Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Вопросы: 1. Тема народа в русской классике 60-х -70-х годов. Лирика Н.А. Некрасова («Народные поэмы») как прелюдия к поэме «Кому на Руси жить хорошо». 2. Замысел и творческая история поэмы. Композиция поэмы. 3. Поэма как «энциклопедия русской жизни» пореформенной России: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь!» Противоречивость и неоднозначность российской действительности. 4. Образы «дольщиков» народа. 5. Образы крестьян (Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский, Матрена Тимофеевна Корчачина). 6. Тема «народных заступников» в поэме. Образ Гриши Добро-склонова. 7. Проблема счастья и проблема греха в поэме: а) счастье в понимании «дольщиков» народа; б)»счастливые» представители народа; в)грех дворянский; г)грех крестьянский; д)счастье интеллигента, «народного заступника»; е)легенда «О двух великих грешниках» и проблема бунта. Пути народа к счастью. 8. Художественное своеобразие поэмы. Поэма и традиции русского фольклора. «Устами Некрасова говорил сам народ» (Н. Скатов). Общественно-исторические предпосылки развития литературы 70-х годов. Особенности исторического развития России после реформ 60-х годов. Россия и Европа. Русско-турецкая война. Панславизм. Народническое движение, его возникновение, направления. Журналистика 70-х годов («Отечественные записки», «Вестник Европы»). «Дневник писателя» Ф.М.Достоевского. Литературная критика.
Библиография: 1. История русской литературы. В 4 т.,т. 3,4-Л., 1982-1983. 2. История всемирной литературы. В 9 т. т. 7 - М., 1990. 3. История русской литературы. В т. 10, т.8,9 - М.,Л.,1956. 4. История русской литературы. В 3 .т.3 - М., 1964. 5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М.,1996. 6. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. -М., 1991. 7. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т.-Л.,1991,т 1.,ч.2.
II. Писатели-народники.Связь творчества с состоянием эпохи и народнической мыслью. Критическая (демократическая) направленность творчества и неоднозначное изображение крестьянства (критическое отношение к отдельным сторонам жизни-идеализация) стремление осмыслить перемены в жизни деревни (капитализация, разрушение общины). Тема идейных исканий разночинной интеллигенции как один из аспектов раскрытия темы народа. Тема жизни и труда рабочих. Ф.Д.Нефедов («Наши фабрики и заводы», сб.»На миру»), Н.И.Наумов (сб. «Сила силу ломит: Рассказы из быта сибирских крестьян», «В тихом омуте», «В забытом краю»), И.А.Салов - широкая платформа крестьянской демократии - («Аспид», «Мельница купца Чесалкина»). Творчество Г.И.Успенского. Особенности мировоззрения. Требование демократической эстетики - «правда, без всяких прикрас» - принципиальная литературная позиция. «Нравы Растеряевой улицы». Изображение жизни ремесленников, городской бедноты, мещан, мелких чиновников, ростовщиков. Основные образы. Прохор Порфирыч, пореформенный тип приобретателя. Пьянство и его порождения. «Растеряевская правда». Художественные особенности цикла очерков. Цикл очерков «Разорение». Судьбы чиновников Птицина и Черемухиных. Образы Трифонова, Евсея, Арины. Разорение «старых», не умеющих приспособиться к новым условиям хищничества и обогащения «новых». «Трезвый», беспощадный реализм. Очерк «Будка». Имя будочника Мымрецова как олицетворение охранительной системы в целом. Творчество 70-80 г. очерки о жизни русского крестьянства («Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли»). Изучение быта и сознания крестьян. Власть земли как охранительница «могучего и кроткого типа» крестьянства, властвующая над безропотным народом, над его умом и совестью. Н.К.Михайловский о сущности автора очерков - «ненавидящая любовь». Тема капитала в сборниках «Книжка чеков», «Живые цифры». Тема непосильного труда, бедности, полной незащищенности перед «властью капитала». Документальность ряда произведений («Квитанция»). Рассказ «Выпрямила». Художественное изображение мечты о гармоничном развитии человека под влиянием высокого искусства. Особенности Г.Успенского как художника.
