Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛЕКЦИИ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Содержание РПД
Цели освоения учебной дисциплины Целями освоения дисциплины «История русской литературы 19 века» являются: - сформировать у студентов знания специфики и закономерностей развития русского литературного процесса; - понимание мировоззренческой значимости и художественного совершенства русской классической литературы «золотого века» и значения литературного произведения в социокультурном контексте.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - этапы и специфику русского литературного процесса; - творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении; - содержание и художественные особенности произведений русской литературы. Уметь: - анализировать эпические, лирические, драматические произведения с учетом их исторической специфики; - характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, принадлежность к художественному методу или литературному направлению( в случае необходимости – к литературной школе); - пользоваться научной и справочной литературой. Владеть навыками: - самостоятельного литературоведческого анализа художественного текста; - владеть основами методологии научного поиска. В результате работы формируются следующие компетенции: - способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2); - владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); - готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); - способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).
Место учебной дисциплины Б1.В.ОД. относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «История русской литературы 19 века» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Теория литературы», «Фольклор», «Древнерусская литература», «Русская литература 18 века». Изучение дисциплины «История русской литературы 19 века» является одним из важнейших (даже основным) этапов освоения истории русской литературы на протяжении ее тысячелетнего развития. Объем дисциплины (в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем
Таблица 1. Выписка из учебного плана
Содержание дисциплины с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий Таблица 2 Тематический план дисциплины
5. Виды занятий и их содержание: Планы и содержание лекционных занятий ЛЕКЦИИ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.
IРусская историческая и общественно-философская мысль 19 века и литературный процесс. Уязвимость марксистско-ленинской периодизации (связь основных этапов развития литературы с этапами революционного движения): экономическая, политическая, идеологическая отсталость России от Запада; социологическая наполняемость понятий «прогрессивное направление», «прогрессивный писатель»; отрицание православия как мировоззренческой основы национальной литературы русского народа. Узловые моменты становления русского национального самосознания как основа периодизации. Центральный вопрос, решаемый русской классикой «Что есть истина?». Национальное своеобразие русской литературы и её мировое значение. Библиография: 1. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. – Свердловск, 1991. 2. Галактионов А.А. Никандров П.В. Русская философия XI – ХIХ вв. – Л., 1989. 3. Зеньковский В.В. История русской философии в 4 тт. - Л., 1991. 4. Лосский И.О. История русской философии. - М., 1991. 5. Он же. Условия абсолютного добра, - М., 1991. 6. Из истории русской гуманистической мысли. - М., 1993. 7. Флоровский Г. Пути русского Богословия. - Киев, 1991, 8. Смысл жизни: Антология. - М., 1994. 9. Полный Православный Богословский энциклопедический словарь в 2 тт. М., 1992. 10. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. - Л., 1975. 11. Мировое значение русской литературы XIX века. - М., 1987. 12. Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. - Л., 1976. 13. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. - М., 1972. 14. Русская литература XIX века и христианство. - М., 1997.
II. Общая характеристика литературно-общественной мысли конца 18 - начала 19 вв. – середины 10-х голов 19 века. Социально-исторические предпосылки литературного развития. Основные литературные направления, их взаимодействие и борьба по идейным и литературно-эстетическим вопросам. Литературные общества. Журналистика. Судьба классицизма. Судьба сентиментализма. Реалистические тенденции. Предромантизм.
Библиография: 1. История русской литературы в 10 тт. - М.-Л., т.5, 1941. 2. История русской литературы в 3 тт. - М.-Л., 1963,1.2. 3. История русской литературы в 4 тт. - Л., 1981, т.2. 4. Вузовские учебники. 5. Поэты начала XIX века. - Л., 1961. 6. История русской поэзии в 2 тт. - Л., 1968., т. 1. 7. Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике: К.Н. Батюшков, Н.И. Гнедич. -М., 1987. 8. Развитие реализма в русской литературе в 3 тт., т. 1. - М., 1972. 9. Коровин В.И. Русская поэзия XIX века. - М., 1982. 10. Стенник Ю.В. Преемственность традиций и литературный процесс на рубеже XVIII - XIX веков. - Русская литература, 1969, № 4. III. Проблема русского литературного языка. Решение проблемы в 18 веке (В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин). Опасность двуязычия в начале 19 века. «Архаисты» (А.С. Шишков) и «новаторы» (сторонники Н.М. Карамзина). Постепенное снятие противоречий. Феномен Пушкина (Пушкин как создатель современного русского литературного языка).
Библиография: 1. См. пункт II, номера 1-4. 2. Виноградов В.В. История русского литературного языка. - М., 1978. 3. Он же. О языке художественной литературы. - М., 1959. 4. Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка, - М., 1978. 5. Карпец В.И. Муж отечестволюбивый: Историко-литературный очерк: о А.С. Шишкове. - М., 1987. 6. Тынянов Ю.Н. Архаисты и Пушкин // Пушкин и его современники. - М., 1968. IV.Творчество И.А. Крылова, Традиции русской литературы 18 века и творчество Крылова 1800-х - первой половины 40-х годов 19 века. Драматургия. «Триумф, или Подщипа» - сатира на русские и патриархальные порядки. Критика галломании, сентиментально-книжных представлений о жизни («Модная лавка», «Урок дочкам»), комическая опера «Илья Богатырь». Реалистические тенденции в разработке характеров. Басенное творчество. Крылов и русская басня 18 века (АЛ. Сумароков, И.И. Хемницер, И.И. Дмитриев). Преодоление культа разума и идей Просвещения, отрицание умозрительного, сентиментально-книжного отношения к жизни («Лягушки, просящие Царя», «Два Голубя», «Откупщик и Сапожник», «Водолазы», «Ларчик»). Обращение к национальным корням русской духовности. Изображение русской жизни в её самых существенных проявлениях, утверждение норм национально-православной нравственности. Русский человек в процессе общенационального исторического развития. Идейно- тематическое разнообразие басен: социально-политические, социально-бытовые, нравственно-философские, философско-исторические. Мастерство Крылова-баснописца (национальная реалистическая басня). Образ рассказчика – средоточие народной мудрости. Мастерство типизации и индивидуализации образов. Язык басен.
