Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3 страница




принимает активное участие совместно с полицией в расследовании преступных деяний, в задержании и поисках виновных;

предоставляет полиции необходимую информацию о личности подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

Анализируя структуру населения, проживающего в определенном городе, провинции или районе, активисты Комитета народной защиты выявляют лиц, склонных к правонарушениям. Что касается подростков или несовершеннолетних, то органы Комитета народной защиты проводят с ними индивидуальную работу, привлекают и приглашают родителей, чтобы предупредить их об ответственности и необходимости принимать меры воспитательного характера, чтобы не дать возможности подросткам или несовершеннолетним совершить антиобщественные проступки.

Члены Комитета народной защиты принимают необходимые меры по заявлениям граждан о нарушении общественного порядка и своевременно сообщают полиции об этих правонарушениях. Кроме того, осуществляется большая практическая работа в виде чтения лекций, проведения бесед среди населения, разъясняющих правовые и моральные правила поведения граждан в обществе. Такая работа членов Комитета народной защиты позволяет объединить их усилия совместно с работниками полиции по месту жительства в осуществлении работы по устранению причин и условий, порождающих преступность, воспитанию правосознания у граждан, а также созданию обстановки нетерпимости к любым антиобщественным проявлениям.

Во взаимодействии полиции и населения страны, как считают в Йемене, существует очень важный фактор, воздействующий и укрепляющий это взаимодействие в сфере борьбы с преступностью, - религиозное воспитание. По Конституции Йеменской Республики ислам признан религией государства. Почти 100% населения страны - верующие, соблюдающие все предписания Корана, сунны и шариата как общего учения об исламском образе жизни. Данные предписания обязательны для исполнения всеми правоверными, поэтому воспринимаются в массовом обыденном сознании как образ жизни в целом. Йеменцы рассматривают это как Всеобъемлющий исламский кодекс правил поведения, включающий самые разнообразные нормы: религиозные, нравственные, юридические, бытовые, а также обычаи. В основе ислама - религия и право едины, поэтому религиозное воспитание в стране имеет как правовой, так и религиозный характер. Когда гражданин оказывает помощь полиции в борьбе с преступностью, он считает, что выполняет не только свой гражданский, но и религиозный долг <1>.

--------------------------------

<1> Каид бич Каид Мусаед. Специфика взаимодействия полиции и населения в борьбе с преступностью в Йеменской Республике // Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. 27 - 28 мая 1993 года. 4.3. СПб., 1995. С. 140 - 142.

 

В процессе взаимодействия с населением полиция, информируя его о преступлениях через местные средства информации, одновременно с данными о самом преступлении и подозреваемых часто сообщает и сумму вознаграждения с легко запоминающимся номером телефона, по которому можно связаться с полицией. Это используется для борьбы не только с общеуголовной преступностью, но и налоговыми преступлениями. Так, например, в 1996 году правительство Великобритании провело рекламную кампанию под девизом: "Знаете какого-нибудь обманщика? Подскажите о нем по телефону". В результате в пяти областях, где кампания проходила апробацию, телефонные операторы зарегистрировали более 13 тысяч "крайне полезных конфиденциальных сообщений", позволивших спасти свыше 1 млн. фунтов стерлингов <1>.

--------------------------------

<1> Емельянов В. Агент под кличкой "Кармен" // Налоговая полиция. 1997. N 10.

 

Согласно Инструкции Генерального атторнея США, "секретным сотрудником" считается любой кадровый сотрудник ФБР, участвующий в секретной операции, либо кадровый сотрудник любого другого следственного или полицейского органа, участвующий в операции под руководством ФБР и сохраняющий факт своего сотрудничества с ФБР в тайне. "Специальный агент" - официальный титул, например, сотрудников налогового управления и следственно-оперативных подразделений ФБР (специальных званий они не имеют). "Старший специальный агент" - официальный титул руководителей отделений ФБР на местах - в столицах штатов и крупных городах.

