Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Язычество и христианство Древней РусиСтр 1 из 7Следующая ⇒
Петров Алексей Владимирович История Христианства и Русской Церкви 29.02.12 До XVII в. определялся вектор церковной судьбы. XVII в наиболее красноречив с точки зрения русской исторической церковной судьбы. 1) История РПЦ с точки зрения её отношений с государством 2) История РПЦ с точки зрения её отношений с культурой
Историография Исторические знания трансформировались в историческую науку. Историческая наука возникает при Петре Первом. В.В. Татищев – 1-й историк и последний летописец. 1) Архиепископ Филарет «История Русской Церкви» - рождение русской церковной исторической науки. Труд основан на огромном материале. От Филарета идёт периодизация (условная): - период с древнейших времён до нашествия монголов - до митрополии - до патриаршества - патриарший период - синодальный период
Филарет получил выговор от Синода (из-за критики в сторону Прокоповича). 2-е издание: 1859 г (10 лет цензуры). Смотрел со стороны правительственных перемен, о религиозном состоянии общества писал мало. 2) Митрополит Макарий – 12-томный труд. Периодизация по Макарию: идея отношений с восточной церковью: - период совершенной зависимости от греческой церкви 988-1240 гг. - период постепенного перехода к самостоятельность 1240 – 1589 гг. - период самостоятельность с 1589 г.
3) В 1870 г. – 1 учебник по истории РПЦ – «Руководство Русской Церковной истории» П.В. Знаменский. 1870, 76,80, 86,96, 1904, 1996 … - переиздания.
4) Доброклонский «Руководство по истории Русской Церкви» 1884-1893гг.
5) Д.В. Поспеловский «Русская Церковь в XX в.»
6) Е.Е. Голубинский (1834-1912 гг.)
Период с X – XVI вв. 2 тома o Тщательная учебная критика o Гиперкритицизм
1881 г. – защитил 1 том в качестве докторской диссертации. Книга вышла посмертно.
На этом фундаментальные труды завершились
3 узловых пункта: o Всё, что связано с христианством на Руси o Церковная реформа Никона и раскол o Введение Петра Первого церковной реформы: синодальное управление
7) М.Д. Присёлков – выпускник кафедры истории Церкви, год был деканом (в 1940 г.) После революции стал специалистом по летописанию. В 1913 г.: «Очерки по церковно-политической истории X-XII вв.» Показал себя преемником Шахматова. Теория Присёлкова - ?
8) Н.Ф. Картеев (1847 – 1917 гг.) 80 % информации о расколе
Ослабление «любви» к грекам из-за: § Флорентийская уния § 1453 г. – завоевание Константинополя турками
В 1887 г.: «Патриарх Никон …» «Патриарх Никона и царь Алексей Михайлович»
9) Профессор Зызыкин (Варшавский университет, сильнейший историко-филологический факультет) 3-томный труд: «Патриарх Никон и его экономические и политические идеи»
1830-1831 гг. «…Никон спасал Церковь от грозящего ей поглощения государством <…> Дал теорию «православного царства»…» Против Петра I: «…Пётр разрушил понятие церкви…»
10) Профессор Верховский «Учреждение духовной коллегии и духовный регламент» Уехал в Ростов-на-Дону, а Зызыкин остался в образовавшейся Польше.
11) П.Н. Милюков 3-томный труд: «Очерки по истории русской культуры» 1-е издание не похоже на последнее. Эволюция милюковских идей – левый либерал. «…После раскола РПЦ всецело отдавала себя в руки государства…» «…Русская религия не возбуждала к действию…» - субъективное мнение Милюкова. 12) Н.М. Никольский «История Русской Церкви» (1932 г.) Книга – пример профессиональной деградации.
13) Учебник под редакцией Клебанова 1989 г. «Русское Православие» Чуть лучше Никольского J
14) А.В. Карташев «Очерки по истории РПЦ» 1959 г.
