Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОЦИОЛОГИЯ – это наука о закономерностях становления, функционирования и развития: 1) общества в целом, и 2) социальных общностей, социальных отношений и социальных институтов.




ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

 

1. Предмет социологии

Прежде чем перейти непосредственно к предмету изучения социологии как науки об обществе, нам нужно выяснить, что же такое                                                                          СОЦИОЛОГИЯ.

Сам термин СОЦИОЛОГИЯ происходит от латинского SOCIETAS (общество) и греческого LOGOS (слово, учение, наука). То есть, в самом общем понимании этого слова, СОЦИОЛОГИЯ – это наука об обществе.

Термин «СОЦИОЛОГИЯ» ввел в употребление французский ученый ОГЮСТ КОНТ (1798 – 1857 гг.), который:

Во-первых, уже в 30-е годы XIX века отождествлял социологию с обществознанием, и

Во-вторых, считал, что социология должна основываться на позитивных фактах (позитивизм), а не на беспредметных размышлениях, и строиться на примере естественных наук.

Со средины XIX века начинается бурное развитие социологии, связанное с именами таких зарубежных исследователей, как:  

Герберт Спенсер (Теория социальной эволюции - «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего»),

ГабриельТард (Социально-психологическая школа - Концепция подражания (приспособления), Понятие «Социальный контроль», Большое внимание уделял изучению толпы), 

Макс Вебер (Понимающая социология - Теория социального действия 1.Целе-рациональное, 2.Ценностно-рациональное, 3.Традиционное, Аффективное (не социальные) Социальное действие – ориентировано на другого индивида или группу), 

Эмиль Дюркгейм (Концепция социального реализма - Общество - социальная реальность, состоящая из совокупности социальных фактов и оказывающая на человека решающее воздействие. Разделение труда – фактор гармонии и разнообразия в системе общественных отношений. Коллективное сознание – общие верования, чувства, основа единения общества), 

Фердинанд Теннис (Формальная социология - выделил два типа воли и два типа связей: 1. естественная, инстинктивная воля, которая действует на человека изнутри; 2. рассудочная воля, которая предполагает возможность выбора и осознание цели действия), 

Георг Зиммель (Формальная социология (философия жизни) - Размер группы людей прямо пропорционален степени свободы ее членов. По мере того, как группа увеличивается, усиливается индивидуальность каждого члена. Все отношения, возникшие после появления денег, он называл «проституцией»),

Вильфредо Парето (Функционализм - Понятие «деривация» - подмена человеком мотивов, объясняющих его поведение. Закон распределения доходов (т. н. закон Парето). Выдвинул концепцию «циркуляции» (смены) элит Два типа лидеров - «львы» (смелость, бескомпромиссность, решительность) и «лисы» (хитрость, стремление к союзам и компромиссам),  

Карл Маркс (Исторический материализм – Материалистическое понимание истории, Экономический базис определяет надстройку, Надстройка – идеология, кульнура),  и др.

Большой вклад в развитие социологии внесли и российские ученые:

Петр Лаврович Лавров (Субъективная школа- Основной двигатель истории - действия критически мыслящих людей (передовой интеллигенции). Между обществом и личностью существует антагонизм, преодолеть который можно предоставив личности большую свободу по отношению к обществу (принцип верховенства личности над обществом),

Николай ЯковлевичДанилевский (Концепция историко-культурных типов - Самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества,

Николай Иванович Кареев (Этико-субъективная школа,затем –позитивизм. Выделил три основные социальные науки: историю, социологию и философию истории;  Социология должна синтезировать достижения частных наук, изучать все социальные явления в их совокупности и взаимосвязи.  Сторонник сравнительно-исторического и эволюционного методов познания),

Максим Максимович Ковалевский (Историко-сравнительная социология - Важнейший социологический закон - закон прогресса: реализуется преимущественно эволюционным путем,  революции, как правило, опасны, ущербны и даже «патологичны». классовая борьба, свидетельствуют о «незрелости» системы общественных отношений. субъективные и случайные факторы не играют в истории решающей роли. особое значение - неизбежный рост народонаселении),  

Питирим Александрович Сорокин  (Интегральная социология - Концепция культурных суперсистем. Исторический процесс - циклическая смена основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Современная культура переживает общий кризис, связанный с развитием материализма и науки. Выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры)и др.

 

Теперь вернемся к предмету социологии.

 

СОЦИОЛОГИЯ – это наука о закономерностях становления, функционирования и развития: 1) общества в целом, и 2) социальных общностей, социальных отношений и социальных институтов.

