Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Процесс кровообращения, его значение для организма. Кровеносные сосуды. Строение и топография сердца.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Общие вопросы анатомии и физиологии Сердечно-сосудистой системы Учебное пособие Для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Анатомия и физиология человека"
Курган 2016 Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы: учебное пособие для самостоятельной работы студентов до дисциплине «Анатомия и физиология человека»/ авторы-составители Дерябина Т.А., Тюкалова М.А.; ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж».- Курган:, 2016.- 110 с.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»
Пособие включает теоретическую часть в плане диагностики и практическую часть по разделу "Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы". Для закрепления нового материала по каждой теме предлагаются разноуровневые обучающие задания для самоконтроля. Данное пособие составлено в соответствии с ФГОС – 3+ поколения специальности 060301"Фармация", 34.02.01 "Сестринское дело", 060102 "Акушерское дело" и квалификационными характеристиками специалистов. Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов базового и повышенного уровней медицинских колледжей, училищ
©Дерябина Т.А., Тюкалова М.А., 2016 © ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж», 2016
Уважаемые студенты!
Настоящее учебное пособие предусматривает изучение раздела "Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы" для специальностей 060301"Фармация", 34.02.01 "Сестринское дело", 060102 "Акушерское дело". Пособие включает теоретическую и практическую часть. Для закрепления нового материала предлагаются разноуровневые обучающие задания для самоконтроля, которые позволяют развивать логическое и клиническое мышление. Всё это поможет Вам достаточно глубоко разобраться в механизмах работы сердца, крово- и лимфообращения, а в последующем может использоваться и в профессиональной деятельности. ВВЕДЕНИЕ
Данное пособие разработано по дисциплине ОП. 02. "Анатомия и физиология человека" для специальностей 060301"Фармация", 34.02.01 "Сестринское дело", 060102 "Акушерское дело". Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС-3+поколения при подготовке специалистов по специальностям 060301"Фармация", 34.02.01 "Сестринское дело", 060102 "Акушерское дело" в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): участие в лечебно -диагностической деятельности и овладения соответствующими профессиональными компетенциями (ПК)
Для специальности "Фармация": ПК 1.6.Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. ПК 1.7.Оказывать первую медицинскую помощь. ПК 2.4.Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. Для специальности "Сестринское дело": ПК 1.1.Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. ПК 1.2.Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. ПК 1.3.Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний ПК 2.1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.5.Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса ПК 2.6.Вести утвержденную медицинскую документацию. ПК 2.7.Осуществлять реабилитационные мероприятия ПК 2.8.Оказывать паллиативную помощь. ПК 3.1.Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. ПК 3.2.Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. ПК 3.3.Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Для специальности "Акушерское дело": ПК 1.1. Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц. ПК 1.2. Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам, обучение мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода. ПК 1.3. Оказывать лечебно-диагностическую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде. ПК 1.4. Оказывать акушерское пособие при физиологических родах. ПК 1.5. Проводить первичный туалет новорожденного, оценивать и контролировать динамику его состояния, осуществлять уход и обучать родителей уходу за новорожденным. ПК 1.6. Применять лекарственные средства по назначению врача. ПК 1.7. Информировать пациентов по вопросам охраны материнства и детства, медицинского страхования. ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача. ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача. ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии. ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни. ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача. ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий. ПК 3.4. Оказывать доврачебную помощь пациентам при неотложных состояниях в гинекологии. ПК 3.5. Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде. ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. ПК 4.1. Участвовать в проведении лечебно-диагностических мероприятий беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией и новорожденному. ПК 4.2. Оказывать профилактическую и медико-социальную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии. ПК 4.3. Оказывать доврачебную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии. ПК 4.4. Осуществлять интенсивный уход при акушерской патологии. ПК 4.5. Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде. Пособие позволяет студенту освоить общие компетенции (ОК): ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. ОК 7.Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. ОК 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности "Фармация" студент должен уметь:
- ориентироваться в топографии и функциях органов и систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные закономерности развития и жизнедеятельности организма; - строение тканей, органов и систем, их функции.
В результате освоения дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности "Сестринское дело" студент должен уметь: - применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи; знать: - строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
В результате освоения дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности "Акушерское дело" студент должен уметь: - применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании акушерско-гинекологической помощи; знать: - строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
Практикум №1 Алгоритм деятельности студентов
Ч. | Ц1. Топографию, строение сердца. Ц2. Определить проекции границ сердца. | Учебно-информационные умения Задание №2 Задание №5 | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание№ 1 Задание № 3 Задание № 5 Задание № 6 | Учебно-логические умения Задание №8, 9 | Учебно-информационные умения Изучить материал лекции №1,2 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание №5 | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 4 Составить кроссворд. Задание № 6 |
Практикум №2
Алгоритм деятельности студентов
Раздел / Тема | Целеполагание | Аудиторная диагностика | Внеаудиторная диагностика | |||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | ||||||
Раздел: Сердечно-сосудистая система.
Тема 1: Физиология сердца.
2 ч.
2ч | Ц1. знать Фазы сердечной деятельности. Движение крови в сердце. Тоны. Физиологические свойства сердца Ц2. уметь Определить проекцию точек выслушивания тонов сердца. объяснять различные физиологические процессы, происходящие в сердце в различные фазы его деятельности. | Учебно-информационные умения Задание №1. Задание№ 6 | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание №2. Задание №3 Задание №4 Задание № 5 | Учебно-логические умения Задание №7 | Учебно-информационные умения . Изучить материал лекции №1,2 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание №4 Спроектировать 10 утверждений и эталон к ним. | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 3 Составить кроссворд. Задание№5 | ||||
Практикум №3
Алгоритм деятельности студентов
Раздел / Тема | Целеполагание | Аудиторная диагностика | Внеаудиторная диагностика | ||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | |||||
Раздел: Сердечно-сосудистая система.
Тема 1: Сосуды малого круга кровообращения. Артерии большого круга.
2 ч.
2ч | Ц1. знать Строение вен, артерий, капилляров. Сосуды малого и большого круга кровообращения. Круги кровообращения. Ц2. уметь определить, называть, показывать отделы ствола мозга., детали их анатомического строения с анализом функций. | Учебно-информационные умения Задание №1. Задание №2. | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание№ 3 Задание № 4 Задание №5 Задание № 6 Задание №7 Задание №8 Задание № 10-решить ситуационные задач | Учебно-логические умения Задание № 9 | Учебно-информационные умения Изучить материал лекции №3 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание№3 Задание № 4 Составить кроссворд. |
Практикум №4
Алгоритм деятельности студентов
Раздел / Тема | Целеполагание | Аудиторная диагностика | Внеаудиторная диагностика | ||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | |||||
Раздел: Сердечно-сосудистая система.
Тема 1:Вены большого круга кровообращения 2 ч.
2ч | Ц1. знать Сосуды большого круга кровообращени. | Учебно-информационные умения Задание № 6 | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 | Учебно-логические умения Задание № 7 | Учебно-информационные умения Изучить материал лекции №4 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание № 4. | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 3 Составить кроссворд. Задание № 5 Составить тестовые задания с эталонами. |
Практикум №5
Алгоритм деятельности студентов
Раздел / Тема | Целеполагание | Аудиторная диагностика | Внеаудиторная диагностика | ||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | |||||
Раздел: Сердечно-сосудистая система.
Тема 1: Физиология сосудов.
2ч | Ц1. знать Движение крови по сосудам. Величину и методы измерения АД. Пульс, его характеристику. Рефлекторные и гуморальные механизмы регуляции с.с.с. Ц2. уметь Исследовать АП. Измерить АД в покое и после физической нагрузки. | Учебно-информационные умения Задание №2 | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание №1 | Учебно-логические умения Задание № 3 | Учебно-информационные умения Задание № 1 Задание № 2 Задание №3 Задание№4 | Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 5 |
Лекция № 1
Тема: Процесс кровообращения, его значение для организма. Кровеносные сосуды. Строение и топография сердца.
План:
1. Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры. Понятие о МЦР. Типы кровообращения.
2. Сердце: топография, границы.
3. Внешнее и внутреннее строение сердца.
4. Строение стенки сердца.
5. Собственные сосуды сердца.
1. Кровеносные сосуды
Кровеносная система (ССС) замкнута, имеет физиологический насос – сердце и сосуды, представленные в виде 2-х кругов кровообращения (большого и малого).
Ангиология – наука, изучающая сосуды
Различают 3 вида сосудов:
- артерии;
- вены;
- капилляры.
Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца к органу.
Стенка артерий состоит из 3-х слоев:
1. Внутренний (intima) - представлен эндотелием и постэндотелиальным слоем.
2. Средний (media) - представлен гладкой мышечной тканью, эластическими и коллагеновыми волокнами.
3. Наружный (adventicio) представлена рыхлой соединительной тканью.
Классификация артерий
I. По диаметру:
- крупные
- средние
- мелкие
II. По топографии:
- внутриорганные
- внеорганные
III. По строению стенки:
- эластического типа (аорта, легочный ствол)
- мышечного типа (в средней оболочке много мышечных клеток, участвуют в регуляции АД)
- смешанного типа (сонная, подключичная и т.д.).
Стенка вен состоит из 3-х слоев, но отличается от стенки артерии.
Отличия:
1. Меньше эластических и коллагеновых волокон;
2. Слабо развитый мышечный слой;
3. Наличие клапанов на внутренней оболочке вен.
Классификация вен
I. Волокнистого типа (безмышечные), не имеют мышечной, наружной оболочки клапанов. Срастаются с окружающими тканями (вены мозговых оболочек).
II. Мышечного типа:
- со слабым развитием media;
- со средним развитием;
- с сильным развитием.
Капилляры –микроскопические сосуды, соединяющие артерии с венами. В них осуществляются функции крови , поэтому капилляры – обменные сосуды. Их стенка образована слоем эндотелиальных клеток, лежащих на базальной мембране и обладает двусторонней проницаемостью.
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...