Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 6 страница




9. В сентябре 2007 года Председатель Московского Арбитражного суда Олег Свириденко предложил создать в системе арбитража Службу собственной безопасности. А также ввести процедуру обязательной проверки всех, кто поступает на работу в суды <1>. Действующий Закон о госслужбе не предусмотрел проверку чиновников. Ее проходят лишь кандидаты в судьи, которые пишут заявление, что готовы на любые контрольные процедуры. Для гражданского служащего такого императива нет. В 2006 году на работу в столичный арбитраж были приняты около 170 человек.

--------------------------------

<1> Шаров А. "Кроты" в судебных коридорах // Рос. газ. 2007. 4 сент. N 194.

 

В 2007 году Московский арбитражный суд собственными силами выявил нескольких человек, которые пытались как помощники судьи получить доступ к делам, рассматриваемым в судах, и даже участие в подготовке проектов решений. То есть они при желании могли раскрыть судебную тайну и даже повлиять на исход экономических споров, цена которых доходит до астрономических сумм. Причем один из кандидатов оказался полукриминальной личностью.

О создании в высших судах службы безопасности с наделениями функциями, по существу, оперативно-розыскной деятельности, высказался 23 января 2012 г. на встрече с представителями российских и зарубежных СМИ в РИА "Новости" и Председатель Высшего Арбитражного суда Антон Иванов. В функции службы безопасности должны входить сбор сведений о судьях и выявление конфликта интересов в процессе профессиональной деятельности последних. Смысл таких новаций - борьба с коррупцией. Антон Иванов назвал ее основной проблемой наших судов, в том числе и арбитражных.

"Надо, чтобы в судах работали честные люди, но как это обеспечить на практике, возможностей пока не вижу", - честно признал глава ВАС <1>.

--------------------------------

<1> Ямшанов Б. Судебный сыск // Рос. газ. 2012. 24 янв. N 13.

 

10. Из средств массовой информации стало известно, что глава Следственного комитета при прокуратуре РФ сообщил, что его ведомство уже выходило с инициативой законодательного наделения ведомства правом оперативно-розыскной деятельности. Причем такая функция необходима Следственному комитету не для оперативного сопровождения уголовных дел, а исключительно для обеспечения безопасности сотрудников Следственного комитета, работающих на местах происшествий. В качестве примера - последний случай на месте подрыва "Невского экспресса" <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Н. Ловушка для следователя // Рос. газ. 2009. 2 дек. N 229.

 

11. Орган исполнительной власти, который был уполномочен принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, в просторечии назван "финансовая разведка" (а любая разведка не может обойтись без оперативно-розыскной деятельности).

Более того, исходя из современной криминогенной обстановки в стране, связанной с терроризмом, организованной преступностью, экономическими преступлениями, такой орган в любом государстве занимает важное место в борьбе с наиболее опасными и тяжкими преступлениями.

К одним из первых федеральных законов, которые были посвящены вопросу противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, можно отнести ФЗ от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ <1> и ФЗ от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ <2>. В Указе Президента РФ <3> от 1 ноября 2001 г. N 1263 сказано: "В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" постановляю <4>: (в ред. Указа Президента РФ от 08.04.2003 N 409).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ред. от 27.07.2010, с изм. и доп., вступающими в силу с 24.01.2011).

<2> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

<3> Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 г. N 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. от 22.03.2005).

<4> Федеральный закон от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"; Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; Федеральный закон от 16 ноября 2005 г. N 145-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. "О противодействии терроризму" (ред. от 08.11.2011); Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму"; Федеральный закон от 28 ноября 2007 г. N 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ред. от 03.06.2009); Указ Президента РФ от 13 сентября 2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом"; Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму" (вместе с "Положением о Национальном антитеррористическом комитете" (ред. от 08.10.2011).

 

"1. Образовать Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России)".

В дальнейшем федеральные законы рассматривали вопросы о противодействии не только легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, но и финансированию терроризма и экстремизма.

При создании и организации КФМ России изучался и применялся положительный опыт зарубежных стран. Так, например, США, создавших в 1989 году службу финансовой разведки - Организацию по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN).

Россия некоторое время считалась страной, "не сотрудничающей" в борьбе с отмыванием "грязных денег" - таково было решение сессии FATF от 21 июня 2002 года. Парадокс такого решения в том, что оно было принято в момент, когда Россия стала (с июня 2002 г.) страной - председателем европейских органов единого финансового контроля. И только в октябре 2002 года Россию исключили из "черного списка" ФАТФ <1>.