Таким образом, социология имеет два разных предмета:

1) Это наука об обществе в целом, то есть она изучает самые общие (экономические, социальные, политические, исторические, духовные и т.д.) закономерности развития общества.

И в этом широком понимании в социологию входят: история, философия, политэкономия и др. общественные дисциплины, которые изучают те или иные стороны жизнедеятельности общества.

И в этом смысле все эти дисциплины являются как бы вспомогательными дисциплинами и стоят на службе социологии.

2) социология имеет, как бы свой собственный предмет (который нас интересует). Это - социальные общности, социальные отношения и социальные институты.

1. Социальная общность – совокупность индивидов, которая:

1) реально существует,

2) эмпирически фиксируется,

3) характеризуется относительной целостностью,

4) отличается количественным составом,

5) длительностью существования,

6) близостью (теснотой) связей,

7) выступает самостоятельным субъектом исторического и социального действия и поведения и т.д.

2.Социальные отношения – это отношения между социальными общностями (группами людей), которые:

1) имеют различное положение в обществе (социальный статус),

2) принимают неодинаковое участие в экономической, политической и духовной жизни общества,

3) отличаются способом жизни,

4) отличаются уровнем и источником доходов,

5) отличаются структурой личного потребления и т.д.

3.Социальные институты – это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации общей деятельности людей. Напр.: государство, семья, производственные подразделения, система просвещения, здравоохранения и т.д.

 

2. Структура социологии:

1) ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (фундаиентальная) – это самые разнообразные концепции, теории, течения, направления, школы, которые по-своему, со своих методологических позиций объясняют специфику развития общества. Напр.: концепция социальной стратификации, индустриального общества, конвергенции, исторический материализм, социология истории, биологическое, географическое, психологическое направление в социологии и т.д.

Кроме этого к теоретической социологии относятся разнообразные исследования, которые рассматривают сферу социальной жизни – социальные общности, социальные отношения, социальные институты и дают им свою интерпретацию.

2) СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ – это отрасли социологических знаний, которые исследуют относительно самостоятельные специфические подсистемы общественного целого. Напр.: социология труда, социология личности, семьи, города, села, образования, науки, управления, молодежи и т.д.

Некоторые специальные социологические теории называют еще ОТРАСЛЕВЫМИ теориями.

Кроме этого специальные социологические теории рассматриваются некоторыми исследователями (Мертон и др.) как ТЕОРИИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА, понятийный аппарат которых и установленные ими закономерности МОГУТ БЫТЬ и ДОЛЖНЫ БЫТЬ вписаны в общесоциологические знания и использоваться в рамках каких-либо социологических концепций.

3) ЭМПИРИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – это установление, регистрация, сбор, отбор, обобщение социальных фактов, которые подтверждают (или опровергают) определенные теоретические концепции (гипотезы) ученых.

Для социолога СОЦИАЛЬНЫМ ФАКТОМ являются: события, явления, процессы, действия, поступки, поведение, действия и т.д. и ОТРАЖЕНИЕ социальной реальности в ФАКТАХ СОЗНАНИЯ ( мысли, оценки, мнения, суждения).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ и ЭМПИРИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ называют еще ПРИКЛАДНОЙ (или практической) социологией.

 

3. Функции социологии:

1) Теоретико-познавательная (гносеологическая, эвристическая). Она состоит в том, что социология: 1) накапливает знания, систематизирует их, стремиться показать наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире, 2) разрабатывает законы и категории социологической науки на основе исследования социальной действительности.

К этой функции относится ПОЛУЧЕНИЕ объективных знаний об основных социальных проблемах развития современного общества.

2) Описательная функция (дискриптивная) – это описание, систематизация исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.д.

3) Прогностическая функция состоит в социальном прогнозировании. Каждое исследование завершается выводами, рекомендациями, предложениями, прогнозами.

Прогнозы бывают краткосрочные и долгосрочные.

4) Информационная функция – это сбор, систематизация и накопление социальной информации (фактов), полученных в результате исследований.

5) Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, что выводы, рекомендации, предложения, прогнозы ученых должны служить основанием для выработки и принятия определенных решений, чаще всего власть имущими.

Но очень часто органы управления принимают решения вопреки рекомендациям ученых, что приводит иногда к тяжелым последствиям в развитии общества в целом, и отдельных регионов в частности.

6) Мировоззренческая функция социологии состоит в том, что социология как общественная наука объективно участвует в формировании системы взглядов, общественного сознания, в конце концов мировоззрения как социальных общностей (групп), так и отдельного индивида.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 541.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...