Лучший обобщающий труд
Ø Диалектный синтез критицизма Ø Выразительное научное изложение
15) Д.В. Поспеловский «РПЦ в XX в.»
Лучшие труды:
1. Г.П. Федотов «Святые древней Руси» 2. Фроловский «Пути русского православия» 3. Протоиерей А. Шмеман
Периодика Периоды делим по влиянию на ход истории и по месту, занимаемому этими событиями в обществе. Для европейского Средневековья был характерен симбиоз: Церкви и Государства. 2 основные разновидности теократии: 1. Западно-христианская (Римская) 2. Восточно-христианская (Византийская) На западе кардинально оказалось то, что Карл Великий стал первым и последним настоящим императором. Слабая и раздробленная государственная власть à римский епископ – единственная общепризнанная сила, принимающая на себя функции императорской власти à Священная Римская Империя Оттонов (немецкая династия) à борьба папства и императоров. Незавершённая теократическая постройка.
В западно-христианском обществе переход от Средневековья к Новому времени произошёл быстрее. 313 г. – Константин Великий провозгласил христианство законной религией. 310 г. – Феодосий Великий провозгласил христианство единственной законной религией.
Разные взгляды Константина Великого (у РПЦ – позитивные, у ЗХЦ – критические).
В середине III в. Император Аврелиан: культ Непобедимого Солнца (единственная законная религия). Движение в сторону монотеизма. Евсевий Кесарийский – биограф Константина Великого. «…Константин твёрдо верил в своё избранничество…»
313 г. – Мульвийское сражение, победа. Во сне Константину было видение: начертать знак на оружии (крест - ?). Империя – богоизбранное государство.
1. В сознании самого Константина вера во Христа пришла не через Церковь, а лично для победы. 2. Церковь приняла и признала это. Государство мыслилось носителем религии (с точки зрения теократического самосознания). Юстиниан: доктрина Симфонии. «Богу – богово, а Кесарю – кесарево» (восточная теократия)
В V в.: появление патриархии. 1-й патриарх – папа (?). Император – верховный земной глава, несущий ответственность и за Церковь. Низложен последний император. Папа à на престол -? Карл Великий!
В Византии императоры вмешивались в дела Церкви. Всё это приводило к мученичеству. Доктрина Симфонии: практическая реализация сложна.
Русская Церковь до середины XV в. Была свободней, чем византийская (по отношению к княжеской власти), но зависима от древнерусской.
1 период истории РПЦ:
КИЕВО-НОВГОРОДСКИЙ (от Крещения Руси до нашествия татаро-монгол). - шествие по поверхности (в начале) оригинальной христианской традиции, элита монастырей. - зарождение христианского просвещения: начинает путь явление монашества. Черты: нет жестокой аскезы, практики самоистязания.
07.03.2012 2 период истории РПЦ: середина XIII в. – до 1589 г. (до утверждения патриаршества) - великорусская митрополия - до к. XV в. жила в условиях Ордынского владычества, именно церковная организация была в привилегированном положении (не платила налогов), татары хотели собрать народы в единую монархию: считали, что все религии едино связаны с Богом. - политическая раздробленность; только Киевский митрополит был митрополитом всея Руси; покинул Киев и переехал в Москву (где митрополит, там и центр Руси) - расцвет монашества (положил начало Сергий Радонежский) à в Киево-Новгородский период монастыри создавались в городах, монастыри в эпоху ордынского нашествия играли роль посредников, монастыри появляются вдалеке от городов. - важное значение имел исихазм. - завершилась, в основном, христианизация Руси. Слагается особый тип народного православия и элитарный тип христианства. Противопоставление христиан и язычников. - эпоха, когда восторжествовал византийский теократический принцип: церковь – автокефалия и в подчинении государства. - события, связанные с Флорентийской унией, избрание первого митрополита, не поставленного Византией – Иона (не признали законность ФУ) à прекратилась зависимость от греческой церкви. - 1453 и 1461 гг. – падение à прекращают существовать осколки Римской Империи. Русская церковь – единственная в мире православная империя, вне досягаемости ислама. - 1478 г. – присоединение Новгорода, соединённое и единое государство. - Москва – третий Рим, законная наследница Византии. + брак Ивана III с Софьей Палеолог + принятие византийского герба (двуглавый орёл) + 1480 г. – освобождение от татаро-монгольского ига à правитель – самодержец (правитель не зависит ни от кого на Земле). - Понятие Святая Русь – ненациональное; вселенское значение. Христианский мир в православном понимании. Признаки: 1. Быть всем миром 2. Мир под знаком православия - у власти нет ограничений, кроме – религиозной нравственности. - 1589 г. – патриаршество.
