Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типы цветовых гармоний и возможности их использования в практике архитектурной полихромии




       Выразительность цветовых сочетаний это качество, которое прежде всего оценивается зрителем при восприятии произведений искусств. Родственные полихромные комбинации встречаются в культуре разим пародов, в самые различные эпохи. Это заставляет думать о существовании определенной системы гармонических сочетаний цветов сочетание. Причины выразительности цвета и цветовых сочетаний трудно объяснить, однако определенные выводы и наблюдения исследователей по этому вопросу существуют.

       Рассмотрим наиболее полезные из них с точки зрения практической работы с цветом. "Всякая гармония несомненно является известной закономерностью, но далеко не всякая закономерность является гармонией. Комбинация

цветов будет являться гармонической тогда и только тогда, когда закономерность не только существует, но и способна непосредственно восприниматься глазом как закономерность": - утверждал советский ученый Н.Д. Нюберг [8, с. 177].

       Известный швейцарский педагог и исследователь цвета Иоханнес Иттен считал, что полихромные композиции не могут быть выразительными при отсутствии контрастов. Он выделяет 7 видов контрастов: 1) контраст светотени; 2) теплохолодный; 3) дополнительных цветов; 4) вызываемый явлением одновременного контраста; 5) контраст пропорций; 6) контраст насыщения; 7) контраст по цвету. Они, по его мнению, являются ключом к гармоническим построениям.

        Основным правилом при создании цветового круга является положение дополнительных цветов на концах одного диаметра. Если это правило соблюдено, то с помощью цветового круга можно продемонстрировать построение цветовых гармоний из двух, трех, четырех и большего числа цветов.

       Классическим вариантом двухцветия являются пары дополнительных

цветов. Сочетание дополнительных цветов максимально усиливает взаимное их звучание. Однако, если они обладают значительной насыщенностью и яркостью, то воспринимаются с трудом, от них "рябит в глазах". Это объясняется тем, что глаз никогда не находится в состоянии полной неподвижности и сочетание двух ярких, насыщенных цветов вызывает постоянные резкие колебания адаптации различных участков сетчатки. Насыщенные дополнительные цвета оказываются гармоничными, когда они разделены третьим цветом - цветом фона, контура или дают совершенно различные представления о пространстве.

       Дополнительные цвета, используемые в определенной пропорции способны создать впечатление статичности композиции.

       Сочетание дополнительных цветов не только является одним из видов контраста, но и несет противопоставление полюсов тепла и холода тяжести и легкости, максимума теплоты и затемнения. Так, пара желтый-фиолетовый представляет собой сильный контраст света и тени. Красно-оранжевый и сине-зеленый представляют собой чрезвычайно сильный контраст холода и тепла.

       В полихромном решении архитектурных форм полярные гармонии не менее популярны, чем в живописи, но в архитектуре приятнее выглядят дополнительные, менее насыщенные и менее яркие. При помощи насыщенного дополнительного цвета можно выделять отдельные предметы обстановки в интерьерах, архитектурных чертежах.

       Смешение двух дополнительных цветов дает красивые цветовые ряды. В разбелах они особенно приятны. Выбранные из подобных рядов выкраски составляют гармоническое единство. По этому принципу могут решаться полярные композиции, построенные на противопоставлении двух групп цветов. Главные цвета этих групп могут быть дополнительными большей насыщенности, второстепенные - меньшей насыщенности.

       Очень популярны в архитектурной полихромии композиции, в которых цвета подчинены одному главному цвету. Основной цвет должен быть наиболее чистым, ярким, насыщенным, а остальные должны подчеркивать, делать более звучным и значительным этот главный. Второстепенные цвета при этом близки к дополнительным но отношению к цветовому тону главного цвета.

    Если мы выберем из цветового круга две пары дополнительных цветов, соединяющие линии которых перпендикулярны друг к другу. получим квадрат. Этим путем в 12-ступенном круге можно получить четырехзвучия.

Наиболее распространенным видом гармоний цветовых отношений являются цветовые триады. Обратимся вновь к цветовому кругу, чтобы проследить систему расположения гармоничных трезвучий. Желтый+красный+синий образуют самое ясное и сильное гармоническое - красно-фиолетовый+сине-зеленый или красно-оранжевый+сине-фиолетовый+желто-зеленый представляют собой также гармонические сочетания. Его можно охарактеризовать как основное трезвучие. Производные цвета: оранжевый+фиолетовый+зеленый образуют гармоническое сочетание.  Желто-оранжевый+красно-феолетовый+сине-зелевый или красно-оранжевый+сине-феолетовый+желто-зеленый представляют собой также гармонические сочетания. Расположение этих цветов в цветовом круге образует равносторонний треугольник.

