Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

К.С.Станиславскогов контексте педагогической режиссуры




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальностьисследования творческих, технологических особенностей профессиональной деятельности режиссёра-педагога К.С.Станиславского в контексте педагогической режиссуры связанас тем, что «Система Станиславского» основана на изучении человеческой природы,законов онтологии бытия посредствомработырежиссёра и актёра, поэтому не утратила своей действенности и в наши дни. Знание педагогических и сценических приёмов теории К. С. Станиславского важно для начинающего режиссёра,актёра. На основе разработок Станиславского пишутся новые (современные) руководства, учебные пособия по режиссуре,актёрскому мастерствудля развития не только сценического искусства, но и для различных направлений педагогической науки, науки психологии, прочих областей научных исследований. Проводить сравнительный анализставшей классической системы актёрской игры по Станиславскому с современной манерой актёрского существования – актуально.

Творческая и педагогическая система Станиславского изучается и анализируется непрерывно. Труды, привлечённые в данной работе, находятся в разделе «Список использованной литературы».  

Объектомреферата выступает творческая и технологическая особенность профессиональной деятельности режиссёра-педагога К.С.Станиславского.

Предметом– педагогическая режиссура по системе Станиславского.

Цельданного реферата заключается в выявлении роли системы Станиславского в практике становления актёрского мастерства.творческих, технологических особенностей профессиональной деятельности режиссёра-педагога К. С. Станиславского применительно к педагогической деятельности(педагогической режиссуре).

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

– выявить значение театральной, педагогической и общественной деятельности К.С.Станиславскогов контексте педагогической режиссуры;

– охарактеризовать фундаментальные режиссёрско-педагогическиеойосновысистемы К. С. Станиславского;

–проанализироватьновые педагогические разработки на основе системы Станиславского.

 

Особенности общественной деятельности

К.С.Станиславскогов контексте педагогической режиссуры

Недавно мировая общественность широко отмечала 150-летний юбилей Константина Сергеевича Станиславского (1863-1938) - великого реформатора драматического и оперного театра, создателяучениянауки о сценическом искусстве, и 115-ую годовщину Московского Художественного театра, одним из основателей которого он являлся. Эти события в культурной жизни России вызвали всплеск публикаций как театральной общественности, так и широкого круга современных учёных различных направлений.

Понимание тенденций развития искусства (не только театрального) закладывает основу для становления творческой личности,АЛОГИЗМ:способной к адекватному ответу вызовам современного времени,что имеет серьёзную ценность для результативности работы всей системы высшего профессиональногообразования. Сегодня ни у кого не вызывает сомненийфакт:, что феномен «системы К.С. Станиславского»как параметр практической психологии– ключ к результативности не только сценической деятельности, но иимеет особое значение как для педагогическойв целом,как, впрочем,идля многих других сфер жизнедеятельности человека.Адвокат Баренбойм Петр Давидович, вице-президент Союза юристов России, пишет о том, что мечтает открыть школу юристов России, где будут обучать по системе К.С.Станиславского[1]. Историческое осмысление данного факта несёт за собой обновлённое понимание всей сути современного педагогического процесса.

Сценическая,исследовательская,педагогическо-просветительская деятельность К.С. Станиславского тесно связана с изучением психологии творчества. Характерно,Примечательно,чтов этот же периодпараллельно с ним крупнейший русский психолог Л.С. Выготский разрабатывал свою теорию «Педагогической психологии».Его «Педагогическая психология» и «Система Станиславского», особенно та её часть, которая затрагивает педагогическую режиссуру, имеют много общего: они отражают в полной мере единство этического и эстетического как в социальной сфере, так и в искусстве.

Современникам К. С. Станиславский был известен как представитель династии промышленников   Алексеевых,известных своейблаготворительностью и просветительской деятельностью. Начальный период деятельности К. С. Станиславского актёра и режиссёра совпал по времени с его большой инженерно-организационной и просветительской деятельностью на московской золотоканительной фабрике «Владимир Алексеев», одним из директоров и совладельцем которой он являлся[2].(Как и многие русские предприниматели-благотворители, Алексеевы происходили из старообрядческой семьи, выкупившейся из крепостных ещё в XVIII веке и воспитывавших детей по древнему уставу благочиния — в духе аскетизма и помощи ближнему). – НУЖНО ДОБАВИТЬ ВАШИ РАССУЖДЕНИЯ в соответствии с педагогической режиссурой.

В 1900 г. на Всемирной промышленной выставке в Париже товарищество «В. Алексеев» и «П. Вишняков и А. Шамшин» получило первый приз за организацию производства и выработку отдельных товаров[3].Председатель правления товарищества соединённых фабрик «Владимир Алексеев» и «П. Вишняков и А. Шамшин» К. С. Станиславский — Алексеев был инициатором нововведений, направленных на улучшение быта и жизни рабочих фабрики.– НУЖНО ДОБАВИТЬ ВАШИ РАССУЖДЕНИЯ в соответствии с педагогической режиссурой.

Директора правления П. Вишняков и А. Шамшин знали о тяге Константина Сергеевича к театру, искусству. В то время вся театральная Москва горячо приветствовала молодого, но успевшего завоевать симпатии актёра-любителя. Общество искусства и литературы, основанное в Москве Станиславским с его театром, состоявшим из любителей-актёров, незамедлительно получило широкую известность.– НУЖНО ДОБАВИТЬ ВАШИ РАССУЖДЕНИЯ в соответствии с педагогической режиссурой.

