Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 6 страница




Так, за первый год работы Следственного комитета при прокуратуре РФ военные следователи брали под государственную защиту более 600 человек. И что особенно важно, никто из этих людей не пострадал.

Механизм взятия под защиту достаточно прост. Гражданину достаточно лишь написать заявление следователю. Как утверждает руководитель военного следственного управления Александр Сорокин, никому еще отказа не было. Для того чтобы оградить пострадавшего от потенциальной опасности (меры по защите чаще всего применяются именно к этой категории), порою достаточно перевести его служить в другое место. Меры безопасности применялись не только в отношении жертв преступления, но и свидетелей.

Были случаи, когда в интересах следствия охранять пришлось обвиняемых и даже подсудимых. Последних защищали не только от праведного гнева потерпевших и их родственников, но и от угроз со стороны подельщиков. Так, одного обвиняемого по многоэпизодному уголовному делу военные следователи спрятали на время в конспиративной квартире. Благодаря этому удалось изобличить обвиняемого, на счету которого оказалось более 30 преступлений <1>.

--------------------------------

<1> Шаров А. В конспирацию от дедовщины // Рос. газ. 2008. 6 нояб. N 229; Куликов В. Арестанты инкогнито // Рос. газ. 2009. 24 нояб. N 223; Шаров А. Секретный свидетель // Рос. газ. 2009. 24 дек. N 248.

 

Проблемам защиты прав потерпевших от преступлений был посвящен Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации <1>. В Докладе отмечается, что по данным статистики, ежегодно каждый десятый житель России становится жертвой того или иного преступления и в соответствии с установленным порядком признается "потерпевшим". Столь значительное количество лиц, относимых к этой категории, делает весьма актуальным вопрос о том, насколько защищены их процессуальные и иные права. Нарушение прав потерпевших сплошь и рядом носит латентный характер и соответственно далеко не всегда осознается самими потерпевшими. Вместе с тем беглый анализ действующего законодательства, призванного защищать права потерпевших, позволяет говорить о его недостаточной эффективности.

--------------------------------

<1> Лукин В. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 27 мая 2008 года "Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений" // Рос. газ. 2008. 4 июня. N 119.

 

Учитывая потенциально массовый характер обусловленных этим нарушений прав потерпевших, а также особое общественное значение самого вопроса защиты прав потерпевших, Уполномоченный посчитал необходимым принять указанный вопрос к рассмотрению в инициативном порядке.

В подробном Докладе В. Лукин не только сделал анализ правовых актов, регулирующих уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, гражданско-правовые современные, но и утратившие силу. Уполномоченный внес ряд конкретных предложений, среди которых:

- ...законодательство должно регулировать отношения не только между государством и обвиняемым, но и между обвиняемым и потерпевшим, а также между государством и потерпевшим...;

- ...следовало бы проработать вопрос о дополнении статьи 146 УПК РФ положением о том, что пострадавшее от преступления лицо признается потерпевшим одновременно с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела.

Также следовало бы, видимо, дополнить статью 44 УПК РФ, определяющую статус и права гражданского истца, положением о том, что пострадавшее от преступления лицо, которому был причинен имущественный вред, признается гражданским истцом одновременно с возбуждением уголовного дела...;

- ...для совершенствования бюджетного законодательства, следовало бы дополнить Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации", внеся в него недостающий вид расхода. Одновременно в Бюджетном кодексе Российской Федерации следовало бы предусмотреть создание соответствующего фонда, порядок его функционирования и механизм осуществления компенсационных выплат...;

- при неспособности государства обеспечить потерпевшему возмещение вреда лицом, этот вред причинившим, возместить его должно само государство...

Кроме того, в Докладе говорится: "Необходимо подчеркнуть, что в УПК РФ в качестве способа возмещения причиненного преступлением вреда упоминается лишь гражданский иск. В этом отношении УПК РФ - шаг назад по сравнению с действовавшим ранее УПК РСФСР, согласно которому формами возмещения ущерба, причиненного преступлением, могли являться гражданский иск (часть 1 ст. 29 УПК РСФСР), возмещение вреда по инициативе суда (часть 4 ст. 29 УПК РСФСР) и уголовно-процессуальная реституция (статьи 83 - 86 УПК РСФСР);

...УПК РФ не предоставляет потерпевшему возможность самостоятельного сбора необходимой для этого доказательственной базы. Потерпевший вынужден прибегать к помощи органов предварительного расследования" <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно см. указанный Доклад.

 

Субъекты, совершившие преступления, в настоящее время уже не ограничиваются уничтожением документов и предметов, нередко их посягательства распространяются на лиц - носителей доказательственной информации, а также участвующих в оперативно-розыскных мероприятиях. Обязанность государства защитить лицо, содействующее правосудию, не может быть прекращено с окончанием уголовного процесса, т.е. с прекращением уголовно-процессуальных правоотношений. Следственной практике известны случаи, когда изобличаемые соучастники доводят до самоубийства начавшего сотрудничать с правоохранительными органами подозреваемого (обвиняемого) неоднократными попытками (как реальными, так и имитируемыми) убийства детей, родителей, иных близких ему лиц. Все это обязывает правоохранительные органы использовать всю систему мер безопасности граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность <1>.

--------------------------------

<1> Брусницын Л.В. Правовое обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию. М.: Спарк, 1999.

 

Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологический опрос, в ходе которого выяснилось, что практически каждый четвертый участник данного исследования сталкивался с угрозой собственной безопасности или безопасности своих близки, абсолютное большинство (54 процента) этих людей никуда не обращались за помощью. Лишь треть опрошенных прибегали к помощи правоохранительных органов и судебной власти. Только 13% респондентов получили реальную помощь от милиции (полиции) и местных органов власти. И лишь 4 процентам удалось компенсировать полученный ущерб. Неудивительно, что люди предпочитают рассчитывать исключительно на свои силы или помощь близких людей либо вообще никуда не обращаются. Если судить по опросу, они считают, что это бесполезно. Бесспорно и то, что одна из причин такой позиции - отсутствие элементарных правовых знаний. Только 18 процентов респондентов хорошо знают права потерпевшего и свидетеля.

В 2006 году средства массовой информации писали, что, по данным ВНИИ МВД России, 60 процентов граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы. Большинство из них просто боится мести преступников. Всего по стране свидетелями преступлений ежегодно выступают около десяти миллионов человек. Примерно четверть из них в ходе уголовного процесса меняет свои показания. Причины тому самые разные, в том числе и угрозы со стороны преступников. По расчетам экспертов, в личной охране нуждаются около пяти тысяч человек. Из них примерно тысяче человек необходимо после процесса менять место жительства <1>.

--------------------------------

<1> Шаров А. Каждый четвертый - под угрозой // Рос. газ. 2006. 29 нояб. N 268.

 

Кроме этого сообщалось, что в оперативно-розыскном бюро МВД России имеется подразделение по защите свидетелей и потерпевших, проходящих по уголовным делам. На местах защитой свидетелей занимаются оперативные сотрудники территориальных подразделений по борьбе с организованной преступностью и терроризмом. Такие подразделения планируется создать и в других структурах МВД. Органам внутренних дел ежегодно приходится заниматься защитой порядка 10 - 15 тысяч свидетелей и потерпевших <1>. Вместе с тем, как показывает практика правоохранительных органов, изменение внешности пока не применяется. Что касается смены места жительства, эта проблема до сих пор не урегулирована в правовом плане. Непонятно, кто конкретно будет предоставлять свидетелям новое жилье и на каких правах они его получат. По просьбе средств массовой информации, в 46 регионах страны был проведен социологический опрос, в результате которого выяснилось, что за последние 2 - 3 года каждый четвертый респондент сталкивался либо сам, либо его близкие с угрозой личной безопасности. При этом люди в большинстве случаев не знали, как им действовать <2>.

--------------------------------

<1> Владимиров Д. Защита свидетеля // Рос. газ. 2005. 24 марта. N 58; Рос. газ. 2010. 22 апр. N 86.

<2> Шаров А. Спецназ для защиты свидетелей // Рос. газ. 2006. 19 окт. N 234.

 

Проблемы обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, находятся под постоянным пристальным вниманием не только средств массовой информации <1>, МВД России, но и Президента РФ. В "Российской газете" писали, что в 2009 году в соответствии с Указом Президента РФ в МВД России было создано новое подразделение - Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Ее начальник - полковник полиции Олег Зимин, сообщил, что кроме свидетелей и их близких - дети, жены, родители, родственники, будут браться под защиту судьи, прокуроры, сотрудники Следственного комитета, различных контролирующих ведомств. Например, рыбнадзора, структур по охране природы или культурных ценностей.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Человек без лица // Рос. газ. 2009. 23 июня. N 112; Фалалеев М. Охраняется государством // Рос. газ. 2009. 23 июня. N 115; Волкова М. Ангелы телохранители // Рос. газ. 2009. 7 июля. N 122; Куликов В. Защитные средства // Рос. газ. 2009. 22 окт. N 201; Свидетель инкогнито // Рос. газ. 2009. 29 окт. N 206.

 

Корреспонденты "Российской газеты", ссылаясь на сведения аналитиков ВНИИ МВД, пишут, что из 10 млн. человек, проходящих в качестве свидетелей по уголовным делам, половина из них нуждается в защите. И если они ее не получают, то нередко меняют свои показания, а то и вовсе от них отказываются. На это Олег Зимин сказал: "С начала года к нам обратилось за помощью около 700 свидетелей, из них примерно треть охраняются вместе с семьями. Кроме того, мы защищаем 115 должностных лиц - судей, сотрудников прокуратуры и других контролирующих органов. В отношении подзащитных законом предусмотрены восемь мер безопасности... Для посторонних "закрываются "все анкетные данные во всех информационных базах... Длительность защиты зависит от наличия и степени опасности... Вопреки расхожему мнению о скудности средств, деньги на защиту свидетелей есть. Госпрограмма утверждена на пять лет. Всего в бюджете на эти цели было предусмотрено свыше 1,5 млрд. рублей. Из этой суммы МВД выделено на тот же срок 700 млн.

В месяц на одного подзащитного тратят в среднем около 100 тыс. рублей. В смету включены расходы на переезд, съем квартиры, замену документов и "чистку" баз данных, поиск новой работы, питание, одежду, даже культурную программу...".

Программу защиты граждан координирует центр государственной защиты свидетелей МВД. Но защищают своих свидетелей и другие ведомства. Это ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, ФСИН России, Министерство обороны. Делят они обязанности так: защиту свидетелей обеспечивает то конкретное ведомство, которое занималось расследованием дела.

Эксперты говорят, что за время действия госпрограммы защиты в России год от года растет количество свидетелей и потерпевших, которых надо охранять. Статистика такова: правоохранительные органы в 2010 году обеспечили государственную защиту более тысячи человек. Эта цифра на 22,5 процента выше показателя 2009 года.

18 октября 2011 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления особого порядка финансового обеспечения мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства". Изменения должны засекретить информацию о том, как будут обеспечивать безопасность тем, кого защищает государство. Разрабатывало законопроект МВД России.

Один из больных вопросов, с которыми сталкиваются органы, охраняя ценного свидетеля, а где он будет жить. Причем часто менять место жительства этому человеку приходится не на день, а на месяцы. Сейчас эта проблема предоставления жилья нуждающимся в государственной защите законом не урегулирована. Один из вариантов - МВД России может закупить для таких людей квартиры и при необходимости заселять туда лицо, нуждающееся в государственной защите. За 2011 год 12 фигурантов уголовных дел получили новые документы, 28 - новое жилье, а 600 - временное укрытие. На эти цели МВД России потратило около 30 миллионов рублей. За все время действия программы защиты свидетелей силовики не уберегли только одного ценного свидетеля.

В программу защиты свидетелей в итоге поверили все - и те, кто предлагал охрану, и те, кому ее предлагали. Поэтому за 2010 год было вынесено 1,2 тысячи постановлений об обеспечении государственной защиты. Более половины - это свидетели, 30 - пострадавшие от преступников, приложение оставшиеся 15 процентов - это подозреваемые или обвиняемые в преступлениях, согласившиеся сотрудничать со следствием.

Больше 90 процентов всех постановлений о защите выносились по самым серьезным уголовным делам, где речь шла о тяжких и особо тяжких преступлениях. Большинство из них - так называемые резонансные дела, возбужденные, например, по событиям в станице Кущевская на Кубани, в городе Гусь-Хрустальный.

Недооценка необходимости обеспечения безопасности важного свидетеля может закончиться его потерей, как это произошло о деле подпольных казино в Подмосковье. В этом расследовании был один из многочисленных свидетелей - Алексей Прилепский. Он был простым водителем Марата Мамыева, которого следователи считают правой рукой организатора нелегального бизнеса Ивана Назарова. Водитель исчез после допроса в Следственном комитете, а его тело с явными следами удушения нашли только спустя месяц <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Н. Секретный свидетель под крышей // Рос. газ. 2011. 20 окт. N 235.

