Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 4 страница




В своих ежегодных докладах Конгрессу Министерство юстиции США постоянно делало упор на вопрос развития сети тайных осведомителей, где описывало сложности, которые встречаются в процессе их подбора: "...Нетрудно представить себе, как много препятствий приходится преодолевать в подборе кадрового состава, который соответствует характеру работы и на который можно было бы положиться. Вот почему мы подходим к этому с великой тщательностью".

В качестве одной из рекомендаций сотруднику, занимающемуся подбором кандидатуры осведомителя, советуется "...принимать во внимание личные особенности кандидата, о которых узнал от своих друзей или которые обнаруживаются при непосредственном общении с ним или наблюдении за ним. Недовольство, личные неудачи, политические симпатии и даже случайные замечания могут вызвать особый интерес сотрудника к данному лицу". Действующие информаторы впоследствии смогут оказать помощь специальным агентам и в выявлении новых негласных источников.

При выборе кандидатуры осведомителя большое внимание уделяется вопросам доступа данного лица к интересующим полицию сведениям, возможности проникновения в различные преступные группы и оперативной необходимости. Большое значение имеют и состояние здоровья информатора, его возраст, образование, особенности характера, привычки, вид увлечения и т.д. Кроме того, американские специальные агенты считают, что немаловажное значение в успешной работе с информатором имеет изучение мотивов, побудивших его сотрудничать с полицией. Мотивация указывает специальному агенту на надежность и достоверность источника. Это связано и с продолжительностью их совместного сотрудничества.

Обычно мотивами сотрудничества информатора служат:

1) материальная заинтересованность;

2) месть;

3) альтруизм;

4) самовозвеличивание;

5) следование правопорядку;

6) стремление к личным выгодам;

7) эксцентричность или любовь к острым ощущениям.

Комментируя содержание мотивов, американские специальные агенты налогового управления дают следующие пояснения. Материальная заинтересованность. Деньги, возможно, являются самой старой мотивацией. Но в одном случае негласный источник, стремясь нажиться, продает качественную информацию, в другом случае - недобросовестный источник может пытаться продать и ничего не стоящую информацию. Считается, что осведомители, предоставляющие сведения за денежное вознаграждение, обычно могут рассматриваться надежными источниками информации, поскольку понимают, что от ее качества зависит выплата денег. Тем не менее это не освобождает соответствующего сотрудника от строгой оценки информации осведомителя.

Месть. Осведомители могут преувеличивать информацию в своих целях, особенно супруги или бывшие супруги, доносящие друг на друга. В этих случаях специальные агенты получают информацию во время первой встречи, поскольку источник может восстановить дружбу с нарушителем закона и отказаться от дачи дальнейшей информации и сотрудничества.

Альтруизм. Патриотизм является синонимом этой мотивации. Он, вероятно, ближе всего к чистой мотивации. Поэтому особое внимание РСП уделяет поиску и вербовке доверенных лиц, обладающих хорошими информационными возможностями о преступных организациях и их членах и желающих сотрудничать с полицейской разведкой "бескорыстно", на основе "гражданского патриотизма". Вообще такой тип негласных сотрудников интересует полицейские подразделения многих стран.

Самовозвеличивание. Этот источник может давать хорошую информацию, но чрезмерно раздувать ее.

Следование правопорядку. Это обычно хорошие информаторы. Однако они часто являются будущими сотрудниками органов правопорядка, стремящимися быть чрезмерно ревностными и могут пытаться контролировать ситуацию или использовать методы, могущие отрицательно повлиять на расследование.

Стремление к личным выгодам. Это отличается от жажды денег. Информатор такого типа стремится получить что-то. Например, букмекер (лицо, принимающее денежные ставки при игре в тотализатор, главным образом на скачках и бегах), стремящийся донести на других букмекеров для устранения конкурентов. Другим примером является лицо, обвиненное в каком-либо правонарушении и желающее заключить сделку в обмен на признание себя невиновным. Наконец, это партнер против партнера, где тот, кто дает информацию, так же виновен, как и другой.

