Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эмоциональные состояния и виды чувств.




Эмоции и чувства человека обусловлены социальными ус­ловиями существования и имеют личностный характер. Эмоции представляют собой субъективные переживания, сигнализирую­щие о благополучном или неблагополучном состоянии организ­ма и психики. Чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Они вызываются объекта­ми, имеющими ценностное личностное значение, и адресуются к ним.

Качество переживаний, заключенных в чувствах, зависит от того личностного смысла и значения, которое имеет для чело­века предмет. Отсюда чувства связаны не только с внешними непосредственно воспринимаемыми свойствами объекта, но и с теми знаниями и понятиями, которые имеет человек о нем. Чув­ства имеют действенный характер, они или побуждают или уг­нетают активность человека. Чувства, побуждающие актив­ность, называются стеническими, чувства, угнетающие ее - ас­теническими.

Эмоции и чувства - это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определя-ю1 Нт ивц шоес Фно. Тванко гмов оврниелш ЗАнРюАТюУ СсТтРоАр.о Мн.у, 1п9о90в,е сд. е4н1,и 4я2. и психической дея-

177


яют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловлен­ных духовными потребностями человека.

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

Настроение - наиболее общее эмоциональное состояние, ох­ватывающее человека в течение определенного периода време­ни и оказывающее существенное влияние на его психику, пове­дение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.

Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ла­дится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низко­го качества.

Настроение имеет личностный характер. У одних субъек­тов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сан­гвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков на­строение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг из­меняется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.

Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажет­ся, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т. п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.

Аффект - быстро возникающее и бурно протекающее крат­ковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональ-


178


Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготавли­ваться постепенно на основе аккомуляции накопившихся переживаний, когда они начинают переполнять душу человека.

В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффек­та не освобождает человека от ответственности за свои поступ­ки, так как каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в началь­ной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвав­шего его, на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большин­стве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направ­ленных на его источник, следует вместо внешних речевых дей­ствий совершить внутренние, например, сосчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу этого действия его интенсивность уменьшается и человек прийдет в более спокойное состояние.

Аффект преимущественно проявляется у людей холеричес­кого типа темперамента, а также и у невоспитанных, истерич­ных субъектов, неумеющих управлять своими чувствами и по­ступками.

Стресс - эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковре­менное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психо­логи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенно­сти. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии эк­стремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрица­тельное влияние на личность. Положительную роль оказывает


179


полняя мобилизационную функцию, отрицательную роль - вредно дей­ствуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и раз­личного рода заболевания организма.

Стрессовые состояние по разному влияют на поведение лю­дей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше все­го проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требую­щие напряжения всех сил.

Фрустрация - глубоко переживаемое эмоциональное состо­яние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завы­шенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо лич­ность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми резуль­татами, которые может максимально достигнуть.

Страсть - глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоцио­нальное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духов­ных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стре­мится обладать во что бы то ни стало.

В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться или как положительная или как отрицатель­ная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоко­нравственными мотивами и имеет не только личный, но и обще­ственный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела соверша­лись под влиянием великой страсти.

Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не счи­тается и часто совершает антиобщественные аморальные поступ­ки.


180


Переживания человека могут проявляться не только в виде эмо­ций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств, Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную струк­туру, но и характеризуются, как уже указывалось, определенным пред­метным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бы­вают: моральные или нравственные, интеллектуальные или позна­вательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.

Моральные чувства представляют собой переживания человеком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того соответствует или не соответствует их поведение и собственные по­ступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые существуют в обществе.

Нравственные чувства имеют действенный характер. Они проявляются не только в переживаниях, но и в действиях и по­ступках. Чувства любви, дружбы, привязанности, благодарнос­ти, солидарности и др. побуждают человека совершать высоко­нравственные поступки по отношению к другим людям. В чув­ствах долга, ответственности, чести, совести, стыда, сожаления и др. проявляется переживание отношения к своим собственным поступкам. Они заставляют человека исправить допущенные ошибки в своем поведении, извиниться за содеянное и впредь не до­пускать их повторения.

В интеллектуальных чувствах проявляется переживание своего отношения к познавательной деятельности и к резуль­татам умственных действий. Удивление, любопытство, лю­бознательность, заинтересованность, недоумение, сомнение, уверенность, торжество чувства, которые побуждают чело­века изучать окружающий мир, исследовать тайны природы и бытия, познавать истину, открывать новое, неизвестное.