Библиография: См.пункт!,№ 1-4. 1. Спасибенко А.Л. Писатели - народники.-М.,1968. 2. Соколов Н.И. Г.И.Успенский: Жизнь и творчество. Л.,1968. 3. Пруцков Н.И. Глеб Успенский.-Л. 1971. 4. Барабохин Д.А. Глеб Успенский и русская журналистика (1862-1892).-Л.,1983. 5. Г.И.Успенский в русской критике.-М.,Л., 1961.
III. П.В.Засодимский «Хроника села Смурина».(Первоначальное название «Печать антихриста»). Документальная основа произведения (прототип главного героя Дмитрия Кряжева крестьянин Максим Бургунов). Изображение положения пореформенной деревни, столкновение крестьянина бедняка с кулаками. Образ Кряжева - труженика - правдоискателя. Кряжев и народница Водянина. Взаимообогащение. Трагический итог народнических учений и устремлений - «Хроника» - роман - предупреждение. Преодоление опасности подчинения художественного начала публицистической тенденциозности, излишнему социологизированию тенденциозность описания кулака Чиркова, психологизм изображения состояния души крестьянина. Образ Агея - удача Засодимского – художника.
Библиография: См. п. 1, №1,3,4, п. 2,№1. 1. Якушин Н.И. По градам и весям: очерк жизни и творчества П.В.Засодимского - Архангельск, 1965. 2. Гура Виктор. Народный печальник // Гура В. Времен соединение. Очерки. Портреты. Этюды. Обзоры.-Архангельск, 1985. 3. Русские писатели, 19 век. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. ч 1. А-Л.-М, 1996, с 294-297.
IV. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.Жизнь и судьба писателя. Формирование мировоззрения дворянский институт. Царскосельский лицей («лицеист-плебей»). Знакомство с Петрашевским. Идеи французских социалистов-утопистов. Первые повести («Противоречие», «Запутанное дело»). Традиции натуральной школы. «Противоречие». Образ Нагибина. Кризис «блуждающего сознания», характер «петрашевца». Характеристика героем действительности как «стоглавой гидры». Беллетризированное логизирование, книжно-умозаключительная декларативность. «Запутанное дело». Образ Мичулина, «маленького человека», осознающего гнет общества. Сны героя. Их идейно-художественная функция. Влияние Гоголя (тема «маленького человека») и сен-симонизма. Социалистическая символика. Ссылка. «Губернские очерки». Тематика и проблематика очерков (провинциальное чиновничество – чиновники – щуки, чиновники-пескари; «провинциальные Печорины», раскольники; юродивые; представители трудящихся масс; лирические автобиографические этюды). Гоголевские традиции: изображение внутренней сущности героя через мир вещей, через быт; приемы изображения «мертвенности» души. Отсутствие «сентиментальничания и ложной идеализации» (Н.А.Добролюбов) в очерках. Национально-православное начало в очерках («Богомольцы, странники и проезжие», «Старец», «Христос воскрес!»). «История одного города». Творческая история, реализация замысла («Историческая догадка», «Наши и глуповские дела», «Очерки города Брюхова»). Выбор жанра. Возможности жанра. Сознательные тенденциозность и дистнцирование от принципа историзма. Главная проблема - проблема духовного рабства, тирании и пассивности. Решение в плане исключительно социальном. Тема насилия и «устроительные» «деяния» градоначальников («Запорю»). Галерея градоначальников. Гротеск как основной художественный прием. Изображение народа. Мера сочувствия к народу «обуславливается мерою усилий, делаемых народом на пути к сознательности» (Салтыков-Щедрин). Утверждение исключительного права передовой личности на оценку (приговор) деятельности народных масс. «Искусство оценивает жизненные явления единственно по их внутренней стоимости, без всякого участия великодушия или сострадания» (Салтыков-Щедрин). Рассматривание проблемы пассивности народа в плоскости народ-власть имущие. Идейный смысл произведения. Вера в возможности народа - «воплотителя идеи демократизма». Символически - аллегорический конец. «Истории»: появление некоего «оно», образ реки (народная стихия, символ жизнестойкости). Художественные особенности (поиск новых форм сатирической типизации и новых средств выражения авторской позиции, использование фантастики, символики, аллегории, гиперболы, гротеска и т.