В соответствии с единой Директивой федеральных и земельных министерств юстиции и внутренних дел ФРГ 1986 г. "Об использовании криминальной полицией информаторов, агентов и секретных сотрудников (детективов)", в соответствии с разделом A 2.2 секретным детективом является специально отобранный, подготовленный и снаряженный служащий полиции, который каким-либо путем вступает в контакт с уголовными элементами с целью получения исходных данных для разработки и осуществления оперативных мероприятий полиции. В разделе A 2.3.1 говорится, что использование секретных детективов, особенно при расследовании тяжких преступлений, допустимо в тех случаях, когда другие криминалистические методы и оперативные мероприятия не обеспечивают достижения требуемого результата. В каждом конкретном случае должна осуществляться тщательная проверка допустимости и целесообразности использования детективов. Основная цель осуществления этой деятельности - получение информации о скрытой деятельности преступников и подозреваемых лиц, содействие получению доказательств, необходимых для вынесения судебного приговора.

Многие западные специалисты считают, что эффективность деятельности полиции в сфере борьбы с уголовной преступностью в значительной мере зависит от состава негласного аппарата, а работа сотрудников полиции оценивается по тому, как справляются со своими обязанностями осведомители, находящиеся у них на связи. Полицейским внушается, что сотрудник полиции, который способен создавать и сохранять возможности осведомленности о преступном мире с помощью негласного аппарата, представляет собой один из лучших образцов профессионала. В связи с этим к негласной работе в зарубежной полиции привлекаются, как правило, наиболее квалифицированные и опытные сотрудники, отличающиеся сдержанным характером, способные устанавливать хорошие взаимоотношения с окружающими. Кроме того, они должны соблюдать нормы этики при раскрытии преступлений, уметь вести беседы и распознавать мотивацию и личные качества вербуемого лица, знать особенности поведения лиц, живущих и работающих в рамках определенной юрисдикции, владеть всесторонним знанием законов, применяемых в различных криминальных ситуациях по охране порядка, уметь точно определять подлинную ценность полученной информации, а также, безусловно, выполнять обещания, дающиеся осведомителю.

Если детектив обладает этими качествами, то он, как правило, добивается установления рабочих взаимоотношений с потенциальными осведомителями, преодолевая их вполне естественное нежелание сотрудничать с правоохранительными органами в уголовном расследовании. Решающим фактором здесь является умение детектива использовать ряд убедительных доводов, объясняющих нежелание людей оказывать помощь следствию из-за недоверия к должностным лицам, необходимости присутствия в суде, клейма позора и возможной мести преступных сообщников. Сотруднику полицейской разведки рекомендуется уделять большое внимание здоровью, возрасту, образованию, основным чертам характера, месту работы, финансовому положению и мотивации потенциальных осведомителей, так как игнорирование этих аспектов может привести к напрасному расходованию средств.

В связи с тем, что в Израиле оказание негласной помощи со стороны граждан полиции и спецслужбам является гражданским долгом, то в настоящее время израильская разведка считается одной из лучших разведок в мире.

В четырех районах Испании - Андалусии, Каталонии, Аликанте и Мадриде - за решеткой оказались 20 человек, подозреваемых в принадлежности к организованным преступным группировкам из России.

Одновременно судебными властями наложены аресты на сотни банковских счетов, принадлежащих арестованным россиянам, взяты под полицейскую охрану десятки роскошных яхт и вилл на самых престижных курортах Испании.

В двухлетней подготовке к проведению операции "Тройка" принимали участие около 400 агентов (специальные агенты - штатные сотрудники) испанской полиции, жандармерии и подразделений пограничных войск, а также спецслужбы США, Швейцарии и Германии. За координацию всей работы отвечал судебный следователь Бальтасар Гарсон - выдававший ордера на арест чилийского диктатора Аугусто Пиночета и российского предпринимателя Владимира Гусинского.

В руках испанских полицейских оказались крупные преступные авторитеты, возглавлявшие такие известные группировки, как "тамбовская", "малышевская", "грузинская". Больше всего внимания здесь уделяют арестованному на Мальорке "вору в законе" Геннадию Петрову, которого называют главой "тамбовской" организованной преступной группировки. По некоторым сообщениям, источником его начальных капиталов были так называемые средства партии, которые в последние годы перестройки таинственным образом исчезли из официальной кассы КПСС.

Под руководством Петрова проводились десятки, если не сотни, преступных операций: от контрабанды кобальта и табака до заказных убийств, подкупа высокопоставленных чиновников и "отмывания" преступно нажитых миллионов евро и долларов.

Кроме Петрова в ходе операции арестованы также глава "малышевской" группировки сам Малышев, а также некие Кузьмин и Изгилов. Последнего обвиняют в руководстве "грузинской" ОПГ, орудовавшей в Испании <1>.

