ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
При всем своем различии социальные нормы тесно вза- имосвязаны. Их взаимосвязь проявляется в следующих, их объединяющих признаках:
1) регулятивностъ — все социальные нормы регули- руют общественные отношения путем установления оп- ределенных правил поведения человека в обществе;
45
2) единство цели — все социальные нормы направле-: ны на упорядочение жизни, на стабильность и спокой- ствие в обществе. Результатом реализации (воплощения в жизнь) социальных норм является общественный по-, рядок. Нормы религии, морали, права имеют также огром- ный воспитательный потенциал, они оказывают влияние на формирование человеческой личности;
3) единство оценки желательного и нежелательного для общества поведения — нередко и право, и религия, и мораль запрещают или дозволяют одну и ту же линию поведения. Например, кража правом расценивается как преступление, религией — как грех, моралью — как дур- ной поступок. Причинение вреда нападающему в резуль- тате самообороны оправдывается и правом, и моралью.
Взаимосвязи социальных норм носят парный или мно- госторонний характер. Например, и мораль, и религия тре- буют уважительного отношения детей к родителям. В то же время право не содержит аналогичного предписания. Ува- жение, любовь, привязанность — это глубоко внутренние чувства человека, которые не поддаются правовому регули- рованию. Не содержат каких-либо требований на этот счет и другие социальные нормы. Таким образом, взаимосвязь морали и религии в данном случае носит парный характер.
Рассмотрим с точки зрения социального регулирова- ния такое явление как собственность. На ее защите стоят и право, и мораль, и религия, и корпоративные нормы. В данном случае можно говорить о многосторонней взаимо- связи социальных норм.
2.3. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА
Право — это тоже совокупность социальных норм, име- ющих, однако, особый характер. Ответить на вопрос: «Ч1
46
| Взаимосвязь социальных норм проявляется и в том, что неправовые нормы могут приобрести правовое оформ- ление. Например, оскорбительные приставания к прохо- жим, нецензурная брань в общественном месте (наруше- ние норм морали) расцениваются как административное правонарушение (мелкое хулиганство) и в качестве тако- вого наказываются. Некоторые религиозные праздники (например, Рождество Христово, Пасха) в Украине закреп- лены трудовым законодательством.
такое право?» так же непросто, как и на вопросы: «Что такое истина?» или «Что такое человек?». Чтобы выйти на определение права, необходимо выяснить его сущность и социальное назначение, которые проявляются через сле- дующие его признаки:
1) общеобязательность. Правовые предписания адре- сованы всем участникам правовых отношений и обяза- тельны для них;
2) нормативность. Право состоит из правил общего характера, рассчитанных на неоднократное применение. Право выступает как равный масштаб и модель поведе- ния людей;
3) формальная определенность. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде, они имеют чет- кую логическую структуру. Право устанавливает опреде- ленные рамки поведения человека, однозначно формули- руя его права и обязанности;
4) системность. Право представляет собой целостную систему взаимосвязанных норм, в которой у каждой нор- мы есть свое, строго определенное место и взаимосвязи с другими нормами;
5) связь с государством: Право связано с государством прежде всего тем, что правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством. Право охраняется государственным принуждением;
6) регулятивность. Право выступает в качестве регу- лятора общественных отношений и в этом состоит его главная социальная ценность;
7) выражение меры свободы и справедливости. Пра- во нередко называют математикой свободы. Действитель- но, право воплощает основные права и свободы человека, предоставляет человеку легальную возможность реализо- вать свои интересы, не нарушая прав и свобод других лю- дей. Кроме того, оно устанавливает баланс между поведе- нием человека и его социальным положением (справед- ливость). В этом состоит личностная ценность права.
Исходя из приведенных выше признаков, можно дать следующее определение права: право— это система об- щеобязательных, формально-определенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, регулиру- ющих общественные отношения и выражающих меру сво- боды и справедливости.
47
ПРАВО — ОСОБЫЙ ВИД
СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
•
Будучи разновидностью социальных норм, нормы пра- ва обладают всеми признаками этих норм (регулятив- ность, нормативность, обеспеченность) и в то же время отличаются от них специфическими свойствами.