В 1894 г. на фабрике появилась читальня. На следующий год, в одном из фабричных помещений на Большой Алексеевской улице, по воскресеньям были организованы публичные чтения с «туманными картинами» и создан хор из рабочих, для руководства которым был приглашён Т. И. Иванов, а затем М. Р. Пахомов. Это был первый на фабрике массовый самодеятельный коллектив. Репетиции хора проводились регулярно 4 раза в неделю.Спустя некоторое время по инициативе Станиславского был создан театр на фабрике. Одно из помещений переоборудовали под сцену и небольшой зрительный зал. Театр был открыт под флагом Общества трезвости. Дословно оно именовалось «Рогожским отделением 1-го Московского общества трезвости» и было открыто в 1895 г. С этого момента у Станиславского рождаются и воплощаются в жизнь идеи педагогической режиссуры.– НУЖНО ДОБАВИТЬ ВАШИ РАССУЖДЕНИЯ в соответствии с педагогической режиссурой.

В процессе творческой деятельности знаменитый режиссёр придёт к выводу, чтопервостепенный,первый и основнойпараметрраздел педагогики и режиссуры – это этика. Изучение театральной этики Станиславского –должно бытьначаломпути обучения ученика любой сценической профессии. ПервымНаиважнейшим условием для создания верного творческогопредрабочего состояния в процессе создания художественного произведенияявляется выполнение девиза,предложенного Станиславским:«Люби искусство в себе, а не себя в искусстве». Поэтому прежде всего заботьтесь о том, чтоб вашему искусству было хорошо в театре.– НУЖНО ДОБАВИТЬ ВАШИ РАССУЖДЕНИЯ в соответствии с педагогической режиссурой.

«Порядок, дисциплина, этика и прочее нужны нам не только для общего строя дела, но главным образом для художественных целей нашего искусства и творчества…Охраняйте сами ваш театр от всякой скверны… Грязь, пыль отряхивайте снаружи…Закулисный мир театра деморализует ученика. Успех, овации, тщеславие, самолюбие, богема, каботинство, самомнение, бахвальство, болтовня, сплетни, интриги – опасные бациллы… для молодого организма неискушенного новичка.Надо, прежде чем пускать его в нашу заразу, применить все профилактические средства… подготовитьученика к жизни, трудовой деятельности.  ко всем соблазнам. Оспу ему надо привить.

- Как же она прививается?

- Художественной, творческой, руководящей идеей, развитием любви к своему делу.искусства в себе, а не себя в искусстве. Собственным сознанием, крепким убеждением, привычкой, волей, закалкой, дисциплиной, пониманием условий коллективного творчества, развитием чувства товарищества. Всѐ это – сильное противоядие…

- Где же их взять?

- В школе! Вкладывать в процессе воспитания… Учить молодежь самим оберегаться от опасностей»[4].– НУЖНО ДОБАВИТЬ ВАШИ РАССУЖДЕНИЯ в соответствии с педагогической режиссурой.

К. С. Станиславский умело воспользовался вывеской «Общества» и создал из работников фабрики группу любителей театрального искусства. Коллектив складывался постепенно. Работники фабрики в первую очередь служащие конторы и отделов, работавшие непосредственно с Константином Сергеевичем, были прекрасно осведомлены о планах и вне-фабричных сценических заботах их директора.Они посещали его любительские спектакли. Нередко в конторе возникали настоящие диспуты. Будущий великий актёр и режиссёр и здесь, в конторе, в обществе фабричных служащих находил близкую для себя аудиторию. Среди них были его поклонники –любителиискусства.– НУЖНО ДОБАВИТЬ ВАШИ РАССУЖДЕНИЯ в соответствии с педагогической режиссурой.

Итак, Станиславский пришёл к убеждению, к выводу, что с самого начала формирования творческой личности актёра и режиссёра –необходимо «вкладывать в процесс воспитания» те нравственные критерии, именно на основе которых должны создаваться целостные художественные сценические произведения искусства. Сценическое искусствопо системе Станиславского, как и педагогика –учениенаука о воспитании подрастающего поколения, или учение наука о развитии человека на основе взаимообусловленного и взаимопроникающего взаимодействия социальных и биологических факторов – ставит своей целью воспитание и формирование гармонической личности, готовой к решению комплекса жизненных проблем.

Л.С. Выготский подчёркивает: «…Педагогика, в сущности говоря, охватывает несколько совершенно отдельных областей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему развития ребёнка, она включается в цикл наук биологических, то есть, естественных. С другой – поскольку всякое воспитание ставит себе известные идеалы, цели или нормы, поскольку оно должно иметь дело с философскими или нормативными науками»[5].

Из вышесказанного можно сделать вывод, чтоИдеалы, цели и этические нормы творческие и жизненные как правилоидентичны, так как, искусство есть отражение действительности. Поэтому Воспитание творческой личности и подрастающего поколения основывается, прежде всего, на нравственных критериях. Этонесомненнопервое, что связываетсценическое искусство по системе Станиславского и педагогику как таковую, педагогическуюи творческую режиссуру.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...