3 период истории РПЦ: Окончательное установление автокефалии (патриаршества) – начинается период московской патриархии (до 1700 г.) - Смута и вызванное её духовное потрясение русского общества. - Более глубокое и разностороннее знакомство русской церкви с западной культурой и иными конфессиями, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Царь Иван Грозный с удовольствием общался с протестантами, протестанскими пасторами, попадавшими в плен во время Ливонской войны. * Где библиотека Ивана Грозного? Библиотека-то тю-тю!* На общение с католиками лежало табу – «душепагубные волки». Они явились на Русь при царе Дмитрии Ивановиче Самозванце. Шокировало всех поведение католиков (свадьба, разгул, Марина Мнишек). Эти люди распространились по Руси за Смуту. В 1618 г., когда королевич Владислав подошёл к Москве, пытался добиваться престола. А там уже сидит – Михаил Романов. Перед москвичами распределили участки крепостной стены. Среди прочих получили свой участок католики, жившие в Москве. Это революционное вторжение! - Мощный религиозный подъём середины XVII в. у одной части населения и рост секулярных начал, всячески поощряемых другой частью населения. - Начало разрушения сакрализованного общественного порядка - Реформы Никона - Ослабление русской церкви в результате раскола - Церковная реформа Петра, легко сломавшая во многом уже подорванную силу Церкви.
Язычество и христианство Древней Руси Для историка русской духовной культуры большое значение имеют труды Никиты Ильича Толстого. Он установил, что традиционная духовная культура славян состояла из 3 генетически различных компонентов: 1. Христианство, связанное с церковной догматикой и привнесённое извне 2. Язычество, унаследованное из праславянского периода, исконное для его носителей. 3. Антихристианство / ахристианство – язычество неславянского происхождения, проникшее в славянскую среду. Компонент духовной культуры, восходящий к язычеству, включал в себя элементы десемантизации, так и то, что они десемантизированы утверждать нельзя. Происходит перекодировка сознания: из религиозных форм в сферы эстетического сознания. С конца XII столетия обращение к языческим символам и образом отнюдь не всегда свидетельствует о язычестве как таковом, а может являться формой христианской проповедью: преподнесение привычного для мировосприятия. Происходит культурный подъём древней Руси. Оживляется интерес к собственному язычеству. «Слово о полку игореве» - обращение к Бояну. Это говорит не о двоеверии, а это выступает как атрибуты эстетического восприятия. Сказание о Владимирской иконы Божией Матери.
Не язычество оживляется. Здесь именно умелая проповедь. Дериваты – вторичные формы культуры, удержавшие в себе нечто важное от своих исконных оснований. Важны не только происхождение, но и судьба и значение в постязыческие времена.
Заповедник славянской архаики: присутствует и дославянский элемент.
Первобытная дуальная организация: древнейший социум делился на 2 половины; дуальная организация была первой формой социальной организации. Человеческий вид, жил поделённым на 2 половины. *Её, как первую любовь, человеческий социум не забывал долго J* Традиции, восходящие к этой организации, проявлялись в разных, порой необычных формах. Большая часть народов и языков все устроены таким образом (В. В. Иванов). В современной историографии не всегда присутствует готовность осознать важность принципа дуальности. Именно в России был осмыслен феномен дуальности общества первобытных народов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 535. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |