Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Процесс кровообращения, его значение для организма. Кровеносные сосуды. Строение и топография сердца.




Общие вопросы анатомии и физиологии

Сердечно-сосудистой системы

Учебное пособие

Для самостоятельной работы студентов

по дисциплине "Анатомия и физиология человека"

 

 

 

Курган 2016

Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы: учебное пособие для самостоятельной работы студентов до дисциплине «Анатомия и физиология человека»/ авторы-составители Дерябина Т.А., Тюкалова М.А.; ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж».- Курган:, 2016.- 110 с.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»

 

Авторы-составители:  Дерябина Татьяна Александровна, преподаватель высшей категории общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж» Тюкалова Мария Анатольевна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»
   
Рецензенты: Кучина Н.Г., преподаватель высшей категории общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»
   
     
   

Пособие включает теоретическую часть в плане диагностики и практическую часть по разделу "Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы". Для закрепления нового материала по каждой теме предлагаются разноуровневые обучающие задания для самоконтроля.

Данное пособие составлено в соответствии с ФГОС – 3+ поколения специальности 060301"Фармация", 34.02.01 "Сестринское дело", 060102 "Акушерское дело" и квалификационными характеристиками специалистов. Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов базового и повышенного уровней медицинских колледжей, училищ

 

©Дерябина Т.А., Тюкалова М.А., 2016

© ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж», 2016

  Содержание Стр.
1. Введение 4
2. Алгоритм деятельности студента 8
3. Индивидуальный маршрут студента 13
4. Лекция №1 15
5. Задания к практическому занятию №1 24
6. Лекция № 2 37
7. Задания к практическому занятию № 2 43
8. Лекция № 3 50
9. Задания к практическому занятию №3 62
10. Лекция № 4 65
11. Задания к практическому занятию № 4 78
12. Лекция № 5 80
13. Задания к практическому занятию № 5 86
14. Задания к семинару (практическое занятие №6) 90
15. Литература 108

Уважаемые студенты!

 

Настоящее учебное пособие предусматривает изучение раздела "Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы" для специальностей 060301"Фармация", 34.02.01 "Сестринское дело", 060102 "Акушерское дело".

Пособие включает теоретическую и практическую часть. Для закрепления нового материала предлагаются разноуровневые обучающие задания для самоконтроля, которые позволяют развивать логическое и клиническое мышление. Всё это поможет Вам достаточно глубоко разобраться в механизмах работы сердца, крово- и лимфообращения, а в последующем может использоваться и в профессиональной деятельности.



ВВЕДЕНИЕ

 

Данное пособие разработано по дисциплине ОП. 02. "Анатомия и физиология человека" для специальностей 060301"Фармация", 34.02.01 "Сестринское дело", 060102 "Акушерское дело".

Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС-3+поколения при подготовке специалистов по специальностям 060301"Фармация", 34.02.01 "Сестринское дело", 060102 "Акушерское дело" в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): участие в лечебно -диагностической деятельности и овладения соответствующими профессиональными компетенциями (ПК)

 

Для специальности "Фармация":

ПК 1.6.Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 1.7.Оказывать первую медицинскую помощь.

ПК 2.4.Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

Для специальности "Сестринское дело":

ПК 1.1.Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2.Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3.Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

ПК 2.1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6.Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7.Осуществлять реабилитационные мероприятия

ПК 2.8.Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1.Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2.Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3.Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

 


Для специальности "Акушерское дело":

ПК 1.1. Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц.

ПК 1.2. Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам, обучение мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода.

ПК 1.3. Оказывать лечебно-диагностическую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде.

ПК 1.4. Оказывать акушерское пособие при физиологических родах.

ПК 1.5. Проводить первичный туалет новорожденного, оценивать и контролировать динамику его состояния, осуществлять уход и обучать родителей уходу за новорожденным.

ПК 1.6. Применять лекарственные средства по назначению врача.

ПК 1.7. Информировать пациентов по вопросам охраны материнства и детства, медицинского страхования.

ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.

ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача.

ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.

ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача.

ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий.

ПК 3.4. Оказывать доврачебную помощь пациентам при неотложных состояниях в гинекологии.

ПК 3.5. Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде.

ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

ПК 4.1. Участвовать в проведении лечебно-диагностических мероприятий беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией и новорожденному.

ПК 4.2. Оказывать профилактическую и медико-социальную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии.

ПК 4.3. Оказывать доврачебную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии.

ПК 4.4. Осуществлять интенсивный уход при акушерской патологии.

ПК 4.5. Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде.

Пособие позволяет студенту освоить общие компетенции (ОК):

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 7.Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

В результате освоения дисциплины "Анатомия и физиология человека"

специальности "Фармация" студент должен  уметь:

 

- ориентироваться в топографии и функциях органов и систем

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма; 

- строение тканей, органов и систем, их функции.

 

В результате освоения дисциплины "Анатомия и физиология человека"

специальности "Сестринское дело" студент должен уметь:

- применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

знать:

- строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

 

В результате освоения дисциплины "Анатомия и физиология человека"

специальности "Акушерское дело" студент должен уметь:

- применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании акушерско-гинекологической помощи;

знать:

- строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

 

 


Практикум №1

Алгоритм деятельности студентов

 

Раздел /

Тема

Целеполагание

Аудиторная диагностика

Внеаудиторная диагностика

  3 4 5 3 4
Раздел: Сердечно-сосудистая система. Тема 1: Анатомия сердца. 2 ч.  
 


            




Ч.