Библиография: 1. Архипов В.А. И.А. Крылов: Поэзия народной мудрости. – М., 1974. 2. Афанасьев В.В. Плащ волшебника (И.А. Крылов) // Он же. Свободной музы приношенье. - М., 1988. 3. Гордин М., Гордин Я. Театр Ивана Крылова. - Л., 1983. 4. Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. - М., 1985. 5. Десницкий Л.В. Иван Андреевич Крылов. - М., 1983. 6. Иван Андреевич Крылов: Проблемы творчества. - Л., 1975. 7.Коровин В.И. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. - М., 1996.
V. Русский романтизм. Мировоззренческая основа. Социальные и философские корни. Реакция на французскую революцию и идеи Просвещения (классицизм, просветительский реализм). Специфические условия русской жизни. Идеалистическая философия Гегеля, Фихте, Шеллинга и философская мысль русских романтиков. Проблема индивидуалистического бунта. Проблема народности. Историзм романтиков. Эстетика романтизма. Художественная палитра. Проблема отношения искусства к действительности. Субъективизм и критическое начало. Романтический психологизм. Эстетический идеал. Основные направления русского романтизма. Уязвимость традиционного деления романтиков на прогрессивных (революционных) и консервативных (реакционных). Элегически-мистическое направление (В.А. Жуковский), эпикурейское (К.Н. Батюшков). гражданское (декабристское) - К.Ф. Рылеев, романтизм любомудров (философский) – Д.В. Веневитинов, В.Ф. Одоевский. Неоднозначность определения романтизма конкретных авторов (проблема: художественный метод и творческая индивидуальность художника - поэзия К.Н. Батюшкова, Е.А. Боратынского, Н.М. Языкова).
Библиография: 1. Вузовские учебники (желательно: История русской литературы XIX в. 1800 - 1880-е годы). - М., 1989. 2. История русской литературы. В 4 т., т. 2. - Л., 1981. 3. К истории русского романтизма /сборник статей. - М., 1973. 4. Русский романтизм. - М., 1974, 5. Русский романтизм. - Л., 1978. 6. История романтизма в русской литературе: Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе (1790 - 1825). - М., 1979. 7. Маймин Е.А, О русском романтизме. - М., 1975. 8. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма /книга статей. - М., 1988. 9. Сахаров В.И. Страницы русского романтизма /книга статей. - М.. 1988. 10. Гуревич A.M. Романтизм в русской литературе. - М., 1980. 11. Смотри сочинения названных романтиков. Вступительные статьи, комментарии. 12. Европейский романтизм. - М., 1973. 13. Ранние романтические веяния: Из истории международных связей русской литературы. - Л., 1972. 14. Кусков В.В. Мотивы древнерусской литературы в русской романтической поэзии первой четверги XIX века. - М., 1973. 15. Троицкий В.Ю. Национальное своеобразие и мировое значение русского романтизма // Мировое значение русской литературы XIX века. - М., 1987.
VI. Творчество В.А. Жуковского. Особенности мировоззрения и эстетическая программа. Элегичность и этико-психологическая сущность романтизма. Единство сентиментального и романтического начал («Сельское кладбище», «Вечер», «Мечта», «Утешение в слезах» и др.). Проблема смысла жизни («Теон и Эсхин», «Рай», «Уединение», «Сон могольца»). Мастерство Жуковского в изображении внутреннего мира человека, состояния природы, романтических переживаний красоты; музыкальность стиха («Невыразимое», «Лала Рук», «Эолова арфа», «Мой друг, хранитель, ангел мой...», «Пловец», «Жаворонок», «Море», «Весеннее чувство»). Гражданские переживания лирического героя («Певец во стане русских воинов». «Бородинская годовщина»). Жуковский – переводчик. Историко-литературное значение творчества Жуковского. Баллады Жуковского. Формирование русской национальной баллады. «Античные» баллады («Кассандра», «Ахилл»), «преступные» («Варвик», «Суд Божий над епископом»), баллады о «разлученных» судьбах («Пустынник», «Эльвина и Эдвин»), баллады об уповании («Ивиковы журавли»). «Светлана» и споры о русской национальной балладе. Национальный колорит «Светланы». Литературные противники (А, Шаховской), А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин о русской балладе и перспективах жанра.
Библиография: 1. Поэты начала ХIХ века. - Д., 1961. 2. История русской поэзии: В 2т., т. 1. - Л., 1968. 3. Гуковский Г,А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965. 4. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. - М., 1970. 5. Он же. Жизнь и поэзия Жуковского. - М., 1975. 6. Афанасьев В. Жуковский. - М., 1985. 7. Зайцев Б. Жуковский // Русская литература. - 1987, № 2-4. 8. Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. - Л., 1989. 9. Канунова Ф.З. Вопросы мировоззрения и эстетики В.А. Жуковского. -Томск, 1992. 10. Касаткина В.Н. «Здесь сердцу будет приятно...» - М., 1991
VII. Творчество К.Н. Батюшкова. Творческая и личная судьба поэта. Батюшков – теоретик «лёгкой поэзии» («Речь о влиянии лёгкой поэзии на язык»), эпикурейская лирика («Весёлый час», «Совет друзьям», «Источник» и др.), наполнение понятия «эпикурейство» поэтом. Образ юности («Таврида»), мотив родного крова («Послание к Хлое», «Мои Пенаты», «Сон моголыда»), «Гармоническая точность» (Пушкин) стиха, аллегоризм, образы-эмблемы. Становление исторического мышления. Исторические элегии. Прославление героического подвига соотечественников. Трагедия войны («Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года», «Переход через Рейн», «Тень друга», «К Никите»).