--------------------------------

<1> Голуб П. 400 агентов поймали 20 мафиози // Рос. газ. 2008. 16 июня. N 126.

 

Негласные сотрудники полиции,

привлекаемые к сбору разведывательной информации

 

Еще много лет назад авторы исследования вопросов состояния преступности из Вашингтонского университета сделали вывод, что полиция не может выиграть борьбу с преступностью, если будет вести ее в одиночку. Как бы хорошо ни были обучены, организованы и оснащены полицейские, они не могут находиться на месте каждого совершаемого преступления, даже если бы число полицейских было в десятки раз больше того, которое есть в действительности. Не помог им и "эффект мнимой вездесущности" полиции, который достигался за счет плотности патрульно-постовой службы.

Среди основных источников полиции, занимающихся нелегальным сбором разведывательной информации для борьбы с наиболее опасными преступлениями, являются осведомители (тайные агенты, информаторы и доверенные лица). В 1996 году, представляя в парламент очередной бюджет, канцлер казначейства Великобритании К. Кларк объявил, что в борьбе с неплательщиками налогов еще более активно будут использоваться платные тайные осведомители. Его слова никого не повергли в шок, поскольку польза от информаторов для государственной казны, а значит и для страны, и для ее граждан очевидна <1>. "Использование секретных осведомителей или тайных агентов, - говорится в одном из решений Верховного суда США, - есть законная и правильная практика правоприменяющих органов и оправдана интересами граждан. Фактически без использования осведомителей многие преступления остались бы без возмездия и правонарушители избежали бы привлечения к ответственности" <2>.

--------------------------------

<1> Емельянов В. Указ. соч. С. 15.

<2> The National Sheriff. 1973. April - May. P. 18.

 

Использование специальными агентами негласных источников при проведении оперативно-розыскных мероприятий регламентируется руководством для специальных агентов, утвержденным Конгрессом США в 1960 году и инструктивным письмом Генерального атторнея от 15 декабря 1976 года. И известная четвертая поправка к американской Конституции не защищает правонарушителя от того, что лицо, которому он добровольно сообщает о своих противоправных действиях, не разоблачит его. Часто негласные сотрудники применяются для предупреждения опасных преступлений, поэтому в США осведомитель - главная фигура (после штатных сотрудников правоохранительных органов) в системе нелегального сбора информации. В связи с этим характерно, что в ходе обсуждения в сенате США законопроекта по бюджету разведывательного сообщества на 1993 финансовый год была выражена убежденность в том, что важнейшим инструментом разведки и впредь будет негласный аппарат. Сенаторы подчеркнули, что работе с негласным аппаратом в 90-е гг. обеспечен приоритет <1>.

--------------------------------

<1> Адашкевич Ю.Н. Указ. соч. С. 211.

 

Осведомитель - это лицо, не входящее в систему охраны правопорядка, периодически или регулярно предоставляющее информацию должностному лицу правоохранительных органов о преступной деятельности. Столь неоценимая помощь обеспечивает успешное разрешение различных криминальных задач, в связи с чем сотрудники сыскных ведомств в интересах постоянного получения и надлежащего использования таких сведений разрабатывают и придерживаются специальных процедур в отношении осведомителей. Исходным положением здесь является разделение осведомителей на различные квалификационные группы.

Осведомители в Соединенных Штатах являются внештатными сотрудниками и делятся на две категории: случайные и завербованные.

К категории случайных относятся лица нерегулярно, а иногда и непреднамеренно передающие оперативную информацию и не имеющие желания в дальнейшем сотрудничать с полицией. Такие осведомители могут быть и анонимными. Надежность таких сведений всегда представляет определенную проблему, поэтому, чтобы иметь доказательственную ценность, они должны, как правило, подтверждаться информацией из других источников.

Значительную роль в работе американской полиции играют завербованные осведомители - специально подобранные лица, служащие постоянным источником информации. Их существует три типа.

К первому типу относятся наиболее желательные источники, которые в силу занимаемой ими должности добровольно сообщают те или иные сведения (служащие банков, страховых, телефонных и авиационных компаний, врачи, водители, профессорско-преподавательский состав и т.п.).