1) формирование и действие права тесно связано с го- сударственной деятельностью. Государство придает праву общеобязательный характер и сообщает ему прину- дительную силу. Государственное принудительное воздей- ствие обеспечивает воплощение правовых норм в жизнь в тех случаях, когда люди добровольно не исполняют или не соблюдают их;
2) нарушение нормы права влечет негативную реакцию государства в виде юридической ответственности. Она выступает как наиболее серьезный по своим последстви- ям для человека вид социальной ответственности. На- пример, мерой юридической ответственности может быть лишение свободы, крупное имущественное взыскание, ли- шение права заниматься определенным видом деятель- ности. Нарушение же норм морали влечет лишь обще- ственное осуждение, а нарушение религиозной нормы — санкции со стороны церкви;
3) действие норм права распространяется на всех лю- дей. Распространение действия права не зависит от воли и желания человека; даже незнание правовой нормы не освобождает от необходимости ей следовать и не осво- бождает от ответственности в случае ее нарушения. На- против, действие религиозных или корпоративных норм распространяется на человека только при его доброволь- ном согласии. Например, нормы православной церкви дей- ствуют только в отношении ее прихожан; устав полити- ческой партии обязателен для исполнения только для ее членов.
2.5. ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
Мораль и право являются главными регуляторами по- ведения людей. Соотношение между ними сложное, оно представляет собой взаимосвязь единства и различия.
48
Единствоправа и морали состоит в следующем:
1) право и мораль являются системами социальных норм;
2) право и мораль преследуют одни и те же цели - упорядочение общественных отношений, утверждение сво- боды, равенства, гуманизма и справедливости;
3) предписания права и морали во многом совпада- ют. Одни и те же акты поведения право и мораль запре- щают или поощряют;
4) право и мораль адресуются к одному и тому же кругу лиц;
5) право и мораль выступают в качестве фундамен- тальных общечеловеческих ценностей, показателей соци- ального и культурного прогресса общества.
Право и мораль различают:
1) способы установления. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством, а нормы морали не являются продуктом целенаправленной деятельности, они возникают и развиваются в обществе стихийно. В отли- чие от права мораль носит неофициальный (негосударствен- ный) характер;
2) методы обеспечения. Право обеспечивается и охра- няется государством, которое следит за соблюдением пра- вовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, а мораль опирается на силу общественного мнения;
3) форма выражения. Правовые нормы закрепля- ются в специальных юридических актах государства, а нравственные нормы возникают и существуют к созна- нии людей;
4) оценочные понятия. В оценке поведения людей право оперирует понятиями правомерного и неправомерного, за- конного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого,, а мораль оценивает человеческие поступки с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести, долга;
5) различный характер ответственности за нару- шение нормы и различный порядок реализации ответ- ственности. Нарушение нормы права влечет за собой негативную реакцию государства — юридическую ответ- ственность. Формы юридической ответственности и поря- док ее реализации строго регламентированы законом. Иной характер носит ответственность за нарушение норм мора- ли. Здесь нет ни установленных форм, ни четкой процеду-
49
ры. К нарушителю применяются различные стихийно скла- дывающиеся формы морального воздействия (бойкот, выс- меивание, презрение, публичное осуждение).
6) сферы действия. Мораль регулирует, как правило, межличностные отношения, а право, кроме этого — отно- шения собственности, властеотношения, труд, управление, правосудие.
Мораль и право взаимно дополняют друг друга. Нормы права служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества. Сила законов во сто крат увеличивается, если они опира- ются не только на власть, но и на общественную мораль.
2.6. ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
С давних времен юристы употребляют понятие «пра- во» в двух основных значениях — объективном и субъек- тивном.
Объективное право— это система всех действующих норм права, отраженных в различных источниках права и не зависящих от индивида. В этом смысле мы можем говорить о праве Ирландии, России, Украины. Право Ук- раины (или любой другой страны) сформировалось и су- ществует независимо от нашего желания или признания, независимо от нашего отношения к нему. В объективном праве традиционно выделяют определенные структурные подразделения. Например, в праве Украины существуют отрасли и институты права.
Субъективное право— это определенная объективным правом мера возможного поведения индивида. Использо- вание субъективного права зависит от личного желания и усмотрения индивида. В структуре субъективного права обычно выделяют три элемента:
1) право действия предполагает, что индивид вправе самостоятельно определить положительную линию своего поведения. Например, гражданин Украины имеет право приобрести в собственность участок земли;
2) права требованияозначает, что индивид может тре- бовать определенного положительного поведения от ино- го лица. Например, собственник земельного участка впра- ве потребовать у арендатора арендную плату;
50
3) право притязания означает, что индивид вправе обратиться за помощью к государству, если нарушено его субъективное право либо он не может реализовать его без государственного вмешательства. Например, в случае зе- мельного спора индивид вправе обратиться в суд.
Объективное и субъективное право тесно взаимосвяза- ны. На основе объективного права приобретаются субъек- тивные права (если они не носят естественный, прирож- денный характер), возникают правоотношения.
2.7. ФУНКЦИИ ПРАВА
Функции права— это основные направления воздей- ствия права на сознание и поведение людей, характеризую- щие его роль и значение в жизни общества. Различают об- щесоциальные и специально-юридические функции права.
К общесоциальным функциямправа относят культур- но-историческую, стабилизационную, воспитательную и информационно-ориентирующую функции, а также функ- цию социального контроля.
Культурно-историческая функция состоит в том, что право в нормативной форме закрепляет высшие достиже- ния человеческой цивилизации: свободу, равенство, спра- ведливость.
Стабилизационная функция состоит в способности права обеспечивать устойчивость и постоянство в жизни общества. Консолидируя людей и обеспечивая целостность их существования, право сдерживает антисоциальные раз- рушительные процессы.
Воспитательная функция состоит в том, что право при помощи своих предписаний способствует становле- нию человека как правопослушного члена гражданского
общества.
Информационно-ориентирующая функция заключа- ется в том, что право информирует человека о его правах и обязанностях, о возможном и должном поведении.
Функция социального контроля состоит в том, что право стимулирует социально-полезное поведение челове- ка и, наоборот, ограничивает (при помощи запретов) пове- дение, опасное или вредное для общества.
Специально-юридические функции праваосуществля- ются при помощи специфических юридических средств
51
(издание нормативных и индивидуальных правовых ак- тов). Обычно выделяют две основные специально-юриди- ческие функции права: регулятивную и охранительную.
Регулятивная функция права проявляется в том, что предписания правовых норм вносят упорядоченность в общественные отношения. Выполняя функцию регулято- ра общественных отношений, правовая норма указывает человеку на линию его поведения в том или ином случае. Например, нормы Гражданского кодекса Украины опреде- ляют, какие действия нужно совершить при заключении договора купли-продажи жилого дома.
Различают разновидности регулятивной функции: ре- гулятивную статическую и регулятивную динамическую. Регулятивная статическая функция права проявляется в закреплении тех или иных стабильных состояний (стату- сов). Например, ст.2 Конституции Украины закрепляет унитарное устройство нашего государства.
Регулятивная динамическая функция права «обслужи- вает» социальные процессы: торговлю, производство но- вых ценностей, переход имущества и иных благ от одних лиц к другим. Например, нормы Гражданского кодекса Украины определяют порядок перевода долга должником на другое лицо.
Охранительная функция заключается в том, что пра- во защищает социальные ценности, блага, общественные отношения путем установления запретов, ограничений и наказаний за нарушение запретов. Например, ст.186 Уго- ловного кодекса Украины устанавливает наказуемость грабежа. Тем самым право защищает личность и соб- ственность от преступного посягательства.
Регулятивная и охранительная функции права тесно связаны между собой. Охранительная функция права при- звана обеспечить нормальное действие регулятивной фун- кции.
2.8. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Великий историк древности Тит Ливии назвал Законы XII таблиц источником всего римского права. С тех пор источником права называют то, что содержит правовые нормы, то» откуда мы черпаем правовые нормы.
52
Источник права— это исходящий от государства спо- соб выражения и закрепления норм права.
Исторически известны и ныне существуют четыре вида источников права:
1) правовой обычай — стихийно сложившееся устой- чивое правило поведения, санкционированное государством. Б древности правовой обычай был основной и зачастую единственной формой права. Он исторически и фактиче- ски предшествовал закону. В современном мире правовой обычай используется редко: в гражданском праве (непи- саные обычаи делового оборота), в международном праве (дипломатические обычаи);
2) юридический (судебный или административный) прецедент — решение по конкретному делу, которому придана нормативная сила и которое служит образцом для решения аналогичных дел. Юридический прецедент распространен в системе общего права Австралии, Вели- кобритании, Канады и США, используется международной юстицией. Однако его элементы имеют место и в украин- ской правовой системе в деятельности Конституционного Суда Украины, акты которого кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми судебными орга- нами;
3) нормативно-правовой акт — письменный доку- мент, принятый в установленном порядке компетент- ным органом государства и содержащий правовые нор- мы общего характера. Общий характер предписаний отличает нормативно-правовой акт от юридического пре- цедента. Нормативно-правовые акты являются основ- ной и наиболее совершенной формой современного пра- ва. В системе права Украины и большинства других стран нормативно-правовой акт является основным ис- точником права;
4) нормативный договор — это соглашение между двумя и более субъектами права, содержащее обязатель- ные для них предписания. Нормативные договоры полу- чают все более широкое распространение в конституцион- ном, трудовом, гражданском, международном и других от- раслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовы- ми и текущими. Нормативный договор не является персо- нифицированным актом, его содержание составляют пра- вила поведения общего характера. Наиболее распростра-
53
ненным примером нормативного договора является кол- лективный договор в трудовом праве.
В различных правовых системах соотношение и взаи- модействие между источниками права имеет свои особен- ности. Например, в Украине нечасто используются юриди- ческий прецедент и правовой обычай. Напротив, в ряде государств Африки и Латинской Америки правовые обы- чаи сохраняют свое значение и являются основой право- вой системы. В Великобритании же основной правовой формой остается юридический прецедент.
ЗАКОНЫ И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ
По юридической силе все нормативно-правовые акты разделяются на две большие группы: законы и подзакон- ные акты.
Закон— нормативный акт, принятый органом законо- дательной власти или всенародным референдумом, обла- дающий высшей юридической силой и содержащий пер- вичные правовые нормы.
Определение закона фиксирует наиболее важные его отличительные признаки:
1) закон принимается только носителями государ- ственного суверенитета (народом или его высшим пред- ставительным органом);
2) закон обладает самым высоким юридическим «ран- гом» -- все остальные акты находятся «под» законом, должны соответствовать ему;
3) законами регулируются наиболее важные обще- ственные отношения.
Законы в современном демократическом правовом го- сударстве занимают первое место среди всех источников права и являются основой законности и правопорядка.
Различают конституционные и обычные (текущие) законы. Конституционные законы закрепляют основы об- щественного и государственного строя страны и служат базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и до- полнения. Эти законы, как правило, принимаются и изме- няются в особом порядке. Все иные законы относятся к группе текущих (обычных) законов.
54
Подзаконные акты— это нормативные акты, издан- ные на основе, во исполнение и в целях конкретизации законов.
Подзаконные акты, подобно законам, обязательны для исполнения и обладают необходимой юридической силой. Но их действие ограничено законом: они не могут выхо- дить за пределы законодательного регулирования, их нор- мы носят вторичный по сравнению с законом характер. Подзаконные акты не могут изменять или отменять нор- мы законов.
Подзаконные акты многообразны по форме и источни- кам происхождения. В нашей стране существуют следую- щие виды подзаконных актов:
1) указы Президента Украины;
2) постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины;
3) инструкции и нормативные приказы министерств и ведомств;
4) решения органов местного самоуправления и их ис- полнительных органов;
5) распоряжения глав местных государственных адми- нистраций;
6) нормативные приказы администраций предприятий, учреждений и организаций.
Законы и подзаконные акты являются основными элементами системы законодательства.
|