«Южные элегии» («Элегия из Тибулла», «Таврида», «Умирающий Тасс»). Возможность гармонии в «золотом веке» и трагизм человеческих судеб. Мотивы скоротечности жизни, тщетности человеческих усилий («Странствователь и Домосед». «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы», «Изречение Мельхиседека») и вера в нетленные ценности («Жуковский, время всё поглотит...», «Мой гений»).
Библиография: 1. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М., 1970 2. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. - М., 1971. 3. Кошелев Вячеслав. Константин Батюшков. Странствия и страсти. - М., 1987. 4. Кошелев В.А. Творческий путь К.Н. Батюшкова. - Л, 1986. 5. Проскурин О. «Победитель всех Гекторов халдейских» (К.Н. Батюшков в литературной борьбе начала XIX века) // Вопросы литературы. - 1987, № 6. 6. Афанасьев В. Ахилл, или жизнь Батюшкова. - М., 1987. VIII. Общая характеристика литературно-общественной мысли середины 10-х – 1825 годов 19 века.Социально-исторические и идеологические предпосылки развития России после Отечественной войны 1812 года и наполеоновских войн в Европе. Рост национального самосознания. Понимание необходимости общественных перемен. Россия и Европа. Влияние европейской мысли на радикальную часть русского дворянства. Священный союз. Декабризм как идейно-политическое течение. Проблема народности. Журналистика. Литературные общества. Расцвет романтизма. Реалистические тенденции. Споры о просветительском реализме. Значение басенного творчества И.А. Крылова.
Библиография: См. пункт II, номера 1-9. 1. Фридман Л.Г. 1812 год в русской поэзии. - М., 1984. 2. Щеблыкин С.И. Шаховской и Грибоедов // Проблема традиций и новаторства в русской литературе ХIХ - начала XX вв. - Горький, 1981. 3.Александрова И.В. Драматургия А.А. Шаховского. - Симферополь, 1993. 4. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. - М., 1969. 5. Афанасьев В.В. Свободной музы приношенье. - М., 1988. 6. Архипова А.В. Литературное дело декабристов. - Л., 1987. IX. Творчество К.Ф. Рылеева. Общественно политическая и литературная деятельность. Статьи «О Промысле», «Несколько мыслей о поэзии». Гражданский (декабристский) романтизм. Лирика («К временнику», «Видение», «Гражданское мужество», «Гражданин», «На смерть Байрона», «Я ль буду в роковое время..,», «Ты посетить, мой друг, желала...», «Вере Николаевне Столыпиной», Бестужеву («Хоть Пушкин суд мне строгий произнёс...»). Агитационно-сатирические песни. Жанр исторической думы («Иван Сусанин», «Смерть Ермака», «Святослав», «Дмитрий Донской» и др.). Исторические судьбы родины и характер народного героя – гражданина. Художественное своеобразие дум. Ограниченность историзма Рылеева. Поэма «Войнаровский». Тенденция к преодолению одноплановости исторических воззрений; элементы реалистического изображения действительности.
Библиография: 1. Архипова А.В. Литературное дело декабристов. 2. Афанасьев В.В. Рылеев. Жизнеописание. - М., 1982. 3. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы: Поэзия. - M.-JL, 1961. 4. Вацуро В.Э. К изучению «Дум» К.Ф. Рылеева // Русская литература, 1975. № 4.
X. Творчество Д.В. Веневитинова. Философский романтизм. (Любомудры). «Общество любомудрия». Исследование немецкой идеалистической философии и эстетики. Попытки выработки целостного мировоззрения. Понимание самопознания как пути к гармонии мира и личности. Статья «О состоянии просвещения в России». «Общество любомудрия» как основа кружков конца 30-х – 40-х годов 19 века. «Поэзия мысли» (лирика). Образ поэта-избранника, художника-творца, способного реализовать свой потенциал («Поэт», «Поэт и друг»). Эстетизирование мира, окружающего героя («К моей богине», послания к Н.М. Рожалину, А.С. Пушкину, «К моему перстню», «Завещание»). Гражданские и вольнолюбивые мотивы лирики («Смерть Байрона», «Песнь грека», «Новгород»). Историко-литературное значение «поэзии мысли».
Библиография: 1. Гинзбург Л.Я. Опыт философской лирики //Гинзбург Л.Я, О старом и новом: Статьи и очерки. - Л., 1982. 2. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. - М., 1976. 3. Манн Ю.В. Русская философская эстетика. - М., 1969. 4. Сахаров В.И. Дмитрий Веневитинов и его поэзия // Веневитинов Д.В. Стихотворения. - М., 1982. 5. Тартаковская Л.Д. Веневитинов. Личность. Мировоззрение. Творчество. –Ташкент, 1974. 6. Литературная критика 1800 - 1820-х годов. - М., 1980. XI. Творчество Е.А. Боратынского (Баратынского).Элегически-философская направленность романтизма. Творческая самостоятельность и новаторство. Глубокая аналитичность в изображении чувств и психологических процессов, реалистические тенденции, расширение палитры художественных средств («Разуверение», «Признание», «Не ослеплён я музою моею...», «Последняя смерть», «На смерть Гёте»). Сборник «Сумерки» - вершина поэтического развития («Последний поэт», «Осень», «Ропот», «Рифма»). Поэмы Боратынского («Эда», «Бал», «Цыганка»). Стремление изобразить человеческий характер в движении. Установка на изображение «совершенно простого», «Собственная дорога» в поэзии. Боратынский и Пушкин. Творческие контакты.
Библиография 1. Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. - М., 1982. 2. Баратынский Е.А. Стихотворения. Проза. Письма. - М., 1983. 3. Баратынский Е.А. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. - М., 1987. 4. Баратынский Е.А. Полное собрание стихотворений. - Л., 1989. 5. Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. - М., 1966. 6. Голубков Д.Н. Недуг бытия. Хроника дней Евгения Баратынского. - М., 1981. 7. Лебедев Е.Н. Тризна. Книга о Е.А. Баратынском. - М., 1985. 8. Стеллиферовский П.А. Евгений Абрамович Баратынский: Книга для учащихся. - М, 1988. 9. Тойбин И.М. Тревожное слово: О поэзии Е.А. Баратынского, - Воронеж, 1988.
XII. Творчество Н.М. Языкова. «Стремление к душевному простору» (И. Киреевский) – пафос поэзии Языкова. Исключительная лиричность. Первый период творчества (20-е – начало 30-х годов). Дерпт. Москва. «Студенческие» песни. («Песни» цикл, «К халату»). Тема дружества, любви, ухода от суеты жизни. Гражданские мотивы, тема свободы («Элегия» («Свободы гордой вдохновенье!..»), «Элегия» («Ещё молчит гроза народа...»), «Элегия» («Поэту радости и хмеля...»), «Новгородская песнь. 1-я. 1170 г.», «Поэт свободен. Что награда...», «Поэт» («Искать ли славного венца...»), «Пловец» («Нелюдимо наше море...»), «Пловец» («Воют волны, скачут волны!..»). Воспевание героизма предков. Исторические мотивы («Песнь барда во время владычества татар в России», «Боян к русскому воину...», «Ливония», «Евпатий», «Родина»). Углубление историзма, обращение к национально-православным основам («На смерть няни А.С. Пушкина», «Поэт, вхожу я горделиво...», «Ау!», «Поэту» («Когда с тобой сроднилось вдохновенье...»), Второй период творчества. Закономерность идейно-художественной эволюции. Национально-православная основа творчества. Славянофильство. Полемика с западниками («Д.В. Давыдову» («Жизни баловень счастливый...»), «П.В. Киреевскому», «Молитва» («Моей лампады одинокой...», «Н.В. Гоголю», «Элегия» («Бог весть, не втуне ли скитался...»), «Землетрясенье», «А.Д. Хрипкову», «К ненашим», «Константину Аксакову», «К Чаадаеву», «С,П. Шевыреву», «В альбом». «Стихи на объявление памятника историографу Н.М. Карамзину»., «К.К. Павловой», «Стампсон».
Библиография: 1. Языков Н.М. Полное собрание стихов. - М.-Л., 1964. 2. Языков Н.М. Сочинения. – Л., 1982. 3. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. Письмо XXXI. 4. Киреевский И.В. Критика и эстетика, - М., 1979. 5. Семенко И. Поэты пушкинской поры. - М,, 1970. 6. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. - М., 1980. 7. Афанасьев В.В. Там, за далью непогоды... (о Н.М. Языкове). - М., 1990. 8. Языкова Е.В. Творчество Н.М, Языкова: Книга для учителя. - М., 1990. XIII. Проза А.А. Бестужева-Марлинского.Общественно-политические и эстетические взгляды. Беетужев-Марлинский как литературный критик («парнасский афеизм»), «Зачинщик русской повести» (В.Г. Белинский).
Повести 30-х годов. («Испытание», «Вечер на Кавказских водах в 1824 году», «Лейтенант Белозор», «Аммалат-Бек»), Романтизм как художественный метод писателя. Враждебность среды (светской или кавказской) исключительным героям. Статичность в трактовке внутреннего мира и динамика внешних событий. Влияние Байрона на художественную систему писателя ( «вершинность», эпизодичность, эллипсичность). Декларативность идеальности героя, подчёркнутая патетика, пышная метафоричность, образность. Историко-литературное значение творчества Бестужева-Марлинского. Библиография: 1. Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения. В 2 тт. - М., 1981. 2. Бестужев-Марлинский А.А. Повести и рассказы. - М., 1976. 3. Канунова Ф.Э. Эстетика русской романтической повести. - Томск, 1973. 4. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. - Л., 1973. XIV. Творчество А.С. Грибоедова. Идейно-художественное становление творческой личности Грибоедова, Ранние комедии («Дмитрий Дрянской», «Молодые супруги», «Студент»). Грибоедов и русская стихотвортворная комедия первой четверти XIX века (А.А. Шаховской «Урок кокеткам, или Липецкие воды»). Тема «злого ума» в мировой (Мольер) и русской литературе. Кардинальное изменение трактовки темы. Комедия «Горе от ума». Тематика, проблематика. Конфликт. Различные трактовки конфликта в современном литературоведении. Система образов комедии. Жанровое своеобразие. Комедия и каноны классицизма. Мастерство Грибоедова-художника (романтическая натура героя и реалистичность образов, типизация и индивидуализация действующих лиц, язык комедии, своеобразие стиха).
Библиография: 1. Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. - М., 1974. 2. А.С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. Сборник статей. - Л., 1977. 3. Грибоедов А.С. Горе от ума / комментарий С.А. Фомичева. - Спб., 1994. 4. Баженов А.М. К тайне «Горя». Идеи и образы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Литература в школе, 1996, № 4, № 5, 1997, № 2. 5. Борисов Ю.Н. «Горе от ума» и русская стихотворная комедия: У истоков жанра. - Саратов, 1978. 6. Мещеряков В.П. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. - М., 1989. 7. Смольников И.Ф. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарии. -М., 1983. 8. Ланщиков А.П. «Горе от ума» как зеркало русской жизни // Литература в школе, 1997, № 5.
