Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 страница




 

Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

 

Комментарий к статье 17

 

1. Закон об ОРД официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам внутренних дел и другим субъектам ОРД в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов <1>. Закон признает социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса - прерогатива органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Следовательно, реализация права граждан на содействие этим органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.

--------------------------------

<1> Бобров В.Г. К вопросу об анонимном содействии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Оперативник (сыщик). 2011. Апрель. N 2(27). С. 28 - 32.

 

Осенью 2012 года независимые социологи провели опрос, который показал, что 39% жителей Москвы доверяют полицейским (в 2011 году было 34%) <1>.

--------------------------------

<1> Участковый поумнеет // Рос. газ. 2012. 27 дек. N 300.

 

Сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, может быть гласным и негласным (конфиденциальным). Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятии, перечисленных в ст. 6 Закона об ОРД, которые в дальнейшем могут быть преданы гласности, а лица, участвовавшие в их проведении, стать свидетелями по уголовному делу.

Впервые на законодательном уровне негласная форма содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, была зафиксирована в п. 2 ст. 14 Закона СССР от 16 мая 1991 г. N 2159-1 "Об органах государственной безопасности в СССР", предусматривающей использование помощи граждан (как советских, так и иностранных) на гласной и негласной основе. Такое сотрудничество могло осуществляться только с их согласия.

Вопрос необходимости использования негласной помощи граждан в борьбе с наиболее тяжкими преступлениями очень актуален и в настоящее время. В своем выступлении в "Российской газете" Алексей Александров <1> справедливо пишет: "...уголовно-разыскная политика, т.е. отношение власти к использованию специальных, в основном тайных, средств и методов в предупреждении и раскрытии преступных и враждебных проявлений. Нам нужны сильные, профессиональные, законопослушные структуры оперативно-розыскной деятельности. Слабая, непрофессиональная полиция и спецслужбы вязнут в коррупции, заказных делах. Особое внимание следует уделить агентурной и оперативно-технической работе. Основные средства следовало бы направить именно на эти направления деятельности, а не на охрану объектов, хотя это тоже нужно.

--------------------------------

<1> Александров А. (Председатель Комитета Совета Федерации по Конституционному законодательству, член Бюро Президиума Ассоциации юристов России, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики СПБ ГУ) Об уголовно-правовой политике, российской правосудии и деле Ходорковского // Рос. газ. 2011. 17 мая. N 103.

 

Предотвратить преступление оперативным путем более эффективно, чем бездумно увеличивать количество охранников. Тайных врагов нужно выявлять с помощью тайных методов.

Качественная агентурная работа должна быть возрождена. Полезен опыт и сыщиков-ветеранов. Оценка этой деятельности должна происходить по реальным результатам. Было бы целесообразным ввести оперативные проверки чиновников на честность. С чиновником при приеме на работу заключается договор о том, что он готов и принимает в отношении себя возможность проведения оперативных проверок и при предложении ему взятки должен отказаться от нее или сообщить органам власти. Это вполне соответствует нравственным нормам, должно быть закреплено в законе и публично объявлено: не хочешь в тюрьму - не бери взяток...".

2. Конфиденциальность содействия устанавливается по желанию гражданина, т.е. вовлекаемый в оперативно-розыскной процесс сам должен выступать инициатором конфиденциальности своих отношений с органами, осуществляющими ОРД. Однако это не исключает обратного, когда сам оперативный орган в лице своих штатных сотрудников из тактических соображений целесообразности или безопасности предлагает гражданам, привлекаемым к подготовке или проведению ОРМ, конфиденциальность такого содействия.

Обязанность не разглашать охраняемые законом сведения, ставшие известными лицу в процессе оказания им содействия соответствующему оперативно-розыскному органу, предусмотренное в ч. 1 ст. 17, обусловлено тем, что перед гражданином раскрываются конкретные объекты оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскная тактика и методика, т.е. им доверяются сведения, составляющие государственную или служебную тайну.

Вопросы взаимодействия и сотрудничества полиции с другими правоохранительными, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями законодательно урегулировано во многих нормативных правовых актах, включая и принятый в 2011 году Федеральный закон "О полиции" (ст. 10).