Ко второму типу относятся лица, представляющие информацию по принуждению со стороны полицейских органов (например, привлекаемые к уголовной ответственности, осужденные, ранее судимые и т.д.).

К третьему типу принадлежат осведомители, сбор информации для которых является основным занятием (подобной работой, как мы отмечали, занимаются и секретные сотрудники криминальной полиции). Этих информаторов в некоторых полицейских органах называют специальными служащими.

В практике американского Федерального бюро расследований, некоторых иных правоприменительных ведомств этой страны, а также других государств <1> используются следующие понятия:

--------------------------------

<1> Адашкевич Ю.Н. Указ. соч. С. 210 - 211.

 

конфиденциальный источник - лицо, передающее на конфиденциальной основе информацию, к которой оно имеет законный доступ в силу своего объективного положения. Конфиденциальный источник, как правило, не связан с преступным миром, предоставляет информацию, не нуждаясь в специальных стимулах;

осведомитель, информатор - любое другое лицо, передающее информацию на конфиденциальной основе. Обычно это лицо, тесно связанное с объектами негласного расследования и имеющее в этой связи надежный доступ к оперативно ценной информации. Чаще всего осведомитель - это непосредственный представитель преступного мира.

В Агентстве по борьбе с распространением наркотиков (ДЕА) употребляют следующие термины:

информатор I класса - представитель криминальной среды или лицо, тесно связанное с этой средой. Обычно он сотрудничает сознательно, но иногда используется и "втемную". Например, уличный торговец наркотиками может не знать, что совершает сделки с сотрудником ДЕА, и таким образом непреднамеренно выводит его на оптового поставщика запрещенного товара;

информатор II класса - обычный гражданин, например сотрудник отеля, информирующий о прибытии в город объекта оперативного внимания, или легальный торговец химическими препаратами, которые могут быть использованы в производстве амфетаминов или барбитуратов.

Исходя из интенсивности использования информатора и особенности его оплаты за предоставленную информацию, специальные агенты налогового управления США выделяют пять типов информаторов: анонимные, неконфиденциальные, конфиденциальные, контролируемые и ограниченные <1>.

--------------------------------

<1> В США в 1994 году государством выделено на оплату 15 тысяч осведомителей 97 млн. долларов. См.: Налоговая полиция. Библиотечка малого бизнеса и коммерции. Общедоступная гуманитарная самообразовательная дальтон-школа. Лыткарино: Восход, 1996. С. 65.

 

Анонимный информатор отказывается себя называть или может использовать вымышленное имя, особенно если информатор вступает в контакт с налоговым управлением несколько раз. Его настоящие анкетные данные никому не известны, и информатор не желает их сообщать. С таким типом информатора специальный агент чаще всего общается по телефону или по почте.

Неконфиденциальный информатор не требует от полиции, чтобы его имя там сохранялось в строгом секрете. Однако хотя этот тип информатора и не требует конфиденциальности, личность любого информатора не раскрывается сотруднику управления, если это не требуется для выполнения им своих служебных обязанностей.

Конфиденциальный информатор требует, чтобы его имя было засекречено.

Контролируемый информатор получает плату за представляемые в полицию сведения. Он готовится специальным агентом как источник информации, относящийся к нарушителям налоговых и других законов.

Специальный агент должен подготовить служебную записку с обоснованием необходимости использования контролируемого информатора. Кроме этого в служебной записке указывается:

1) общая информация об осведомителе (например, местожительство, уголовное прошлое и его связи и др.);

2) надежность получаемой информации;

3) источник и средства получения информации самим осведомителем.

Ограниченный источник - информатор, личность которого известна специальному агенту, но отказывающийся предоставлять информацию без гарантии того, что его личность не будет фигурировать в документах полиции. Примером такого типа источника является личный знакомый или друг сотрудника полиции, предлагающий информацию как свидетельство дружеских отношений.

Американцы считают, что информатором является и официальное должностное лицо, предоставляющее сведения о взяточничестве в его учреждении. Правоохранительные органы используют и сведения, поступающие от осведомителей из числа лиц, находящихся под арестом. Эти лица нередко представляют информацию о соучастниках преступлений с тем, чтобы избежать судебного преследования или уменьшить степень меры наказания. Информация, полученная из подобных источников, неизменно является результатом достижения такой договоренности и должна использоваться как можно быстрее и до того, как будет обнаружена связь осведомителя с правоохранительным органом. Названный источник информации может дать согласие на предоставление свидетельских показаний против других лиц, а также на то, чтобы стать регулярным осведомителем в период пребывания в пенитенциарном учреждении и после освобождения.

Важным нелегальным источником разведывательной информации в американской полиции считаются и доверенные лица. Среди сотрудников-профессионалов криминальной полиции даже бытует пословица: "Ценность оперативных работников полиции определяется ценностью их доверенных лиц". Согласно официальному американскому определению, доверенное лицо - это человек, который не является штатным сотрудником полиции, обладает связями с преступными организациями и лицами, выражает желание по тем или иным причинам собирать и сообщать сотрудникам полиции сведения об их намерениях и действиях. В ФРГ к этому еще добавляют: "при условии гарантирования секретности".

Под тайным сотрудником в уголовном процессе ФРГ понимают доверенное лицо органа государственной власти, которое в соответствии со своим "суверенным розыскным заданием собирает и использует в качестве доказательственного материала факты". Соответствующие органы власти <1> в ФРГ пользуются в своей работе, по крайней мере, двумя категориями доверенных лиц:

--------------------------------

<1> Данная категория указывалась как субъекты негласной работы.

 

1) лица, секретно состоящие на постоянной службе органов власти и получающие за это постоянное вознаграждение, подобное регулярной заработной плате;

2) лица, для которых работа на полицию является своеобразным "совместительством" (к их помощи прибегают от случая к случаю, за что они получают разовые вознаграждения за собранную информацию).

По мнению немецких ученых, уголовно-процессуальный закон Германии допускает использование следующих категорий негласных помощников: анонимных сотрудников полиции (Nicht offen operierendde Polizeibeamter - NOP), законспирированных следователей (Verdeckte Ermittler - VE), агентов-провокаторов (agent-provocatuer), доверенных лиц (Vertrauenspersonen - VP) и осведомителей (Informanten) <1>.

--------------------------------

<1> Примерно такое разграничение негласных помощников и сотрудников проводится и в Швейцарии: осведомитель, осведомитель-наводчик, внедренный агент, агент-провокатор и тайный агент.

 

В ФРГ различают пять групп доверенных лиц:

1. Наушник или реномист.

2. Беспомощное доверенное лицо.

3. Корыстолюбивое доверенное лицо.

4. Агент-провокатор.

5. Доверенное лицо, ведущее двойную игру.

"Наушник", или "реномист", представляет собой лицо, которое мнит себя неудавшимся сотрудником криминальной полиции и полагает, что вправе заявлять о том, что он является агентом полиции. Он всячески подчеркивает перед окружающими значительность своей личности и склонен сам выступать в роли исполнительной власти, при этом берет взятки от лиц, за которыми он, якобы, наблюдает по поручению полиции.

"Беспомощное доверенное лицо", претендуя на большое вознаграждение, обещает содействие в раскрытии крупных преступлений, после чего долго вообще не появляется. При случайной встрече этот человек дает фантастические сведения, которые ни на что не годятся. Особую опасность он представляет собой потому, что склонен обвинять лиц, непричастных к преступлениям.

"Корыстолюбивое доверенное лицо" стремится склонить к большим выплатам за свою работу, требует авансов, при этом пытается получить деньги не только от полиции, но и от потерпевшего.

"Агент-провокатор" стремится быть услужливым, всеми средствами пытается получить вознаграждение, для чего инспирирует преступление, которое без его провокации никогда бы не произошло.

"Доверенное лицо, ведущее двойную игру", сообщает полиции сведения о мелких преступлениях, с тем чтобы самому под этим прикрытием совершать преступления. Иногда это вовсе не доверенное лицо, а преступник, который устраняет таким образом соперника либо стремится получить большую долю добычи от преступления. Вместе с тем в ФРГ считают, что если государство благодаря наличию негласного сотрудника получает какое-то преимущество в виде информации, то оно должно нести и ответственность за ошибочное его поведение. До 1986 года в ФРГ понятиями "доверенное лицо" и "осведомитель" охватывались все категории негласных источников, привлекаемые соответствующими секретными службами и полицией для негласного сбора разведывательной информации. А в соответствии с § A 1.2.2 "Единой директивы федеральных и земельных министерств юстиции и внутренних дел" 1986 года, кроме терминов "доверенное лицо" и "осведомитель", появился и термин "агент", под которым подразумевается лицо, которое, не являясь сотрудником полиции, конфиденциально может оказывать ей помощь в раскрытии преступлений в течение продолжительного времени.

Содержащееся в Основном законе ФРГ конституционное требование досконального выяснения всех обстоятельств дела в рамках расследования уголовных преступлений также дает правовое подкрепление использованию негласных сотрудников и осведомителей <1>. Вопросы, связанные с доверенными лицами, судя по литературным источникам, рассматривались в ФРГ в рамках криминалистической тактики ("криминалистики"). Поэтому в плане научных исследований Криминалистического института федерального ведомства уголовной полиции ФРГ имеется специальная тема "Доверенные лица, тайные агенты", включенная в раздел "Криминалистические средства". А вопросы негласной оперативно-розыскной деятельности полиции ФРГ рассматриваются в разделе криминалистики под названием "Конспиративное противодействие". Криминалисты ФРГ считают, что уголовно-полицейское дознание немыслимо без применения доверенных лиц. При этом обычно называют три основания для их использования.

--------------------------------

<1> Ахкубеков А.Х. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в Германии // Оперативник (сыщик). 2005. N 1(2). С. 50 - 51; Ахкубеков А.Х. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности за рубежом и использование ее результатов в уголовном процессе: Монография. М., 2004.

 

Во-первых, работа полиции в значительной степени состоит из наблюдения и слежения, для осуществления которых необходимо пользоваться не только силами полиции, но и информацией от доверенных лиц, ведущих целенаправленное наблюдение и слежение.

Во-вторых, наблюдение и слежение необходимо вести незаметно с помощью лиц, которые неизвестны как сотрудники полиции. Для этого также нужны доверенные лица.

В-третьих, существует необходимость в ведении наблюдения в преступной среде, что возможно только с помощью лиц из преступной среды, которые "сами время от времени совершают преступления или в результате жизненных обстоятельств и профессии располагают доверием лиц из преступной среды".

Что же касается правовой базы для работы с негласной категорией граждан, то в Гамбурге с 1982 г., в Гессене и в Нижней Саксонии с 1983 г. были изданы специальные циркуляры. Так, например, гамбургский "Циркуляр по использованию осведомителей и других информаторов", вступивший в силу с грифом "для служебного пользования" 30 марта 1982 г., был одобрен гамбургским органом внутренних дел, юстицией и Федеральным ведомством уголовной полиции. Циркуляр предусматривал тесное сотрудничество полиции и прокуратуры в использовании осведомителей и в обеспечении гарантий конфиденциальности их работы. Вместе с тем законодательное регулирование применения негласных сотрудников в ФРГ имеет особенность: государственные органы, пользующиеся услугами тайных источников, всеми средствами стремятся обеспечить себе непричастность к их действиям. В этих целях, прежде всего, негласный сотрудник рассматривается в качестве лица, функционирующего не на основании поручения соответствующего органа государства, а в качестве частного лица, связанного со своим "заказчиком" правовыми отношениями, базирующимися исключительно на "частном договорном праве".

Наряду с указанными негласными источниками информации существует множество различных групп лиц, которые могут быть чрезвычайно заинтересованы в оказании помощи правоохранительным органам и предоставлении информации о противоправной деятельности. Принципиально важно здесь то, что лица, которые наверняка обладают ценной информацией о правонарушителях или могут получить такую информацию, почти всегда являются людьми, связанными с преступной деятельностью. В связи с этим сотрудники полиции должны владеть тактикой обнаружения и вербовки потенциальных осведомителей, а затем их эффективного использования в качестве источников информации.

 

Выявление (подбор) и привлечение кандидатов

в негласные сотрудники

 

Процесс работы с негласным аппаратом состоит из четырех этапов. Первым из них является выявление (подбор) кандидатуры будущего негласного сотрудника. Второй этап включает изучение кандидатуры осведомителя и мотивов, побудивших лицо сотрудничать с полицией. После осуществления вербовки негласный сотрудник проходит обучение, что составляет третий этап. Четвертый этап заключается в расстановке и использовании данной категории негласных помощников.

Выявление кандидата для использования в качестве осведомителя - это постоянный вид деятельности любого полицейского учреждения США. В процессе выявления проверяется и способность самого сотрудника к поиску необходимых кандидатов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...