д.) «Сказки». Истории создания. Выбор жанра (требования цензуры, фольклора и литературной традиции, появление нового читателя, сказка как излюбленный жанр пропагандистской литературы, близость сказки художественному методу писателя – сатирика). Основные тематические блоки. Тема власти: ее антинародного характера («Медведь на воеводстве»), псевдопросветительской деятельности («Орел-меценат»), взаимоотношений власти и народа («Богатырь», «Дикий помещик», «Повесть о том, как...»), тема народа: его трудолюбия и тяжелого положения («Коняга»), непокорности («Повесть о том, как», «Коняга»), стихийности протеста («Медведь на воеводстве»), неизбывного стремления к правдоискательству («Ворон-челобитчик»). Тема интеллигенции: осуждение стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти («Вяленая вобла», «Либерал»), осмеяние разных форм подчинения насилию («Самоотверженный заяц», «Премудрый пескарь»), критически-сочувственное отношение к прекраснодушным мечтателям («Карась-идеалист», «Добродетели и пороки»). Неполнота и условность классификаций «сказок». Многотемность и многопроблемность «сказок». Художественные особенности. Использование различных видов иносказаний (эзоповский язык): аллегория (традиционные и оригинальные образы), изменение манеры повествования, пересечение временных планов, различные виды иронии, гипербола, гротеск. Речевые алогизмы. Элементы поэтики фольклорной сказки. Соединение разных речевых планов. «Господа Головлевы» – новый тип социально-психологического романа (своеобразие сюжета, соединение сатиры и психологизма), роман-хроника. Творческая история (развитие замысла «Благонамеренных речей»). Особенности композиции. Проблема семьи как одна из центральных в русской классике 19 века. Традиции С.Т. Аксакова (Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука»), Л.Н. Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность») и роман Салтыкова-Щедрина. Жизнь «случайного семейства». Атмосфера бездуховности, пустословие, праздность, непригодность к творческому делу, паразитизм. Судьба трех поколений Головлевых. Образ Иудушки. Полное духовное окостенение как следствие лицемерия, предательства, приобретательского рвения. Эпизод смерти героя. Символическое звучание. «Пошехонская старина» как итоговое раздумье писателя о судьбах дворянства, корнях и причинах сословной трагедии и трагедии народной, национальной. Пошехонье как символ духовного рабства хозяев и рабов. Автобиографические мотивы «Господ Головлевых» и «Пошехонской старины»: «Я вырос на лоне крепостного права». Цикл сатир 70-80-х годов («Благонамеренные речи», «Господа ташкентцы», «Убежище Монрепо», «За рубежом»). «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет («Благонамеренные речи»). Критика «краеугольных камней», заложенных в основу русской общественно-политической системы. Образы «столпов» системы. Дерунов. «Ветхие люди» (гололобовы, голозадовы, утробины). Западники (Тебеньков) и славянофилы (Плешивцев). Образ «савана» – символа состояния русской деревни. «За рубежом». Интерес к событиям европейской жизни (Франция, Германия). Сожаления об утрате духа свободы. Сущность парламентаризма. Рост милитаристских настроений (Пруссия). Тема России. Поиски «новых горизонтов», «самостоятельных форм общежития». «Мальчик в штанах и мальчик без штанов». «Разговор свиньи с правдой» (опасность для европейской и русской жизни»). «Современная идиллия». «Ода» торжествующему полицейскому режиму. Инстинкт «шкурного сохранения». Глумов и Рассказчик. Логика «годения». «Устав о благопристойном обывателей в своей жизни поведении». «Истинная» «благонамеренность». Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина как сатирическая энциклопедия русской жизни. Библиография: См. пункт 1, №1-4; библиография к практическим занятиям №1,2. 1.Макашин С. Салтыков-Щедрин: Середина пути: 1860-е-1870-е годы. Биография.-М., 1984. 2.Мысляков В.А. Салтыков-Щедрин и народническая демократия.-Л., 1984. З.Ауэр А.П., Борисов Ю.Н. Поэтика символических и музыкальных образов М.Е. Салтыкова-Щедрина.-Саратов, 1988. 4.Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте: Сб.-Калинин, 1989. 5.Салтыков-Щедрин и русская литература.- Л, 1991.
V.Творчество Ф.М. Достоевского. Жизненный путь писателя. Творческая судьба. Мировоззрение (от увлечения идеями утопического социализма к «почвенничеству»). Эстетика Достоевского. Социальное и психологическое начала творчества. Православная направленность произведений. Досибирский период творчества. Традиции натуральной школы, преодоление традиций. Углубленный психологизм. Осознание ограниченности социологического анализа. «Бедные люди». Изображение «маленького человека». Традиции Гоголя, Пушкина и поиски собственного пути. Образ Макара Девушкина. Общественный гнет. Осознание героем трагедии собственной личности, пути к утверждению человеческого достоинства. «Двойник». Проблема природы, сути человека. Проникновение в психологию героя. Сущность «двойничества». Образ Голядкина. Асоциальность героя. Сибирский период творчества. «Дядюшкин сон». Жанр – провинциальная хроника. Нравы губернского города. Мордасова. Образ Марьи Александровны, «первой дамы». Иезуитская сущность героини. Образ князя, «человека с куриным сердцем». Комизм образа, трагедия личности. Князь как воплощение обиженной и беспомощной человечности. «Село Степанчиково и его обитатели». Образ Фомы Опискина, приживальщика, семейного тирана. Предельное самолюбие при предельном ничтожестве. Извращенное чувство собственного достоинства. Причины самовластия Фомы. «Записки из Мертвого дома». Быт и нравы острога. Автобиографичность. Герой-рассказчик Горянчиков. Воскресение героя как путь обретения православной духовности, приобщения к «почве» (народу). Тема народа в «Записках»: обретение веры в духовную красоту и мощь народа через изучение и постижение индивидуальных судеб. Образы каторжан (Разин, Петров, Алей). «Натуры, прекрасные от природы» (Настасья Ивановна). Поиски в каторжанах истинно человеческого начала. «Записки» как основа последующего творчества Достоевского. «Записки из подполья». Критика социологического подхода к выявлению сущности человеческой личности. Полемическая направленность против рационализма. Проблема свободы воли. Индивидуалистическое решение проблемы «подпольным человеком»: свобода воли - «свое собственное своеволие и хотение... вот это и есть та самая выгода». «Преступление и наказание». Творческая история. Жанровое своеобразие. Многоплановость Поиски исторических путей России в будущее через исследование личных судеб. Социальная линия романа. Петербург Достоевского. Преступление и наказание Родиона Раскольникова. Причины преступления. Позиция критиков и литературоведов. Идеологическая сущность преступления. Теория Раскольникова, ее индивидуалистическая основа. Путь героя к началу духовного воскресения. Образ Сони Мармеладовой. Идеальная героиня. Соня как воплощение идеи христианской жертвенной любви к ближнему. Образ героини и христианская символика. Образы «двойников» Раскольникова (Лужин, Свидригайлов). Идейно-художественная функция снов Раскольникова. Художественные особенности романа (композиция, сюжет, его катастрофичность, художественное время, реалистические детали и их символическое наполнение, «странность» любви Раскольникова к Соне, «многоголосье», «роковые вопросы). Роман «Идиот». Жанровое своеобразие. Всестороннее изображение жизни пореформенной России. Ломка традиционных форм жизни и кризис традиционного национального сознания. Меркантильно-бездуховный характер буржуазной эпохи. Попытка создания жизнедеятельного характера («делателя») - князя - Христа», Льва Мышкина. Духовное богатство и чистота героя, невозможность реализации его устремлений. Трагедия личности. Образ Настасьи Филипповны, «необычной» падшей женщины. Главная причина трагедии героини - убежденность в своей неизменной порочности. Образы хищников, детей, «лезущих в ростовщики», «нетерпеливых нищих». Осуждение либерализма, как явления чуждого России. Изображение нигилистов-разрушителей. Философская проблематика (свобода воли, Бог, бессмертие). Художественные особенности романа. Самостоятельно (4 ч.) «Бесы» как роман-предупреждение. Антинигилистический роман -«самая талантливая и самая злая попытка опорочить революционное движение» (М.Горький). Жизненная основа романа (нечаевский процесс 1871 года). «Катехизис революционера» С.