XV. Творчество А.С. Пушкина. Значение творческой личности русского гения. «Всемирная отзывчивость» как основополагающая черта Пушкина. Православная основа творчества. Узловые моменты становления художника, Лицейский период (1813 - лето 1817 гг.). Усвоение традиций русской и европейской литературы 18 века. Роль античности. «Воспоминания в Царском селе», «Безверие». Петербургский период (лето 1817 – весна 1820 гг.). Вольнолюбивая и политическая лирика. Гражданские мотивы («Вольность», «К Чаадаеву» (1818), «Деревня», «Сказки Noel», «На Аракчеева»). Идеалы классицизма и Просвещения. Идея Закона. Политический радикализм. Поиски предназначения («Жуковскому», «Домовому», «К Н.Я. Плюсковой»). Поэма «Руслан и Людмила», Литературные традиции и новаторство. Жанровое своеобразие. Связь с фольклором. Литературная полемика вокруг поэмы. Период южной ссылки (весна 1820 – осень 1824 гг.). Стихия романтизма. Индивидуалистическое начало творчества. Усиление революционного радикализма («Кинжал», «В.Л. Давыдову», «Кто, волны, вас остановил.,.»). Кризис 1823 года («Демон», «Бывало, в сладком ослепленье…», «Свободы сеятель пустынный...»). Разработка жанров элегии («Погасло дневное светило...»), романсы («Чёрная шаль»), баллады («Песнь о вещем Олеге»), оды («Наполеон»), антологическая лирика («подражание древним») «Муза», «Нереида», эпиграммы («Как брань тебе не надоела...», «Полу-милорд, полукупец...»). «Южные» поэмы. Пушкин и Байрон. Поиски собственного пути. Особенности романтизма Пушкина. «Кавказский пленник». Характер пленника. Особенности типизации. Своеобразие композиции. Конфликт поэмы. Тема природы. Описание быта черкесов. Тема свободы в поэме. Споры современников вокруг поэмы. «Бахчисарайский фонтан». Легендарная основа поэмы. Женские образы. Восточный колорит. «Цыганы». Переходный характер поэмы от романтизма к реализму. Преодоление романтического индивидуализма (образ Алеко). Антибайроническая и антируссоистская позиция автора. Жизнь «природы бедных сынов». Своеобразие языка поэмы. Михайловский период (осень 1824 – 1825 гг.). Лирика, Прощание с романтизмом («К морю», «Разговор книгопродавца с поэтом»). Историческая элегия «Андрей Шенье». «Сцена из Фауста». «Вакханическая песня». «Борис Годунов» как историческая трагедия и трагедия политическая. Законы и задачи трагедии в понимании Пушкина («шекспиризм»). Историческая личность в пьесе. Исторический колорит. Трагедия народа и трагедия власти. Проблема насилия. Пушкин о движущих силах истории. Художественные особенности и новаторство трагедии. Лирика 1826 – 1836 гг. Поэтическая зрелость. Нарастание православной духовности. Философская глубина. Многообразие тематики. Художественное совершенство. Политическая и гражданская лирика. Верность принципу свободы и исторической справедливости («Арион», «Во глубине сибирских руд...», «Стансы», «Друзьям», «Анчар», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Пир Петра Первого», <Из Пиндемонти>). Философская лирика. Постижение посредством художественного слова законов бытия и места человека в мире, постижение собственного «я», понимание счастья и смысла жизни («Три ключа», «Воспоминанье», «Дар напрасный, дар случайный...», «Дорожные жалобы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Два чувства дивно близки нам...», «Не дай мне Бог сойти с ума...», «Осень», «...Вновь я посетил...», «Напрасно я бегу к сионским высотам...», «Отцы пустынники и жены непорочны...»). Стихи об искусстве и предназначении поэта («Пророк», «Поэт и толпа», «Эхо», «Поэт», «Я помню чудное мгновенье...», «Я памятник себе воздвиг,..»). Любовная лирика и лирика дружбы – чистота, глубина, красота чувств, их очищающая и вдохновляющая сила: тонкость и точность лирических переживаний героя («На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...». Стихотворения на лицейскую годовщину, «Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный»), «К Языкову» («Издревле сладостный союз...») и др. Пейзажная лирика. Динамика мира природы, философичность пейзажа («Зимний вечер». «Зимнее утро», «Бесы» и др.). «Полтава» и «Медный всадник» как историко-философские поэмы. «Полтава». Проблема «личность и история». Историзм Пушкина. Образы поэмы. Композиция и язык. Мастерство Пушкина-баталиста: «Медный всадник». Проблематика (народ и власть, личное и государственное, частное и общее). Тема Петербурга. Неоднозначность её рассмотрения Пушкиным. Образ Евгения («маленький человек»). Философско-психологическое раскрытие образа. Художественное своеобразие. Язык и стих, звукопись. Драматургия 30-х годов. «Маленькие трагедии». Всемирная отзывчивость Пушкина (Достоевский) – видение мира «глазами своей национальной стихии» (Гоголь). Многоплановость трагедий, многоаспектность их изучения. Главный аспект – этико-эстетический: изучение опыта западно-европейской личности в её утверждении посредством реализации индивидуалистических ценностей. Крах личности. Преодоление искуса индивидуализма – одна из центральных задач пушкинского творчества. Глубина психологизма, художественное мастерство. Незаконченные драматургические произведения. «Сцены из рыцарских времён». Философское наполнение. Социальная проблематика. Историзм Пушкина. «Русалка» как опыт народной драмы, связь драмы с традициями фольклора. Сильный женский характер. Психологизм Пушкина (образ мельника). Социальная насыщенность действия. Сказки Пушкина. Оригинальность автора и традиции фольклора. Литературные традиции. Нравственно-философская проблематика. Близость сказок к мировоззренческим основам русской народной жизни. Художественное мастерство поэта. Особенности языка и стиха. Художественная проза Пушкина. Незавершённые романы «Арап Петра Великого», «Рославлев». Интерес к судьбоносным страницам русской истории, связь проблематики с современностью. Значение романа «Рославлев» в идейно-художественном развитии Пушкина. «История села Горюхина», тематика и проблематика. Жанровое своеобразие. Традиции древнерусской литературы и сатирической журналистики XVIII века. Мир русской жизни в «Повестях Белкина». Выявление опасности, грозящей этому миру (индивидуализм в различных формах его проявления). Поиски путей преодоления искуса индивидуализма на основе православно-национальных ценностей. Особенности жанра. Сюжетное своеобразие. Язык и стиль повестей. Роман «Дубровский». Проблема взаимоотношений дворянства и народа. Образы «отцов» в романе. Образ Владимира Дубровского и традиции авантюрного западноевропейского романа (образ «благородного разбойника»). Национальная основа личности Маши Троекуровой. Амбивалентность образа кузнеца Архипа. Сатирическое изображение провинциальной Фемиды и её «служителей». Споры вокруг концовки романа. «Капитанская дочка» – вершинное произведение Пушкина. Социально-нравственная проблематика повести (взаимоотношение дворянства и народа, проблема насилия и «русского бунта», проблема долга и чести). Христианский гуманизм Пушкина. Система образов. Пугачёв – Гринёв, Гринёв – Швабрин, Маша Миронова. Амбивалентность образа Пугачёва. Преодоление антиномии свободы и рабства, насилия и гуманности на путях утверждения православных ценностей. Художественное совершенство повести. Повесть «Пиковая дама». Тема власти и денег. Образ Германа. Психологизм Пушкина. Пушкин в русской критике и литературоведении 19 – 20 вв. Читательское восприятие Пушкина. Имя Пушкина в общественно-литературной борьбе шестидесятых годов. Пушкинское торжество 1880 года. Пушкинские речи Достоевского, Тургенева «Застольное слово» А.Н. Островского.
Библиография 1. Русская литература XIX века и христианство. - М., 1997. 2. Пушкин в русской философской критике, - М., 1990. 3. Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина. -Л., 1974. 4. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (18134826). - М.-Л., 1950. 5. Он же. Творческий путь Пушкина (1826-1830). - М., 1967. 6. Томашевский Б.В. Пушкин: В 2 т. - М., 1990. 7. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. - Л., 1983. 8. Маймин Е.А. Пушкин: Жизнь и творчество. - М.э 1981. 9. Скатов Н.Н. Русский гений. - М.,1987. 10. Непомнящий В. Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии Пушкина. - М., 1987. 11. Ахматова А. О Пушкине: Статьи и заметки. - М., 1989. 12. Алексеев М.П. Пушкин: Сравнительно-исторические исследования. - Л., 1984. 13. Фомичёв С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986. 14. Грехнев В.А.. Этюды о лирике А.С. Пушкина. - Нижний Новгород, 1991. 15. Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. - М., 1993. 16. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). - Л., 1974. 17. Он же. Творчество Пушкина в 1830-е годы (1834-1836). - Л., 1982. 18. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (пути эволюции). - Л., 1987. 19. Овчинников Р.В. Над «пугачёвскими» страницами Пушкина. - М., 1985. 20. Касатонов В. Хождение по водам (Религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А.С. Пушкина) // Наш современник, 1994, № 1.
XVI. Общая характеристика литературно-общественной мысли 1826 – начала 40-х годов 19 века. Общественно-политическая обстановка в России после 14 декабря 1825. Поиски исторических путей развития России. Политика Николая I. Россия и Европа. Кружки 30-х годов. Шеллинг. Кант. Гегель. Сенсимонизм. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева. Зёрна западничества и славянофильства. Журналистика 30-х годов. Пушкинский «Современник». Своеобразие литературного развития 30-х годов (направления и течения литературы). Романтические и реалистические тенденции. Проза. Поэзия. Драматургия. Библиография: Смотри пункт II, номера 1 - 4, 6, 8. 1. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1995. 2. Фохт У.Р. Пути русского реализма. - М., 1965. 3. История русского романа: В 2-х томах, г. 1. - М.-Л., 1962. 4. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. - Л., 1973. 5. История романтизма в русской литературе (1826-1840). - М., 1979. 6. Поэты 1820 - 1830-х годов, Т. 1, 2, - М*, 1972. 7. Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820 - 1830-е гг.). - М., 1969. XVII. Творчество М.Ю. Лермонтова. Становление творческой личности поэта. Ранний Лермонтов (1828 - 1834), Лермонтов и Байрон. Романтический индивидуализм лирического героя. Основные мотивы (избранничество, изгнанничество, отверженность, одиночество, демонизм, Богоборчество). Социальная тематика. Художественные особенности. Ранние поэмы. Проблематика. Поэтика. Лермонтов 1835 - 1836 годов. Кризис индивидуализма. Россия и Запад («Опять, народные витии...»). Скептическое отношение к перспективам западной цивилизации («Умирающий гладиатор»). Лермонтов 1837 - 1841 годов. Осознание трагедии романтического индивидуализма. Идейно-художественные поиски путей её преодоления. Утверждение Лермонтова как русского национального поэта: понимание западничества дворянской интеллигенции как трагедии поколения («Дума»), обращение к ярким страницам отечественной истории в поисках духовной основы («Песня про купца Калашникова», «Бородино»), переход от романтических высот космополитического духа к простоте чувств, быта и языка, к приобщению и познанию национальной почвы («Завещание», «Родина»). Философичность, психологизм, реалистические тенденции. Библиография: 1. Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. 2. Коровин В.И. Творческий путьМ.Ю. Лермонтова. - М., 1973. 3. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова, - М., 1985. 4. Щеблыкин ИЛ. Лермонтов. - М., 1991. 5. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов: Художественная индивидуальность и творческие процессы. - Воронеж, 1973. 6.Фохт У.Р. Лермонтов: Логика творчества. – М., 1975. XVIII. Поэзия А.В. Кольцова.Поэтическое становление Кольцова, Патриархальность и отсутствие ярко выраженных социальных мотивов как проявление творческой индивидуальности поэта. Основные темы и идеи поэзии. Тема счастья («Кольцо», «Не шуми ты, рожь...», «Молодая жница», «Косарь», «Сельская пирушка», «Удалец» и др.), тема горя («Повесть моей любви», «Горькая доля», «Горе» и др.). Раздумья лирического героя о судьбе («Косарь», «Как на свете жить?», «Раздумья селянина», «Дума сокола» и др.). Тема русской истории, патриотизм поэта («Ура!», «Военная песня», «Русская песня» (об Иване Грозном). Философская лирика (думы) как продолжение раздумий пахаря, русского человека о судьбе, о смысле жизни, о месте человека в мире и законах бытия («Великая тайна», «Человек», «Человеческая мудрость» и др.). Тесная связь поэзии Кольцова с традициями фольклора. Изобразительные средства, речевое своеобразие песен Кольцова.
Библиография 1. А.В. Кольцов и русская литература. - М., 1988. 2. Скатов Н.Н. Поэзия Алексея Кольцова. - Л., 1977. 3. Скатов Н.Н. Кольцов. - М., 1989 (1983). 4. Кораблинов В. Жизнь Кольцова. Жизнь Никитина. - М., 1982. 5. Кузнецов В.И. Нетленные строки: Этюды об А. Кольцове и И. Никитине. –Воронеж, 1984.
XIX. Творчество Н.В. Гоголя. Пафос гоголевского творчества. Православная духовность. Гоголь об особенностях и сущности русской литературы: боль за человека, пророческая миссия писателя. Начало творческого пути («Ганс Кюхельгартен»). Переход к национальной тематике (малоросы – великоросы – русские). «Вечера на хуторе близ Диканьки». Проблематика. Изображение мира народной жизни. Сила и слабость народной души. Борьба добра и зла. Жизнеутверждающий пафос и трагические мотивы. Романтизм и реалистические тенденции. Фольклорные традиции. «Миргород». Рост реалистических тенденций, формы героизации национального духа, роль фантастики в цикле. Уходящее и современность. Истинное и мнимое в человеке. Красота и красивость. Боль за человека, вера в патриархально-православное и патриотическое начала личности. «Петербургские повести» («Арабески», «Шинель»). Гоголевский Петербург. Разлад между действительностью и возвышенной мечтой («Невский проспект»). Трагедия творческой личности («Портрет»). «Маленький человек» в повестях «Записки сумасшедшего», «Шинель». Башмачкин и Самсон Вырин («Станционный смотритель» Пушкина). Европейская (Париж) цивилизация и «лишний человек» («Рим»). Пути преодоления «лишности». Реалистический гротеск и фантастика в повестях. Драматургия Гоголя. Гоголь о театре и драматургии, о назначении комедии. Русская общественная комедия. Природа и сущность комического. «Театральный разъезд после представления новой комедии». «Развязка Ре-визора», «Вторая реакция окончания «Развязки Ревизора». Замысел, проблематика, образы сатирически-гротесковой комедии «Владимир 3-й степени» и общественно-бытовой комедии «Женитьба». Комедия «Ревизор». История создания. Основной конфликт. Традиционная формулировка. Гоголевская формулировка 1846 года («Развязка Ревизора»). Конфликт внешний и конфликт внутренний. Образы провинциальных чиновников. «Дух» Петербурга. Образ Хлестакова. Наполнение и значение образа. Национальное и общечеловеческое значение комедии. Гоголь – драматург-новатор. «Мёртвые души». Замысел и его художественная реализация. Жанровое своеобразие, особенности композиции, значение сюжета. «Мёртвые души» города и деревни. Чичиков - «рыцарь наживы». Приёмы сатирической обрисовки характера (особо - приёмы изображения «мертвенности»). Тема народа в поэме, неоднозначность её раскрытия. Тема исторических судеб России. Гуманистическая надежда автора на пробуждение человеческой личности, пафос лирических отступлений. Второй том «Мёртвых душ». Продолжение галереи сатирических портретов. Образ Тентетникова. Стремление автора в художественной форме запечатлеть ростки жизни в «мёртвых душах». «Выбранные места из переписки с друзьями». Попытка писателя средствами публицистики наметить пути решения «неустройства» духовной и общественной жизни России. Исповедальный характер сборника. Нравственный максимализм, опора на православную духовность. Позиция Белинского («Письмо к Гоголю»). Ответ Гоголя («вы ошиблись во многом»). Смерть Гоголя. Бессмертие писателя.