К интеллектуальным переживаниям относят также чувства сатиры, иронии и юмора. Сатирическое чувство возникает у че­ловека, когда он замечает пороки, недостатки в людях и в обще­ственной жизни и беспощадно обличает их. Высшей формой са­тирического отношения человека к действительности является чувство сарказма, которое проявляется в форме неприкрытого отвращения к отдельным людям и общественным явлениям.


181


Чувство иронии также как и сатиры направлено на бичевание не­достатков, но ироническое замечание имеет не такой злой характер, как в сатире. Оно чаще всего проявляется в форме пренебрежительно­го и неуважительного отношения к объекту.

Юмор - самое замечательное чувство, свойственное человеку. Без юмора жизнь бы казалась, в некоторых случаях, просто невыноси­мой. Юмор дает возможность человеку находить даже в трудные мо­менты жизни что-то такое, что может вызвать улыбку, смех сквозь слезы и преодолеть чувство безысходности. Чаще всего чувство юмора стремятся вызвать у близкого человека, когда он испытывает какие-либо трудности в жизни и находится в депрессивном состоянии. Так один из друзей известного немецкого поэта Генриха Гейне, узнав о том, что он уже длительное время находится в плохом настроении, решил рассмешить его. Однажды Гейне получил по почте посылку в виде большого фанерного ящика. Когда он открыл его, то там оказался дру­гой ящик, а в нем другой ящик, и т. д. Когда он наконец добрался до самого маленького ящика, то увидел в нем записку, в которой было написано: “Дорогой Генрих! Я жив, здоров и счастлив! О чем тебе рад сообщить. Твой друг (следовала подпись)”. Гейне это позабавило, на­строение его улучшилось и он послал в свою очередь посылку другу. Его друг, получил посылку тоже в виде большого тяжелого ящика, от­крыл его и увидел в нем огромный булыжник, к которому была при­креплена записка: “Дорогой друг! Этот камень свалился с моего серд­ца, когда я узнал, что ты жив, здоров и счастлив. Твой Генрих”.

Эстетические чувства возникают в процессе восприятия при­роды и произведений искусства. Они проявляются при восприятии прекрасного, возвышенного низменного, трагического и комическо­го. Когда мы видим что-то красивое мы им любуемся, восхищаем­ся, восторгаемся, когда перед нами что-то безобразное, мы него­дуем и возмущаемся.

Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способ­ный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и от­зывчивость.

Чувства дают возможность человеку лучше познать самого себя, осознать свои положительные и отрицательные качества, вызвать же-


182


лание преодолеть свои недостатки, помогают воздержаться от небла­говидных поступков.

Переживаемые эмоции и чувства накладывают отпечаток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склонных к пере­живанию отрицательных эмоций, печальное выражение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций - веселое выражение лица.

Личность не только может оказаться во власти своих чувств, но и сама способна оказывать на них влияние. Одни чувства личность одоб­ряет и поощряет, другие порицает и отвергает. Прекратить возникшее чувство человек не может, но преодолеть его он в состоянии. Однако, это может сделать только человек, занимающийся самовоспитанием и саморегуляцией своих эмоций и чувств.

Воспитание чувств начинается с развития способности управлять их внешним выражением. Воспитанный человек умеет сдерживать свои чувства, казаться невозмутимым и спокойным, хотя внутри его бушу­ет эмоциональная буря. Каждая личность может сама избавиться от любого нежелательного чувства. Конечно это достигается не путем самоприказа, а предлагает косвенное устранение его посредством ауто­генной тренировки.

Если чувство еще не укоренилось, то избавиться от него мож­но путем самоотключения, направив свои мысли и действия на предметы, не имеющие ничего общего с объектом, вызывавшем чувство. Самоотвлечение может быть подкреплено запрещени­ем вспоминать и думать о возникшем чувстве. Так, если челове­ку была нанесена обида, то при встрече с обидчиком чувство может возникнуть с прежней силой. Для того, чтобы избавиться от этого чувства необходимо, находясь в спокойном состоянии, представить своего обидчика на небольшое время, а потом за­быть о нем. После многократного ассоциирования образа это­го человека с вашим спокойным состоянием его образ, да и сам человек перестанет вызывать чувство обиды. Встретив его вы спокойно пройдете мимо.

Закрепившееся чувство можно преодолеть только посред­ством другого сильного чувства. Таким чувством может быть, например, чувство стыда, под влиянием которого человек может спра­виться с чувством, осуждаемым обществом и самим человеком.

Эмоции и чувства, часто повторяясь, могут стать одной из харак­терных особенностей личности, одним из ее свойств. Причем, одни из


183


них могут возникнуть на основе переживания эмоций и эмоциональных состояний, другие могут быть связаны с переживаниями моральных, эстетических и интеллектуальных чувств.

Наиболее общими эмоциональными свойствами личности являют­ся: сентиментальность, страстность, аффективность, стрессогенность.

Сентиментальным людям свойственна большая эмоциональная впечатлительность и чувствительность. Всякое незначительное собы­тие или явление вызывает у них гамму переживаний, которые опреде­ляют их отношения к окружающему миру и к самому себе. Их эмоции замкнуты на своей собственной личности и не вызывают активной де­ятельности и поведения.

Страстные субъекты характеризуются сильными и глубо­кими переживаниями, кипучей энергией, безраздельной предан­ностью объекту своей страсти.

Аффективные личности склонны к сильным и бурно проте­кающим эмоциональным переживаниям. Часто теряют контроль над собой, ведут себя безответственно и истерично. Аффектив-ность присуща чаще всего невоспитанным, развязным и рас­пущенным людям, которые не привыкли сдерживать себя и управлять своими действиями.

Стрессогенные натуры приходят в расстроенное эмоцио­нальное состояние даже при наличии самой незначительной эк­стремальной ситуации. Они теряют самообладание и способность правильно реагировать на стрессовые воздействия, под влияни­ем которых они часто приходят в пассивное, бездеятельное со­стояние.

На основе высших чувств, связанных с духовным миром че­ловека, могут проявляться такие эмоциональные качества лич­ности как: стыдливость, совестливость, ответственность, довер­чивость, сострадательность, доброжелательность, восторжен­ность, тревожность, любознательность и т.п.


Воля и волевые действия.

Поведение и деятельность человека стимулируется и регу­лируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними пси­хическими и внешними физическими действиями в самых слож­ных жизненных ситуациях. К волевой регуляции прибегает че­ловек только в том случае, когда ему необходимо преодолеть

184


тижению поставленной цели. Во всех других случаях регуляция может иметь не волевой, а преднамеренный характер, не требующий никаких усилий от личности. Можно совершать самые разнообразные сложные действия, но они не будут являться волевыми до тех пор, пока человек не будет заставлять себя осуществлять их.

Волевые действия, как и все сознательные действия, имеют одну и ту же общую структуру. Побуждается любое сознатель­ное действие определенным мотивом (потребностью). Затем ста­вится цель, направленная на предмет, посредством которого бу­дет удовлетворяться потребность. Поскольку одновременно мо­жет возникнуть несколько мотивов и удовлетворяться они мо­гут посредством различных объектов, то возникает необходи­мость принять решение - какой мотив должен прежде всего удов­летворяться и на какой объект должна быть направлена цель. Дальше следует планирование действия и выбор средств, при помощи которых будет достигнута цель. Следующим этапом является реализация действия и получение результатов. Закан­чивается действие оценкой полученного результата и осмысле­нием того достигнута ли поставленная цель или нет.

По такой схеме осуществляется любое сознательное целенап­равленное или, как его называют, преднамеренное действие, не нуж­дающееся в волевой регуляции. Чем же тогда отличается волевое действие от преднамеренного и какие дополнительные элементы, кроме выше указанных, имеют место в его структуре?

Прежде всего волевое действие, в отличие от преднамеренно­го, побуждается, осуществляется и регулируется при участии воли. Что же такое воля? Ответить на этот вопрос трудно. Поэтому в новейших учебных пособиях ни у Р.С. Немова, ни у В.И. Слободчи-кова и Е.И. Исаева определения воли нет. Есть определение воли только в учебном пособии “Общая психология!” 1986г.

