Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные закономерности восприятия цвета




       Наши цветовые ощущения не всегда объективны. Они в сильной мере зависят от состояния глаза в момент наблюдения того или иного цвета, от соседства других цветов, от спектрального состава освещения и его уровня. При изменении состояния глаза цветовые ощущения изменяются даже, если состав попадавшего в глаз света остается неизменным. Состояние глаза определяется уровнем его чувствительности.

       Приспособление глаза к свету, темноте, цвету, в основе которого лежит изменение чувствительности зрения, принято называть адаптацией зрения.

       Световая адаптация - понижение чувствительности глаза при световом раздражении. Темновая адаптация повышение чувствительности глаза в темноте.

       Цветовая адаптация - понижение чувствительности глаза к данному раздражителю при определенной продолжительности его действия. Благодаря световой адаптации не наступает ослепления при ярком свете за счет темновой адаптации мы можем видеть при очень низком ypoвне освещенности. Ощущение цвета, вследствие адаптации, не остается постоянным в течение длительного времени наблюдения. Насыщенные цвета как бы покрываются сероватой дымкой, становятся менее насыщенными и менее яркими. Изменение цвета под влиянием адаптации становится ясным при рассмотрении явления последовательного контраста цветов.

       Последовательный контраст - изменение цветов в результате предварительного действия на глаз цветовых раздражителей. Он может быть светлотным и хроматическим. В первом случае меняется светлота наблюдаемых цветов, во втором - цветовой тон и насыщенность.

       Каждый может наблюдать явление последовательного контраста, если на 15-20 секунд остановит свой взор на полоске цветной бумаги, а затем переведет его на белую поверхность. В этом случае красный цвет вызовет изумрудно-зеленый последовательный образ, желтый-фиолетовый, зеленый-пурпурно-красный, синий-оранжевый, фиолетовый-зеленовато-желтый. Здесь надо заметить, что цвета последовательного контраста близки к дополнительным (поэтому часто можно встретить неправильное употребление термина "дополнительный цвет" там, где следовало бы говорить о контрастном цвете), но не тождественны им. Особенно значительна разница между дополнительными и контрастными цветами в синей и желто-оранжевой части спектра.

    Контрастный цвет влияет на цвета, воспринимаемые глазом последовательно один за другим, словно окрашивая каждый последующий и цист, контрастный к предыдущему. Чередование контрастных Цветов создает ощущение повышенной насыщенности каждого.

    Одновременный контраст - кажущееся изменение цветов под\ влиянием окружающих цветовых раздражителей. Одновременный контраст так же, как и последовательный, может быть светлотным и

хроматическим.        

       Общее правило светлотного контраста: на светлом тоне всякий более темный цвет воспринимается как потемневший, на темном фоне любой более светлый цвет кажется светлее, причем, чем больше разница по светлоте между фоном и цветом, находящимся на нем, тем больше сила действия светлотного контраста. Цвета последовательного одновременного хроматического контраста совпадают.

       Для хроматического контраста характерно:         

 1. Всякий цвет, находящийся на фоне контрастного к нему цвета, выигрывает в насыщенности.

 2.Более насыщенный цвет вызывает более сильный контраст
в отношении цвета менее насыщенного. При этом важна не столько
степень насыщенности, сколько отношение насыщенности
сопоставляемых цветов.

 3.Всякий цвет, находящийся на фоне одинакого с ним цветового
тона, но большей насыщенности, теряет насыщенность.

 4.Контрастное действие тем сильнее, чем меньше площадь объекта в сравнении с площадью фона.

       Наиболее силен контраст у границ двух соприкасающихся поле:
При равных площадях двух цветов он тем сильнее, чем больше периметр
изображения.

    Цвета зеленой части спектра вызывают наиболее сильное
контрастное окрашивание.

       Уничтожить хроматический контраст можно, добавив к
объекта некоторое количество цвета фона.

    Вызванное контрастом различие между цветом изображений
лежащих на разных фонах, можно значительно уменьшить, объединив эти
фигуры в одну общую.

    Краевой контраст может быть уничтожен, если изображение
обвести резким контуром.

Знание особенностей одновременного контраста поможет при создании цветовых композиций на плоскости.

    Последовательный контраст нужно принимать во внимание при выполнении окраски архитектурных объемов, где выбор систем: чередования цветов имеет первостепенное значение для достижения гармонии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 728.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...