       Трезвучия, образованные сочетанием одного из цветов, плюс 2 цвета, соседних к его дополнительному, также гармоничны. Так, дополнительным к желтому цвету является фиолетовый. Если фиолетовый заменить парой сине-фиолетовый+красно-фиолетовый, то образуется триада: желтый+сине-фиолетовый+красно-фиолетовый. Сочетание фиолетового с желто-зеленым+желто-оранжевый также гармонично. Их сочетание выражается равнобедренным треугольником. Трезвучие, применяемое в архитектурной полихромии, более чем  в живописи должно быть выверено архитектором с точки зрения светлотной характеристики цветов, их насыщенности и площадей, которые

каждый из цветов занимает.

       Цвет, занимающий наибольшую площадь, оценивается положительно, когда он имеет меньшую насыщенность. Цвет, использующийся в качестве акцента может обладать значительной  насыщенностъю. Сочетание из шести цветов может быть образовано

двумя триадами или тремя парами дополнительных цветов.

       Полихромные композиции могут строиться на вариациях одного

спектрального, его разбелов и зачернений. Такие композиции называются монохроматическими. В их основе лежит контраст насыщения. Словами "контраст насыщения" определяется противоположность между насыщенными, яркими и блеклыми, затемненными цветами. Помимо зачернения и разбела падение насыщенности может быть вызванo добавлением к чистому цвету дополнительного. Например, смешивая фиолетовый с желтым, получаем ступени от фиолетового до серого и от серого до желтого. При осветлении белым такой смеси получаются редкие красивые хроматические тона серого. Очень популярны в орнаментике, архитектуре и живописи комбинации цветов, расположенные рядом в цветовом круге. Такое

сочетание цветов принято называть нюансной гармонией. Градации цветов по насыщенности и светлоте позволяют ввести в такую гармонию плавных переходов движение ритма.

       Нюансная гармония может входить в качестве составляющего элемента в полярные цветовые композиции, построенные на противопоставлении двух групп дополнительных цветов. Противопоставляться могут два цвета максимальной насыщенности каждый в сопровождении ряда цветов, близко расположенных в цветовом круге и обладающих полярностью к акцентируемому цвету. Гармонии ахроматических цветов (черного, серого и белого) в чистом виде в архитектуре применяются редко, это комбинации хроматических серых (или хроматических цветов очень малой насыщенности) в сочетании с насыщенными хроматическими.

       Очень популярен в архитектуре прием выделения на ахроматическом фоне одного или нескольких насыщенных цветов. Его называют композицией изолированного цвета. Фон "изолирует" цветовые плоскости друг от друга. Два - три небольших цветных пятна в ахроматическом окружении воспринимаются мгновенно, сразу бросаются в глаза заставляя сосредоточить на них внимание. Композиции изолированного цвета очень легки в исполнении, так как с ахроматическими тонами хорошо сочетается любой яркий цвет.

       Часто применяется в современной архитектурной полихромии другой композиционный прием: композиция соотношений цветов. Построение цветовой композиции по принципу соотношения цветов сводится к подбору нескольких цветов, рассматриваемых в определенном порядке и образующих гармонический "аккорд". При этом могут быть использованы перечисленные типы цветовых гармоний: полярные, триады, нюансы.

       Закономерности цветовой гармонии трактуются сегодня еще очень обобщенно. Это можно объяснить тем, что колористу приходится "дирижировать" слишком большим количеством параметров. Цвета могут быть противопоставлены по цветовому тону, светлоте, насыщенности, фактуре, по площади цветовых пятен и их форме наконец, по любой из психологических характеристик. Количество комбинаций этих качеств огромно, что делает задачу выбора цветовых сочетаний сложной.

 

Формообразующая роль цвета

       При одинаковой объективной удаленности различно окрашенных

поверхностей одни из них могут казаться помещенными дальше, другие - ближе в зависимости от их цвета.

       Цвета, кажущиеся расположенными ближе своего фактического места нахождения, называются выступающими, а цвета, кажущиеся расположенными дальше своего местонахождения - отступающими.

       Теплые цвета - выступают, холодные - отступают. Выступающие цвета располагаются в следующем порядке: красный выступает относительно желтого, желтый - относительной зеленого, зеленый - относительно синего и все перечисленные - относительно ахроматических. Светлый хроматический кажется лежащим ближе

хроматических темных. Ахроматические тона разной светлоты выглядят лежащими в одной плоскости.

       С помощью "выступающих" и "отступающих" цветов можно

создать иллюзию фактуры или рельефа. Этим явлением широко пользуются в архитектуре, когда возникает необходимость корректировать объемно-пространственное решение здания. Используя "выступающие" цвета, можно добиться зрительного сокращения слишком протяженного коридора, снижения высоты помещения.