“Воля - это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудно­стей при достижении поставленных целей”.1

Это определение является слишком общим и его следует уточнить, чтобы можно было использовать для объяснения воле­вого поведения. Прежде всего непонятно, что собой представля­ет воля как психическое явление. Является ли она психическим процессом или психическим состоянием или свойством личнос­ти. Одни психологи считают, что воля - это психический про-


185


что воля - это психический процесс, другие, что - это субъективное состояние, третьи, что - она психическое свойство личности.

Исходя из функции воли ее следует рассматривать как особое напряженное субъективное состояние личности, возникшее в экстре­мальных условиях. Это напряженное психическое состояние дает воз­можность человеку мобилизовать все психические и физические ре­сурсы на преодоление трудностей, появившихся на пути к достижению поставленных целей. Состояние напряженности психики проявляется в форме тех волевых усилий, которые делает человек при осуществле­нии волевого поведения.

Воля - это напряженное психическое состояние личности, мо-билизирующее все ресурсы человека для преодоления трудно­стей, возникших на пути к достижению поставленных целей. Какие же изменения должны произойти в преднамеренном дей­ствии, чтобы оно стало волевым?

Прежде всего изменяется мотивационная сфера. Мотива, возникшего на основе желания уже недостаточно. Необходим до­полнительный мотив, который возникает при необходимости дей­ствовать не так как “я” хочу, а так как “надо”.

В связи с этим изменяется смысловая оценка мотива. Он уже имеет не только узко эгоистическое значение, но и приобретает нравственную, социально значимую направленность. Теперь лич­ность должна руководствоваться в своем поведении не личными желаниями и намерениями, а чувством долга и ответственности перед другими людьми. Но одно дело понимать, что ты должен поступать соответствующим образом, а другое дело осуществ­лять это на практике. Вот здесь и необходима воля, чтобы сде­лать усилие и заставить себя поступать так как ты должен.

Это ведет, в свою очередь, к тому, что усложняется и второе зве­но в преднамеренном поведении. Теперь цель действия должна быть связана с постановкой задачи “как действовать” и какие средства сле­дует применять для ее достижения. Иногда цель может быть достиг­нута очень быстро, если личность руководствуется принципом: “Все средства хороши для достижения цели”. Здесь также надо проявить волевое усилие для того, чтобы отказаться от неблаговидных средств и идти более трудным путем для достижения цели.

Наконец, самые сложные волевые усилия надо проявить при реа­лизации волевого поведения, когда при его осуществлении возникают


186


внутренние и внешние препятствия. Здесь, чаще всего, и необходимо проявить волю для того, чтобы мобилизовать все психические и физи­ческие ресурсы для их преодоления.

Внутренние препятствия имеют субъективный характер. Они связаны с укоренившимися вредными привычками и отри­цательными свойствами личности. Для того, чтобы их преодо­леть надо мобилизовать все свои силы и совершить целый ряд волевых усилий. Например, ученик решил улучшить успевае­мость по всем предметам, чтобы хорошо окончить школу и по­ступить в институт. Но для достижения этой цели ему надо про­явить целый ряд волевых усилий. Прежде всего ему надо пре­одолеть вредные привычки и склонности: готовить уроки кое как и когда попало, проводить время в развлечениях, заниматься по­сторонними делами на уроках, избегать трудных заданий, не до конца выполнять их и т.п.

Для того, чтобы преодолеть свои недостатки ему надо из­менить свое поведение и проявить силу воли. Прежде всего, он должен рационально организовать режим дня и неукоснительно выполнять его. Затем, заставить себя внимательно и ответственно относиться ко всему, что связано с учебной деятельностью в школе и дома. Кроме того ему надо проявить максимальное на­пряжение своего интеллекта для усвоения учебного материала.

Внешним фактором, влияющим на волевое поведение, явля­ются те обстоятельства, в которых находится человек, и те тре­бования, которые предъявляют к нему окружающие люди. Но, как известно, внешние факторы оказывают влияние на поведе­ние, преломляясь через внутренние психические состояния чело­века. Поэтому выполнять или не выполнять предъявляемые к нему требования решает сам человек. Если он принимает эти требования, то у него возникает чувство долга, которое и заставляет его совер­шать волевое действие. Но чтобы это произошло, как отмечает В.А. Иванников, необходимо, чтобы заданное действие превратилось в личностно значимое и нравственно мотивированное действие.