 

Вышеизложенное приводит к выводу, что меры защиты, применение которых возможно в предваряющей уголовный процесс оперативно-розыскной деятельности, следует рассматривать как составляющую (элемент) системы мер безопасности лиц, содействующих правосудию. Как показывает следственная, судебная и оперативно-розыскная практика, необходимость применения таких мер возникает именно до начала уголовного судопроизводства, поскольку одной из основных причин сокрытия жертвами совершенных в отношении них посягательств является убеждение в неспособности государства защитить их от мести преступников.

6. В ст. 18 Закона об ОРД законодатель уделил внимание и социальной защите граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД. В соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами, лица, оказывающие содействие в осуществлении ОРД, могут получать вознаграждение и другие выплаты, на что из федерального бюджета выделяются финансовые средства (ст. 19 Закона об ОРД) <1>.

--------------------------------

<1> Шаров А. В Новый год без Басаева // Рос. газ. 2003 г. 1 дек. N 243.

 

В статье 25 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" сказано:

"1. Лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение.

2. Источники финансирования выплат денежного вознаграждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Размер, основания и порядок выплат денежного вознаграждения определяются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности" <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 6 марта 2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (ред. от 08.11.2011).

 

Вопрос выплаты денежного вознаграждения граждан за содействие борьбе с терроризмом был установлен и Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 662 "Об источниках финансирования выплат денежного вознаграждения за содействие борьбе с терроризмом". В соответствии с указанными нормативными правовыми актами Федеральной службой безопасности РФ был издан Приказ от 16 октября 2010 г. N 507 <1>. В нем говорится, как будет заинтересовывать добровольных помощников ФСР России. В документе четко сказано - финансово. Откуда деньги - из бюджета. Как пояснено в пункте первом, денежные вознаграждения будут выплачиваться из тех средств, которые бюджетом выделены на оперативно-розыскную деятельность.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (ред. от 08.11.2011); Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 662 "Об источниках финансирования выплат денежного вознаграждения за содействие борьбе с терроризмом"; Приказ ФСБ России от 16 октября 2010 г. "О денежном вознаграждении лиц, оказывающих содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт".

 

В Приказе указано о выплате источникам информации, в зависимости от меры их личного участия в борьбе с данным видом преступлений. Конкретные суммы в документе не указаны, но он вносит важные нюансы во всю систему противодействия терроризму. Именно от таких сообщений зависят жизни многих людей - своевременная информация действительно спасает от терактов.

В соответствии с данным Приказом начальники территориальных отделов и управлений ФСБ России или исполняющие их обязанностей дано право решать кому платить и сколько.

Важный момент для начисления денег - это аспект своевременности поступивших от информатора сведений. А своевременность, в свою очередь, определяется тем, насколько информация помогла для предотвращения теракта либо для расследования уже совершенного преступления.

В связи с тем, что финансирование оперативно-розыскной деятельности регламентировано Федеральным законом "О государственной тайне", в Приказе не проясняется один важный момент: будут ли платить, и если да, то как, негласным источникам, которые поддерживают тесные связи с криминальными лицами, но могут подолгу не давать каких-либо ключевых данных для предотвращения тех или иных преступных акций <1>?

--------------------------------

<1> Борисов Т. Тайный агент сообщает // Рос. газ. 2010. 16 нояб. N 258.

 

В нашей стране денежное вознаграждение в сумме 300 миллионов рублей ФСБ России в 2004 году пообещала выплатить тому, кто поможет нейтрализовать Шамиля Басаева и Аслана Масхадова. Информаторам ФСБ готовы помимо денег выдать документы на новое имя и даже совершенно бесплатно изменить внешность. Потом денежное вознаграждение было выражено в 10 миллионов долларов за каждого указанного лидера чеченских террористов. В Чеченской Республике эту весть восприняли с энтузиазмом. "Поимка лидеров террористов - очень трудоемкая задача, сопряженная с риском для жизни. И поэтому те, кто выйдет на след Шамиля Басаева и Аслана Масхадова, заслуживают, чтобы такое вознаграждение было выплачено" заявил президент Чеченской Республики Алу Алханов. Такую выплату вознаграждения президент назвал цивилизованной практикой. "Без определенного стимула для своих помощников спецслужбам проводить работу трудно, тем более что риск для людей, которые дают сведения о крупных криминальных фигурах, огромен" <1>. Такая информация действительно поступила, в результате которой Масхадов был убит, а 15 марта 2005 года ФСБ объявило о выплате обещанного вознаграждения. Кроме того, ФСБ сообщило, что в случае необходимости этим гражданам будет оказано содействие по переезду в другой регион России или в одну из мусульманских стран <2>.

--------------------------------

<1> Куликов В. Головы Басаева и Масхадова оценили в 300 миллионов рублей // Рос. газ. 2004. 9 сент. N 196; Куликов В. Головы террористов оценят в рублях // Рос. газ. 2006. 16 нояб. N 257.

<2> Борисов Т. 10 миллионов за Масхадова // Рос. газ. 2005. 16 марта. N 51.

 

Самое большое денежное вознаграждение (многие миллионы долларов) в сентябре 2006 года предложила Ассоциация российских банков за информацию об убийстве первого зам. Председателя ЦБ Андрея Козлова <1>.

--------------------------------

<1> Гладунов О. Миллионы долларов за информацию об убийцах // Рос. газ. 2006. 16 сент. N 207.

 

Практика поощрения за информацию, способствующую раскрыть наиболее опасное преступление, имеется и в настоящее время. Так, за информацию об убийцах прокурора Саратовской области Владимира Степанова и возможных организаторов этого преступления <1> губернатор Саратовской области Павел Ипатов назначил вознаграждение в 10 миллионов рублей.

--------------------------------

<1> Козлова Н., Богданов В. Прокурор назначен, следствие продолжается // Рос. газ. 2006. 29 фев. N 44.

 

23 марта 2008 года было объявлено вознаграждение в сумме 10 миллионов рублей за информацию о заказчиках и исполнителей убийства председателя ГТРК "Дагестан" Гаджи Абашилова <1>.

--------------------------------

<1> Алиев Т., Борисов Т. На улице разбитых фонарей // Рос. газ. 2008. 24 марта. N 62.

 

3 июня 2008 года ГУВД Москвы объявило крупное вознаграждение за информацию о человеке или людях, которые жгут по ночам личный транспорт жителей столицы <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Н. Поджигатель стоит дорого // Рос. газ. 2008. 4 июня. N 119.

 

1 апреля 2010 года Исламский культурный центр России пообещал миллион рублей тому, кто даст достоверную информацию об организаторах терактов в московском метро. Об этом заявил президент центра Абдул-Вахед Ниязов, подчеркнувший, что инициатива выплаты вознаграждения поддержана руководством Совета муфтиев России. Он заверил, что полученная информация будет строго конфиденциальной <1>.

--------------------------------

<1> Рос. газ. 2010. 1 апр. N 12.

 

19 марта 2007 года в Красноярском крае из двора своего дома пропала 5-летняя Полина Малькова. За информацию о пропавшей мэр Красноярска назначил премию в 500 тысяч рублей. Тело девочки со следами насилия было обнаружено через 10 дней. За данное преступление и изнасилование еще семилетней девочки был задержан и осужден Владимир Наумов, который в 1992 году был уже приговорен за изнасилование ребенка. Отсидев 12 с небольшим лет из положенного срока, вышел досрочно за примерное поведение. В совершенных новых преступлениях В. Наумов себя не признал и не раскаялся. По приговору Красноярского краевого суда он был осужден на пожизненное отбывание наказания <1>.

--------------------------------

<1> Григоренко А. Убил по-соседски // Рос. газ. 2010. 25 мая. N 111.

 

Необычное решение проблемы коррупции предложил отдел по налоговым преступлениям по Туапсинскому району ГУВД края. В местных СМИ, в том числе и в сети Интернет, был помещен призыв к гражданам сообщать о фактах получения и вымогательства взяток должностными лицами органов государственной власти. Сотрудники отдела гарантировали вознаграждение в сумме 10 тысяч рублей. Хотя сообщений о взятках по телефону поступало немало, но они не носили конкретный характер <1>.

--------------------------------

<1> Карасев И. Чиновник на звонке // Рос. газ. 2010. 1 сент. N 195.

 

Выступая 17 октября 2012 г. на "правительственном часе" в Госдуме Министр внутренних дел России В. Колокольцев поблагодарил всех, кто помогает органам внутренних дел, сообщив, что "более 10,5 млн. рублей выплачено гражданам за помощь в раскрытии преступлений в третьем квартале 2010 года" <1>. (Наверно, речь шла о третьем квартале 2012 года. - М.П.)

--------------------------------

<1> Шкель Т. Заказан закон // Рос. газ. 2012. 18 окт. N 240.

 

7. Сотрудничество граждан по контракту с органами, осуществляющими ОРД, как правило, является их основным родом занятии и поэтому, при их желании, может быть включено в трудовой стаж. Оформление трудового стажа и пенсии не должно придавать гласности факт конфиденциальности сотрудничества граждан с субъектами ОРД. Порядок подготовки необходимых для органов социального обеспечения документов определяется ведомственными нормативно-правовыми актами.

Право граждан получать компенсацию за вред, причиненный их здоровью, либо за ущерб, нанесенный их имуществу в процессе оказания ими содействия оперативно-розыскным ведомствам, закреплено в ч. ч. 7 - 9 ст. 18 Закона об ОРД. Эта компенсация имеет форму единовременного пособия, выплачиваемого из специального фонда сметы оперативно-розыскного ведомства, в размере 5-летнего денежного содержания, предоставляющего данному лицу. В дополнение к этой выплате частному лицу сотрудничающим на контрактной основе назначается пенсия по инвалидности в соответствии с установленным законом порядком. Кроме того, согласно ч. 8 ст. 18 Закона об ОРД в подобной ситуации, повлекшей для этой категории граждан летальный исход, гарантируется материальное обеспечение его семьи и иждивенцев. Так, указанным лицам из фонда специальных средств сметы оперативно-розыскного ведомства выплачивается пособие в размере 10-летнего денежного содержания погибшего и назначается пенсия в установленном законом порядке по случаю потери кормильца. Инициатива и оформление указанных выплат и пенсий лежит на оперативно-розыскном ведомстве, каналов с которым конфиденциально сотрудничал пострадавший или погибший.

Актуальность разработки процессуальных защитных мер нашла отражение в Концепции судебной реформы в Российской Федерации <1>, где было указано на необходимость: "определить эффективные меры защиты лиц сотрудничающих с правосудием, включая возможность смены их места жительства и смены документов". В ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118 "О судебных приставах" <2> (с 13 октября 2004 года - Федеральная служба судебных приставов - Прим. М.П. <3>), предусмотрена их обязанность обеспечивать в судах безопасность участников судебного процесса и свидетелей. Однако очевидно, что защитные меры, предусмотренные в настоящее время в законодательстве, не образуют достаточной системы, гарантирующей безопасность действующих в интересах правосудия.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 22 ноября 1994 г. N 2100 "О мерах по реализации Концепции судебной реформы в Российской Федерации" (ред. от 14.10.1997).

<2> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118 "О судебных приставах" (ред. от 27.07.2010).

<3> Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы Федеральной службе судебных приставов" (ред. от 05.05.2010).

 

За рубежом

 

В 1982 г. конгресс США принял поправку к Закону о национальной безопасности от 1947 г., которая предусматривает строгую уголовную ответственность за разглашение фамилий негласных сотрудников и осведомителей ФБР, внедренных в преступные организации. В том же году был принят Закон о защите личного состава разведки (раздел VI, § 601), регламентирующий охрану информации "о личности негласных сотрудников, агентов, информаторов и других источников в Соединенных Штатах". Им установлено, что лица, допустившие тяжкое преступление - раскрытие такой информации, подлежат штрафу в сумме 50 тыс. долларов, либо тюремному заключению на срок до 10 лет, либо обоим этим наказаниям вместе (в уголовном законодательстве России такой нормы нет, хотя в этих ситуациях уголовная ответственность неизбежна за разглашение сведений, составляющих государственную тайну).

В США, в соответствии с Законом 1982 года "О защите личности разведчиков", разглашение имени сотрудника ЦРУ считается федеральным преступлением и наказывается, как мы уже отмечали, тюремным сроком до 10 лет <1>. Необходимо заметить, что в 31 штате США действуют "щитовые законы". Они защищают журналистов, не желающих раскрывать источники своей информации. Однако на федеральном уровне таких законов нет <2>.

--------------------------------

<1> Сорокина Н. Источник правды // Рос. газ. 2004. 11 авг. N 170.

<2> Шестаков Е. Суд не понял "свободы слова" // Рос. газ. 2005. 8 июля. N 147; Выжутович В. Сядет ли Хинштейн в тюрьму? // Рос. газ. 2005. 12 июля. N 149.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...