Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Когнитивное развитие в подрастково-юнош. период.




В подр-ом возрасте активно идет процесс познав-го развития.

Память. Активно начинает развив.логическая память и скоро достигает такого уровня, что подросток переходит к преимущественному использ-ию этого вида памяти. Развитие памяти опред-тся усложнением и увеличением объема изучаемого материала. 

Восприятие. Происходит интеллектуализация восприятия. Этот процесс зависит от усложняющегося в сред.классах обучения

Воображение. Сближение вообр-ния с теоретическим мышлением дает импульс к творч-ву: подростки начинают писать стихи, заниматься разными видами конструирования и т.п.

Речь. Активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. С 5 по 9 классы развив.умение декламирования наизусть. Монологическая речь преобразуется до способности самост. готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. 

Мышление. Продолжает развив.теоретическое рефлексивное мышление. Подростки могут формул-ть гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнив.между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач

Анатомо-физиолог. перестр. орг-ма и её влияние на процесс развития. Формир. половой идентичности и секс.поведения.

Полов.созрев. зависит от эндокринных изменений в орг-ме. Важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитов.железа, кот. начинают выделять гормоны, стимул-щие работу других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимод-вие гормонов роста и полов.гормонов вызывают интенсивное физич. и физиологич. развитие. Увелич-ся рост и вес, у мальчиков в среднем пик скачка роста приходится на 13 лет, а заканчив. после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У дев-к скачок роста обычно начинается и кончается на 2 года раньше.

Измен.роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до взрослых размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4—7 см в год, опережает разв-е мускулатуры. Появл. вторичные полов.признаки — внешние признаки полов. созревания. У мальч-в меняется голос. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головн. мозга. В подростковом возрасте эмоц. фон становится неровным, нестабильным.

Эмоц. нестабильность усиливает секс.возбуждение, сопровождающее процесс полов. созревания. Большинство мальчиков в большей мере осознают истоки этого возбуждения. У дев-к больше индивид.различий: часть из них испытывает такие же сильные секс. ощущения, но большинство — более неопределенные, связанные с удовлетв-нием др. потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).

Отчетливо проявл-ся ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но подросток может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женск. качества. Напр., девочки, планирующие себе в будущем проф. карьеру, часто обладают муж.чертами х-ра и интересами, хотя одновременно могут иметь и чисто женские качества.

Взоимоотн. подростков с институтом семьи. Влияние род.восп-ния на повед. в подростк. и юнош. возрасте.

 Подростки испыт. сильное желание быть самост-ными, равными с род-ми в правах. То, как сложатся отнош-я период, зависит от стиля восп-ния, сложившегося в семье, и возможностей род-лей перестроиться — принять чувство взрослости своего реб-ка. Осн. сложности в общении, конфликты возник.из-за род-го контроля за поведением, учебой, его выбором друзей и т.д.

Стили семейн. воспитания:

1. Демократический. Род-ли ценят в поведении подростка и самост-сть, и дисциплинированность. Они сами предост-ют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполн. обязанностей. Формир-ние взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

2. Авторитарный.род-ли требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с род-ми нарушается.

Ситуация осложняется, если высокая требоват-сть и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отнош. к подростку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай — равнодушн. и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытыв. трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Гиперопека — излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоц. контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

 

 

Место и роль института сверстников в психо-соц. формировании подростков. Ф-ции общения.

Ведущ. дея-тью в этот период становится интимно-личностное общение.

 Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при друж. отношениях. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Обычно подросток ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собствен. переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодол. неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью.

Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободн. времени.

 Функции общения подростка со сверстниками: - Защита и поддержка подростка; - Создание позитивного образа Я; - Развитие адекватной, устойчивой самооценки; - Снижение тревожности; - Развитие способности к эмпатии; - Предъявление к нему чрезвычайно жестких требований.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...