Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социолингвистика: проблемы изучения языковых ситуаций.




СОЦИОЛИНГВИСТИКА – раздел языкознания, изучающий связь между языком и социальными условиями его бытования.

Проблемы, изучаемые СЛ:

1) Проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры, и в частности характер взаимосвязей между языковыми и социальными структурами. Структура социальной дифференциации языка многомерна и включает как стратификационную дифференциацию, обусловленную разнородностью социальной структуры, так и ситуативную дифференциацию, обусловленную многообразием социальных ситуаций.

 

2)  Проблема "язык и нация"- социально-историческая категория, возникающая в условиях экономических и политических концентрации, характеризующей формирование наций.

 

 

3)  Понятие языковой ситуации- совокупность форм существования языка (языков, региональных койне, территориальных и социальных диалектов), обслуживающих континуум общения в определенной этнической общности или административно-территориальном объединении.

 

Выделяются 2 группы языковых ситуаций:

- Экзоглоссные - совокупности различия языков,

- Эндоглоссные - совокупности подсистем одного языка.

Экзоглоссные и эндоглоссные ситуации подразделяются на сбалансированные, если их компоненты функционально равнозначны, и несбалансированные, если их компоненты распределены по различным сферам общения и социальным группам.

 

4)  Вопрос о связи и взаимодействии языка и культуры. Связи между языком и др. компонентами культуры носят двусторонний характер. Процессы соприкосновения разных культур находят отражение в лексич. заимствованиях.

 

5) Проблема социальных аспектов билингвизма и диглоссии (взаимодействия разл. социально противопоставленных друг другу подсистем одного языка). Билингвизм- два языка сосуществуют друг с другом в рамках одного коллектива, использующего эти языки в разл. коммуникативных сферах в зависимости от социальной ситуации и др. параметров коммуникативного акта. Диглоссия - наблюдаются сходные отношения между разными формами существования одного языка (лит. языком, койне, диалектами).

 

 

6) Проблема языковой политики - совокупности мер, предпринимаемых гос-вом, партией, классом, обществ. группировкой для изменения или сохранения существующего функционального распределения языков или языковых подсистем, для введения новых или сохранения старых языковых норм.

Методы СЛ:

Представляют собой синтез лингвистич. и социологич. процедур.

- Методы полевого исследования (анкетирование, интервьюирование, непосредственное наблюдение)

- Методы социолингвистич. анализа языкового материала    

 

Лингвистическая типология как раздел языкознания.

 ТИПОЛОГИЯ - сравнительное изучение структурных и функциональных свойств языков независимо от характера генетических отношений между ними.

В типологии понятие соответствия не является обязательно двуплановым (в форме и значении) и может ограничиваться только формой или только значением сопоставляемых единиц.

 Типология базируется на исследованиях отд. языков и тесно смыкается с общим языкознанием,

Различаются:

1) Функциональная типология (язык как коммуникативное средство, рассматриваемый сквозь призму его социальных функций и сфер употребления).

2)  Структурная типология (внутренняя организация языка как системы).

При этом различаются:

- формальная Типология, (ориентированная только на план выражения).

-  контенсивная Типология, (ориентированная на семантические категории языка и способы их выражения).

 

Цели типологических исследований:

1) Констатацию структурных сходств и различий между языками (инвентаризационная Типология);

2) Интерпретацию систем языков в плане совместимости - несовместимости структурных характеристик и предпочтительных типов структурной сообразности как систем в целом

3) Классификацию языков по определенным типам и классам (таксономическая Типология), которая обычно считается основной и конечной целью Типологии.

 

Традиционная типологическая классификация, выделяет:

- аморфные (изолирующие),

- агглютинативные

- флективные языки.

 

Филология как содружество гуманитарных дисциплин. Виды и рода словесности.

 ФИЛОЛОГИЯ– совокупность гуманитарных дисциплин - языкознания, литературоведения, текстологии, источниковедения, палеографии и др., изучающих духовную культуру человека через языковой и стилистический анализ письменных текстов.

Лингвистика не всегда включается в филологию: во-первых она не обязательно исследует тексты, Словесность- совокупность всех произведений человеческого творчества, выраженных словами.

Классификация:

I. Словесность как наука и как искусство

II. Словесность как наука имеет свою философию , историю , критику .

III. К “науке” относится объективная словесность, которая включает 3 больших раздела: 1. теория языка; 2. теория изящной речи; 3. теорияслога. К области объективной словесности принадлежат грамматика и риторика, рассматриваемые применительно к конкретному языку или народу.

Виды словесности:

1) Печатная словесность: научное, художественное и публицистическое творчество.

2) Письменная словесность: рукописная литература (на ее основе развивается философия, наука, искусство, техника государственного управления).

3) Устная словесность: естественное использование языка (подразделяется на фольклор: частушки, анекдоты, сказки; диалог и молву).

Необходимо возвращение к правилам словесности, среди которых Ю. В. Рождественский выделяет внешние правила, регламентирующие порядок создания, передачи, приема и хранения словесных произведений, и внутренние правила, регламентирующие лингвистическое строение текста с помощью искусства речи и наук о речи (логика, грамматика, поэтика, риторика, стилистика).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...