. Но максимальный потолок вознаграждения за усердие все же есть. Одним лишь сообщением "куда следует" можно заработать до двух миллионов долларов. Как сообщили "РГ" в южнокорейском Комитете по борьбе с коррупцией, 70 процентов таких премий было выплачено тем, кто сообщил о нарушениях в той организации или ведомстве, где информатор работал.

Правда, если сообщение окажется ложным и выяснится, что это информатор понимал, то законом предусмотрено наказание в виде тюремного срока от 1 до 10 лет <1>.

--------------------------------

<1> Роээ А., Ермолаева Н., Меринов С. и др. Доносчику - "пряник" // Рос. газ. 2010. 3 дек. N 274.

 

В процессе работы с информаторами специальные агенты должны придерживаться правдивого и справедливого отношения к ним. Осведомитель знает, что такого же отношения ждут и от него. Специальные агенты в общении с информаторами должны проявлять твердость и вежливость, избегать употребления в отношении источника унизительных слов, типа: стукач, дятел, доносчик и др.

С 1983 г. на основании ограничивающих критериев, сформулированных в постановлении Верховного суда ФРГ, в качестве свидетелей обвинения осведомители не допрашиваются. Зачастую вместо такого свидетеля перед судом дает показания сотрудник полиции, который сообщает сведения о предмете доказывания как "свидетель со слов", излагающий чужие наблюдения (например, полицейский руководитель сообщает о результатах работы осведомителей). Федеральный конституционный суд в Постановлении от 26 мая 1981 г. принципиально подтвердил конституционность фигуры "свидетеля со слов".

Решение вопросов привлечения граждан к выполнению заданий полиции на конфиденциальной основе предоставлено в ФРГ руководителю соответствующего органа, а также начальнику криминальной полиции или непосредственно подчиненному ему сотруднику, относящемуся к высшему руководящему звену. Вопросы целенаправленного использования негласных сотрудников в расследовании дел, касающихся уголовно-правовой защиты государства, должны согласовываться с начальником соответствующего полицейского управления, а в особых случаях - с начальником криминальной полиции. В разделе "B 12.3" Директивы 1986 г. оговорены особые случаи, при которых допустимы отклонения от изложенных правил получения разрешения на использование негласных сотрудников.

В ФРГ в руководстве "Сотрудник криминальной полиции и сфера его деятельности" настоятельно рекомендуется четко и недвусмысленно предупредить доверенное лицо о том, что оно будет нести уголовную ответственность, если умышленно или по легкомыслию дает ложную информацию, на основании которой будет нанесен ущерб третьему лицу.

На случай совершения доверенным лицом (агентом) преступления в криминальной полиции ФРГ существует следующее предписание:

1) если возникло подозрение, что доверенное лицо совершило преступление, то об этом сотруднику следует сообщить своему начальнику, который производит проверку и решает вопрос об уголовном преследовании;

2) сотрудник криминальной полиции, умышленно укрывший от ответственности такое доверенное лицо, сам подлежит уголовной ответственности за пособничество при исполнении служебных обязанностей (§ 346 УК ФРГ);










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...