Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5 страница




Гарантии конфиденциальности предоставляются органами полиции при расследовании тяжких либо опасных преступлений, противозаконных действий, относящихся к категории организованной преступности, случаев нелегальной торговли наркотиками или оружием, изготовления фальшивых денег, а также нарушений Закона об охране государства. При расследовании преступлений средней тяжести вопрос о гарантировании секретности рассматривается для каждого конкретного случая. При расследовании мелких преступлений гарантий со стороны органов уголовного преследования Директивой федеральных и земельных министерств юстиции и внутренних дел "Об использовании криминальной полицией информаторов, агентов и секретных сотрудников (детективов)" 1986 г. не предусмотрено. Однако в Директиве отмечается, что предоставление гарантий конфиденциальности должно осуществляться совместно полицией и прокуратурой. Данное правило может не выполняться в случаях, когда (раздел A 1.4 a-d): органам полиции передается преднамеренно или по причине безответственности фальшивая информация, названные лица предосудительно отклонились от данных им предписаний, действия названных лиц являются противозаконными. В соответствии с разделом A 1.5.1 предоставление гарантий секретности информаторам со стороны прокуратуры может осуществляться руководителем соответствующего органа или непосредственно подчиненным ему прокурором. В исключительных случаях допускается предоставление таких гарантий лицам, относящимся к среднему звену руководства прокуратурой. Со стороны полиции предоставление гарантий разрешено осуществлять начальнику полицейского органа (например, управления) в случаях, касающихся уголовно-правовой защиты государства, а в особых случаях - начальнику криминальной полиции или непосредственно подчиненному ему сотруднику, относящемуся к высшему руководящему звену криминальной полиции.

Согласно разделу A 1.5.2, перед предоставлением информатору гарантий конфиденциальности полиция должна получить официальное согласие прокуратуры. О каждом случае использования информаторов должна быть сделана кодированная запись в соответствующих служебных документах. К прокуратуре при планировании использования информаторов предъявляются аналогичные требования.

В Циркуляре по использованию осведомителей и других информаторов (ФРГ) отмечается: "При выполнении своих задач в сфере обеспечения безопасности и уголовного преследования полиция опирается и на такую информацию и показания населения, которые могут быть добыты только при соблюдении гарантий конфиденциальности... Предоставление гарантий конфиденциальности и использование осведомителей соответствуют требованиям практики. Это является принципиально признанным в судебной практике и юридической литературе государственно-правовым средством безопасности и уголовного преследования".

В п. "б" по этому вопросу говорится:

6.1. В интересах полиции при работе с осведомителями необходимо постоянно использовать все возможности для сохранения конфиденциальности, что полностью соответствует и интересам этого малочисленного, подвергающегося особому риску, контингента.

6.2. В целях обеспечения конфиденциальности (конспиративности) сведения о личности информатора (осведомителя), неправомочное раскрытие которых угрожает важным общественным интересам (§ 35, 36 УК), признаются служебной тайной.

6.3. Сотрудничество информаторов (осведомителей), содержание их информации и оценка их активности фиксируются в материалах расследования лишь в объеме, необходимом для уяснения его результатов. При этом необходимо тщательно следить, чтобы из этих записей нельзя было прийти к выводу о личности информаторов, их местопребывании и связях с полицией.

6.4. В соответствии с формулировкой разрешения на дачу показаний служащими полиции (§ 54 УПК; § 66 Гамбургского закона о служащих) определено, что на вопросы о конспиративных действиях, особенно о сотрудничестве информаторов (осведомителей), в судебном процессе отвечать не разрешается.

6.5. В случае если в интересах установления истины суд сочтет все же необходимым заслушать свидетельские показания лица, которому гарантирована конфиденциальность или конспиративность, то, руководствуясь принципами правосудия, необходимо использовать все возможности, чтобы провести допрос в соответствии с требованиями судопроизводства, присущего правовому государству. Особенно важно проверить, достаточна ли определенная процессуальная мера (например, исключение гласности, допрос имеющим специальные полномочия судьей в отсутствие остальных членов суда) для обеспечения безопасности свидетеля или его конспирации. В подобных случаях Сенат как высшая служебная инстанция в соответствии с § 96 УПК может решить, отказать ли в выдаче персоналий, необходимых для вызова свидетеля, или согласиться на допрос с соблюдением определенных процессуальных условий (общий или ограниченный запрет)... Сенат регулярно принимает такие решения при наличии перечисленных в п. 3 предпосылок при согласии прокуратуры на обеспечение конфиденциальности либо на использование осведомителей.

В учебнике для полицейских "Техника допроса" профессора Франкфуртского университета Фридриха Геердса подчеркивается: "При каком бы то ни было участии в деле агента-осведомителя, самое лучшее - не упоминать в материалах даже самого этого факта". Являясь Генеральным прокурором ФРГ доктор Гайсер заявил: "В интересах государства всячески охранять от демаскировки с таким трудом созданную, опутывающую преступные группировки, информационную паутину". Эти цитаты достаточно ясно отражают официальную линию властей в данном вопросе. В Германии <1> допускаются доказательства "по слуху", т.е. суд может вместо осведомителя допросить сотрудника полиции ("свидетель, дающий показания со слов других лиц") по фактам, известным ему от осведомителя <2>.

--------------------------------

<1> Ахкубеков А.Х. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в Германии // Оперативник (сыщик). 2005. N 1(2). С. 50 - 51; Ахкубеков А.Х. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности за рубежом и использование ее результатов в уголовном процессе: Монография. М., 2004.

<2> Еще в 1962 году сенат Верховной судебной палаты принял решение о том, что "любой гражданин может быть осужден на основании анонимного заявления агента, не выступающего на процессе в качестве свидетеля".

 

Чтобы помочь полиции в защите такого рода источника разведывательных данных, как осведомители, Верховный суд США сформулировал основные положения, которые сводятся к следующему. Привилегия осведомителя - это привилегия правительства не разглашать сведения о лицах, которые предоставляют полиции информацию о нарушениях закона. Цель привилегии - обеспечение и защита интересов общества в области исполнения закона. Суд при этом исходил из обязанности граждан сообщать о совершенных, совершающихся, а также готовящихся преступлениях и из обязанности соответствующих государственных органов обеспечивать анонимность граждан и поощрять их к выполнению этой обязанности.

За рубежом механизм заключения досудебного соглашения о сотрудничестве между правоохранительными органами и подозреваемым или обвиняемым не нов. Он прописан в законодательстве США, Канады, Великобритании, Франции и других государств. То, что принято называть "сделкой с правосудием", было известно еще в средние века в Британии. Тогда существовало такое понятие, как "апелляция раскаявшегося": преступник мог избежать смерти, если рассказывал властям о преступлениях, совершенных другими. Такая практика со временем прекратилась - слишком многие оговаривали других безосновательно. Само понятие "сделкой с правосудием" в современном понимании возникло в конце XIX века в США.

В настоящее время в мировой практике есть два типа сделок, которые подходят под определение "досудебное соглашение о сотрудничестве". Самый распространенный - договор с прокуратурой (атторнеем). На его основе только в Америке выносится до 90 процентов всех приговоров. Суть его в том, что в обмен на признание вины прокуратура снимает с человека часть обвинений или переквалифицирует преступление из более тяжкого в менее тяжкое. Сделка может быть предложена любой из сторон. Ее условия обсуждаются обвиняемым и прокурором, а потом утверждаются судьей. Судья может отказать в утверждении сделки, но если он дает свое согласие, то обязан, со своей стороны, исполнить ее условия.

Другой формой сделки с правосудием является то, что в Америке называют превращением в свидетеля обвинения. В обмен на показания против сообщников подозреваемый получает "прокурорский иммунитет" - полное или частичное освобождение от ответственности. Сделка также заключается между обвиняемым и прокурором и должна быть одобрена судьей. После заключения сделки исполнение ее условий становится обязательным для всех ее участников. Правда, если у прокурора появляются новые улики, на основе которых он может добиться вынесения обвинительного приговора, сделка может быть расторгнута. Но такое бывает очень редко <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Н. Сделка с правосудием // Рос. газ. 2009. 8 июля. N 123.

 

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

 

Комментарий к статье 18

 

1. Между органами, осуществляющими ОРД, и гражданами, содействующими им в осуществлении ОРД, существуют правовые отношения. Социальная и правовая защита граждан, содействующих этим органам, предполагает и возлагает на государство обязанность принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий в отношении подобных граждан, установлению виновных в таких действиях и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам внутренних дел в осуществлении ОРД, может носить характер гарантий и обязательств. Ежемесячное денежное содержание граждан, сотрудничающих с оперативными подразделениями по контракту, определяется руководителями, в соответствии с ведомственными правовыми актами, регламентирующими организацию и тактику ОРД.

Гарантия (ручательство, поручительство, обеспечение) государства в социальной и правовой защите предоставляется лишь при наличии определенных условий. Во-первых, при содействии органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности по контракту. Во-вторых, социальная и правовая защита гарантируется лишь при правомерном выполнении лицом общественного долга или возложенных на него обязанностей. Неправомерное выполнение гражданином своих обязанностей в процессе оперативно-розыскной деятельности или нарушение условий контракта исключают гарантии государства по его социальной и правовой защите. В-третьих, гарантии государства предоставляются при возникновении реальной, а не мнимой, угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их содействием органам внутренних дел в оперативно-розыскном процессе. В данном случае гарантии государства предоставляются не только этим лицам, но и членам их семей и близким (ч. 3 ст. 18).

На лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности не на контрактной основе законодательства РФ по социальной и правовой защите не распространяются, что вероятно является серьезным упущением. Однако это не освобождает органы внутренних дел от выполнения взятых на себя обязательств (определенного круга действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения) перед лицами, оказывающими содействие в оперативно-розыскной деятельности не на контрактной основе. В подобных случаях обязательства органов внутренних дел в лице штатных оперативных работников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, принимаются в устной форме.

2. Условием применения ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД является согласие гражданина, противоправное поведение которого формально подпадает под признаки данной нормы и ст. 75 УК РФ, сотрудничать с органом, осуществляющим ОРД <1>. Таким образом, основанием, позволяющим применить к указанному лицу ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД и ст. 75 УК РФ, является контракт, заключенный с ним о сотрудничестве с органом, осуществляющим ОРД, где в качестве обязательства сторон выступает освобождение частного лица соответствующим органом дознания от уголовной ответственности взамен активного содействия в раскрытие преступления. Такой контракт вероятно должен заключаться на период, установленный УК РФ истечения срока давности для соответствующей категории преступлений (ст. 78 УК РФ) <2>.

--------------------------------

<1> Статья 75 "Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием" УК РФ (ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ (ред. от 07.04.2010); ФЗ от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ (ред. от 07.02.2011)).

<2> Статья 78 "Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности" УК РФ.

 

При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга (ч. 4 ст. 16 Закона об ОРД).

Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим ОРД, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как показывает судебная и следственная практика, такими возможностями освобождения от уголовной ответственности лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД, не используют, т.к. при этом необходима расшифровка их анкетных данных и невозможность правоохранительных органов обеспечения их безопасности и членов их семей. Кроме того, реализация этих положений возможна лишь по основаниям, предусмотренным в уголовном законе, и в пределах процедур, закрепленных в уголовно-процессуальном законе.

Следует отметить, что УК РФ расширил перечень обстоятельств, исключающих преступность деяния (см. ст. ст. 37 - 42 п. 1), и так называемых поощрительных норм, т.е. стимулирующих добровольное прекращение преступной деятельности. Правоохранительные органы могут ходатайствовать о помиловании таких лиц (см. ст. 85 УК РФ).

Глава Комитета Государственной Думы по безопасности Владимир Васильев говорил, что надо внести поправки, которые будут предусматривать смягчение наказания для граждан, не игравших ключевую роль в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. К примеру, если речь идет о заказном убийстве, то таким фигурантом может быть посредник между заказчиком и киллером. В этом случае, если поправки будут приняты, считает Васильев, гражданам будет гарантировано право не только надеяться, но и договариваться о смягчении наказания с судебными и следственными органами <1>.

--------------------------------

<1> Федосенко В. Сделка с правосудием // Рос. газ. 2006. 20 окт. N 235.

 

3. Вопросы охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве предусмотрены в ст. 11 УПК РФ, где в п. 3 говорится: "При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иным опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241 и ч. 5 ст. 278 настоящего Кодекса". Исходя из того, что гражданин, содействующий органам, осуществляющим ОРД, тоже может быть участником уголовного судопроизводства, то на него полностью должна распространяться выше указанная защита <1>.

--------------------------------

<1> Антонов И.А., Гурбанов А.Г., Шахматов А.В. Правовые основы обеспечения безопасности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим раскрытие и расследование преступлений // Российский следователь. 2008. N 17; Блинова Е.А. Особенности правовой защиты лиц, участвующих в оперативном внедрении // Российский следователь. 2008. N 17.

 

Что касается конкретных мер безопасности, то в части 9 ст. 166 УПК РФ "Протокол следственного действия" к ним отнесены: "При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ, в ред. от 28.12.2010).

В ч. 2 ст. 186 "Контроль и запись переговоров" УПК РФ о мерах безопасности пишется: "При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения".

В п. 8 ст. 193 "Предъявление для опознания" УПК РФ меры безопасности обеспечиваются: "В целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего".

В п. 4 части 2 ст. 241 "Гласность" УПК РФ уточняется: "этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц".

В ч. 5 ст. 278 "Допрос свидетелей" УПК РФ законодатель указывает: "При необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц, суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление".

О возмещении причиненного гражданину вреда в части 4 ст. 11 "Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве" УПК РФ, указывается: "Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом". Решение этого вопроса очень актуально и для граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, т.к. при этом высока вероятность причинения им вреда. Возмещение нанесенного ущерба или заглаживание причиненного вреда может быть осуществлено в любых предусмотренных или не противоречащих закону формах:

1) уголовно-правовая реституция;

2) возврат аналогичных, равных по стоимости вещей;

3) денежная компенсация и т.д.

Все перечисленные в законе условия (кроме факта конфиденциального содействия в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий) должны быть доказаны материалами уголовного дела.

До недавнего времени со списком свидетелей (их домашними адресами и телефонами) можно было ознакомиться, читая обвинительное заключение, а его копию получал для изучения в камере СИЗО каждый обвиняемый (и его адвокат). Из тюрьмы шли на волю записки с указаниями как с кем расправиться.

Вопросы защиты конфиденциальной информации предусматриваются постановлениями Правительства РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. N 781 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"; Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации".

 

Борьба с преступностью, а тем более с организованной, требует решения вопросов безопасности не только сотрудников органов, осуществляющих ОРД и граждан оказывающих им помощь на конфиденциальной основе, но и граждан проходящих по уголовным делам в качестве свидетелей. Можно только догадываться, сколько по всей стране было развалено уголовных дел, искалечено судеб, а то и жизней, сколько преступников осталось на свободе только потому, что безопасность свидетеля остается личной проблемой самого свидетеля <1>.

--------------------------------

<1> Владимиров Д. Защита свидетеля // Рос. газ. 2005. 24 марта. N 58.

 

Решить многие указанные проблемы стало возможным с принятием ФЗ от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Нормативные правовые акты устанавливают систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной защиты указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

Статья 1 главы 1 указанного Закона дает понятие государственной защиты указанной категории лиц: "Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (далее - государственная защита) - осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества (далее - меры безопасности), а также мер социальной поддержки указанных лиц <1> (далее - меры социальной поддержки) в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами" (в ред. ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (ред. от 30.11.2011); Федеральный закон от 30 ноября 2011 N 352-ФЗ "О внесении изменений в статьи 219 и 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"; Постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 630 "Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (ред. от 07.12.2011); Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 664 "Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты" (ред. от 19.11.2008); Постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 134 "Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (ред. от 19.11.2008); Постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 792 "Об утверждении Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 - 2013 годы"; Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2012 г. N 953 "Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"; Приказ МВД России от 21 марта 2007 г. N 281 "Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких"; Приказ ФСБ России от 3 февраля 2009 г. N 39 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и их близких"; Куликов В. Допрос по секрету // Рос. газ. 2011. 19 янв. N 8.

 

Лица, подлежащие государственной защите, указаны в ст. 2:

"1. Государственной защите в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:

1) потерпевший;

2) свидетель;

3) частный обвинитель;

4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;

6) гражданский истец, гражданский ответчик;

7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя".

4. Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи.

5. Указанные в частях 1 - 3 настоящей статьи лица, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты, далее именуются "защищаемые лица".

Органами, обеспечивающих государственную защиту (ст. 3), являются:

1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;

2) органы, осуществляющие меры безопасности;

3) органы, осуществляющие меры социальной поддержки (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ; от 08.11.2010)".

Крайне важно, что меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

В Законе рассмотрены и организационные меры по обеспечению государственной защиты указанных выше участников уголовного судопроизводства. Программа защиты свидетелей в местах лишения свободы началась с 2005 года и в настоящее время более сотни заключенных попали под эту программу.

Федеральная служба исполнения наказания отвечает не только за изоляцию заключенного, но и за его жизнь. Начальник места лишения свободы должен обеспечить безопасность человека, когда тому что-то угрожает. Основной метод здесь - предоставить осужденному отдельную и особо охраняемую камеру. Другой вариант - перевести человека в другую зону, подальше от опасной компании.

По сообщению директора ФСИН России Александра Реймера, в 2009 году было изолировано в целях безопасности 5030 осужденных. Из них 487 человек были переведены в другие регионы. Ранее тюремное ведомство сообщало, что еще около 100 заключенных попали под программу защиты свидетелей и потерпевших.

Отдельный вопрос - безопасность человека в следственном изоляторе. До сих пор у персонала изоляции не было четких критериев, когда можно человека переселить, когда нельзя. В настоящее время во всех следственных изоляторах пересмотрены планы покамерного содержания. Теперь арестантов распределяют по камерам специальные комиссии, состоящие из психологов, медиков, оперативников и других сотрудников изоляторов. А люди, попавшие за решетку впервые, будут отделены от рецидивистов <1>.

--------------------------------

<1> Куликов В. Тюрьма услышит SOS // Рос. газ. 2010. 15 апр. N 79.

 

Обеспечение безопасности свидетелю или пострадавшему зачастую становится ключевым моментом в расследовании преступления. Особенно важно вооруженным силам, где ряд преступлений имеет высокую латентность. Пострадавший солдат нередко боится рассказать о творимых над ним издевательствах, боясь мести со стороны старослужащих.

Практика взятия под государственную защиту участников уголовного процесса, получившая в последнее время все более широкое распространение, позволяет эффективно решать эту проблему.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...