       При архитектурных отмывках, разумно применяя "выступающие" и "отступающие" цвета, можно создать иллюзию пространства.

       Явление  "выступающих" и "отступающих" цветов непосредственно связано с их пространственно-фактурными свойствами.

      Цвета делятся на фактурные и бесфактурные. Фактурные, или поверхностные цвета выявляют структуру, фактуру поверхности, способы ограничить пространство. Они выявляют кривизну поверхности, кажутся прочными, твердыми. Бесфактурные цвета не могут выявить фактуру поверхности. Положение их в пространстве не может быть определено сколько-нибудь точно, взгляд как бы на некоторую глубину проникает внутрь поверхности, окрашенной таким цветом. Бесфактурные цвета маскируют природу материала, кажутся плоскими и фронтально расположенными.

       Цвета теплые (красные, оранжевые, желтые и производные от них), выступающие - фактурные; цвета холодные (зеленые, голубые, синие), отступающие - бесфактурные.

       Степень фактурности зависит от насыщенности: насыщенные цвета менее фактурны, чем слабонасыщенные.

       При необходимости выделить фактуру поверхности надо применять цвета фактурные.

       Для блестящих поверхностей характерна окраска в насыщенные цвета.

       При создании иллюзии матовой поверхности следует применять

малонасыщенные цвета, а в случае многоцветной окраски не допускать резкого оконтуривания изображений.

    Одни цвета принято характеризовать как тяжелые, другие как легкие.   Явление "весомости" цветов имеет прямое отношение к воспринимаемой светлоте. Светлые пятна кажутся легче темных. Это распространимо и на ахроматические цвета.

       Цвета более насыщенные кажутся легче, чем слабо насыщенные. Цвета с грубой фактурой тяжелее цветов с гладкой поверхностью.

    Полюсом тяжести цвета в цветовом круге является зона фиолетовых цветов, наиболее легким принято считать лимонно-желтый цвет.

       Гармоническое построение любой композиции едва ли не в первую очередь зависит от того, насколько уравновешены в ней отдельные цветовые пятна, насколько удачно соотношение их площадей.

 

       2.5. Психофизиологические воздействия цвета

    Роль цвета не ограничивается его эстетическими качествами Определенное цветовое окружение может радовать, бодрить, дисциплинировать, способствовать уменьшению утомления, создавать благоприятную обстановку для труда и отдыха человека. Архитектор ответственен за создание комфортной среды в проектируемых им зданиях.

    Обеспечение комфорта в помещениях невозможно без учета следующих данных по цветоведению:

1. Длительное наблюдение желтых, желто-зеленых, зеленых, зелено-голубых цветов (Х=480-575нм, р=50-70%,насыщенность -средняя) способствует подъему работоспособности, повышает остроту зрения.

Это группа оптимальных цветов для окраски помещений длительного пребывания.

2. Насыщенные красные, оранжевые, оранжево-желтые цвета- активные, возбуждающие, при длительном действии утомляют, вызывают спад работоспособности.

Периодическое кратковременное их действие сказывается благотворно на состоянии здоровья человека. Эти цвета могут использоваться для отделки вспомогательных помещений и для окраски небольших площадей в помещениях длительного пребывания.

3. Синие, сине-фиолетовые, фиолетовые цвета - угнетающие - при длительном действии снижают кровяное давление, замедляют кровообращение, вызывают спад работоспособности. Могут применяться для окраски небольших площадей.

4. Смена цветов стимулирует работоспособность.

5. Предварительное действие ахроматических цветов повышает чувствительность глаза. Для того, чтобы цветовой ряд выглядел звучным, разумно применять чередование ахроматических и хроматических цветов.

6. Под действием красно-оранжевых цветов снижается слуховая чувствительность человека. В помещениях, где необходимо добиваться наилучшей слышимости, лучше избегать их применения.

7. Среди характеристик цветов по эмоциональному действию наиболее известно разделение их на "теплые" и "холодные". Наиболее "теплым" принято считать красно-оранжевый цвет, наиболее "холодным" - сине-зеленый. С помощью "теплых" и "холодных" цветов можно психологически корректировать неблагоприятный температурный режим помещений и недостатки спектрального состава освещения.

8. Продолжительное действие большого контраста но светлотеI между цветами, находящимися в поле зрения человека, быстро приводит к сильному утомлению.   Непосредственно в поле зрения работающего соотношения яркостей между окружением и объектом наблюдения допускается равным 1:3.

       Яркостные отношения всех поверхностей в помещениях длительного пребывания не должны превышать 1:10, Это требование диктует светлоту окраски отдельных поверхностей помещения.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 912.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...