Библиография: Смотри пункт 1, номера 1-4, 7-8, 14. 1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 9 томах/комментарии В.А. Воропаева, И.А. Виноградова, - М., 1994. 2. Гоголь и мировая литература. - М., 1988. 3. Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. - М., 1982. 4. Карташова И.В. Гоголь и романтизм. - Калинин, 1975. 5. Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. - М., 1976. 6. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. Собрание сочинений: В 4 т. - М., 1980, т. 1. 7. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. - М., 1988. 8. Он же. В поисках живой души. Мёртвые души. Писатель - критик - читатель.-М., 1987.
XX. Общая характеристика литературно-общественной мысли 40-х - середины 50-х годов 19 века.Переходный характер периода. Общественно-политическая обстановка в России. Россия и Запад. Основные тенденции развития общественной мысли. Славянофилы и западники. Идейная борьба. Литературно-эстетические позиции сторон. Размежевание между демократизмом и либерализмом. Журналистика 40-х годов («Москвитянин», «Северная пчела», «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Современник»). Творчество А.И. Герцена. Жизненный путь Герцена – политического деятеля публициста и философа («О развитии революционных идей в России, «Письма с того берега», «Былое и думы» ). Реалистические повести А.И. Герцена («Доктор Крупов», «Кто Виноват»?). Изображения писателей героя русской жизни 40-х годов. Образ Бельтова – «лишнего человека». Повесть «Сорока-воровка». Тема положения крепостного интеллигента. Изображения писателем позиции западников и славянофилов по вопросам исторических возможностей русского народа.
Библиография: Смотри пункт I, номера 1-4, пункт 11, номера 1 - 4. 1. Литературные взгляды и творчество славянофилов: 1830 - 1850 годы. - М., 1978. 2. Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. - М., 1986. 3. Янковский Ю.З. Патриархально-дворянская утопия: Страница русской общественно-литературной мысли 1840 - 1850-х годов. - М., 1981. 4. Герцен А.И. Былое и думы ( любое издание ). XXI. Русский реализм. Мировоззренческая основа. Фазы развития. Предмет художественного изображения (равноправие всех сторон жизни). Полнота и неоднозначность действительности. Изображение характера в его национальной, исторической и социальной определённости и обусловленности. Амбивалентность героя. Основной принцип художественной типизации. Автор и герой. Социальное и психологическое начала. Мировоззренческая полярность и неоднозначность. Богатство художественной палитры.
Библиография: Смотри пункт II, номера 1-4, 6, 8, 9. 1. Проблемы реализма русской литературы XIX века. - М.-Л., 1961. 2. Проблемы типологии русского реализма. - М., 1969. 3. Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. - Л., 1973. 4. Сквозников В,Д. Реализм лирической поэзии: Становление реализма в русской лирике. - М., 1975. 5.Фохт У.Р. Пути русского реализма. - М., 1963. 6. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки о русской литературе XIX в. -Л., 1971.
XXII. Натуральная школа. Русский физиологический очерк. Натуральная школа. Наполнение термина Ф. Булгариным и В. Белинским. Принципы натуральной школы (расширение сферы изображения. Преимущественное внимание к представителям демократической среды, обличительное направление, установка на социальные и национальные обобщения - «верность натуре»). Проблематика, идейно-эстетическая дифференциация авторов. Реалистические и натуралистические тенденции (А.И. Герцен, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский - В.И. Даль, И.И. Панаев). Белинский - теоретик натуральной школы. Сущность гоголевского творчества в трактовке критика, Русский физиологический очерк как первая, показательная ступень развития натуральной школы. Западноевропейские традиции XVIII -первой половины XIX вв. Принципы физиологичности, стремление к широкому охвату жизни всех сословий (преимущественно «маленького человека» в его трагической обусловленности средой). Художественные принципы (безыскуственная точность, скурпулёзность описаний, бессюжетность (оиисательность), статичность, целенаправленная концентрация внимания на локальном участке жизни (локализация), стремление к циклизации). «Физиология Петербурга», «Петербургские вершины» Я.П. Буткова, «Наши, списанные с натуры русскими» АЛ. Башуцкого, «Очерки и рассказы» И.Т, Кокарева и др.
Библиография: Смотри пункт II, номера 1-4. 1. История всемирной литературы: В 9 т. - М., 1989, т. 6 (Русская литература. 13. Натуральная школа). 2. Русский очерк 40-50~е годы XIX века. - М., 1986. 3. Физиология Петербурга. - М., 1984. 4. Мейлах Б.С. Яков Бутков, его герои и сюжеты / Бутков Я.П. Повести и рассказы. - М., 1967. 5. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе. Русский физиологический очерк. - М., 1965. 6. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. - М., 1982. 7. Мещеряков В.П. Д.В. Григорович - писатель и искусствовед. - Л., 1985. XXIII. Творчество С.Т. Аксакова. Автобиографическая дилогия («Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука»). Верность действительности. Семейная гармония и согласие. Высокий строй семейных отношений. Утверждение патриархально-нравственных начал русской жизни. Становление личности героя («Детские годы Багрова-внука»). Образ отца. Образ матери. Образ природы. Особое место С.Т. Аксакова в литературном процессе 50-х годов. Аксаков и славянофильство. Тенденциозность Н.А. Добролюбова в подходе к аксаковскому творчеству (статья «Деревенская жизнь помещика в старые годы»). Аксаков и Л.Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»). Аксаков и М.Е. Салтыков-Щедрин («Пошехонская старина», «Господа Головлёвы»). Библиография: 1. Машинский С.И. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. - М., 1973. 2. Войтловская Э.Л. С.Т. Аксаков в кругу писателей-классиков. - Л., 1982. 3. Анненкова Е.И. Гоголь и Аксаковы. - М., 1983. 4. Лобанов М. С.Т. Аксаков, - М., 1986. 5. Манн Ю. Семья Аксаковых. - М., 1992.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 320. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |