Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 7 страница




--------------------------------

<1> История Петра Великого. М.: РООССА, 2007. С. 65.

 

За рубежом

 

К субъектам, использующим методы оперативно-розыскной деятельности, в том числе и работу с негласными источниками информации, в Соединенных Штатах относят <1>:

--------------------------------

<1> См.: Приложение N 20.

 

Министерство обороны (военная контрразведка, разведывательное управление);

Центральное разведывательное управление (ЦРУ);

Министерство юстиции (ФБР, Служба эмиграции и натурализации. Служба маршалов, отдел по борьбе с организованной преступностью и рэкетом, Межведомственный отдел разведки и информации);

Министерство финансов (Таможенная служба; Секретная служба; Служба внутренних доходов; Бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию);

различные полицейские ведомства и др.

В Италии - Финансовая гвардия и Корпус карабинеров, Служба республики, полиция. Во Франции - Управление экономической полиции и борьбы с мошенниками, Управление по борьбе с наркотиками. В ФРГ - Германский налоговый розыск, Федеральное и земельные ведомства по защите конституции, Федеральная служба разведки (БНД), Военная служба контрразведки (МАД), службы безопасности федерального ведомства уголовной полиции, территориальной уголовной полиции земель и др. В Аргентине - Главное налоговое ведомство. При этом необходимо отметить, что налоговые ведомства, являясь правоохранительными органами, в процессе проведения финансовых и налоговых расследований проводят: задержания; обыски и аресты; скрытое наблюдение; перлюстрацию корреспонденции; прослушивание телефонных разговоров; негласную звуко- и видеозапись; привлечение к негласному сотрудничеству осведомителей и платных информаторов и другие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

Среди лиц, непосредственно занимающихся сбором информации, способствующей раскрытию наиболее опасных, сложных и замаскированных преступлений, особое место отводится кадровым сотрудникам полицейского или следственного органа, называемым, в зависимости от страны, секретными агентами, специальными агентами, скрытыми дознавателями, секретными сотрудниками, секретными детективами и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> Смирнов М.П. Зарубежная налоговая и криминальная полиция и их оперативно-розыскная деятельность. М.: АИП; Издательство МГУ; ЧеРо, 2000.

 

После резкой критики американских спецслужб - ЦРУ и ФБР, оказавшихся неспособными предотвратить страшные террористические акты, потрясшие США 11 сентября 2001 года, Джордж Буш 6 июня 2002 года подписал пятистраничный закон о крупнейшей за последние полвека реорганизации правительства страны. В нем предусмотрена новая суперструктура для обеспечения безопасности Америки и ее граждан - Министерство национальной безопасности (МНБ). По всеохватности, мощи, технической оснащенности и полученным правам и полномочиям это ведомство превосходит все ранее существовавшие мировые аналоги.

В новое ведомство войдут двадцать два уже существующих федеральных ведомства и структуры. Это прежде всего секретная служба - Федеральное бюро охраны США, Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям, Служба иммиграции и натурализации, Таможня, Береговая охрана, Бюро транспортной безопасности, Бюро по вопросам ядерной безопасности и ликвидации последствий аварий, Национальное бюро по вопросам внутренней готовности, Национальная система коммуникаций, Национальный центр защиты инфраструктуры.

Численность нового министерства, на содержание которого будет ежегодно выделяться из бюджета США около сорока миллиардов долларов, составит сто семьдесят тысяч служащих (для сравнения в ЦРУ - около 30 тысяч сотрудников, ФБР - около 22 тысяч и АНБ - свыше 100 тысяч).

Центральное разведывательное управление и Федеральное бюро расследований останутся независимыми от Министерства национальной безопасности, но они обязаны снабжать его всей имеющейся у них информацией, связанной с возможной угрозой терроризма.

Возглавить американское МНБ президент поручил своему давнему и близкому другу, ветерану вьетнамской войны, губернатору штата Пенсильвания 56-летнему Томасу Риджу. Одним из 34 заместителей Томаса Риджа стал глава ВМС США Гордон Ингланд. В задачу нового ведомства входило все, что в какой бы то ни было степени касается борьбы с терроризмом во всех его проявлениях, предотвращения и ликвидации всех его угроз территории и гражданам Соединенных Штатов. Полномочия этого министерства огромны. Объем работы просто неохватен. Ему предстоит следить за сотнями тысяч человек, ежегодно пересекающих границу США, проверять более чем десять миллионов грузовых автомобилей, более пятидесяти тысяч иностранных судов и несчетное количество железнодорожных вагонов. Агенты МНБ должны взять под контроль всех пассажиров внутриамериканских авиалиний, обязаны следить за покупателями "подозрительных" товаров и услуг, за отправителями подозрительных писем, посылок и денежных переводов. Отдельная и огромная забота - наблюдение за подозрительными сайтами и пользователями Интернета.