Ц1. Топографию, строение сердца. Ц2. Определить проекции границ сердца. Учебно-информационные умения Задание №2 Задание №5   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание№ 1 Задание № 3 Задание № 5 Задание № 6 Учебно-логические умения Задание №8, 9 Учебно-информационные умения Изучить материал лекции №1,2 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание №5   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 4 Составить кроссворд. Задание № 6

                                                                      

                                                                            

 

 

                                                                    

Практикум №2

                                                               Алгоритм деятельности студентов

 

Раздел /

Тема

Целеполагание

Аудиторная диагностика

Внеаудиторная диагностика

3

4

5 3 4
Раздел: Сердечно-сосудистая система. Тема 1: Физиология сердца. 2 ч.
 

 

 


        2ч

Ц1. знать Фазы сердечной деятельности. Движение крови в сердце. Тоны. Физиологические свойства сердца Ц2. уметь Определить проекцию точек выслушивания тонов сердца. объяснять различные физиологические процессы, происходящие в сердце в различные фазы его деятельности.

Учебно-информационные умения

Задание №1.

Задание№ 6

Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание №2. Задание №3 Задание №4 Задание № 5  Учебно-логические умения Задание №7 Учебно-информационные умения . Изучить материал лекции №1,2 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание №4 Спроектировать 10 утверждений и эталон к ним.   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 3 Составить кроссворд. Задание№5  
               

 

Практикум №3

Алгоритм деятельности студентов

 

Раздел /

Тема

Целеполагание

Аудиторная диагностика

Внеаудиторная диагностика

  3 4 5 3 4
Раздел: Сердечно-сосудистая система. Тема 1: Сосуды малого круга кровообращения. Артерии большого круга. 2 ч.
 

 

 


        2ч

Ц1. знать Строение вен, артерий, капилляров. Сосуды малого и большого круга кровообращения. Круги кровообращения. Ц2. уметь определить, называть, показывать отделы ствола мозга., детали их анатомического строения с анализом функций. Учебно-информационные умения Задание №1. Задание №2. Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание№ 3 Задание № 4 Задание №5 Задание № 6 Задание №7 Задание №8 Задание № 10-решить ситуационные задач Учебно-логические умения Задание № 9 Учебно-информационные умения Изучить материал лекции №3 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь.   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание№3 Задание № 4 Составить кроссворд.

 

Практикум №4

Алгоритм деятельности студентов

 

Раздел /

Тема

Целеполагание

Аудиторная диагностика

Внеаудиторная диагностика

3 4 5 3 4
Раздел: Сердечно-сосудистая система. Тема 1:Вены большого круга кровообращения 2 ч.
 

 

 


        2ч

Ц1. знать Сосуды большого круга кровообращени. Учебно-информационные умения Задание № 6   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 Учебно-логические умения Задание № 7 Учебно-информационные умения Изучить материал лекции №4 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание № 4.   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 3 Составить кроссворд. Задание № 5 Составить тестовые задания с эталонами.  

 

 

                                                              Практикум №5

                                              Алгоритм деятельности студентов

Раздел /

Тема

Целеполагание

   Аудиторная диагностика

Внеаудиторная диагностика

3 4 5 3 4
Раздел: Сердечно-сосудистая система. Тема 1: Физиология сосудов.  
 


        2ч

Ц1. знать Движение крови по сосудам. Величину и методы измерения АД. Пульс, его характеристику. Рефлекторные и гуморальные механизмы регуляции с.с.с. Ц2. уметь Исследовать АП. Измерить АД в покое и после физической нагрузки. Учебно-информационные умения Задание №2   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание №1 Учебно-логические умения Задание № 3 Учебно-информационные умения Задание № 1 Задание № 2 Задание №3 Задание№4   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 5  

 







Лекция № 1

Тема: Процесс кровообращения, его значение для организма. Кровеносные сосуды. Строение и топография сердца.

План:

1. Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры. Понятие о МЦР. Типы кровообращения.

2. Сердце: топография, границы.

3. Внешнее и внутреннее строение сердца.

4. Строение стенки сердца.

5. Собственные сосуды сердца.

 

 1. Кровеносные сосуды

Кровеносная система (ССС) замкнута, имеет физиологический насос – сердце и сосуды, представленные в виде 2-х кругов кровообращения (большого и малого).

Ангиология – наука, изучающая сосуды

Различают 3 вида  сосудов:

- артерии;

 - вены;

 - капилляры.

Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца к органу.

Стенка артерий состоит из 3-х слоев:

1. Внутренний (intima) -  представлен эндотелием и постэндотелиальным слоем.

2. Средний (media) - представлен гладкой мышечной тканью, эластическими и коллагеновыми волокнами.

3. Наружный (adventicio) представлена рыхлой соединительной тканью.

Классификация артерий

I. По диаметру:      

- крупные

  - средние

  - мелкие

II. По топографии:    

- внутриорганные

 - внеорганные

III. По строению стенки:

 - эластического типа (аорта, легочный ствол)

 - мышечного типа (в средней оболочке много мышечных клеток, участвуют в регуляции АД)

- смешанного типа (сонная, подключичная и т.д.).

Стенка вен состоит из 3-х слоев, но отличается от стенки артерии.

Отличия:

1. Меньше эластических и коллагеновых волокон;

2. Слабо развитый мышечный слой;

3. Наличие клапанов на внутренней оболочке вен.

Классификация вен

I. Волокнистого типа (безмышечные), не имеют мышечной, наружной оболочки клапанов. Срастаются с окружающими тканями (вены мозговых оболочек).

II. Мышечного типа:

- со слабым развитием media;

- со средним развитием;

- с сильным развитием.

Капилляры –микроскопические сосуды, соединяющие артерии с венами. В них осуществляются функции крови , поэтому капилляры – обменные сосуды. Их стенка образована слоем эндотелиальных клеток, лежащих на базальной мембране и обладает двусторонней проницаемостью.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...