Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 6. Периодизация современной истории Казахстана.     




Новая история Казахстана с 30-х годов ХVIII в. до февраля 1917 года – вхождение Казахстана в состав Российской империи, колониальный период.

Первый этап новейшей истории Казахстана начинается со времени свержения царизма, Октябрьской революции и установления Советской власти (1917-1920) до фактического распада СССР (август-декабрь 1991 г).

Второй этап новейшей истории Казахстана начинается со дня провозглашения независимости 16 декабря 1991 г. до настоящего времени и характеризуется становлением и развитием Республики Казахстан как суверенного, демократического правового государства.

Вопрос 7. Концепция М. Хорха о типологии национального движения.           

Процесс формирования нации делится на три стадии: А, B, С:

Стадия А: «Развитие национальной культуры, основанное на местном языке и его нормальном использовании в образовании, управлении и экономической жизни». На первой фазе интерес к нации носит культурологический, я бы сказал, фольклорный характер. Национальные активисты изучают родной язык и культуру.Осознаются корни, и формируется один из столпов каждой нации – историческая память;

Стадия B: «Обретение гражданских прав и политического самоуправления – сначала в форме автономии, а в конечном счёте … и независимости». Здесь в борьбу вступает новое поколение национальных активистов, которые начинают вести целенаправленную пропаганду среди населения, которое должно стать нацией. Сначала они не достигают заметного успеха, но чем дальше, тем круче, поэтому происходит переход к следующей стадии;

Стадия C: «Создание завершённой социальной структуры, пронизывающей всю этническую группу и включающей образованные элиты, классы чиновников и предпринимателей, но так же, где необходимо, свободных крестьян и организованных рабочих». Национальное движение становится массовым, то есть не только интеллектуалы представляют нацию, но само население становится нацией. После этого ключевой целью национального движения становится оформление политического тела нации – государства.

Переход из стадии в стадию не предопределён исторически. Из деревенской культуры может возникнуть нация, а может эта культура просто стать достоянием этнографических исследований. Здесь ключевую роль должны играть именно политическая воля и желание национальных активистов. Кстати, Хрох настаивает на употреблении термина "национальный" вместо "националистического" и "национальный активист" вместо "националиста". Националистическое автором характеризуется как желание противопоставить свою нацию другим и возвысить её. Национальное же выполняет функцию сплачивания людей в единую группу с целью достижения солидарности и единства и достижения политических целей на этом фундаменте. Мне это противопоставление, кажется, надуманным и является рудиментом бытового понимания национализма, господствующее в Восточной Европе.

Вопрос 8.,Джадидизм как просветительская идеология российских мусульман

Джадиди́зм (от араб. جديد‎ jadīd — «новый», араб. جديدية‎ jadīdiyya — «обновленчество», башк. Йәдитселек, тат. Җәдитчелек, узб. Jadidchilik) — общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских (преимущественно тюркских) народов в Российской империи конца XIX — начала XX века.

Противоположные джадидизму тенденции в мусульманской среде отражает кадимизм.

В XIX веке среди российских мусульман — преимущественно среди поволжских и крымских татар, башкир, казахов и других народов, придерживающихся ханафитского мазхаба — развернулось общественно-политическое и интеллектуальное движение, которое получило название джадидизм. Группа мусульман-реформистов считала своим призванием работу на благо прогресса. Джадиды действовали путём воспитания и просвещения, пытаясь показать муллам и всем верующим преимущества современной цивилизации. Они подчеркивали необходимость открытия «врат иджтихада» для разрешения задач, которые ставила перед мусульманами европейская цивилизация.

В более широком смысле джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин.

Идеологами джадидизма были просветители (Шигабутдин Марджани, Хусаин Фаизханов, Исмаил Гаспринский, Муса Бигеев, Ризаэтдин Фахретдинов, Мифтахетдин Акмулла, Мухаметсалим Уметбаев, Зайнулла Расулев), прогрессивные представители татарской буржуазии (братья Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка, С. Назиров и Г. Хакимов из Уфы) и мусульманского духовенства (З. Камалетдинов, К. Закир, А. Абубакиров).

В Средней Азии (Туркестане) известными представителями джадидизма были Мунаввар Кары Абдурашидханов, Маджид Кадыри, Абдулла Кадыри, Абдурауф Фитрат, Махмудходжа Бехбуди, Файзулла Ходжаев, С. Мирджалилов, Кази-Калян Самаркандской области Исохон Ширинхужаев и др.

Вопрос 9. Джадидские мектебы и медресе в Казахстане

Первая казахская светская школа начала функционировать с 1841 г. в Букеевской Орде по инициативе хана Джангира. Следующим учебным заведением для казахских детей стала семилетняя школа при Пограничной комиссии в г. Оренбурге. В 1850 г. при Оренбургской Пограничной комиссии открылась другая светская школа. За 19 лет существования она выпустила 48 человек. В 1857 г. школу успешно закончил И.Алтынсарин. В последней трети XIX в. открылись городские училища, приходские училища, прогимназии, русско-казахские и русско-туземные училища и школы, школы первоначальной грамотности. Они содержались за счет государства и выполняли роль начальных учебных заведений.

В 1891 г. купцы, братья Ахмед, Гани и Махмут Хусаиновы, выходцы из Сеитовского посада, в Оренбурге построили мечеть и при ней основали мектеб и медресе «Хусаиния» без религиозной схоластики. В это учебное заведение нового типа они пригласили лучших педагогов, которые составили светскую учебную программу. Учебная программа медресе «Хусаиния» носила реформаторский характер. Дети обучались татарскому, русскому, арабскому языкам, изучали историю, математику, географию, физику, химию, педагогику, гражданское законоведение, чистописание, рисование.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1756.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...