Таким образом, решающее значение в волевом поведении имеет моральная сторона мотивов, чувств и помыслов человека. Только мо­рально воспитанный человек способен сделать усилие и заставить себя делать то, что необходимо, а не то, что хочется. И только он может


187


выдержать напряжение как духовных, так и физических сил, чтобы совершить волевое действие даже в самых трудных условиях.

Основной побудительной силой, заставляющей человека совер­шать волевые действия, является чувство совести, переживаемое им в соответствующей ситуации. Совестливый человек всегда сделает то, что необходимо, чтобы это ему ни стоило, так как знает, что в противном случае ему не даст покоя его совесть. Он будет мучится от сознания того, что он должен был совершить поступок, но не сде­лал этого.


Волевые свойства личности.

Воля не только стимулирует активность человека, направ­ленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявле­ние, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря по­будительной и тормозной функциям воля дает возможность че­ловеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоле­ние внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побудительной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно закреп­ляется и становится волевым свойством или качеством личнос­ти. Одни из этих свойств связаны с побудительной функцией воли, другие - с тормозной. Таких свойств насчитывается у че­ловека довольно много. Причем, они могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Положительные свойства способству­ют преодолению внутренних и внешних препятствий, отрицательные -препятствуют.

Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют та­кие важнейшие из них как: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.

Самостоятельность - волевое качество, которое проявляет­ся в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный человек уверен в правильности поставленной цели и будет бо­роться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоя-

188


пользование советов и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цели.

Противоположными самостоятельности качествами являют вну­шаемость и негативизм. Внушаемости подвержены все безвольные люди, которые не знают как им поступить в сложившейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей. Они часто сомневаются в правильности и целесообразности своих действий и легко попадают под влияние эгоистичных безнравственных людей. Впослед­ствии, убедившись в неправильности своих действий, совершенных под влиянием этих лю дей, они горьк о раскаиваются в том , что доверились им.

Негативизм - отрицательное волевое качество, под влиянием ко­торого личность совершает действия противоположные тем правиль­ным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди. Нега­тивизм чаще всего проявляется у подростков, которые стремятся пока­зать свою самостоятельность и независимость от взрослых.

Решительность - одно из важных волевых свойств личности, про­являющееся на начальном этапе волевого поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия. Решительный чело­век способен быстро выбрать наиболее важную цель, всесторонне об­думать способы ее достижения и предусмотреть возможные послед­ствия своего поведения.

Нерешительность - отрицательное волевое качество, кото­рое мешает человеку быстро принять правильное решение и осу­ществить волевое действие. Нерешительный человек проявляет коле­бания при выборе цели, не знает какую цель ему предпочесть, испыты­вает сомнения в правильности выбранной цели, боится возможных по­следствий своих действий. Иногда нерешительные люди, стремясь из­бежать неприятного для них напряжения, торопятся поскорей поста­вить любую пришедшую им в голову цель, и не обдумав достижима она или нет, начинают действовать.

Настойчивость - самое важное волевое качество, проявляющее­ся в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, воз­никающие на пути к осуществлению цели. Это качество присуще лю­дям, которые могут проявлять волевые усилия в течение длительного времени для того чтобы как можно лучше решить поставленную зада­чу и добиться наиболее высоких результатов. Настойчивый человек планомерно и неуклонно идет к намеченной цели, не взирая на все пре­пятствия, встречающиеся на его пути. Он может кропотливо шаг за


189


шагом идти по намеченному пути, не останавливаясь при неудаче и не поддаваясь никаким сомнениям и противодействиям со стороны дру­гих людей. Этот человек может настоять на своем, убедить других в своей правоте и мобилизовать их на решение поставленной задачи. Люди, не обладающие настойчивостью, проявляют нетерпеливость и поспеш­ность в своих действиях, стремясь как можно быстрее прийти к наме­ченной цели, хотя не всегда им это удается.

Упорство - волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, не взирая на все преграды и противодействия. Упорный человек убежден в пра­вильности выбранного пути, понимает целесообразность своих дей­ствий и необходимость получения нужных результатов. Если при сло­жившихся обстоятельствах достижение поставленной цели оказалось нецелесообразным, то человек, идущий до этого упорно к ней, может отказаться от нее или отложить ее достижение до более подходящего времени.

Упрямство - является отрицательным волевым качеством, противоположным упорству. Упрямый человек безрассудно стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в дан­ный момент. Однако, несмотря на это он упрямо продолжает действо­вать, не считаясь ни с кем и ни с чем, руководствуясь только своими узко эгоистическими желаниями и соображениями. Как правило, упря­мый человек не только не может достигнуть поставленной цели, но часто получает результаты обратные тем, которые он ожидал.

Выдержка - одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Она дает возможность человеку проявить большое напря­жение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую на­грузку, необходимую для достижения поставленной цели. Выдержка может проявляться в стойкости человека, в его способности противо­стоять неблагоприятным факторам и довести дело до конца, даже в экстремальной ситуации. Сдержанный человек не будет действовать необдуманно. Он здраво оценит обстановку и свои возможности, тща­тельно спланирует свои действия и выберет наиболее подходящий мо­мент для достижения цели. Если нужно он может прекратить свои дей­ствия, отложить начатое дело до того времени, когда будут созданы наиболее благоприятные условия.


190


Самообладание - волевое свойство, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстре­мальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы. Самообладание нужно часто проявлять человеку не только в обыденной жизни, но и в условиях опасных для его жизни. Оно помогает человеку преодолеть страх, панику и малодушие. Чело­век, владеющий собой, уверен в своих силах, способен целесообразно действовать в любой ситуации и достигнуть высоких результатов в своем поведении и деятельности.

Все эти качества не существуют в готовом виде у человека, а формируются и развиваются в процессе жизни. В детском возрасте их формирование осуществляется под влиянием воспитания и игровой де­ятельности. Родители стараются воспитать своих детей сильными, ловкими, выносливыми, смелыми, настойчивыми, умеющими преодоле­вать трудности и сознательно регулировать свое поведение.

Особенно большое значение в развитии волевых качеств имеет игра. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять волевые усилия для того, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться при выполнении правил более высоких результатов по сравнению с другими участниками игры.

В школьном возрасте развитие воли происходит под влиянием учеб­ной деятельности, которая является обязательной и требует от уча­щихся осуществлять свое поведение не так “как хочется”, а так как “надо”. Для успешного усвоения знаний, навыков и умений учащиеся должны все время напрягать свои умственные и физические силы, про­являть настойчивость и упорство для преодоления возникающих труд -ностей.

Огромное значение в развитии волевых качеств имеет самовоспита­ние. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет так ой роли, как в развитии воли. Т ольк о самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки.

Потребность в самовоспитании воли возникает в подростковом и раннем юношеском возрасте. И это естественно, так как подростки стремятся стать самостоятельными и независимыми от взрослых. Но поскольку они не знают, а поэтому и не соблюдают приемов самовос-


191


питания воли, то вместо воспитания они занимаются часто испытани­ем своей воли. Иногда такого рода испытания принимают форму истя­заний. Так, некоторые школьники для “развития выдержки и самообла­дания” колят себя булавками, лазят по стенам и карнизам, прыгают на землю с высоких объектов, ходят раздетыми зимой и т.п.

Существует целый ряд правил и приемов воспитания и самовос­питания воли, которые надо знать и по возможности соблюдать.

1. Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.

2. Стараться ставить только достижимые цели. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могу быть выполнены.

3. Поставленная цель должна быть достигнута. Лю­бое дело надо доводить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время.

4. Не следует сразу пытаться преодолевать срав­нительно большие трудности. Надо сначала на­учиться преодолевать несложные препятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство.

5. Если не получается какое-либо дело не бросай его. Прояви выдержку и терпение, начни все снача­ла, исправь допущенные ошибки, придумай более ра­циональные способы и приемы его осуществления.

6. Оказавшись в экстремальной ситуации не теряй самообладания, мобилизуй все свои силы и возмож­ности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено несмотря ни на какие препятствия.

7. Приступая к делу сначала спланируй его выполне­ние, потом предусмотри возможные трудности и спо­собы их преодоления, подумай о результатах своих действий и о их последствиях.

Литература Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. Собр. соч. Т. 3., - М., 1983.


192


Веденов А.В. Воспитание воли в процессе учебной деятельности. - М., 1957.

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.

Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991.

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994.

Общая психология. - М., 1986.

Селиванов В.И. Воспитание воли школьника. - М., 1954.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.

Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 489.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...