Н. Нечаева. Идейно-философская концепция Достоевского. Бесовщина в русской жизни. Идейные корни бесовщины (западничество) и питательная среда в России. Образы бесов (Петр Верховенский, Шигалев, Кириллов). Трагедия Николая Ставрогина и Шатова. Трагедия русской жизни: отрыв человеческого духа от религиозного сознания. Преодоление трагедии на путях утверждения православия. «Православие заключает в себе разрешение всех вопросов, нравственных и социальных» (Достоевский). Художественное своеобразие романа-хроники. «Братья Карамазовы» последний роман писателя. Достоевский о текущей и идеальной действительности. Еще одна попытка создания образа «делателя» (Алеша Карамазов), способного осуществить заветы старца Зосимы: оставаться всегда чистым душой и жить в мире с совестью. Черты в Алеше житийного героя. «Случайное семейство» Карамазовых – панорама современной писателю России образы отца, Федора Павловича, сыновей Дмитрия, Ивана, Смердякова. Индивидуализм и нигилизм – путь к разрушению личности. «Поэма о великом инквизиторе». Тема красоты. Стихия красоты, двойственность проявления. Тема «русских мальчиков» - мечта о будущем России на путях утверждения православных ценностей. Художественные особенности романа (переплетение реального и идеального, глубокий символизм). «Дневник писателя». Потребность выхода за рамки собственно художественного творчества, сплав философичности, публицистичности, эстетического и этического начал. Страстность и аналитичность Достоевского-публициста. «Пушкинская речь» - лебединая песнь Достоевского. Утверждение всемирной отзывчивости Пушкина как ведущего православного начала русской духовности. Отрицание индивидуализма, утверждение братской любви к ближнему. Вера в особое предназначение русского человека.
Библиография: См. пункт 1, №1-4. 1. Селезнев Ю.И. Достоевский -М., 1990 (ЖЗЛ). 2. Волгин И.Л. Последний год Достоевского. Исторические записки.-М, 1991. З. Кудрявцев Ю. Три круга Достоевского.-М., 1991. 4. Переверзев В.Ф. Творчество Достоевского.-М., 1984. 5. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи.-Ростов Н/Д, 1987. 6. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского.-М.-Л., 1964. 7. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского.-М., 1989. 8. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского.-М., 1985. 9. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.-М., 1979. 10. Нечаева B.C. Ранний Достоевский (1821-1849).-М., 1979. 11. Сараскина Л.И. «Бесы»: роман-предупреждение.-М., 1990. 12. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы».-Л., 1977.
VI. Русский антинигилистический роман. Нигилизм как явление русской жизни. Европейские идеологические основы нигилизма (рационализм, практицизм, утилитаризм, атеизм, скептицизм) и питательная почва русской действительности. Социально-психологическая база русского нигилизма – разночинцы. Споры о нигилизме и нигилистах в критике и публицистике XIX века (Н.Г.Чернышевский, Д.И. Писарев, М.Е.Салтыков-Щедрин, П.Кропоткин, Н.Страхов, Ф.М. Достоевский). Нигилизм и духовные основы русской жизни, исторические судьбы России. Русские классики – авторы антинигилистических романов как продолжатели традиций русской литературы. «Базаровщина» и позиция И.С. Тургенева («Отцы и дети»). Элементы антинигилистического романа в «Обрыве» И.А. Гончарова. «Взбаламученное море» А.Ф. Писемского. «Некуда», «На ножах» Н.С. Лескова. Эталон антинигилистического романа - «Бесы» Ф.М. Достоевского. Писатели второй величины - авторы антинигилистических романов: Крестовский В.В. «Панургово стадо», «Две силы» (дилогия «Кровавый пуф»), Маркевич Б.М. «Марина из Алого Рога».
Библиография: 1.История русской литературы: В 4 т. Т.З.-Л., 1982. с.279-314. 2.История русского романа: В 2 т. Т.2.-М.-Л., 1964 (гл.»Антинигилистический роман»). З.Козьмин Б.П. Литература и история: сб. статей.-М., 1969. 4.Батюто А.И. Тургенев и некоторые писатели антинигилистического направления/АГургенев и его современники.-Л., 1977. 5.Викторович В.А. Крестовский: Легенды и факты//Русская литературы. -1990.-№2. 6.Он же. Достоевский и Крестовский // Достоевский. Материалы и исследования.-Л., 1991, ч.9. 7.Сараскина Л.И. «Бесы»: роман-предупреждение.-М., 1990. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 379. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |