Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие положения об юридической ответственности за земельные правонарушения




 Уг. ответ-сть за нарушение земельного законодательства.
УО наступает за правонарушения имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.

УК РБ предусматривает ответственность за следующие деяния:
1) Деяния, посягающие на отношения (порядок) рационального использования и охраны земель. УК предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием “порча земель” (ст. 269 УК РБ). С учетом объекта они относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды и включают:

уничтожение плодородного слоя почвы;

невыполнение правил рекультивации земель;

загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально -паразитическими вредными организмами;

иное незаконное повреждение земель, а также квалифицированные составы;

порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

порча земель, повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере.

Ст. 386 УК предусматривает уголовную ответственность за самовольное занятие земельного участка, которое отнесено к преступлению против порядка управления. Фактически это преступное деяние имеет двойной объект: во-первых отношения по управлению землями, в той части, которая связана с предоставлением земель во владение и пользование, или передачей их в собственность, во - вторых, отношения собственности на землю, землевладения и землепользования.

УО, как правило, наступает при условии административной преюдиция - привлечение к УО предполагает, как правило, админ. преюдиция кроме квалифицированных составов порча земель.

УО относится к числу карательных видов. Уг. Закон-во идет по пути ужесточения ответ-ти за нерациональное использование и нарушение требований охраны земель.

АдО наступает за противоправные нарушения зем. закон-ва, которые по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям.

Перечень земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, содержится в КоАП РБ.

Админ закон-во предусматривает ответ-сть за все виды земельных правонарушений.

АдО применяется к землевладельцам, землепользователям и собственникам земли за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием независимо от форм использования участка и охраной земель (не использование земель в течении одного года без уважительных причин, несоблюдение природоохранного режима их использования, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, использование земель не в соответствии с теми целями для которых они предоставлен - Ст. 52 КоАП, порча, загрязнение земель - 53 КоАП, несвоевременный возврат временно занимаемых земель - 54 КоАП, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства - ст. 55 и др.), а также к лицам, которые не обладают субъективными правами на конкретный земельный участок, но нарушают установленные земельным законодательством требования по отношению к земле (порча, загрязнение земель - ст. 53, уничтожение межевых границ землевладений и землепользований - ст. 56), либо посягают на чужой земельный участок (самовольное занятие земельного участка и т.д. - ст. 47 КоАП).

Должностные лица юридических лиц и государственных органов привлекаются к административной ответственности за произошедшие по их вине нарушения предприятиями, учреждениями и организациями земельных предписаний, касающихся как использования и охраны земель, так и порядка управления землями (искажение сведений государственной регистрации и учета земель - ст. 56-2, занятие земельного участка до получения документов, удостоверяющих право владения, пользования и собственности на землю - ст. 142, нарушение порядка решения вопросов предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства- ст. 167-8).

Для привлечения в АдО за земельные правонарушения действует единый порядок наложения админ. взысканий. В качестве админ взысканий предусмотрено предупреждение и штраф.

Органами, уполномоченными налагать взыскания за земельные правонарушения, выступают как правило органы по земельным ресурсам и землеустройству (ст. 224-5).

Виновные привлекаются к АдО с соблюдением установленной процедуры. Протокол об админ зем правонарушении составляется должностными лицами, на которых возложено осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

Гр-прО состоит в применении мер имущественного характера за зем. правонарушения. Условиями наступления такой ответ-ти являются:

противоправное поведение

виновность

наличие имущественного вреда

причинная связь между нарушением и последствиями.

Возможность применения граж-пр способов воздействия к нарушениям земельного закон-ва вытекает из факта признания земли недвижимым имуществом и объектом гражданских прав.

Для защиты и восстановления нарушенных земельных прав применяются предусмотренные гражд закон-вом способы защиты, в том числе:
1). Признание недействительными неправомерных сделок с земельными участками. Признаки недействительности установлены гражданским законодательством (ст. 168, 179 ГК ).

Сделки, совершение которых запрещены земельным законодательством, считаются ничтожными. К таким сделкам, в соответствии со ст. 88 КоЗ, относятся договора купли - продажи, аренды, дарения, залога, а также самовольный обмен земельных участков,, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении.

Сделки купли - продажи, дарения, залога, обмена, аренды, совершаемые собственниками земельных участков (юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь) с нарушением установленных земельным законодательством правил, могут быть признаны недействительными по требованию заинтересованного лица.

2). Признание вещно-правовых способов защиты - виндикационный иск и негаторный иск (ст. ст. 282, 285 ГК ).

3). Возмещение неправомерного вреда.

В соответствии со ст. 160 КоЗ юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный мим в результате нарушения зем закон-ва.

Вред возмещается в полном объеме. (ст. 933 ГК ).

В качестве зем-пр мер воздействия выступают санкции, которые применяются к нарушителям закон-ва в порядке, установленном земельным законодательством.

Зем-пр меры могут применяться наряду с другими видами ответ-ти (УО, АдО, Гр) или в качестве самостоятельного способа воздействия на нарушителей.

Зем-пр санкции направлены на восстановление зем правопорядка путем определения судьбы з/уч, по отношению к которому были совершены противоправные деяния. Они не касаются личности или имущества правонарушителя. Однако если причинен вред з/уч, он должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Материальные затраты по приведению самовольно занятого з/уч в пригодное состояние возлагаются на самовольного пользователя.

Возврат самовольно занятых з/уч имеет сходство с виндикационным способом защиты прав (ст.ст.281,286 ГК), но по требованию заинт-го лица может производиться в альтернативном порядке - по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа или суда.

Принудительное изъятие з/уч производится за неправомерные деяния, которые рассматриваются земельным законодательством в качестве оснований прекращения прав на землю.

Эти участки, находящиеся в частной собственности гр-н РБ и ЮЛ, изымаются в принудительном порядке по решению суда. З/уч, находящиеся во владении и пользовании изымаются по решению соответствующих исполнительных и распорядительных органов, которые предоставляли эти участки.

Принудительное изъятие з/уч лиц, допустивших зем.правонарушения, указанные в КоЗ, производится в особом порядке.

 

60. УО наступает за правонарушения имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.

УК РБ предусматривает ответственность за следующие деяния:

1). Деяния, посягающие на отношения (порядок) рационального использования и охраны земель. Уголовный кодекс предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием “порча земель” (ст. 269 УК РБ). С учетом объекта они относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды и включают:

уничтожение плодородного слоя почвы;

невыполнение правил рекультивации земель;

загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально -паразитическими вредными организмами;

иное незаконное повреждение земель, а также квалифицированные составы;

порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

порча земель, повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере.

 

61. АдО наступает за противоправные нарушения земельного законодательства, которые по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям.
Перечень земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, содержится в КоАП РБ.

Адм закон-во предусматривает ответ-ть за все виды зем. правонарушений.

АдО применяется к землевладельцам, землепользователям и собственникам земли за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием независимо от форм использования участка и охраной земель (не использование земель в течении одного года без уважительных причин, несоблюдение природоохранного режима их использования, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, использование земель не в соответствии с теми целями для которых они предоставлен - Ст. 52 КоАП, порча, загрязнение земель - 53 КоАП, несвоевременный возврат временно занимаемых земель - 54 КоАП, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства - ст. 55 и др.), а также к лицам, которые не обладают субъективными правами на конкретный земельный участок, но нарушают установленные земельным законодательством требования по отношению к земле (порча, загрязнение земель - ст. 53, уничтожение межевых границ землевладений и землепользований - ст. 56), либо посягают на чужой земельный участок (самовольное занятие земельного участка и т.д. - ст. 47 КоАП).

Должностные лица ЮЛ и гос. органов привлекаются к АдО за произошедшие по их вине нарушения предприятиями, учреждениями и организациями зем. предписаний, касающихся как использования и охраны земель, так и порядка управления землями (искажение сведений государственной регистрации и учета земель - ст. 56-2, занятие земельного участка до получения документов, удостоверяющих право владения, пользования и собственности на землю - ст. 142, нарушение порядка решения вопросов предоставления земельных участков для ведения КФХ -ст.167-8).

Для привлечения в АдО за зем. правонарушения действует единый порядок наложения адм. взысканий. В качестве адм. взысканий предусмотрено предупреждение и штраф.

Органами, уполн-ми налагать взыскания за зем. правонарушения, выступают как правило органы по зем. ресурсам и землеустройству (ст. 224-5).

Виновные привлекаются к АдО с соблюдением установленной процедуры.

Протокол об адм зем правонарушении составляется должностными лицами, на которых возложено осуществление госконтроля за использованием и охраной земель.

 

62. Гр-прОсостоит в применении мер имущ. характера за зем. правонарушения. Условиями наступления такой ответ-ти являются:

1. противоправное поведение

2. виновность

3. наличие имущественного вреда

4. причинная связь между нарушением и последствиями.

Возможность применения гр-пр-х способов воздействия к нарушениям земельного законодательства вытекает из факта признания земли недвижимым имуществом и объектом гр прав.