Если вся конституция и основные американские законы построены на приоритете прав личности и на ограничении прав государства, то закон о реорганизации правительства США перечеркивает все гражданские свободы, которые предусмотрены в них. Он снимает всякий ореол демократичности с американского общества, потому что позволяет вести тотальный контроль за каждым гражданином США и иностранцами, въезжающими в Америку. В американском обществе фактически исчезнет тайна переписки. В США около 90 процентов пересылки корреспонденции осуществляется не в конвертах и на бумаге, а по электронной почте. Она теперь будет фактически открытой и доступной для государства. Все доходы и расходы тоже подконтрольны. Будут взяты на учет все данные медицинского характера: история болезни фактически подлежит помещению в банки данных <1>.

--------------------------------

<1> Вашингтонская лубянка. Интерпол экспресс, 2002. Дек. N 46; Макарычев М. КГБ США // Рос. газ. 2002. 28 нояб. N 226; Макарычев М. Министерство тотальной слежки; Леонов Н. Досье на каждого американца // Рос. газ. 2002. 20 дек. N 239.

 

В 2003 году в ЦРУ влилось самое крупное пополнение за всю его 66-летнюю историю. Об этом сообщили официальные представители американского разведывательного ведомства. По соображениям секретности представители управления отказались назвать точное число прошедших первоначальную подготовку. Около 70 процентов новых сотрудников никогда раньше не работали в спецслужбах или военных ведомствах. Типичному агенту, только что поступившему на службу, 29 лет. Треть новичков - женщины, примерно 12 процентов - представители национальных меньшинств (выходцы из Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и... Ближнего Востока). Столь крупное пополнение объясняется тем, что ЦРУ поставило перед собой цель в срочном порядке удвоить количество специалистов по тайным операциям. Они прошли начальную подготовку в разведшколе близ города Вильямсберг (штат Виргиния), которая среди разведчиков именуется "Фермой". Выпуск состоялся в июне 2003 года. Многие подготовленные на скорую руку агенты начали работу под вымышленными именами, в том числе за границей. Как подчеркивает агентство АП, это первое поколение американских разведчиков, прошедших ускоренный курс обучения после терактов 11 сентября 2001 года. Примечательно, что после этой исторической даты число желающих работать в ЦРУ вчерашних студентов заметно возросло. За 2002 год ЦРУ получило около 170 тысяч заявлений с просьбой о приеме на работу, за первое полугодие 2003 года - около 100 тысяч. Некоторые особо идейные рекруты, выбирая путь тайного агента, даже жертвуют успешной карьерой и высокими доходами "на гражданке". Кстати, зарплата начинающего сотрудника ЦРУ по американским меркам не так уж велика - от 45 до 60 тыс. долларов в год (как у специального агента министерства финансов США по расследованию налоговых преступлений). Возможно, решение руководства управления о таком массовом наборе связано именно с тем, что после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне это ведомство, впрочем, как и остальные спецслужбы, подвергалось резкой критике за "бездействие и разгильдяйство". Конгресс США представил по этому поводу грандиозный отчет на 900 страницах, в котором утверждается, что ФБР и ЦРУ не учли поступавшие предупреждения о готовящейся атаке на США боевиками "Аль-Каиды" и упустили возможность предотвратить теракты.

 

Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

 

Комментарий к статье 14

 

1. Законодатель определяет лишь наиболее общие группы обязанностей органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Их конкретизация и детализация даны в федеральных законах, регулирующих деятельность указанных служб. Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы, обязанность государства - их признание, соблюдение и защита. Органы, осуществляющие ОРД, выступая от имени государства, обязаны предпринимать все законные меры по охране конституционных прав граждан. В то же время защита конституционных прав и свобод предполагает взаимную ответственность государства и граждан.

Обязанности и права полиции в соответствии с ФЗ "О полиции" существенно пересмотрены и конкретизированы (по сравнению с Законом "О милиции"). В ст. 12 "Обязанности полиции" среди 38 пунктов, установлены:

1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях...

2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушениях, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующих их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний...

