Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2 страница




--------------------------------

<1> Закон г. Москвы от 26 июня 2002 г. N 36 "О Московской городской народной дружине" (ред. от 30.01.2008).

 

Добровольные народные дружины могут приносить большую помощь и органам Федеральной службы безопасности России <1> по охране государственной границы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 339 "О Порядке привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации" (ред. от 05.12.2008), ФСБ России был издан Приказ, объявляющий Инструкцию по подготовке народных дружинников на границе <2>. За организацию обучения и руководство этих дружинников установлены ежемесячные надбавки.

--------------------------------

<1> Приказ ФСБ России от 30 марта 2005 г. N 184 "О внесении изменений в Приказ ФСБ России N 10-04 г."; Приказ ФСБ России от 15 апреля 2009 г. N 168 "О внесении изменений в Приказ ФСБ России от 9 января 2004 г. N 10 и приложение к этому Приказу" (обучению и руководству добровольными народными дружинами по охране Государственной границы Российской Федерации); Цуканов В.В. Гласная помощь граждан России пограничной полиции как общая проблема административного, военного и оперативно-розыскного права: Монография / В.В. Цуканов, А.Ю. Шумилов. М.: ИД Шумиловой И.И., 2008.

<2> Приказ ФСБ России от 17 ноября 2010 г. N 566 "Об организации работы пограничных органов с добровольными народными дружинами по защите Государственной границы Российской Федерации" (объявляющий Инструкцию).

 

МВД России, в соответствии с пунктом 34 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, издало Приказ от 10 января 2012 г. N 8 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции" <1>. Данная Инструкция определяет принципы и порядок привлечения граждан к сотрудничеству с полицией в качестве внештатных сотрудников полиции. В соответствии с п. 2 этой Инструкции, внештатными сотрудниками полиции являются граждане, изъявившие желание оказывать помощь полиции и привлекаемые к сотрудничеству на добровольной, гласной и безвозмездной основе в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

--------------------------------

<1> Приказ МВД России от 10 января 2012 г. N 8 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции".

 

Пункт 4 устанавливает направления привлечения внештатных сотрудников по следующим направлениям деятельности полиции:

4.1 Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.

4.2 Предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений.

4.3 Розыск лиц.

4.4 Обеспечение правопорядка в общественных местах.

4.5 Обеспечение безопасности дорожного движения.

4.6 Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Говоря в разделе III Инструкции об организации работы с внештатными сотрудниками полиции, указывается:

"п. 28 "Ответственному сотруднику органа внутренних дел запрещается:

п. 28.1. Поручать внештатному сотруднику полиции самостоятельное производство следственных действий, проведение (участие в проведении) оперативно-розыскных мероприятий, составление протоколов об административных правонарушениях, а также проверку заявлений и сообщений о преступлениях и об административных правонарушениях.

п. 28.2. Привлекать внештатного сотрудника полиции к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для его жизни и здоровья.

п. 28.3. Знакомить внештатного сотрудника полиции с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и иную информацию ограниченного пользования" (выделено мной. - М.П.).

11. Организационные и тактические аспекты конфиденциального сотрудничества граждан с органами внутренних дел определяются ведомственными нормативными актами МВД России.

В отечественных и зарубежных средствах массовой информации затрагивается вопрос о конфиденциальности информации, поступающей в редакции. В ч. ч. 1 и 2 ст. 41 "Конфиденциальная информация" Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" <1> говорится:

--------------------------------

<1> Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (ред. от 14.06.2011).

 

"Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, представленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом".

В средствах массовой информации поднимаются вопросы об использовании в уголовном процессе сведений, имеющим гриф "секретно" <1>.

--------------------------------

<1> Борисов Т. Знакомьтесь, секретные агенты // Рос. газ. 2009. 4 авг. N 142.

 

В дореволюционной России

 

В дореволюционной России в основе охранного отделения Департамента царской полиции была работа с негласными сотрудниками. По мнению работников московского охранного отделения, профессионалом по их приобретению являлся Сергей Васильевич Зубатов <1>. Он не смотрел на сотрудничество как на простую куплю и продажу, а видел в нем дело идейное, что старался внушить и офицерам. Учил он также относиться к сотрудникам бережно: "Вы, господа, говорил он, должны смотреть на сотрудника как на любимую женщину, с которой вы находитесь в нелегальной связи. Берегите ее, как зеницу ока. Один неосторожный ваш шаг, и вы ее опозорите. Помните это, относитесь к этим людям так, как я вам советую, и они поймут вас, доверятся вам и будут работать с вами честно и самоотверженно. Штучников гоните прочь, это не работники, это продажные шкуры. С ними нельзя работать. Никогда и никому не называйте имени вашего сотрудника, даже вашему начальству. Сами забудьте его настоящую фамилию и помните только по псевдониму.

--------------------------------

<1> Зубатов Сергей Васильевич (1864 - 1917) - сын обер-офицера, участник народовольческого кружка в Москве, с 1885 г. секретный сотрудник Московского охранного отделения. С 1889 г. чиновник для поручений Отделения, с 1894 г. помощник его начальника, с 1896 г. начальник. В 1902 - 1903 гг. - заведующий Особым Отделом Департамента Полиции. Осенью 1903 г. по личному распоряжению министра В.К. Плеве уволен в отставку в чине надворного советника; сослан во Владимир. При известии о Февральской революции покончил жизнь самоубийством.

 

Помните, что в работе сотрудника, как бы он ни был вам предан и как бы он честно ни работал, всегда, рано или поздно, наступит момент психологического перелома. Не прозевайте этого момента. Это момент, когда вы должны расстаться с вашим сотрудником. Он больше не может работать. Ему тяжело. Отпускайте его. Расставайтесь с ним. Выведите его осторожно из революционного круга, устройте его на легальное место, исхлопочите ему пенсию, сделайте все, что в силах человеческих, чтобы отблагодарить его и распрощаться с ним по-хорошему.

Помните, что перестав работать в революционной среде, сделавшись мирным членом общества, он будет полезен уже в новом положении, Вы лишаетесь сотрудника, но вы приобретаете в обществе друга для правительства, полезного человека для государства.

Благодаря таким взглядам Зубатова, работа по розыску приобретала интересный характер. Проводя их в жизнь, Зубатов сумел поставить внутреннюю агентуру на редкую высоту. Осведомленность отделения была изумительна. Его имя сделалось нарицательным и ненавистным в революционных кругах. Москву считали гнездом "провокации". Заниматься в Москве революционной работой, считалось безнадежным делом.

Красиво и убедительно говорил Зубатов, подготовляя из нас будущих руководителей политического розыска, но воспринять сразу эту государственную точку зрения на внутреннюю агентуру было трудно. Мы принимали, как бесспорные, все советы относительно сотрудника и все-таки они в наших глазах были предателями по отношению своих товарищей. Мы понимали, что без шпионов ничего нельзя знать, что делается во вражеском лагере; мы сознавали, что сотрудников надо иметь так же, как надо иметь военных шпионов, чтобы получать необходимые сведения про неприятельские армию и флот, про их мобилизационные планы, и т.д. Все это мы понимали хорошо, но нам офицерам, воспитанным в традициях товарищества и верности дружбы, стать сразу на точку холодного разума и начать убеждать человека, чтобы он, ради пользу дела, забыл все самое интимное - дорогое и шел на измену, было тяжело и трудно. Наш невоенный начальник не мог этого понять. Да, мы и не говорили много с ним об этом. Но между собою мы, офицеры, подолгу беседовали на эту тему. В нас шла борьба" <1>.

--------------------------------

<1> Спиридович А.И. Указ. соч. С. 14 - 16.

 

У Зубатова была идея создания контролируемых рабочих кружков. Из современной истории известно, что такой тактический прием в дальнейшем использовался в борьбе с бандформированиями (в Афганистане, Чечне). Кроме того, что устраивались ссоры между главарями банд и распространялись различные слухи для подрыва боевого духа членов банд, но и создавались лжебанды. Во время Великой Отечественной войны немцы создавали некоторые контролируемые партизанские отряды, что позволяло им не только получать информацию о конкретном партизанском отряде, но и устанавливать и внедряться в другие партизанские отряды. В настоящее время в соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" 1995 года, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных указанным законом и осуществлять оперативное внедрение, контролируемую поставку и другие оперативно-розыскные мероприятия.

Такая же идея, как и у С.В. Зубатова, была у заведующего заграничной агентурой в Париже Статского Советника П.И. Рачковского, который в Докладной записке от 24 ноября/6 декабря 1892 года на имя директора Департамента полиции П.Н. Дурнова подробно ее описывает.

"...Сколько бы ни возникало на пространстве России отдельных и замкнутых революционных кружков, политическая полиция данной местности всегда имеет возможность объединить их для безошибочного контроля и своевременно пресекать преступные замыслы. Сосредоточивая, путем внутреннего воздействия, самые разнородные революционные элементы в центральные группы, органы названной полиции должны сделаться распорядителями положения, а не быть рабами революционных предприятий. При известной настойчивости и такте они могут довести дело до того, что подпольные и, вообще, профессиональные революционеры должны будут сойтись под их прямым наблюдением с той или другой легальной средой, им сочувствующей. Каждый революционер, действующий, например, в Петербурге, на собственный страх, непременно примкнет к искусственному центру, находящемуся в ведении местного руководителя розыскной деятельностью, и наиболее опасные конспираторы всегда будут на виду для соответственных против них мероприятий.

Только по роковому недоразумению можно принимать означенную плодотворную систему за подобие осужденной всюду провокации, которую дерзнет увлекаться или круглое невежество, или преступное честолюбие, жаждущее громких дел во что бы то ни стало.

Для торжества приведенной системы прежде всего возникает вопрос о приобретении способных и убежденных внутренних агентов.

Как ни трудно отыскать их, но невозможностью исполнить такую задачу в состоянии отговариваться лишь те руководители политической агентуры, которые ограничиваются одним формальным исполнением своих обязанностей или косвенно сознающиеся в полной неспособности вести доверенное им дело. Внутренних агентов <1>, которые отвечали бы своему назначению всегда можно навербовать из элементов, наиболее враждебных Правительству в данной местности. После всесторонних справок о том или другом лице, о его положении, образе мыслей и характере, следует пригласить его (при известной обстановке) для переговоров и, если нельзя рассчитывать на удачу в каждом отдельном случае, то из 5 подобных случаев одно или два лица, при искусном давлении, наверное перейдут на сторону Правительства.

--------------------------------

<1> Талантливый ученик Судейкина в деле политического сыска. Рачковский был одной из самых ярких и в то же время темных личностей царской охранки. По масштабам деятельности он намного превзошел своего учителя - Судейкина, особенно когда вышел на международную арену. Авантюрист по натуре, Рачковский занимался бесконечными интригами... См.: Жухрай В.М. Тайны царской охранки: авантюристы и провокаторы. М.: Издательство политической литературы, 1991. С. 39.

 

Если революционеры узнают об этих фактах, то они отзовутся тем хуже на них в моральном отношении и, порождая взаимную подозрительность, принесут гораздо больше пользы, чем самое идеальное наружное наблюдение. По личному опыту мне известно, что вышеприведенные переговоры действительно представляют большие трудности, требуя чрезвычайной настойчивости, продолжительного времени, ясного понимания вопроса и крайнего нервного напряжения, но тем существеннее оказываются результаты..." <1>.

--------------------------------

<1> См.: Политическая полиция и политический терроризм в России. С. 122 - 123.

 

О количестве негласных сотрудников политического сыска накануне революции исследователями указываются разные цифры. Так, З.И. Перегудова предполагает, что их было от 10 до 40 тысяч человек <1>, а В.М. Жухрай приводит более конкретные цифры: "Тайная агентура политического сыска по всей стране составляла около 40 тысяч человек. В ее рядах действовали завербованные охранкой и жандармскими управлениями рабочие, крестьяне, земские и городские служащие, купцы, адвокаты, студенты и студентки, врачи, журналисты, солдаты и матросы, члены Государственной думы (Малиновский, Ильин, Шурханов). Тайные агенты охранки и жандармских управлений в большинстве случаев получали ежемесячное жалованье в размере от 30 до 50 рублей" <2>.

--------------------------------

<1> Перегудова З.И. Указ. соч. С. 1.

<2> Жухрай В.М. Указ. соч. С. 278.

 

В агентурной работе Департамент полиции столкнулся с такой проблемой, как призыв в армию лиц, являвшихся секретными сотрудниками. Между Министерством внутренних дел и мобилизационным отделом Главного управления Генерального штаба была достигнута уникальная договоренность - об освобождении негласных сотрудников Департамента полиции от воинской повинности <1>. По этому вопросу В.К. Агафонов писал: "...Даже во время войны, когда эта негласная льгота встретила сильное сопротивление со стороны военных властей и многие секретные сотрудники были забраны в армию, министерство внутренних дел не успокоилось и, помимо освобождения некоторых из них путем частных ходатайств и давлений, пыталось провести общую меру освобождения "наиболее нужных и достойных".

--------------------------------

<1> См.: Приложение N 11.

 

Освобождение от воинской службы распространялось и на Заграничную агентуру. Директор Департамента полиции мотивировал свою просьбу тем, что "означенные лица в настоящее время состоят при исполнении возложенных на них министерством внутренних дел весьма важных поручений совершенно секретного характера и без ущерба для дела не могут явиться к исполнению воинской повинности из-за границы, где ныне находятся" <1>.

--------------------------------

<1> Агафонов В.К. Указ. соч. С. 200 - 202.

 

До настоящего времени большой интерес как для специальных служб, так и многих граждан представляет история агентурной работы российской внешней разведки <1>.

--------------------------------

<1> См.: Приложение N 12.

 

За рубежом

 

На своевременное прибытие полиции на место происшествия влияют многие факторы, но в первую очередь это зависит от того, как быстро о случившемся сообщает потерпевший, свидетель или другой гражданин в диспетчерскую службу полиции, то есть от возможности полиции получить информацию. Однако, например, согласно поправке 5 Конституции США, никто из граждан при обращении к нему полицейского не обязан давать информацию, которая может быть использована против него. В связи с этим в Соединенных Штатах существуют два варианта документов с указанием прав гражданина, которые сообщает полицейский, если с гражданином хотят побеседовать без его ареста и перед его арестом.

Хотя служба в полиции является одной из наиболее опасных профессий, она рекламируется всеми средствами массовой информации. Для привлечения граждан к работе в полиции и установления лучшего контакта с населением полиция <1> проводит в школах занятия, организует с молодежью различные совместные мероприятия. Так, в полиции США устраивается день "открытых дверей", во время которого показывается полицейская техника, подростков катают на полицейских машинах, проводятся фотовыставки, встречи "за круглым столом" и другие мероприятия.

--------------------------------

<1> ФБР ежегодно выпускает отчет, в котором приводит число убитых полицейских и обстоятельства их гибели. В США ежегодно на каждые 100 тыс. полицейских совершается примерно в 2,4 раза больше убийств, чем на такое же количество гражданского населения. Рост числа убийств полицейских (значительно большее число получают ранения) оказывает большое влияние на поведение служащих полиции. Этим объясняется, например, их подозрительность, излишне частое применение оружия (Интернэшил криминал полис ревью. 1982. N 54. С. 6).

 

Оказание помощи гражданами, не являющимися негласными сотрудниками полиции, является важным моментом в борьбе с преступностью. Население оказывает такую помощь по ряду причин. В одних случаях - это традиция, в других - взаимовыгодный интерес.

Во многих зарубежных странах, например в США, Японии, ФРГ, Китае, в течение длительного времени существуют свои организационные формы взаимодействия полиции и населения. В органах полиции функционируют специальные структурные подразделения, основной функцией которых является работа среди населения. Взаимодействие полиции и населения осуществляется и в широко распространенных совещательных советах, состоящих из представителей профсоюзных, религиозных, домовых и других общественных организаций. Заинтересованность в искоренении преступности вызывает закономерные попытки населения собственными силами организовать охрану своей жизни и имущества. Так, например, в Японии, где отмечался более низкий уровень преступности по сравнению с другими развитыми зарубежными странами, специалисты одной из причин успеха в этой области называют широкое сотрудничество и взаимное уважение населения с полицией. Этому в стране уделяется самое серьезное внимание. Организационная основа японской полиции - так называемый кобан ("будка") - небольшой полицейский участок, расположенный среди жилых кварталов. Полицейский ежедневно обходит свой участок, беседует с жителями, многих из которых он знает в лицо, фиксирует мельчайшие изменения в своем околотке, обращает внимание на неправильно припаркованные автомобили, на подозрительных личностей и т.п. Такая тактика показала себя очень эффективной - 40% преступников выявляется полицией во время пешего патрулирования. Все это создает деревенскую атмосферу особой доверительности - в случае малейшей необходимости жители без колебаний обращаются в полицию. Причем они предпочитают это делать не по общеполицейскому телефону 110, а прямо направляются к своему участковому, чтобы в личном контакте оповестить о случившемся.

Несут в кобан и найденные вещи. Но самое главное, что дети, играющие на улице, часто приносят свои маленькие находки. Для их поощрения заведены карточки, в которые записываются имя ребенка, дата и наименование найденной вещи. Текст на карточке просит родителей похвалить ребенка. Обладание такой карточки - престижно, и время от времени какой-нибудь ребенок приносит вещь из собственного дома - чтобы быть официальным образом отмеченным. Любой иностранец подтвердит, что потерять в Японии что-нибудь - трудно. Так воспитывается японская честность и тесное взаимоотношение между полицией и населением.

В США полицейские оставляют жителям свои визитные карточки. Таким образом, у населения их накапливается достаточное количество, что позволяет им самим выбирать работника полиции, которому они захотят сообщить те или иные сведения. Большую роль при этом играет установленный психологический контакт. Граждане могут обращаться со своей информацией и к любому полицейскому наряду. В основном это делается тогда, когда сложившаяся ситуация требует принятия со стороны полиции срочных мер.

Взаимодействие полиции с населением возникает и по инициативе самих граждан, когда они считают что полиция не может самостоятельно обеспечить на улицах порядок или желают оказать ей помощь в борьбе с конкретными видами преступлений. В этой ситуации законопослушное население объединяется в различные союзы, общества, ассоциации. Так, например, в США возникла Национальная ассоциация городских дозоров. В своих выступлениях ее руководители отмечали, что преступники составляют менее 1% всего населения, и просто смешно, что население отсиживается за дверьми, оснащенными системами сигнализации самой сложной конструкции, держит злых собак и т.п. В этом движении стали принимать участие более 10 млн. американцев в 25 тыс. населенных пунктах (такие же подразделения существуют в Англии, Канаде и других странах).

В штате Мичиган была создана организация в количестве 150 человек для борьбы с преступлениями, совершаемыми на улицах. Ее деятельность сводилась к несению круглосуточного дежурства и сообщению в полицию о фактах, заслуживающих внимания. В городе Детройте насчитывалось две тысячи добровольных участников, желающих раскрывать опасные преступления. В городе Окленде (и некоторых городах Англии и Канады) были созданы специальные отряды для борьбы с кражами в жилых помещениях. Суть их деятельности состояла в том, что члены этих отрядов, уходя из дома, договаривались со свободными в данное время соседями, чтобы они, наряду со своим домом, охраняли и их дома (или присматривали за гуляющими детьми). Благодаря этому число краж в г. Окленде в течение года уменьшилось втрое, а в Англии их количество сократилось на 6%. В штате Вашингтон по инициативе местных жителей была создана организация под названием "Население - против преступников". Она отличалась тем, что все ее члены имели собственные автомашины, оборудованные портативными радиопередатчиками, по которым они сообщали на соответствующий полицейский пункт обо всем подозрительном. Снабжены радиостанциями были и члены добровольной организации Нью-Йорка "Ангелы-хранители", которые, пройдя трехмесячную подготовку, бесплатно патрулировали на улицах и в метро.

Главный вопрос реализации многих программ - это финансирование. Ряд программ в США финансируется "фондом Эйзенхауэра" - в Балтиморе, Бостоне, Кливленде, Майами, Вашингтоне, Филадельфии и др. Причем местным группам, участвующим в осуществлении этих программ, была предоставлена практически полная свобода: они могли самостоятельно разрабатывать меры по борьбе с преступностью с учетом местных условий. Так, в Бронксе общественная жилищно-строительная корпорация "Десперадос" воспользовалась предоставленными ей через фонд средствами для того, чтобы организовать "гражданское патрулирование" при поддержке местной полиции. Кроме того, жильцы отдельных зданий организовали вечернее патрулирование в районе своих домов. В Кливленде "Коалиция Сент-Клэт-Сьюпириор" организовала группы по наблюдению за порядком во дворах, активно приглашая жителей района присутствовать на судебных разбирательствах по преступлениям, совершенным в этом районе. Во взаимодействии с местной полицией организовано несколько "клубов по интересам", спортивных клубов. В Филадельфии "Общественная организация развития района Уолпат-Хилл" организовала программу "Пострадавшие и свидетели". В рамках этой программы 55 добровольцев оказывают помощь и содействие лицам, ставшим жертвами или свидетелями преступлений. Было создано несколько групп по патрулированию кварталов. Эта программа вскоре переросла в отдельную кампанию.

Опыт данных программ показывает, в частности, что для решения городских проблем требуются не поэтапные, а комплексные меры, то есть нельзя ограничиваться только рамками борьбы с преступностью, а необходимо затрагивать более широкий круг вопросов, таких, как общее положение в районах проживания и, в первую очередь, проблема неблагополучной молодежи. Программы привлечения добровольцев к охране общественного порядка и борьбе с преступностью ни в коей мере не могут подменять программы, которые обеспечиваются сотрудниками полиции и других правоохранительных органов.

В ряде регионов ФРГ с 1982 г. вступила в действие программа "Добровольные друзья" для оказания помощи полиции при арестах. Добровольцы, как и полицейские, снабжены инструкцией, в которой указано, что они могут быть приглашены в любое время дня и ночи по любому поводу, в частности, при желании арестованного просто поговорить с ними. Отбор добровольцев происходит через различные общественные формирования и в индивидуальном порядке. Кроме того, при каждом полицейском подразделении выбирается общественный посетитель от магистрата. Он может прийти в участок без предупреждения для проверки условий содержания арестованных, их физического и морального состояния. В Великобритании в районе Нортумбриа работе полиции в деле предупреждения преступлений оказывают помощь специальная полиция, группы по предупреждению преступлений, "Коалиция Нортумбриа против преступности". Специальная полиция - это неоплачиваемые резервные силы, оказывающие помощь полиции при чрезвычайной обстановке, а также при выполнении работы, не требующей квалификации. Она насчитывает примерно 600 человек (мужчины и женщины), которые работают в свободное время для обеспечения правопорядка массовых мероприятий (футбол, гонки, концерты), а также участвуют в патрулировании района. Члены специальной полиции посещают дома, дают конструктивные рекомендации по обеспечению безопасности. Группы по предупреждению преступлений, созданные в Великобритании в 1968 г., используются для патрулирования в районе, для обеспечения безопасности жилища и имущества, а также защиты прав граждан. Они возглавляются полицией при поддержке со стороны предпринимателей, промышленников и представителей местных общин.

В Китае связь милиции с населением считается одним из основополагающих принципов ее деятельности. Для содействия милиции в охране общественного порядка под руководством отделений милиции создаются временные и постоянно действующие уличные или сельские комитеты. Их члены занимаются патрулированием, наблюдением за порядком на улице, при этом они имеют право требовать у подозрительных лиц документы для проверки и при необходимости задерживать их. В 1989 г. в Китае насчитывалось более 1 млн. 170 тыс. комитетов, в их составе - 3 млн. 50 тыс. групп охраны общественного порядка, в которых задействовано 12 млн. 50 тыс. человек. В каждой волости, на улицах городов учреждены так называемые информационные пункты, которые принимают сообщения о готовящихся или происшедших противоправных действиях, подозрительных лицах и т.п. В отделениях милиции имеются почтовые ящики для связи милиции и населения, куда все желающие могут опускать письма, материалы с информацией, предложениями и т.п.

Полиция Йеменской Республики также считает, что для того, чтобы выполнять все задачи, определенные Законом 1981 г. "О полномочии полиции", необходимо учитывать фактор укрепления и расширения взаимодействия полиции и населения. Именно такое взаимодействие создает реальные предпосылки и благоприятные условия для выполнения и решения со стороны полиции всех задач в борьбе с преступностью. В указанном Законе отмечается необходимость координации деятельности полиции с общественными организациями по борьбе с преступностью. Отсюда следует, что полиция должна стремиться укреплять отношения доверия с гражданами и постоянно привлекать их для участия в охране общественного порядка. В деятельности йеменской полиции, как и любого другого органа государства, действует один из основных принципов - широкое привлечение и участие граждан в повседневной работе полиции. В начале 70-х гг. в республике была создана общественная организация - Комитет народной защиты, который является одной из крупнейших общественных организаций республики. Комитет создается по месту проживания граждан: в провинциях, городах, районах и деревнях.

Одной из задач этой общественной организации является оказание помощи на местах в борьбе с преступностью. В этом направлении Комитет народной защиты выполняет следующее:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...