--------------------------------

<1> Васильченко Е. Валютной свободе - отсрочку // Рос. газ. 2002. 15 окт. N 195.

 

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" значительно расширил территорию, на которой отслеживаются пути движения денег. До этого КФМ лишь собирал банковскую информацию, а с января 2003 года он взял под контроль деятельность инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также продажу драгоценных металлов и изделий из золота, т.к. в этой сфере вращается немало сомнительных капиталов <1>.

--------------------------------

<1> Васильченко Е. Финансовый антитеррор // Рос. газ. 2003. 4 янв. N 1.

 

По поручению Президента РФ В.В. Путина в 2004 году была осуществлена разработка Концепции национальной Программы противодействия по отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, подготовлены специальные правительственные и межведомственные документы. В соответствии с которой был расширен круг лиц, обязанных по закону и в соответствии с международными стандартами FATF сообщать в КФМ о подозрительных финансовых сделках (на сумму свыше 600 тысяч рублей). К банковскому, страховому, лизинговому и игорному бизнес-сообществу прибавились нотариальные, риелторские, консалтинговые, юридические конторы, осуществляющие операции с денежными средствами или имуществом <1>.

--------------------------------

<1> Редакционный материал // Рос. газ. 2003. 30 дек. N 262.

 

На основании ст. 15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <1> Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), входящую в то время в структуру Министерства финансов Российской Федерации <2>, в связи с чем, по мнению бывшего руководителя КФМ России, статус бывшей структуры значительно вырос, что позволяет увеличить численность сотрудников и расширить количество служб. Вместе с тем, согласно трехуровневой структуре Правительства, Федеральная служба по финансовому мониторингу теряет право осуществлять нормативно-правовое регулирование и вести законотворческую работу <3>.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 22.06.2010).

<2> Постановление Правительства РФ от 23 июня 2004 г. N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу" (ред. от 15.06.2010); Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) от 8 декабря 2009 г. N 336 "О Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

<3> Зыкова Т. Кто займется "грязными деньгами" // Рос. газ. 2004. 16 марта.

 

В соответствии с п. 3 ст. 7 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" было принято Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. N 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг". Перечисленные в Постановлении лица, при наличии у них любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в п. 1 ст. 7 названного Федерального закона, уведомляют об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Адвокаты и нотариусы вправе передать информацию о таких сделках или финансовых операциях своих клиентов как самостоятельно, так и через адвокатскую и нотариальную палаты при наличии у этих палат соглашения о взаимодействии с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Защиту информации при ее передаче в Федеральную службу по финансовому мониторингу осуществляет владелец информационных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 24 сентября 2007 года N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" <1> Федеральная служба по финансовому мониторингу отнесена к ведомству федеральных органов исполнительной власти, руководство которым осуществляет Правительство РФ.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 12.05.2008).

 

12. Одна из актуальных, еще не решенных в нашей стране проблем - совершение преступлений военнослужащими. Ежегодно в Вооруженных Силах РФ совершается более 20 тысяч преступлений. Из войск с оружием дезертируют даже старослужащие. Только за восемь лет после создания российских Вооруженных Сил в войсках погибли от преступлений около девяти тысяч человек и почти одиннадцать тысяч от происшествий. В связи с этими обстоятельствами еще в 1996 году аппаратом Комитета Государственной Думы по обороне был разработан проект Федерального закона "О военной полиции". По мнению военных специалистов, введение в армии федеральной независимой военной полиции позволит профессионально бороться с преступностью, вести соответствующую оперативно-розыскную работу. Существующие особые отделы Федеральной службы безопасности - военная контрразведка со своей агентурой получает оперативную информацию о положении в войсках. Однако по закону контрразведчики имеют право заниматься только ограниченным кругом преступлений - измена Родине, шпионаж, хищение оружия, наркотики. А такими общеуголовными преступлениями, как: убийства, умышленное причинение телесных повреждений, "дедовщина", хищения материальных ценностей, - армейская контрразведка не занимается. В связи с этим военным прокурорам и следователям в войсках помимо основной надзорной деятельности за соблюдением законов вести оперативную работу вместе с внештатными военными дознавателями. По мнению разработчиков законопроекта, военная полиция взяла бы на себя охрану военных штабов, судов, прокуратур, патрулировала бы в воинских гарнизонах, расследовала бытовые преступления в закрытых военных гарнизонах, где нет органов полиции и все отдается на откуп командирам. Отчитавшись по этому вопросу перед правительством, Военное ведомство потеряло интерес к созданию военной полиции. В 2001 году законопроект был снят с рассмотрения в Государственной Думе <1>. Однако в средствах массовой информации <2> говорилось о том, что в 2010 году в Вооруженных Силах России приступят к созданию военной полиции - структуры, необходимой для поддержания законности и правопорядка. По этому вопросу председатель Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности СФ, действительный член Академии военных наук, доктор военных наук, генерал-полковник в отставке Владимир Кулаков сказал: "Кроме того, в России вот уже более 20 лет на больших кораблях типа "Адмирал Кузнецов" созданы и успешно работают подразделения военной полиции.