Что касается содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, то, как указывалось нами в ст. 15 ФЗ об ОРД, этот вопрос законодательно урегулирован в ст. 13 "Права полиции" ФЗ "О полиции", где в п. 34 говорится о праве: "привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей...".

3. Конфиденциальность содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, означает, прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат разглашению <1>. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами. При этом необходимо учитывать и Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" <2>.

--------------------------------

<1> Луговик С.В. Особенности правового регулирования труда лиц, конфиденциально сотрудничающих с органами внутренних дел // Российский следователь. 2007. N 17; Каганер Г.С., Костромина К.Л., Курепин Д.В. Адвокат - не доносчик! // ЭЖ-Юрист. 2007. N 13.

<2> Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" (ред. от 23.09.2005).

 

Конфиденциальное содействие может быть кратковременным либо длительным (устойчивым). Конфиденциальное сотрудничество наступает с момента взаимной договоренности и прекращается по желанию одной из сторон или при наличии иных оснований, предусмотренных федеральным законом и ведомственными нормативно-правовыми актами. Формы конфиденциального сотрудничества граждан с органами внутренних дел могут быть различными, но одна из важнейших - по контракту. Эти лица ведут по заданиям оперативных аппаратов активную разведывательно-поисковую деятельность. Причем конфиденциальное сотрудничество гражданина с органами, осуществляющими ОРД, предусматривает получение за это вознаграждений и других выплат.

Главная отличительная черта конфиденциального сотрудничества на контрактной основе - длительность, устойчивость отношении между гражданином и органом, осуществляющим ОРД. Кроме того, оказывающий содействие оперативным аппаратам на контрактной основе должен отвечать ряду специальных требований, которые определяются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД.

Право гражданина на контракт предусматривает ч. 1 ст. 17 Закона об ОРД. Речь идет о возможности заключения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, с отдельными лицами, привлекаемыми к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий, максимально индивидуализированного соглашения о труде, обозначаемого термином "контракт". Подобного рода документ позволяет в полном объеме оговорить условия конфиденциального сотрудничества с учетом личностной специфики каждого человека, а также особенностей той сферы правоохранительной деятельности, в которой действует оперативно-розыскной орган. Контракт заключается только в том случае, если у гражданина нет другого трудового договора.

Особо следует отметить, что контракт должен предусматривать обязанности гражданина прежде всего по сохранению тайны факта сотрудничества, его условий, а также ставших ему известными в процессе сотрудничества сведений. Наряду с этим контракт должен гарантировать социальную и правовую защиту гражданина, в частности выплату ему пособий, связанных с возмещением ущерба, в том числе и здоровью. Письменная форма заключения контракта является гарантией взаимных обязательств сторон при соблюдении вышеуказанных реквизитов. Может допускаться приостановление работы по контракту на срок до шести месяцев в случае временной невозможности со стороны гражданина исполнить свои обязанности.

Конфиденциальное сотрудничество гражданина может осуществляться и без контракта и выражаться:

в предоставлении органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, имеющейся у него информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений для осуществления оперативно-розыскных мероприятий;

в консультировании по различным вопросам, связанным с осуществлением оперативно-розыскных мероприятий, и др.

Виды конфиденциального содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, и его документальное оформление определяются ведомственными нормативными правовыми актами.

4. Федеральным законом установлено, что конфиденциальное сотрудничество может осуществляться с любым совершеннолетним, дееспособным лицом независимо от гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений <1>. Привлекаться к сотрудничеству могут как граждане России, так и иностранные подданные и лица без гражданства.

--------------------------------

<1> Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 17); Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 06.12.2011); Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 755 "Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу" (ред. от 04.02.2011); Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. N 186 "Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (ред. от 10.03.2009); Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2008 г. N 849 "О внесении изменения в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1021 "О внесении изменений в Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы"; Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2009 г. N 301 "О внесении изменений в Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание".

 

5. Законодатель подчеркнул, что привлекаться к сотрудничеству могут только отдельные граждане, т.е. исключена групповая форма конфиденциального содействия. Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, Законом об ОРД запрещено использовать конфиденциальное содействие по контракту с довольно обширной группой лиц: депутатами (имеются в виду выборные представители законодательной власти всех уровней), судьями, прокурорами, адвокатами, священнослужителями и полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений. Из этого перечня видно, что запрет распространяется на выборных представителей законодательной и судебной властей, а также лиц, в силу своей профессии обладающих определенной информацией "профессионального характера". Однако важно отметить, что конфиденциальное сотрудничество с указанной категорией лиц можно считать не полностью исключается, а возможно, но лишь без контракта.

6. Одним из условий конфиденциального сотрудничества является согласие лица на участие в ОРД. Причем получение такого согласия не должно достигаться путем использования незаконных способов и методов, оно должно быть добровольным и исключать физическое и психическое насилие.

7. На лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел в осуществлении ОРД Федеральным законом, возлагаются обязанности не только сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, но и не предоставлять заведомо ложную информацию. Кроме того, в процессе ОРД гражданин предупреждается о том, что он:

1) не должен быть соучастником актов насилия;

2) не вправе быть инициатором или подстрекателем преступления;

3) не вправе прибегать к незаконным или несанкционированным в установленном порядке оперативно-розыскным действиям, направленным на добывание информации;

4) не должен нарушать требования законодательства РФ;

5) не должен принимать участия в противозаконной деятельности;

6) обязан, в случае обнаружения факта подготовки лицами, в отношении которых проводится оперативная проверка, насильственного или иного преступления, приложить усилия к тому, чтобы сдержать объекты ОРД от совершения противоправного деяния.

8. Конфиденциальное сотрудничество граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, должно использоваться только для решения задач ОРД, указанных в ст. 2 Закона об ОРД и входящих в компетенцию этих органов. Недопустимы провоцирующие действия сотрудников оперативных служб и граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, подталкивающие лицо к совершению гражданами преступления (например, уговоры приобрести наркотические средства или другие запрещенные к незаконному обороту предметы; обещание "угостить" наркозависимое лицо наркотиком; навязывание взятки должностному лицу; совершение кражи знакомыми негласного сотрудника и т.п.) <1>. Подобные действия являются незаконными, а полученные в результате такого рода сведения не могут служить доказательствами по делу (ст. 75 УПК РФ).

--------------------------------

<1> См., например: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" (принят ГД ФС РФ 06.07.2007); УК РФ (ст. 304); Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (ред. от 23.12.2010); Козлова Н., Ширкин Д. Взятка как провокация // Рос. газ. 2009. 13 янв. N 1; Крапива И.И. Соблюдение законности в оперативно-розыскной деятельности и провокация // Журнал российского права. 2009. N 3; Чуркин А.В. Соотношение оперативного эксперимента и провокации преступления. Комментарий судебной практики / Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: Юридическая литература, 2007. Вып. 13.

 

9. Принятые в 2010 году изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы направлены на более эффективную борьбу с организованной преступностью с помощью подозреваемых или обвиняемых в этом виде преступления. Люди, замешанные в таких серьезных преступлениях, как правило, отказываются от дачи показаний на соучастников и организаторов. В следственной и оперативно-розыскной практике при раскрытии и расследовании преступлений были случаи попыток договориться с подозреваемым. Но это был устный неофициальный договор. При этом стороны должны были верить друг другу на слово. А в итоге стороны могли обмануть, сославшись на какие-то обстоятельства. Теперь эти обещания закреплены в законе.

В УПК РФ Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 141-ФЗ введена глава 40.1 "Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве", названная в средствах массовой информации как "Сделка с правосудием" <1>. Этот термин не совсем правильный. Сделки с правосудием как таковой нет. По определению не может быть сделки с судебной властью. Речь идет о введении нового института в уголовно-процессуальное законодательство: заключение досудебного соглашения о сотрудничестве.

--------------------------------

<1> Куликов В. Бонус за раскаяние // Рос. газ. 2009. 17 июня. N 108; Козлова Н. Сделка с правосудием // Рос. газ. 2009. 8 июля. N 123; Куликов В. Сдельное правосудие // Рос. газ. 2010. 14 янв. N 4; Егоров И. Убийца пошел на сделку // Рос. газ. 2010. 28 июля. N 165.

