Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пол и тендер.Тендерные проблемы в современном обществе




Кризис как стадия развития социальных систем

Соц. кризис- процесс крайнего обострения противоречий в общ-ве, резкое нарастание критич. массы конфликтов до такой точки, за кот. следует разрыв соц. связей, утеря способности общ. образованиями выполнять свои ф-ии, дестабилизация обществакак целостной системы.

Хар-ки соц. кризисов: наличие препятствия в процессе развития; разрушение или распад какого-то явления или процесса; неуправляемость, неконтролируемость функц-ния какого-то процесса; наивысшая степень развития соц. «болезни», за кот. может последовать «выздоровление» или распад социума, хаос; возможная утрата перспектив р-ия системы.

Классификация кризисов по уровню проявления:

1.мегауровневые(глобальные);2.макроуровневые (масштабные);3.мезоуровневые(средние);4.микроуровневые (личностные).

Мегауровневый кризис: Носит глобальный хар-р. Происх. на ур-не мирового сообщ-ва. Современ. исследователи (С. Хаттинтон, Ф. Фукуяма) говорят о надвигающ. кризисе Человекой цивилизации.

Макроуровневый кризис: Охват. отдельное общ-во, гос-во; Предст. собой многомерное явление, охватывающ. все сферы жизнедеят-ти общ-ва. Пример: кризис советского обществав 1980-е годы, приведший к распаду СССР.

Мезоуровневый кризис: Протекает на ур-не ср. групп, сообществ, ассоциа-ций. Пример: кризис, хар-ный для экономич. отрасли, отдельн. региона, крупного предприятия

Микроуровневый кризис:Происх. в процессе личностных отношений (в се-мье, студенч. группе, коллективе).Пример: смерть близкого человека, развод, возрастной кризис

Типы кризисов по области проявления:

Экономич. (отражают острые противоречия в экономике или состоянии отдельных отраслей, предприятий и т.д.). Кризисы произв-ва и реализации товара, неплатежей, потери конкурентоспособности, банкротства

Соц. (возникают при обострении противоречий или столкновения интересов раз-личных соц.групп). Кризисы работников и работодателей, персонала и менеджеров;

Психологич.(проявляются в виде стресса, чувства неуверенности, страха, незащи-щенности, затрагивают отдельного человека либо группу)

Организацион. (проявляются как кризисы разделения или интеграции деят-ти, рас-пределения ф-ий, отделение структурных единиц)

Технологич.(кризисы НТП, недостатка новых технологич. идей или их неприятия. Кризис идеи мирного атома.

Типы кризисов по причинам возникновения:

Природные (вызваны природными факторами – землетряс-ми, ураганами, наводне-ниями).Обществ. (

отношениях, составляют меньшинство населения. Однако эти новшества социально заметны.

7. Появляются и новые модели семейных отношений. Это сводные, или бинуклеар-ные, семьи (характерные для США), в отличие от мононуклеарной, в которой есть одно ядро, здесь есть две новые семьи родителей, в которых могут находиться дети от расторгнутого брака; коммуны (как, например, жилые сообщества в Германии в начале 1970-х гг., кибуцы в Израиле).

Перечисленные тенденции отражают в основном институциональные изменения семьи. Но многие социологи обоснованно считают, что сущность изменений, затро-нувших семью, связана более всего с утратой формальных институциональных при-знаков в том виде, в котором они были присущи семье ранее, при усилении позиций неформальных, а следовательно, нужно анализировать частную сферу как неотъемле-мую часть любого социума.

Итак, семья как социально-психологическая целостность постоянно эволюциони-рует, но сегодня происходящие изменения более очевидны, чем когда бы то ни было. Социальная жизнь становится все динамичнее, усложняется структура личности, и эти процессы неизбежно воздействуют на взаимодействие индивидов и их жизнь в браке и семье.

 

 

Социально-демографическая ситуация в РБ, социально-демографические характеристики земли

В последнее десятилетие демограф. ситуация в РБ хар-ся низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, что привело к его естественной убыли во всех областях республики. Численность населения Беларуси по состоянию на 1 января 2016 года составила 9 498, 4 тыс. человек. До начала 90-х годов она постоянно росла, но темпы роста постепенно снижались. Особенно интенсивно это снижение проявилось в 90-е годы, а с 1993 года начался процесс естественной убыли населения. Ее масштабы, составившие в 1993 году 11,2 тыс. человек, достигли в 2001 году 48,6 тыс. человек. В целом за 1994-2001 годы численность населения сократилась более чем на 290 тыс. человек, что равнозначно численности такого города как г. Брест.

Рождаемость населения. В условиях соц.-экономич. кризиса среди населения сложился и укрепляется как норма образ однодетной и даже бездетной семьи. В РБ в осн. преобладают семьи с одним ребенком. Наиб. наглядное представление об этом дает суммарный коэф.рождаемости (кол-во рождений на одну женщину от 15 до 49 лет), который снизился с 2,0 в 1989 году до 1,3 рождений в 2000 году. Но для обеспечения замещения поколений на ур-не простого воспроизводства этот коэффициент должен составлять 2,016. Происходящие в ур-не рождаемости перемены не исчерпываются его снижением. Отмечаются тенденции смещения среднего возраста матери при рождении первого ребенка с 20-22 лет к 23-25 годам.

В РБ дети рождаются в осн. в зарегистрированном браке. В то же время в последние годы наметилась тенденция роста числа внебрачных детей: они составили в 2009 году 20% против 8,5% в 1990 году от общего числа родившихся. Наиб. доля детей, рожденных вне брака, приходится на матерей в возрасте 20-29 лет, проживающих в основном (более 65%) в городских поселениях (среди городских женщин рождения вне брака в 2001 году составляли 13,3% от всех рождений, среди сельских - 7,2%). Рост внебрачных рождений также можно объяснить распространением фактических брачных отношений, которые официально не регистрируются.В настоящее время общее количество землян оставляет примерно 7, 3 миллиардов человек (7 214 152 170 человек на февраль 2014 г., по оценкам отдела народонаселения (при Секретариате ООН)). Здесь будет интересно проследить динамику роста человеческой популяции в ретроспективе. Итак, в начале нашей эры на Землебыло уже 300 миллионов человек, к концу I тысячелетия нашей эры – 400 миллионов, в 1500 г. – 500 миллионов, в 1800 г. был зафиксирован первый миллиард, в 1950 г. землян было уже 3 миллиарда, 12 октября 1999 г. население Земли составило 6 миллиардов человек, 1 ноября 2011 г. – 7 миллиардов человек. Прогноз на 2050 г. – 9 миллиардов человек, на 2100 г. – 10 миллиардов учреждениях;

3. Вовлечение несовершеннолетних в религ. организации и обучение их религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц их заменяющих.

 

Пол и тендер.Тендерные проблемы в современном обществе

В течение последних лет мало участков социологии достигли такого развития или заняли такое центральное место в этой дисциплине, как изучение тендерных отношений. В большой степени это отражает изменения в самом общественной жизни. Устоявшиеся различия между мужской и женской идентичностью, мировоззрением и типичными моделями поведения рассматриваются в совершенно новом свете.

Изучение тендера ставит сложные проблемы перед современной социологией прежде всего потому, что обычно этот вопрос не рассматривался как одно из центральных. Какие понятия мы можем применить, чтобы понять важность тендера в обществе? Способны ли мы представить себе общество, в котором тендерные различия исчезнут, а все мы станем андрогинными (иметь одинаковые тендерные характеристики)?

Сексуальность также предстает перед нами как невероятно сложная сфера человеческого поведения, лежащий в основе фундаментальных изменений, которые происходят в современных обществах. Наше отношение к сексу и наша сексуальное поведение отражают гораздо шире общественные преобразования, которые мы рассмотрим в следующих разделах этой книги.

1. Термин "пол" - неоднозначный. В повседневном обиходе он обозначает физическую и культурную разницу, которая существует между мужчинами и женщинами (как в выражениях "мужской пол", "женский пол"), но в то же время и намекает на физиологические отношения между мужчинами и женщинами (как в выражениях "половой акт" , "половые сношения"). В плане терминологии целесообразно провести различие между полами в физиологическом и биологическом смысле и тендером, что является культурным конструктом (рядом заученных моделей поведения).

2. Кое-кто утверждает, что разница в поведении между полами детерминирована генетически, но этот взгляд не обоснован достаточными доказательствами.

3. Тендерная социализация начинается сразу после рождения ребенка. Даже те родители, которые считают, что относятся к своим детям одинаково реагируют на мальчиков и девочек по-разному. Эта разница усиливается многими другими культурными влияниями.

4. Две ведущие теории развития тендерной идентичности принадлежат Фрейду и Нэнси Ходоров. Согласно Фрейду, наличие или отсутствие пениса, символизирующий маскулинность и феминность, имеет решающее значение для того, чтобы мальчик смог идентифицировать себя с отцом, а девочка - с матерью. Ходоров подчеркивает важность матери. И девочки, и мальчики рано идентифицируют себя с матерью, но мальчики порывают с ней, чтобы утвердить свою

5. Тендер - это не что-то заданное. Мы должны утверждать его в своей повседневной деятельности, изо

квот, изначально заданных по модели генеральной совокупности, т. е. пропорции, существующие в генеральной совокупности, соблюдаются и в выборочной. Однако следует иметь в виду, что таких пропорциональных соотношений может быть не более пяти, так как в противном случае формирование выборки значительно усложнится.

 

 

Социологическая экпертиза

Социологическая экспертиза – применение специальных знаний в области социологической науки для решения конкретных практических задач судопроизводства.

Исследуя общественное мнение, социологическая экспертиза выявляет общественное мнение, отношение людей к той или иной проблематике, социальному или политическому явлению, исследует культурную, экономическую, политическую и иные сферы жизнедеятельности. Так, социологическая экспертиза применяется в таких категориях дел как дела, связанные с защитой исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, с оспариванием отказа в регистрации товарного знака (знака обслуживания), по делам о признании материалов экстремистскими.

Использование специальных социологических знаний незаменимо при решении вопроса общеизвестности товарного знака, бренда, логотипа; при определении факта и размера нанесения репутационного вреда. Социологическая экспертиза также применяется при определении наличия (отсутствия) признаков введения потребителей в заблуждение в отношении производителя конкретного товара (услуги) или же их качества.

Выводы, получаемые в рамках социологической экспертизы, обладают высокой степенью надежности и достоверности, так как опираются непосредственно на статистические данные общественного мнения.

Социологическая экспертиза может разрешать следующие вопросы:

•                обладает ли исследуемый объект признаками общеизвестного товарного знака?

•                снижено ли в общественном представлении мнение о конкретном лице в связи с конкретным явлением?

•                обладают ли сравниваемые обозначения признаками сходства до сте-пени смешения?

•                ассоциируется ли исследуемое обозначение с конкретным производи-телем?

•                иные вопросы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 525.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...