Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 3. Методы исторического познания




Вопрос 1. Предмет и задачи курса «Современная История Казахстана»

Историческая наука всегда имела большую значимость. Это касается всех отраслей истории, а особенно истории Казахстана. История – не сумма отдельных фактов, а живая, постоянно развивающаяся цепочка, звенья которой влияют друг на друга на протяжении веков и тысячелетий.

 

История Казахстана как учебная дисциплина решает следующие конкретные задачи:

 

Во-первых, задача познавательная, или гносеологическая, заключается в познании истории Казахстана.

 

Во-вторых, задача праксеологическая, которая заключается в получении навыков самостоятельного анализа исторических событий и явлений.

 

В-третьих, аксеологическая, то есть приобщение к собственной истории и формирование чувства сопричастности к ней.

 

В-четвертых, прогностическая, невозможна без решения предыдущих задач. На основе анализа сложных и многообразных исторических событий и явлений прогностическая задача направлена на предвидение их дальнейшего развития.

 

Наша с Вами задача – не только узнать историю Отечества, но и понять ее логику, научиться самостоятельно формулировать проблемы, искать пути их решения. Тем более, что нынешним студентам придется сталкиваться с новыми вызовами времени, обусловленными глобализацией. Задача вхождения Казахстана в новую эру, вхождения на условиях равного ведущим государствам во многом зависит от знания, понимания Отечественной истории. Наша задача – не только дать Вам сумму фактов, дат, имен, но и научить понимать, анализировать историю.

 

История Казахстана – составная часть мировой истории и уходит корнями в глубокую древность. Человек начал заселять и осваивать территорию Казахстана еще в каменном веке. Совершенствовался его физический тип, из собирателя он постепенно превращался в земледельца и скотовода, овладевал гончарным и горным ремеслами. Эти процессы происходили в рамках первобытнообщинного строя. Одновременно шел процесс усложнения общественных отношений: от первобытного стада к матриархату, от последнего к патриархату. Появились первые формы религии.

 

Разложение первобытнообщинного строя, образование государственных образований ранних кочевников знаменовало собой переход к новому строю – феодализму. Эти периоды казахской истории отражены в письменных источниках. Окончательно определились формы хозяйствования (скотоводство на большей части Казахстана, земледелие – в южных регионах), установились общественные отношения, характерные для феодализма. Именно в этот период появляется термин «тюрк», столь распространенный ныне. В период феодализма была создана высокоразвитая городская культура, до сих пор являющаяся предметом восхищения и изучения ученых всего мира.

 

Особо выделяется в истории Казахстана период монгольского нашествия, оказавший достаточно сильное влияние на изменение этнической, общественной ситуации в регионе.

Вопрос 2. Методология исторической науки

Методоло́гия истори́ческой нау́ки (исто́рии) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистемологические основы, принципы, уровни, виды, этапы, методы исторического познания и методы изложения результатов исторического познания, а также формы исторических знаний). Кроме того, методология истории изучает специфику основных теоретико-методологических направлений в исторической науке, различных научных школ. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований.

МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ - научная дисциплина, разрабатывающая методологический аппарат исторической науки, изучает природу, принципы и методы исторического познания. Это основные понятия исторической науки, чьё назначение состоит в том, что они организуют и систематизируют её материал. Они называются категориями, т.е. понятиями, отражающими наиболее общие и существенные связи реального мира (подобно исторической закономерности), принципами, т. е. исходными понятиями, определяющими принятые в науке коренные способы подхода к изучению её материала, как например, принцип историзма и методы, т. е. специальные приёмы научного исследования, такие, как сравнительно-исторический. От развитости понятийного аппарата зависит методологическая зрелость всякой науки. Научная строгость и определённость её основных понятий, их универсальность и дифференцированность, логическая точность и внутренняя непротиворечивость составляют необходимую предпосылку её теоретико-методологической эффективности. Основные понятия истории, как и любой науки, не являются раз навсегда данными. Вместе с развитием науки и всего общества они непрерывно совершенствуются и обогащаются. Их развитие носит диалектический характер, в процессе которого одни принципы, подобно Божественному Промыслу, исчезают, другие, как принцип системности, появляются; третьи видоизменяются: на место вульгаризировавшей историческое познание «марксистко-ленинской» партийности приходит исторически обоснованный научный принцип партийности. Трансформируются и совершенствуются конкретные методы исторического исследования.

Методология - пограничная область каждой науки, через какую она соприкасается с другими науками, испытывая их влияние и, в свою очередь, воздействуя на них. Особенно тесной является её связь с философией, так как основные понятия всякой науки в силу их всеобщности являются мировоззренческими. Будучи формой самопознания общества, история нуждается в социально ориентированной методологии, максимально способствующей такому самопознанию.

Начало систематическому изучению и университетскому преподаванию методологии истории положил Иоганн Густав Дройзен (1808— 1884), в течение 18-ти лет читавший в Берлинском университете курс «Энциклопедия и методология истории». В опубликованном по его материалам исследовании (Cirundriss der Historik. Leipzig, 1868) Дройзен сформулировал широкий круг вопросов, и теперь составляющих существенное содержание методологии истории. Историку, подчёркивал он, важно уяснить отношение исторических исследований к другим формам и направлениям человеческого знания, своеобразие их задач и обоснование их действий. Таковы вопросы, продолжал Дройзен, которые всеми историками специально и серьёзно не обсуждались. Их систематическое изучение начинается лишь в конце XIX века, будучи закономерным следствием развития исторической науки.

Вопрос 3. Методы исторического познания

1) Сравнительный метод исторического познания заключается в: 1. Сопоставлении исторических объектов в пространстве, во времени 2. Изучении последовательности исторических событий во времени 3. Классификации исторических явлений, событий, объектов

2) Типологический метод исторического познания заключается в: 1. Классификации исторических явлений, событий, объектов 2. Сопоставлении исторических объектов в пространстве, во времени 3. Изучении последовательности исторических событий во времени

3) Проблемно-хронологический метод исторического познания заключается в: 1. Классификации исторических явлений, событий, объектов 2. Изучении последовательности исторических событий во времени 3. Сопоставлении исторических объектов в пространстве, во времени

4) Системный метод исторического познания заключается в: 1. Раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития 2. Последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события 3. Классификации исторических явлений, событий, объектов

5) Ретроспективный метод исторического познания заключается в: 1. Классификации исторических явлений, событий, объектов 2. Раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития 3. Последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

6) Синхронный метод исторического познания заключается в: 1. Последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события 2. Изучении различных исторических событий, происходивших в одно и то же время 3. Раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития

7) Идеографический метод исторического познания заключается в: 1. Последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события 2. Сопоставлении исторических объектов во времени и пространстве 3. Описании исторических событий и явлений

8) Метод исторического исследования, позволяющий осуществлять классификацию исторических явлений, событий, объектов, – это: 1. Статистический метод 2. Историко-типологический метод 3. Историко-сравнительный метод 4. Историко-генетический метод

9) Историко-типологический метод позволяет: 1. Последовательно рассмотреть динамику исторических процессов 2. Сопоставить исторические объекты во времени и пространстве 3. Классифицировать исторические явления, события, объекты 4. Проследить количественные параметры исторического процесса

10) Метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействие объектов в их историческом развитии – это: 1. Статистический метод 2. Синхронный метод 3. Историко-типологический метод 4. Историко-системный метод

11) Объяснение явления с помощью аналогии является целью: 1. Системного метода 2. Идеографического метода 3. Сравнительного метода

12) Последовательность исторических событий во времени и пространстве изучает: 1. Типологический метод 2. Сравнительный метод 3. Системный метод 4. Проблемно-хронологический метод

13) Историко-генетический метод изучения истории заключается в: 1. Раскрытии изменения явления в процессе его исторического движения 2. Сопоставлении исторических объектов во времени и пространстве 3. Классификации исторических явлений, событий, объектов 4. Описании исторических событий и явлений

14) Описание исторических событий и явлений составляют основу: 1. Сравнительного метода 2. Синхронного метода 3. Идеографического метода 4. Системного метода

15) Статистические сведения составляют основу: 1. Количественного метода 2. Идеографического метода 3. Ретроспективного метода 4. Экспериментального метода.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 660.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...