--------------------------------

<1> Бабакин А. Военная полиция "потонула" в волоките // Рос. газ. 2002. 15 июля. N 127; Гаврилов Ю. Полиция придет в гарнизоны // Рос. газ. 2012. 4 июля. N 150.

<2> Полиция в казарме // Рос. газ. 2009. 10 дек. N 237; Гаврилов Ю. Патруль у казармы // Рос. газ. 2012. 11 окт. N 234.

 

Создание военной полиции именно сейчас - это не дань моде и не чья-то прихоть, а необходимость. В настоящее время Вооруженные Силы переходят на новую оргштатную структуру. Увеличивается объем задач, стоящих перед командирами и другими воинскими начальниками. В этих условиях взваливать на офицеров помимо командных функций обязанности по поддержанию правопорядка и укреплению воинской дисциплины - значит заведомо ставить под сомнение качество выполнения боевых задач.

Военная полиция обязательно должна обладать правом проведения дознания и ведения расследования. В настоящее время дознание в войсках, как правило, проводят молодые офицеры, прошедшие краткосрочную подготовку в органах военной прокуратуры...

Кроме того, ответственность, которую несут командиры за состояние воинской дисциплины в подчиненных подразделениях, не всегда способствует объективности при проведении дознания. Эти же офицеры во взаимодействии с прокуратурой и органами МВД проводят оперативно-розыскные мероприятия. Таким образом, от боевой подготовки отрывается огромное количество квалифицированных кадров, которые выезжают в командировки для возвращения дезертиров и проведения других оперативно-розыскных мероприятий. Естественно, это и экономически не оправдано, и наносит ущерб боевой готовности. Я полагаю, что оперативно-розыскные мероприятия также должны проводиться военной полицией..." (выделено мной. - М.П.).

Создание военной полиции для поддержания правопорядка в российских Вооруженных Силах полностью поддерживают и Юрий Савенко, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по обороне, и Игорь Коротченко, член Общественного совета при Министерстве обороны, главный редактор журнала "Национальная оборона".

6 апреля 2010 года статс-секретарь Министерства обороны Николай Панков сказал, что работа над созданием новой армейской структуры - военной полиции приостановлена. Что именно не устроило в документе Министра обороны, никаких комментариев от него нет. Предполагалось, что в округах и на флоте военные полицейские появятся в 2010 году, а общая численность этих органов достигнет 5 тысяч человек. Были примерно известны задачи военной полиции - борьба с дедовщиной и воровством, патрулирование в гарнизонах, охрана армейских объектов и грузов. В ее ведение должны были перейти все гауптвахты и военные комендатуры.

Есть вероятность, что некоторые функции будущей полиции как раз и вызвали сомнение у Министра обороны <1>.

--------------------------------

<1> Гаврилов Ю. Патруль подождет // Рос. газ. 2010. 7 апр. N 72.

 

13. Оперативно-розыскной работой готовы заниматься и судебные приставы. 26 апреля 2005 года Федеральная служба судебных приставов <1> вышла с предложением о создании в их службе нового подразделения, которое будет заниматься оперативно-розыскной деятельностью и в первую очередь розыском должников по многочисленным судебным искам. Отсутствие такой возможности делает неполноценными усилия суда и приставов, потому что зачастую приходится прекращать дело, так как не найден исполнитель. В таком случае приставы составляют акт о невозможности взыскать деньги или материальные ценности. Исполнительный лист возвращается опять в суд, где отправляется в архив. Наиболее существенный экономический ущерб наносится государству из-за неисполнения актов о принудительном взыскании задолженности по налогам, сборам и другим платежам всех уровней. Количественные показатели Федеральной службы судебных приставов растут: в 2005 году на исполнении находилось свыше 23 млн. исполнительных производств, по решениям судов взыскано свыше 150 млрд. руб. Возбуждено 4 тысячи уголовных дел и 103 тысячи дел об административных правонарушениях. В 2005 году в производстве розыскных подразделений ФССП находилось свыше 65 тысяч розыскных дел, что почти в 1,3 раза больше, чем в 2004 г. Разыскано имущества на сумму 7,9 миллиарда рублей. Обеспечены охраной 100 процентов зданий арбитражных судов и 95,5 процента зданий судов общей юрисдикции. В 2008 году Службой судебных приставов собрали более 4,5 миллиарда рублей исполнительского сбора <2>. Вместе с тем за 2009 год и 3 месяца 2010 года свыше 400 миллионов рублей Россия по требованию Европейского суда по правам человека заплатила своим гражданам за неисполнение решений своих собственных судов <3>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (ред. от 03.12.2011).

<2> Рос. газ. 2009. 6 авг. N 145; Рос. газ. 2010. 2 апр. N 69.

<3> Козлова Н., Дробышева И. Приговор окончательный, но не обязательный // Рос. газ. 2010. 18 марта. N 56.

 

В Службе судебных приставов считают, что отсутствие законодательно закрепленного права на проведение оперативно-розыскных мероприятий не позволяет добиться стопроцентной результативности при розыске "исчезнувшего" имущества <1>. В июне 2006 года на коллегии Минюста было отмечено, что один из таких законопроектов вернулся с отрицательным отзывом <2>.

--------------------------------

<1> Федосенко В. Слежка за должниками // Рос. газ. 2005. 27 апр. N 87.

<2> Куликов В. Служба секретных исполнителей // Рос. газ. 2006. 14 июня; Куликов В. Чайка направит частных приставов // Рос. газ. 2006. 15 июня.

 

Новый законопроект Федеральной службы судебных приставов был вынесен в ноябре 2008 года на обсуждение Общественного совета при ФССП, который в целом одобрил концепцию. В нем предлагалось закрепить усеченную функцию применения оперативно-розыскных полномочий, таких как проведение оперативных опросов и оперативного эксперимента в отношении неплательщиков.

Они фактически предусматривали превращение их деятельности в особый вид государственной службы, входящей в систему правоохранительных органов. У приставов могло появиться право претендовать на какие-то дополнительные полномочия. Вопрос о том, чтобы наделить службу судебных приставов правом на оперативно-розыскную деятельность, обсуждается уже несколько лет. Законопроект был направлен на экспертизу в Общественную палату РФ <1>.

--------------------------------

<1> Куликов В. Приставки к приставам // Рос. газ. 2008. 18 нояб. N 236.

 

Федеральный закон "О судебных приставах" <1> (ст. ст. 10, 12) наделяет судебных приставов и правом:

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (ред. от 03.12.2011).

 

1) получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

2) входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

3) объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

4) при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск.

В связи с тем что судебные приставы пока не являются субъектами ОРД и у них нет права получать информацию негласным путем, они расширяют сеть своих гласных источников. Так, судебные приставы Московской области установили тесные контакты с фирмами, устанавливающими системы спутниковой охраны на автомобили. Теперь сигнал уходит не только в космос, но и ближайшему судебному исполнителю. Продавцы спутниковых систем в письменной форме информируют службу судебных приставов. Кроме того, судебные приставы разработали особый порядок взаимодействия с автомобильными холдингами региона. Благодаря этому обычный визит к автомеханику для водителя-должника может закончиться встречей с судебными приставами. В Московской области разработан порядок взаимодействия приставов со страховыми компаниями. Новая процедура поможет обращать взыскание на неиспользованную страховую премию (денежные средства) должника, когда его полис ОСАГО досрочно прекращается <1>.

--------------------------------

<1> Куликов В. Доносите до сведения // Рос. газ. 2011. 26 янв. N 14.

 

Большие изменения в ФЗ "О судебных приставах" внесены Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так, вопросы розыска гражданина-ответчика по гражданскому делу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу регламентированы в редакции: абзаца седьмого пункта 2 статьи 8; абзаца пятого пункта 2 статьи 9; абзаца восьмого пункта 2 статьи 10; пункта 1 статьи 11; пункта 1 статьи 12. Причем п. 1 ст. 11 дополнен абзацами следующего содержания:

"оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда".

На основании ст. 65 "Розыск должника, его имущества или розыск ребенка" ФЗ "Об исполнительном производстве" (в редакции ФЗ от 03.12.2011 N 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") судебный пристав-исполнитель в случае отсутствия сведений о месте нахождения должника, его имущества или месте нахождения ребенка вправе объявить их розыск.

В этой же статье законодатель указывает порядок и оформление такого розыска.

14. В своем интервью "Российской газете" Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин сообщил, что статистика свидетельствует о том, что не более 8 процентов уголовных дел возбуждаются по результатам проверок налоговых органов. Подавляющее же большинство преступлений выявлялось органами внутренних дел. Дело в том, что функция противодействия налоговой преступности для налоговиков является сопутствующей. Основная же их задача состоит в проверке правильности исчисления налогоплательщиками сумм налогов, доначисление выявленных недоимок по ним и обращение взыскания на денежные средства и имущество недобросовестных налогоплательщиков. При этом налоговики не вправе вести оперативно-розыскную деятельность, средствами которой в основном и выявляются сложные преступные схемы уклонения от налогов.

Органы внутренних дел имели возможность негласно прослушивать телефонные и иные переговоры лиц, заподозренных в причастности к преступлению. Во многих случаях именно по результатам этого оперативно-розыскного мероприятия удавалось доказать аффилированность и взаимозависимость отдельных участников преступной схемы уклонения от уплаты налогов. А также фактическое руководство тем или иным физическим лицом фиктивной организацией (так называемой фирмой-однодневкой либо компанией-прокладкой). Передача функции выявления налоговых преступлений налоговым органам без принятия дополнительных мер может привести к снижению количества уголовных дел еще на 90 процентов. Для решения этой проблемы можно рассмотреть вопрос о наделении Федеральной налоговой службы полномочиями органа дознания. Как вариант также может быть рассмотрена возможность создания в России качественно нового ведомства - финансовой полиции, обладающей правом ведения оперативно-розыскной деятельности.

Такому ведомству могла бы быть передана функция по противодействию преступлениям, посягающим на финансовую систему государства в целом. В частности, к предмету ведения этого государственного органа можно было бы отнести помимо задач, связанных с противодействием преступлениям в фискальной сфере, также выявление, пресечение и раскрытие преступных деяний в области расходования средств государственных бюджетов и государственных внебюджетных фондов <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Н. Объявляется VIP-посадка // Рос. газ. 2012. 17 янв. N 7.

 

Становление налоговой службы в России

 

Почти в каждом чиновнике Петр I видел потенциального казнокрада и мздоимца, да и практика показывала, что безгрешных почти не было. Поэтому царь старался организовать самый бдительный надзор за администрацией. 2 марта 1711 г. был издан Указ об учреждении института фискалов. Круг их обязанностей был очерчен в другом предписании, появившемся через три дня. Им вменялось "над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправой суд, також - в сборе казны и прочего". О подозреваемых следовало доносить в Сенат, который должен был рассматривать все факты нарушения законности. Главный надзирающий носил чин обер-фискала. Ему подчинялись провинциал-фискалы и нижние фискалы. За ложный навет доноситель не нес никакой ответственности.

В Указе от 17 марта 1714 года были уточнены функции фискалов. Их тайный надзор за всеми был теперь несколько ограничен угрозой наказания за неправильный донос. Солгавшего фискала приговаривали к такому же наказанию, которое грозило обвиняемому. Фискалам предоставлялось право "проведывать тайно и явно", изучая приходно-расходные документы, присутствуя на заседаниях и т.п. Упорядочивались и штаты фискальной службы. Вместе с тем безнаказанность доносителей фактически не претерпела изменений из-за двух оговорок в Указе. Наказание за ложное сообщение ограничивалось небольшим штрафом, если удавалось доказать, что фискал руководствовался бескорыстными побуждениями. Он не подлежал ответственности и в случае подтверждения лишь части выдвинутых им обвинений.

Однако, несмотря на благие намерения Петра I, институт фискалов слабо справлялся со своими обязанностями. Да, часть лихоимцев и казнокрадов им удалось выявить и привести к заслуженной каре. Но сами надзирающие, почувствовав безнаказанность, быстро погрязли в мздоимстве и коррупции. Само положение о фискальной службе подталкивало их к стремлению писать как больше доносов: согласно указам, фискал не получал жалования, а довольствовался частью конфискованного имущества (от половины до одной трети). Фискалы пользовались мрачной репутацией у населения страны. Высшие слои их презирали, низшие - боялись. С филиппикой против неподсудности фискалов выступил даже местоблюститель патриаршего престола С. Яворский, чем вызвал немалый гнев царя. В целом надзор фискалов носил негласный характер и был направлен на изобличение уже совершенных преступлений <1>.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...