Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений




делится на 2 большие группы:

Нарушения устной речи Нарушения письменной речи

расстройство фонационного -дисграфия, аграфия

оформления высказывания: -дислексия, алексия

-дислалия -дизорфография

-дизартрия

-нарушения голоса

-риналалия

-заикание

-тахилалия

-брадилалия

нарушения структурно-семантического

оформления высказывания:

-алалия

-афазия

2. Психолого-педагогическая классификация. Построена на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной). Создана для дошкольников. Речевые нарушения распределены по группам:

Нарушения средств общения Нарушения в применениии

ФФН средств общения:

(фонетико- фонематическое

недоразвитие) -заикание

-дислалия

-дизартрия

-ринолалия

ОНР (общее недоразвитие речи)

-алалия

-афазия

1) Нарушения средств общения (ФФН, ОНР).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)- нарушение системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятиятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

2)Заикание-нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при которм заикание сочетается с ОНР. В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриватся в составе ОНР и ФФН, как их системные, отсроченные последствия.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном произношении (для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита: сигматизм-свистящих и шипящих звуков, ротацизим-нарушения произношения звуков Р и Рь, ламбдацизм-Л и Ль, йотацизм-йот (i) каппацизм-К и Кь, гаммацизм -Г и Гь, хитизм -Х, Хь. Когда происходит замена звука, к названию дефекта прибавляется приставка пара-:параротацизм, парасигматизм и т.д.) заменах звуков другими, смешении звуков и пропусках. Выделяют две формы дислалиив зависимости от локализации и причин: функциональную и механическую(органическую). Когда нет органических нарушений-это функциональная дислалия. При отклонениях в строении речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба)-это механическая (органическая) дислалия. Причины возникновения функциональной дислалии- биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка, соматические заболевания, задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, нарушение фонематического восприятия, ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношения. Дислалия может обусловлена тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоены артикуляторные позиции, необходимые для правильного произнесения звуков).

Дизартрия-нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартриии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, "смазанная речь", в более тяжелых- наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным. При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией.

Ринолалия- нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия отличается от дислалии наличиемизмененного назализованноего тембра голоса. При ринолалии нарушается взаимодействие носовой и ротовой полости в процессе порождения речи. Открытая ринолалия- характеризуется гиперназализованным тембром голоса и специфическим нарушением звукопроизношения. Закрытая ринолалия-пониженный физиологическийносовой резонанс. Смешанная ринолалия-сочетание закрытой и открытой ринолалии. Отсутствие физиологического носового резонанса при произношении носовых звуков игиперназализация при произношении ротовых. М как Б, А-с носовым оттенком. Например, Зима-зиба.Встречается, когда укорочено мягкое небо и гипертрофированы аденомы.

Заикание- нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Степени заикания: 1. Легкая-запинки наблюдаются в спонтанной связной речи. 2. Средняя-запинки наблаются как в монологической так и в диалогической речи. 3. Тяжелая-запинки наблюдаются вмонологической, диалогической, сопряженной иотраженной речи. Структура дефекта при заикании:речевые судороги-непроизвольные сокращения мышц речевого аппарата, возникают в момент речи или попытки к речи. Речевые судороги бывают 3 типов: тонические, клонические, клонотонические. В зависимости отлокализации выделяют следующие виды речевых судорог:артикуляционные, голосовые и дыхательные, бывают смешанные. Речевое дыхание у заикающихся поверхностное, часто говорят на вдохе. Так же в структуру дефекта входят сопутствующие движения, а именно: непроизвольные(гиперкинезы,насильственные движения), маскировочные (носят уловочный характер), двигательные ритуалы (комплекс движений). Вегетативные реакции-учащение сердцебиения, побледнение, покраснение, усиление потооделения. Классификация форм заикания: невротическая-возникает резко, может возникнуть в любом возрасте после психотравм. Речевая активность резко снижена. Локализация судорог: дыхательные и голосовые. Неврозоподобная -возникает постепенно в возрасте 3-4 лет на фоне становления речи. Речевая активность повышена. Судороги артикуляционные. Темп речи-ускоренный.

Нарушения голоса. Бывают центральные и периферические. К тем и другим относятся органические и функциональные. К органическим центральным относятся дизартрия, инсульты, при операциях, когдазадеты нервы, неврологические заболевания (рассеянный склероз, миастения и др.). К функциональным центральным относятся истерическая афония (возникает у женщин на фоне стрессов). К периферическим органическим относятся новообразования гортани (рак голосовых складок), парезы, параличи, хранические ларингиты-ведут к изменению голосовых складок, голосовые складки грубеют и плохо смыкаются. К периферическим функциональным относится гипер- и гипо- мышечный тонус в голосовых складках. Часто это связано с переохлаждением, с вирусным воспалением. А так же относятся спастическиедисфонии, фонастении-слабость голосового аппарата, была нагрузка на речевой аппарат. Возникают узелки наскладках- голос становится хриплым. Причины функциональных нарушений-перенапряжение голосовых складок, инфекционные заболевания, психические факторы, плохая постановка голоса, соматическая ослабленность. Профилактика: не говорить громким шепотом, не говорить на холоде, не кричать, не говорить в накуренных помещениях. Пропевать "МММММ"-позволяет вернуть голос- называется "подача голоса в маску".

Алалия-системное нарушение речи (нарушены все компоненты речи) полиморфного характера. Нарушены фонетический слух, звукопроизношение, грамматика, лексика, просодика. В результате органического поражения центральной нервной системы. Преимущественно недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Какие структурные компоненты больше всего страдают? Больше всего страдают лексика и грамматика. У детей особые трудности в построении фраз, знают мало слов, не могут соотнести с другими словам, например, слон-сон.

Клиническая классификация. Алалия делится на моторную, сенсорую и смешанную-сенсомоторную. Моторная- нарушена экспрессивная речь-то, что я "отдаю", говорю. Поражена зона Брока. Сенсорная-нарушена импрессивная речь, то, что я "получаю", понимаю. Поражение зоны Вернике. Поражение на уровне межполушарных связей. При моторной форме страдает процесс воспроизведения речи, построение предложений, лексика, грамматика. Сенсорная- не понимает обращенную речь, путает звуки, отвечает теми же фразами-эхолалия. Слова не связывает с предметом. Интонационно передает, нострадет смысловое понимание. Чаще встречается морторная с сенсорным компонентом. В норме с 1,5-2 лет должна быть фраза. К 3 годам ребенок долженговорить как взрослый, т.е. сложные части речи должны быть уже в норме. Все остальное-нарушение.

Афазия-полная или частичная утрата речи,обусловленная локальным поражением головного мозга. Причины: острое нарушение мозгового крообращения, черепно-мозговые травмы, опухоли Ц.Н.С., другие заболевания нервной системы, приводящие к поражению коры головного мозга и подкорковых структур. Страдает лексика, грамматика, письмо, слуховое воприятие. Афазия часто сочетаеся с дизартрией. Афазия ставится после 3 лет жизни, когда речь уже была сформирована, но потом произошла потеря речи.

Классификация афазий. 1. Моторные формы-страдает реализация речи, процесс порождения речи. 2. Сенсорные формы-страдает понимание речи, восприятие.

Дисграфия-это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма при сохранном слухе, зрении, интеллекте. Дисграфия-это нарушение фонематических принципов письма. Причины: несформированность фонематического слуха, нарушение в тех системах, которые обеспечивают пространственное и временное восприятие.

Дислексия-частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках.

Тахилалия-патологически ускоренный темп речи.

Брадилалия-патологически замедленный темп речи.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...