 

Опыт развитых стран показал, что "сделка с правосудием" - мера чрезвычайно эффективная. В США 95 процентов дел рассматривается с применением этой процедуры. При этом не следует опасаться, что "сделка" как-либо поможет избежать ответственности рецидивистам и гражданам, совершившим особо тяжкие преступления. Но главное, расширение применения "сделок с правосудием" значительно разгрузит суды. И поможет в реализации следующего предложения - существенно расширить компетенцию суда присяжных. Если предположить, что со временем в России, как в США, подавляющее количество дел будет проходить с использованием "сделок с правосудием", то оставшиеся, безусловно, могут и должны слушаться в суде присяжных <1>.

--------------------------------

<1> Барщевский М., Торкунов А. Сам себе судья // Рос. газ. 2012. 14 февр. N 31.

 

Глава 40.1, включающая девять статей, устанавливает характер и пределы участия подозреваемого или обвиняемого в раскрытии и расследовании преступления. Эта же глава возлагает на прокурора <1> полномочия по разрешению ходатайства о заключении соглашения о сотрудничестве и составлению досудебного соглашения о сотрудничестве. Закон определяет и особый порядок проведения предварительного следствия, судебного заседания и вынесения приговора, а также необходимые меры безопасности в случае возникновения угрозы личной безопасности подсудимого в результате сотрудничества со стороной обвинения, его близким родственникам, родственникам и близким лицам.

--------------------------------

<1> Приказ Генпрокуратуры РФ от 15 марта 2010 г. N 107 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам"; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2012 г. N 10 "О внесении изменения в пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 60 "О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел".

 

Особое значение для подозреваемого или обвиняемого, как стимул заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, имеет теперь и УК РФ. Так, в п. "и" ч. 1 ст. 61 "Обстоятельства, смягчающие наказание" предусмотрено: "явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления". В ст. 62 "Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств" УК РФ (в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 141-ФЗ) сказано:

"1. При наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами "и" и (или) "к" части первой статьи 61 настоящего Кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

2. В случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктом "и" части первой статьи 61 настоящего Кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

3. Положения части первой настоящей статьи не применяются, если соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь. В этом случае наказание назначается в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части настоящего Кодекса.

4. В случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, если соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, эти виды наказания не применяются. При этом срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания в виде лишения свободы, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса" <1>.

--------------------------------

<1> Куликов В. Копай глубже // Рос. газ. 2010. 22 марта. N 58.

 

Принятые в соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" поправки можно применить и к лицам, обвиняемым в совершении преступлений не только небольшой, но и средней тяжести. Но для применения к ним послаблений преступники должны продемонстрировать, что они искренне раскаиваются. Но не на словах, а заключив досудебное соглашение о сотрудничестве, оказывая следствию активную помощь в раскрытии преступления и выявлении всех лиц, причастных к его совершению.

Для многих обвиняемых либерализация действующего законодательства должна стать стимулом для заключения соглашения о сотрудничестве. Они будут знать, что суд наделен на законодательном уровне возможностью назначить им наказание ниже низшего <1>.

--------------------------------

<1> Борисов Т. От тюрьмы до сумы // Рос. газ. 2011. 9 марта. N 48; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 16 "О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве".

 

Современная отечественная следственная практика уже знает примеры, когда арестованный сотрудник прокуратуры пошел на сделку с правосудием. Так, до недавнего времени высокопоставленный сотрудник Московской областной прокуратуры Дмитрий Урумов, арестованный по уголовному делу о подпольных казино, дал согласие на сотрудничество со следствием, оформленное как "Соглашение". По этому делу исчез один из фигурантов скандала о "крышевании" подпольных казино - прокурор Серпуховского района Олег Базылян. Его исчезновение совпало с предъявлением обвинений в получении взяток двум его коллегам по Мособлпрокуратуре - Дмитрию Урумову и Владимиру Глебову. Показания на всех дал организатор нелегальных игровых залов Иван Назаров, уже официально оформивший сделку с правосудием...

Оперативные сотрудники искали и другого подмосковного прокурора. Речь идет о руководителе Одинцовской прокуратуры Романе Нищеменко. Его имя впервые всплыло после обысков..." <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Н. Прокурорское чистосердечное // Рос. газ. 2011. 16 мая. N 102.

 

Вызывает интерес, что хотя дел по даче взятке было примерно в полтора раза больше, чем по получению, число сделок с правосудием и у тех, кто брал, и у тех, кто давал, примерно одинаково.

Один из фигурантов громкого дела, возбужденного в ноябре 2010 года по факту убийства 12 человек в станице Кущевской - Андрей Быков, полностью сознался в инкриминируемых ему деяниях, оказал существенную помощь следователям в установлении обстоятельств всех преступлений, к совершению которых он был причастен, а также других особо тяжких преступлений, совершенных бандой под руководством Сергея Цапка. Учитывая это, с ним было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Дело Быкова было выделено в отдельное производство из основного уголовного дела, расследование по которому продолжается <1>.

--------------------------------

<1> Павловская Т. "Быка" привели первым // Рос. газ. 2011. 26 нояб. N 266.

 

В средствах информации пишут, что согласно судебной статистике, каждый месяц в стране совершается около тысячи так называемых сделок с правосудием. За 6 месяцев 2011 г. были осуждены 5 тысяч 192 человека, которые пошли на сделку с правосудием. Их дела рассматривались по ускоренной процедуре, наказания были мягкими, "как для своих". Больше всего "сделок" в 2011 году заключили обвиняемые в кражах: суды рассмотрели 2044 дела, по которым были осуждены (в легкой, как правило, форме) 1734 человека <1>.

--------------------------------

<1> Куликов В. Преступники на контракте // Рос. газ. 2011. 6 дек. N 274.

 

Начальник Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД России, генерал-майор полиции Лебедев Александр Валентинович в интервью "Российской газете" сказал, что в 2011 году сотрудники его подразделения обеспечили 5,5 тысячи мер безопасности, а под защитой находилось без малого 3,5 тысячи человек.

В 2011 году меры безопасности применялись в отношении более 900 должностных лиц, в том числе 360 судей.

За три года существования нашей службы меры безопасности применялись в отношении 7 тысяч человек и лишь единожды эти цифры омрачились невосполнимой потерей. Причиной возникшей ситуации стало несоблюдение защищаемым установленных правил поведения. Потерь среди личного состава не было.

Действующая Государственная программа рассчитана на 5 лет. Общий объем ассигнований федерального бюджета в 2009 - 2013 годах составит 1338,9 миллиона рублей.

Следует учитывать, что участниками программы являются органы, осуществляющие меры безопасности и социальной поддержки, - МВД, ФСБ, Минобороны, ФСКН, ФСИН, ФТС, Министерство здравоохранения, Минтруда и соцзащиты, Федеральное медико-биологическое агентство <1>.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Под грифом - секретно // Рос. газ. 2012. 21 июня. N 139.

 

10. В своей практической работе оперативные сотрудники могут использовать и другую помощь граждан. Фонд "Общественное мнение" провел опрос на тему "Готовы ли вы сообщать полиции о преступлении?". Категорическое "нет" сказали только 19 процентов респондентов. Шесть процентов признались, что готовы, но только за материальное поощрение. А 56 процентов заявили, что готовы помогать полиции бесплатно <1>. Однако оперативно-розыскная практика показывает, что количество граждан, желающих оказывать помощь полиции в борьбе с преступностью, гораздо меньше.

--------------------------------

<1> Зарипова А. Стук в стенку // Рос. газ. 2012. 20 апр. N 88.

 

Практика борьбы с преступностью и обеспечению государственной безопасности показала, что большую помощь оперативным аппаратам могут оказывать и народные дружинники <1>. В связи с этим 26 июня 2002 года Московская городская Дума приняла Закон г. Москвы N 36 "О московской городской народной дружине". В Москве народная дружина сегодняшнего образца начала возрождаться еще в 1993 г. И тогда было принято Постановление правительства Москвы, согласно которому дружина начала формироваться на принципиально новых условиях. Этому есть логическое объяснение. Как показывает жизнь, дружина нужна и правоохранительным органам, и всем органам власти, и, самое главное, гражданам. Закон четко обозначил правовую основу и принципы деятельности городской народной дружины, определил ее основные задачи, структуру, правила приема в дружину и отчисления из ее состава. Четко определены обязанности, права и ответственность народных дружинников и, что очень важно, гарантии их правовой и социальной защиты со стороны государства. Особенно активно помощь дружинников использовалась в Москве с 23 по 26 октября 2002 года около театрального центра на Дубровке, где террористы захватили более 700 заложников.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...