8) в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;

9) исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-разыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;

10) осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом;

12) осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда...

13) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания...

15) принимать меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;

18) проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертизы по уголовным делам и делам об административным правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-разыскной деятельности;

27) проводить в соответствии с федеральным законом государственную дактилоскопическую регистрацию;

28) осуществлять в соответствии с федеральным законом государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц...

В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О полиции", полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено УПК РФ, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

Обратившись к структурному построению Закона об ОРД и отдельных законодательных актов, определяющих нормативно-правовой статус органов осуществляющих ОРД, можно сделать вывод:

во-первых, что последние призваны решать определенные задачи;

во-вторых, что эти задачи воспроизводятся и конкретизируются в обязанностях, которые возлагаются на правоохранительные органы и спецслужбы;

в-третьих, обязанности органов, осуществляющих ОРД, разделяются на те, которые непосредственно касаются осуществляемой ими оперативной работы и на те, которые касаются иных, чем оперативные, службы этих ведомств, подразделений;

участвовать в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

выявлять, предупреждать и пресекать преступления и иные правонарушения на охраняемых объектах;

обеспечивать собственную безопасность.

Обязанности субъектов, осуществляющих ОРД, подробно указаны в нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность (ст. 13 Закона об ОРД) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (ред. от 08.12.2011); Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" (ред. от 08.12.2011 N 424-ФЗ); Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (ред. от 06.12.2011); Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" (ред. от 08.12.2011); Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (ред. от 01.04.2012); Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (ред. от 27.01.2011).

 

2. Органы, осуществляющие ОРД, обязаны исполнять поручения дознавателя, органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Причем поручения, указания и решения обязательны к исполнению в случае соответствия их следующим требованиям:

1) они должны быть даны в письменной форме;

2) исходить от лиц и органов, принявших уголовное дело к производству;

3) не должны определять тактику проведения мероприятий.

Поручения, указания и решения адресуются органу, уполномоченному на осуществление ОРМ, но не конкретному сотруднику. Руководитель органа, получивший соответствующий документ, назначает сотрудника, ответственного за проведение ОРМ. Исключения составляют ситуации, когда следователь и оперуполномоченный работают в составе одной следственно-оперативной группы. В этом случае поручения следователя, который руководит расследованием, обязательны для оперативного работника.

3. Россия является страной - членом Интерпола и участником многосторонних международных договоров по вопросам борьбы с преступностью.

Согласно п. 3 ст. 14 Закона об ОРД органы, осуществляющие ОРД, обязаны выполнять на основе и в порядке, предусмотренном международными договорами РФ, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств. Международное право допускает возможность и регулирует двухсторонние и многосторонние отношения правоохранительных органов и спецслужб различных государств. Упорядоченные взаимоотношения подобного рода имеют форму договоров, предусматривающих разрешение вопросов об оказании помощи друг другу, характере этой помощи, сферах совместной деятельности и т.п. Однако выполнение запросов международных правоохранительных организаций, органов и специальных служб не должно влечь разглашения государственной тайны.

В современных условиях сферой совместной деятельности является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, затрагивающих интересы различных стран. Речь идет о так называемой "межрегиональной и международной преступности". Кроме того, существуют проблемы, связанные с потребностью обеспечить привлечение к уголовной ответственности граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории Российской Федерации, а затем скрылись на территории другой страны. Формой взаимодействия в разрешении этих проблем признается заключение между странами соглашения правового характера. Это, например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ.

4. Одна из эффективных форм взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, - обмен информацией. Подобный обмен (с соблюдением конспирации) проводится, как правило, в тех случаях, когда орган, уполномоченный вести ОРД, получает информацию о фактах противоправных деяний, борьба с которыми отнесена к компетенции других служб. Обмен информацией и взаимодействие необходимы еще и в связи с тем, что некоторые мероприятия (контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и др.) могут быть проведены лишь с использованием оперативно-технических сил и средств ФСБ России, МВД России и ФСКН России. Порядок регламентируется межведомственными соглашениями и нормативными актами (см. материалы к ст. 6 Закона об ОРД).

Взаимодействие следователя и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в процессе производства по уголовному делу, рассматривалось в комментариях к ст. 2 данного Закона. Взаимодействие может осуществляться непосредственно между сходными оперативно-розыскными ведомствами и различных стран. Соглашения о взаимодействии МВД России с независимыми государствами в сфере борьбы с преступностью определяют основные направления сотрудничества, его формы, в том числе обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах, содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, они устанавливают виды документов, предназначенных для организационного обеспечения сотрудничества, его реквизиты и отдельные особенности документооборота: его условия, например, конфиденциальность; основания отказа в удовлетворении запросов, допустимость устных запросов и др.

Законодатель также определил, что взаимодействие между органами, осуществляющими ОРД, не должно ограничиваться только обменом информацией, а охватывать и содействие друг другу в разрешении задач, требующих совместных усилий, например взаимодействие оперативных подразделений органов исполнения наказаний и полиции. Для упорядочения процесса такого взаимодействия органы, осуществляющие ОРД, издают ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, определяющие организацию и тактику совместной деятельности. В таких документах согласовываются вопросы, касающиеся форм взаимодействия, например, совместное планирование типовых действий в чрезвычайных ситуациях, порядок подготовки и проведения различного рода мероприятий в отношении объектов оперативно-розыскной деятельности, разрабатываемых одновременно различными ведомствами <1>. Кроме того, практикуются периодические встречи соответствующих представителей различных оперативно-розыскных ведомств для обсуждения проблемных вопросов, обмена опытом, определения необходимости в межведомственных нормативных актах или обсуждения уже подготовленных их проектов.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 176-ФЗ "О ратификации Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом"; Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. N 310 "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации" (ред. от 03.11.2004); Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти"; Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 24.09.2010); Постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538 "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность" (ред. от 13.10.2008); указание Генпрокуратуры РФ от 2 июня 1993 г. N 315-16-93, МВД РФ от 2 августа 1993 N 1/3452 "О введении в действие Типовой инструкции об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств"; Приказ МВД России от 20 июня 1996 г. N 334 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений" (с изм. от 18.01.1999); Приказ Генпрокуратуры РФ N 69, МВД РФ N 777, ФСБ РФ N 425, ГТК РФ N 700 от 25 ноября 1997 г. "Об утверждении Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России"; Приказ МВД России N 142, Минтранса РФ N 26 от 17 февраля 2009 г. "Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения".

 

5. В нормативных правовых актах среди обязанностей, которые должны выполнять органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, - защита судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и членов их семей, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите.

Так, в ст. 5 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <1> говорится:

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (ред. от 08.12.2011); Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (ред. от 30.11.2011); Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 900 "Об утверждении Перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите"; Постановление Правительства РФ от 27 октября 2005 г. N 647 "О возмещении судьям, должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов или членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью"; Постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 630 "Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (ред. от 07.12.2011); Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 664 "Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты" (ред. от 19.11.2008); Постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 134 "Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (ред. от 19.11.2008); Егоров И. Разрешение на взятку // Рос. газ. 2011. 1 марта. N 42.

 

"Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества <1>;

--------------------------------

<1> Шаров А. Судья как мишень // Рос. газ. 2010. 22 сент. N 213.

 

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов, изменение внешности.

В целях реализации предусмотренных в настоящей статье мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".

25 декабря 2008 года Федеральный закон "О Федеральной службе безопасности" был дополнен (в ред. ФЗ от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ) ст. 16.1 "Служба в органах федеральной службы безопасности". В соответствии с которой указывалось:

"Сотрудники органов федеральной службы безопасности руководствуются в своей служебной деятельности Федеральными законами и не могут быть связаны решениями политических партий, общественных организаций и иных организаций...

...При осуществлении оперативно-служебной деятельности сотрудники органов федеральной службы безопасности подчиняются только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или распоряжения, противоречащих федеральному закону, сотрудник органов федеральной службы безопасности должен руководствоваться Федеральным законом...

...Военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности запрещается самостоятельно или через доверенных лиц принимать участие в управлении организациями (за исключением участие в общем собрании членов некоммерческой организации), заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности. Сотрудникам органов федеральной службы безопасности запрещается совмещать военную службу в органах федеральной службы безопасности (федеральную государственную гражданскую службу или работу в органах федеральной службы безопасности) с иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности, за исключением случаев, когда это предусмотрено законодательством Российской Федерации и (или) необходимо для решения задач оперативно-розыскной деятельности" (выделено мной. - М.П.).

Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы, указанные в ст. 11 ФЗ от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ, касаются и военнослужащих, которые могут быть причастны по осуществлению ОРД <1>:

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. от 28.12.2010).

 

"На военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1>, за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащими обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации...".










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...