Для защиты и восстановления нарушенных зем прав применяются предусмотренные гражданским закон-вом способы защиты, в том числе:

1). Признание недействительными неправомерных сделок с земельными участками. Признаки недействительности установлены гражданским законодательством (ст. 168, 179 ГК ).

Сделки, совершение которых запрещены зем. закон-вом, считаются ничтожными. К таким сделкам, в соответствии со ст. 88 КоЗ, относятся договора купли - продажи, аренды, дарения, залога, а также самовольный обмен земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении.

Сделки купли - продажи, дарения, залога, обмена, аренды, совершаемые собственниками земельных участков (ЮЛ и гр-ми РБ) с нарушением установленных зем закон-вом правил, мб признаны недействительными по требованию заинтересованного лица.

2). Признание вещно-правовых способов защиты - виндикационный иск и негаторный иск (ст. ст. 282, 285 ГК ).

3). Возмещение неправомерного вреда.

В соответствии со ст. 160 КоЗ ЮЛ независимо от форм собст-ти и ФЛ обязаны возместить вред, причиненный мим в результате нарушения земельного законодательства.

Вред возмещается в полном объеме. (ст. 933 ГК ).

 

 

63. Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства характеризуется следующими особенностями. Она регламентируется ТК РБ, а также уставами и положениями, иным закон-вом о труде. ДО наступает за дисцип. проступки, то есть нарушения трудовой дисциплины, меры воздействия при меняются рук-лем предприятия.

К нарушителям труд. дисциплины мб применены след. дисц. взыскания: замечание, выговор, увольнение.

В качестве дисциплинарного взыскания допускаются принудительные переводы работников на другую работу, кот-е предусмотрены нормами уставов и положений о дисциплине.

ТК реглам-н и порядок при влечения к ДО. До наложения взыскания от работника должно быть истребовано объяснение, приказ работнику объявляется под расписку. Работник, не ознакомленный с распор-ем или приказом нанимателя о наложении на него дисцип-го взыскания, считается не имеющим такового (ст.199ТК). Дисцип. взыскание может быть применено не позднее 1го мес со дня обнаружения (не считая времени болезни работника или пребывания его в от пуске) и не позднее 6 мес со дня совершения дисцип-го проступка.

Применение мер ДО не исключает возможности привлечения виновного к другой ответ-ти - гр-пр, админ, уголовной.

 

64. В качестве зем-пр-х мер воздействия выступают санкции, которые применяются к нарушителям закон-ва в порядке, установленном зем закон-вом .

Зем-прав меры могут применяться наряду с другими видами ответ-ти (УО,АдО,ГрО) или в качестве самостоятельного способа воздействия на нарушителей.

Зем-прав санкции направлены на восстановление зем. правопорядка путем определения судьбы з/уч, по отношению к которому были совершены противоправные деяния. Они не касаются личности или имущества правонарушителя. Однако если причинен вред з/уч, он должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гр-м закон-вом.

В качестве зем-прав мер воздействия действующее зем. закон-во РБ предусматривает:

1. Возврат самовольно занятых земельных участков - ст. 159 КоЗ.

2. Принудительное изъятие земельных участков в связи с совершением неправомерных действий (нарушением правил использования и охраны земель). - ст. ст.49, 53 КоЗ.

Возврат самовольно занятого з/уч - состоит в том, что самовольно занятые з/уч возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Эта санкция обеспечивает восстановление земельных прав законных владельцев участков.

Материальные затраты по приведению самовольно занятого з/уч в пригодное состояние возлагаются на самовольного пользователя.

Возврат самовольно занятых з/уч имеет сходство с виндикационным способом защиты прав (ст. ст. 281, 286 ГК), но по требованию заинтересованного лица может производиться в альтернативном порядке - по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа или суда.

Принудительное изъятие з/уч производится за неправомерные деяния, которые рассматриваются зем. закон-вом в качестве оснований прекращения прав на землю. Эти участки, находящиеся в частной собственности гра-н РБ и ЮЛ, изымаются в принудительном порядке по решению суда. З/уч, находящиеся во владении и пользовании изымаются по решению соответствующих исполнительных и распорядительных органов, которые предоставляли эти участки.

Принудительное изъятие з/уч лиц, допустивших зем правонарушения, указанные в КоЗ, производится в особом порядке. Особый порядок заключается в том, что решение об изъятии з/уч за нарушение зем. закон-ва принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица владелец з/уч (собственник, землевладелец, землепользователь) не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...