Смягчение или даже освобождение от наказания - существенный стимул побуждающий преступника оказывать содействие правоохранительным органам. Самосохранение - главный закон природы, считают американцы. Поэтому, заключают они, "...мы вправе ожидать благоприятной эмоциональной реакции будущего информатора по отношению к целям оперативной разработки, если есть вещи, которых он боится, например угрозы уголовного наказания". В США существует вполне обоснованное мнение о том, что без применения соответствующих законных актов, в частности правовой конструкции главного свидетеля обвинения (из числа раскаявшихся членов мафии), не удалось бы нанести решающих ударов по организованной преступности. Данные обстоятельства активно используются в оперативной деятельности. Например, приводятся следующие результаты. После ознакомления с делами 39 осведомителей, завербованных одним из территориальных отделений ДЕА, обнаружилось, что 20 из них сотрудничали в надежде избежать уголовного наказания или смягчить его, 9 осведомителей работали за вознаграждение, 2 - по идеологическим мотивам (антикастровские активисты), 1 - надеялся заработать американское гражданство, остальные, являясь добропорядочными гражданами, сотрудничали, вдохновленные идеей искоренения такого зла, как наркомания.

Правовые нормы, одобряющие деятельное раскаяние, применяются не только в США. Характерно, что международный семинар по вопросам борьбы с организованной преступностью, состоявшийся в 1991 г. в Суздале, рекомендовал в качестве действенной меры создавать "возможности освобождения рядовых преступников от уголовного преследования за их действия в интересах изобличения лидеров организованных преступных групп".

Эксцентричность или любовь к острым ощущениям. Осведомители с этой мотивацией могут быть полезны, но их надо тщательно проверять. Специальные агенты должны определять, где кончается поток информации и начинается пустая трата времени. Специальные агенты должны проявлять осторожность по отношению к информатору, пытающемуся использовать их для осуществления своих амбиций, устранения конкуренции и получения личной выгоды.

Кроме перечисленных мотивов сотрудничества могут быть и другие:

страх перед сообщниками, полицией, законом;

боязнь разглашения компрометирующих материалов;

чувство зависти, ревности, благодарности полиции за хорошее отношение к нему в прошлом и другие.

В Германии для работы с осведомителями была издана Инструкция, в которой, в частности, отмечается:

2.1. Настоящая Инструкция регулирует сотрудничество с лицами, не состоящими на полицейской службе, являющимися добропорядочными гражданами или мелкими правонарушителями и регулярно поставляющими полиции за вознаграждение либо бесплатно информацию, причем соглашающимися вести такую работу по самым различным мотивам, но при одном условии: передавать информацию сугубо конфиденциально.

2.2. Точная классификация, добывающих для полиции конфиденциальную информацию, затруднительна. К тому же работа по уточнению всем известных из литературы и практики понятий (таких, как осведомитель, доверенное лицо, порученец, информатор, агент, соглядатай, агент-провокатор, конфидент, "капканщик", шпик, сексот и т.д.) вышла бы за рамки настоящей Инструкции.

3.3. Обеспечение конфиденциальности допустимо, как правило, если информация может способствовать предотвращению или раскрытию:

- намерений, противоречащих Конституции (интересам государства);

- уголовно-наказуемых деяний, относящихся к сфере профессиональной или организованной преступности.

3.8. Информация, добытая при условии гарантии конфиденциальности, вносится в розыскную документацию с таким расчетом, чтобы по ней нельзя было раскрыть личность информатора. Сверх того, банк данных - доказательств, добытых с помощью информаторов, следует стремиться формировать таким образом, чтобы не возникало необходимости нового обращения ни к информаторам, ни к конфиденциально переданным им указаниям. В розыскной документации не должно быть ни одной ссылки на конфиденциально полученную информацию.

4.2. Специального правового регулирования, касающегося использования осведомителей и руководства ими, нет. Поэтому применяется общее законодательство. Правовые основы использования осведомителей особенно важны в связи с возможностью их участия в уголовно наказуемых деяниях. Соучастие осведомителя в преступных акциях не наказуемо, если оно направлено не на совершение законченного преступления, а лишь на покушение, которое не может причинить ущерба охраняемым правом интересам. Нельзя не считаться и с тем, что в отдельных случаях соучастие осведомителя в преступлениях может оказаться в той или иной "щекотливой" форме связанным с правовыми проблемами, углубить или расширить рассмотрение которых в рамках настоящей Инструкции не представляется возможным. Поэтому в каждом случае границы действия осведомителя определяются заданием руководителя.

4.4.5. Вручать осведомителям удостоверения или другие служебные документы, позволяющие выявить их связи с полицией, запрещается.

4.5.2.2. Следует всячески стремиться к поддержанию доверительных отношений с осведомителями, сохраняя, однако, при этом соответствующую дистанцию, особенно с осведомителями-женщинами, не вводить их в курс своих личных и служебных дел. Связь с осведомителями осуществлять по возможности вне служебных помещений и не на их частных квартирах и ни в коем случае не осуществлять на частных квартирах полицейского руководства.

4.5.2.3. Никаких сведений об осведомителях в розыскную документацию не вносить.

4.5.2.10. Учитывать, что осведомитель сам может быть изобличен в совершении преступления или может иметь умысел на совершение преступления. Не использовать осведомителя, против которого возбуждено уголовное дело, разве что этого требуют высшие интересы и прокуратура не выражает сомнений в допустимости этого.

Проанализировав мотивы сотрудничества и поведения негласных работников в ФРГ, Г. Бауэр пишет, что "...за исключением тех доверенных лиц, которые дают информацию потому, что заинтересованы в поддержании общественной безопасности, мотивы доверенных лиц в высшей степени сомнительны и двойственны. Это относится и к доверенным лицам, которые, работая без материального вознаграждения, доносят полиции в ущерб своим конкурентам или соседям из соображений зависти. Еще больше это относится к доверенным лицам, заинтересованным материально или, тем более, принадлежащим к среде преступников".

Когда гражданин, подходящий для полиции как негласный сотрудник, не дает на это своего согласия, полиция иногда принуждает его к сотрудничеству. Делается это с использованием компрометирующих материалов, а иногда прямого шантажа. Известно, что в Канаде сотрудники спецслужб похищали истории болезни и данные об уплате налогов с целью их использования для шантажа. Кроме того, почти 40 лет тайная полиция с этой же целью вскрывала частные письма. Использовались и такие человеческие амбиции, как: пороки и слабости, жажда власти, супружеская неверность, мошенничество с использованием денежных фондов, злоупотребление алкоголем и т.д. Совершившим преступление предлагают выбор: суд или сотрудничество со спецслужбами.

Процесс привлечения граждан к содействию полиции на конфиденциальной основе состоит, прежде всего, из изучения личности кандидатуры негласного сотрудника, мотивов, побудивших его к сотрудничеству с полицией, и оформления негласного сотрудника в специальном аппарате.

В Англии пришли к выводу, что неумение полицейского работать с осведомителями выражается, прежде всего, в его неумении привлекать их к нелегальному сотрудничеству. Поэтому там учат: "Сотрудник полиции должен "почувствовать" потенциального осведомителя прежде, чем предполагаемое лицо будет в состоянии сориентироваться и осознать заинтересованность в нем полицейского".

В США полицейским напоминают, что отбор и тщательное изучение потенциального осведомителя, осуществляемые негласными методами, связаны с большими расходами времени и средств. Более полное знакомство с лицом, интересующим полицию, ведется на этапе изучения и проверки:

1) в процессе личного общения данного лица с сотрудником полиции, осуществляющим его привлечение;

2) через других сотрудников;

3) действующих осведомителей; родственников, знакомых;

4) других источников, а также с использованием полицейских учетов и скрытого наблюдения.

Решая вопрос о привлечении гражданина в качестве осведомителя, сотрудники ФБР, например, обязаны изучить следующие факторы:

1) в какой степени деятельность осведомителя может противоречить конституционным гарантиям прав граждан и, тем самым, не скомпрометирует ли он (с точки зрения законности) проводимое расследование, либо последующее уголовное преследование в суде;

2) насколько характер расследуемого эпизода оправдывает использование именно осведомителя, а не иных оперативных форм получения информации;

3) надежность конкретного осведомителя с точки зрения его информации; характер осведомителя и мотивы, побудившие его к сотрудничеству;

4) возможность ФБР непосредственно контролировать и направлять деятельность этого осведомителя, осуществляемую по заданию ФБР;

5) в какой степени ценность информации, полученной осведомителем, оправдывает расходы ФБР на ожидаемое осведомителем вознаграждение за сотрудничество.

Но даже согласие кандидата (особенно быстрое) может быть только видимым успехом, предупреждают венгерские специалисты. Опасность заключается в том, что у оперативника создается ложная иллюзия относительно данного сотрудничества. Неправильно оценив личность кандидата, он может подумать, что успешно повлиял на его чувства, а на самом деле только заставил его дать притворное согласие на сотрудничество. Отрицательные последствия этого не заставляют себя ждать. Оперативный работник должен всегда помнить, что определенной категории преступников присуще желание к продолжению совершения преступлений даже после привлечения его к негласному сотрудничеству (например, женщины легкого поведения, мошенники и др.). А криминальная активность во всех странах наблюдается у людей в возрасте от 17 до 25 лет. Кульминация преступной деятельности наступает в возрасте от 25 до 35 лет. Если говорить о возрасте негласных источников, то формально он обязательно должен достигать 18 лет, но на практике это часто не соблюдается.

В связи с тем, что полиция, особенно ФБР, уделяет большое внимание задаче создания перманентной разветвленной сети осведомителей в университетах и колледжах, в 1970 г. ФБР разрешило своим сотрудникам вербовать студентов не с 21 года, как раньше, а с 18 лет. Но и этот возрастной ценз практически снижен до 17 и менее лет. В ФРГ в соответствии с положением Единой директивы федеральных и земельных министров юстиции и внутренних дел об использовании криминальной полицией информаторов, агентов и секретных сотрудников (детективов) 1986 г., несовершеннолетние лица не могут использоваться органами полиции в качестве информаторов или агентов.

В Англии считают, что главное - это возможность гражданина располагать необходимой для полиции информацией, а возраст не играет никакой роли.

В Соединенных Штатах, Англии, Канаде, Афганистане и других странах разрешается привлекать к негласному сотрудничеству иностранцев.

В процессе борьбы с контрабандой наркотиков американцы пришли к выводу, что люди, занимающиеся доставкой наркотиков, могут быть легко заменены другими, а их арест обычно не приводит к продолжительным или серьезным сбоям в работе наркоорганизации. В связи с тем, что эти люди не обладают информацией о деятельности организаций, они не представляют большой ценности в борьбе с ними. Поэтому основные усилия полиции были сосредоточены на выявлении категории людей, обладающих значительной информацией, связанной с операциями с наркотиками. К ним относятся пилоты, финансовые менеджеры и др.

Говоря о подборе и выявлении осведомителей в США, необходимо отметить, что не все они были выявлены сотрудниками соответствующих полицейских подразделений. В агентурной работе американцев существует понятие "walkin", обозначающее самостоятельный приход лиц в определенные полицейские учреждения с предложением о сотрудничестве. Как отмечают американские специалисты, нередки случаи, когда категория таких "добровольцев" составляет целый ряд авантюристов, деклассированных элементов и им подобных.

Кандидаты в осведомители полиции иногда подбираются организациями, ничем не примечательными и не вызывающими подозрения у неискушенных людей. Особенно к этому приему прибегают тогда, когда данное лицо не хочет (или не должно об этом знать) сотрудничать с полицией. Такой прием называется "вербовка под ложным флагом". Посредники за определенную плату вручают полиции "плоды своего труда" и от полиции получают директивы, зачастую тонко завуалированные. То, что этот гражданин официально не будет являться осведомителем, для полиции не имеет никакого значения.

В пособиях, изданных специально для полиции ФРГ, довольно подробно указывается, в какой среде и при каких обстоятельствах происходит подбор и вербовка негласных сотрудников. Так, в специальном параграфе "Вербовка доверенных лиц", пособия Г. Бауэра "Современная борьба с преступностью" подчеркивается, что самым рациональным путем является вербовка в рамках работы по конкретному делу. Далее автор весь круг лиц, в среде которых рекомендуется искать кандидатов в доверенные лица, условно делит на три группы.

Первая группа - это деловые люди, понесшие материальный ущерб от преступления и поэтому заинтересованные в обнаружении преступника. Обычно рекомендуется записывать имена этих лиц и впоследствии обращаться к ним с просьбой о помощи по другим делам. В результате постепенно могут возникнуть доверительные отношения между ними и полицией.

Вторую группу составляют лица, которые в силу особенностей своей профессии общаются с широким кругом людей и получают от них информацию о событиях окружающей жизни. Это - водители такси, портье, кельнеры, хозяева гостиниц, киоскеры и т.п. Данные лица, как правило, всегда готовы в будущем информировать полицию, если информация будет оплачиваться.

К третьей группе относятся лица, которых удается установить в результате допроса свидетелей и обвиняемых. Из этого круга людей, по мнению Г. Бауэра, опытный криминалист всегда сможет выделить таких, которые согласятся на работу для полиции за определенное вознаграждение.

Что же касается количества осведомителей, то количественных квот по агентуре не предусмотрено. Расследование дел в сфере борьбы с наркобизнесом невозможно без активного использования агентов, поэтому в штаб-квартире этого ведомства вполне резонно судят о качестве агентурной работы любого территориального отделения по количеству успешно расследованных дел. В ФБР в отличие от ДЕА контроль за использованием агентуры более централизован. В течение многих лет это ведомство стремилось поддерживать высокий количественный уровень осведомителей путем введения определенных квот их наличия в оперативных подразделениях. Руководители отделений ФБР, допустившие общее снижение количества агентуры, могли подвергнуться суровой критике со стороны инспекторов центрального аппарата. Зачастую такой подход порождал нарушения в статистической отчетности, а говоря более понятным языком, приписки.

Конкретные количественные характеристики осведомительской деятельности полиции и спецслужб всегда считались строго конфиденциальными сведениями, и ни одно уважающее себя государство не позволит без особой на то надобности предавать гласности соответствующую информацию. Поэтому реально оценить масштабы такой деятельности весьма сложно, если вообще возможно. Остается лишь исходить из отдельных фактов и сообщений. Так, например, только в Чикаго, по признанию ФБР, за период с 1966 по 1976 г. было нанято 5145 платных политических осведомителей. Они обошлись в 2,5 млн. долларов. Но эти данные не включают армию осведомителей, работавших "по сыску красных" в чикагском полицейском управлении. Не включены сюда и осведомители иных полицейско-разведывательных органов - федеральных и штатов, работавшие совместно с ФБР, а также осведомители, используемые в этом городе в других сферах правоохранительной деятельности.

Только в одной операции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью "АБСКАМ", которая охватывала территорию трех американских штатов, участвовало до 100 агентов и осведомителей. Она продолжалась около двух лет и стоила примерно 800 тыс. долларов. Как сообщил в 1994 г. американский журнал "Национальное право", в США насчитывалось около 15 тысяч осведомителей, на содержание которых было потрачено государством 97 миллионов долларов.

Примеры эффективности использования в США информаторов в борьбе с терроризмом США есть и в настоящее время. Так, внедренный в группу лиц, готовившихся совершить взрыв двух синагог и сбить несколько самолетов. Они стали искать "выходы" на торговцев оружием с целью приобретения взрывчатки и управляемых ракет. Параллельно преступники начали вести наблюдение и собрать информацию на предполагаемые объекты атаки. Так, военно-воздушная база Национальной гвардии, где бандиты замыслили сбить самолеты, не раз была сфотографирована со всех сторон. В то же время, по информации генерального атторнея (прокурора) США, террористическая группа попала в поле зрения спецслужб, и вся информация о дальнейших шагах подозреваемых стала поступать в ФБР через внедренного в группу информатора.

Именно тайный агент снабдил террористов пластиковой взрывчаткой "С-4" и ракетами "Стингер". Все оружие было предварительно обезврежено и не пригодно к использованию. Но преступники об этом, разумеется, не подозревали. По информации "Нью-Йорк таймс", сразу после того, как террористы попытались заложить адские машины в автомобиль, который предполагалось взорвать у входа в синагогу в районе Бронкс, вся группа была арестована спецназом <1>.

--------------------------------

<1> Гасюк А. Спасение Нью-Йорка // Рос. газ. 2009. 22 мая. N 92.

 

Использование негласного аппарата в борьбе с преступностью

и его защита от расшифровки

 

В ряде зарубежных стран, одной из главных особенностей использования негласного аппарата считается обычно то, что доверенные лица призваны только собирать информацию, но ни в коем случае не использовать ее. Почти любая попытка доверенного лица использовать полученную информацию самостоятельно ведет к провалам в работе, так как ему неизвестна вся информация в совокупности. Это лишает его возможности делать правильные выводы из собранной им самим информации. Доверенное лицо должно быть исключено из сферы использования информации исходя из конспирации, обеспечения безопасности негласной сети в целом. Молчание отдельного лица обеспечивается, таким образом, не "твердостью его характера", а недостаточным знанием факта.

В отличие от информации, поступающей от добросовестно заблуждающихся источников, для сведений, поступающих от доверенных лиц, характерен еще один источник искажения - неправильная оценка наблюдаемого, особенно если это не отдельные обстоятельства, а комплексы их, что объясняется незнанием системы разведывательной службы и связей в этой системе. Именно поэтому в секретной работе полиции ФРГ принято ни в коем случае не ограничиваться ориентировкой на получение данных об определенном событии из одного источника и предписывается перепроверять информацию об этом событии с помощью других негласных сотрудников. Если же речь идет об информации, поступившей от лиц, связанных с преступным миром, то она вообще может быть правильно использована только в совокупности с результатами дознания, проводимого сотрудниками полиции самостоятельно <1>.

--------------------------------

<1> Смирнов М.П. Зарубежная налоговая и криминальная полиция и их оперативно-розыскная деятельность. М.: АНП; Издательство МГУ; ЧеРо, 2000.

 

Вопросы использования негласных источников и руководства ими в Германии отражены в Инструкции 1982 г.: "Руководство осведомителями сопряжено с особыми требованиями и риском. Для этой работы требуются особо квалифицированные специалисты уголовного розыска, служебная деятельность которых находится под особым контролем со стороны руководства. Руководитель соответствующей службы принимает решение о предоставлении конкретному специалисту полномочий по руководству осведомителями. Руководитель осведомителей ведет документацию, в которой содержатся:

1) персоналии осведомителей (включая псевдонимы);

2) личные отношения осведомителей;

3) существенные данные из их уголовных дел;

4) пометки об инструктажах осведомителей;

5) инструкции по общению с осведомителями;

6) расписки о выплате денег осведомителям;

7) документы об использовании осведомителей".

Правовые акты, предопределяющие режим добывания криминальной информации, указывают, что, рассматривая использование осведомителей в ходе санкционированного расследования, правоохранительные органы должны получить четкие ответы на следующие вопросы:

1) в какой степени деятельность осведомителя может повлиять на конституционные права граждан (свободу выражения мнения, свободу политических союзов и т.п.), тайну переписки и другие формы общения граждан, на законность проводимого расследования либо последующее уголовное преследование в суде. Здесь важно установить, что использование осведомителя в ходе конкретного расследования не приведет к действиям, противоречащим задачам правоохранительного органа или законодательства, а осведомитель не нарушит личные права граждан, не злоупотребит специальными каналами связи и не поставит под угрозу расследование и последующее уголовное преследование;

2) оправдывает ли характер расследуемого эпизода использование именно осведомителя, а не иных оперативных форм получения информации;

3) надежен ли конкретный осведомитель с точки зрения объективности и правдивости;

4) располагает ли орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, средствами проверки надежности информации, которая будет получена при помощи осведомителя;

5) какие мотивы побуждают осведомителя к сотрудничеству с оперативным подразделением;

6) в какой степени лицо, посредством которого предполагается конфиденциально собрать информацию, вовлечено в расследуемый эпизод;

7) есть ли у органа, ведущего оперативно-розыскную деятельность, возможность непосредственно направлять и контролировать работу осведомителя, осуществляемую по его заданию в связи с расследуемым эпизодом, обеспечивая соответствие его поведения указаниям сотрудника, контролирующего его деятельность;

8) в какой степени ценность информации, которую осведомитель может представить, адекватна вознаграждению, получаемому от правоохранительного органа за сотрудничество.

Если ответы на приведенные вопросы устраивают орган полицейской разведки и ожидается, что разрешение криминальной задачи при помощи осведомителя не приведет к нарушениям правового режима добывания криминальной информации, то это частное лицо привлекается к подготовке и осуществлению соответствующих оперативно-розыскных мероприятий <1>.

--------------------------------

<1> Смирнов М.П. Зарубежная налоговая и криминальная полиция и их оперативно-розыскная деятельность. М.: АИП; Издательство МГУ; ЧеРо, 2000.

 

Один из основных принципов оперативной работы заключается в строгом соблюдении конспирации, обеспечении конфиденциальности сотрудничества гражданина с полицией. В связи с этим специальные агенты прежде всего должны сами понимать серьезность его значения. Большинство негласных источников хотели бы иметь гарантии того, что их личность и факт сотрудничества с полицией никогда не будут раскрыты кому-либо ни при каких обстоятельствах. В связи с этим самое важное из всех обещаний, которое дает полицейский осведомителю, - хранить тайну его имени. От этого обещания зависит жизнь осведомителя. Его имя нельзя произносить даже в здании полицейского участка, так как и стены имеют "уши". Нельзя записывать его имя на листочке бумаги, так как он может потеряться, его могут выкрасть, использовать в качестве доказательства адвокаты. Американцы говорят, что "если полиция не в состоянии обеспечить безопасность одного осведомителя, это лишит ее десятков других источников информации".

Существует там и специальное положение, согласно которому полицейские, работающие с осведомителями, несут определенную ответственность за их безопасность. По этому вопросу авторы руководства для работников криминальной полиции ФРГ "Сотрудник криминальной полиции и сфера его деятельности" ссылаются на решение уголовного Сената Федерального суда от 10 июля 1952 г., в котором сказано: "Полиция была бы во многих случаях лишена важного средства раскрытия преступления, если бы ей было предписано отказаться от использования заявлений, даваемых ей при условии содержания в тайне имени заявителя, по тем причинам, что нельзя гарантировать сохранение этой тайны". Это решение было принято в прямой связи с рассмотрением вопроса об использовании в уголовном процессе негласных сведений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...