Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изменение основных антропометрических показателей




В процессе роста и развития детей

В внутриутробном периоде имеет место самое интенсивное наращивание и длины, и массы тела. Только между первым и вторым месяцами плод увеличивается в длину почти в 3 раза, а в массе – в 10 раз. Хорошо прослеживается уменьшение скорости роста к концу срока внутриутробного развития. В по­следние недели она самая низкая и увеличение срока беременности (ее перенашивание) может уже не сказываться на увеличении длины тела и только незначительно сказывается на массе. Это связано с возникновением в конце срока беременности явлений "объемного торможения", т.е. тормозящего влияния ограниченного объема и упругости матки на развитие плода.

Длина тела доношенного новорожденного колеблется от 46 см до 56 см и в среднем у мальчиков равна 50,7 см, а у девочек – 50,2 см. Принято считать, что если новорожденный ребенок имеет длину тела 45 см и менее, то он недоношен.

В первые дни после рождения длина тела немного уменьшается, т.к. на голове появляется родовая опухоль, которая в течение 2 дней рассасывается.

Длина тела (рост) в течение первого года жизни увеличивается сначала примерно на 3 см ежемесячно (в 1 квартале), затем по 2,5 см в месяц (во 2 квартале), а затем уже 1,5-2,0 см и по 1 см в месяц – соответственно для 3 и 4 кварталов первого года.

Итоговая прибавка длины тела за весь первый год составляет около 25 см. Таким образом, к 1 году рост ребенка достигает 75-76 см. В течение первого года рост увеличивается на 12-13 см, за третий год жизни – на 7-8 см, и в последующем имеет место некоторая стабилизация процесса роста со средними "приростами" по 5-6 см в год. Вместе с тем, имеются два "пика" или "максимума" скорости, что подчинено действию законов неравномерности изменения скорости роста и полового диморфизма в росте.

Масса тела доношенного новорожденного в среднем составляет для мальчиков 3494 гр., для девочек – 3348 гр. Допустимыми колебаниями тела при рождении считается 2501-4000 гр. Новорожденные массой 2500 гр. и менее считаются недоношенными или родившимися с внутриутробной гипотрофией, а с массой 4 кг и более – крупными.

Сразу после рождения масса тела ребенка начинает несколько уменьшаться. Максимальная потеря массы отмечается у большинства детей к 3-5 дням жизни и составляет 6-8% от массы тела при рождении. В последующем происходит восстановление потерянной массы тела, которое завершается уже к 7-10 дню жизни. Эти изменения называются физиологическими, т.к. они имеют место практически у всех детей и обусловлены механизмами естественной адаптации ребенка. Потеря массы тела связана с выделением мекония, мочи, начавшимися потерями жидкости через кожу и легкие, высыханием пуповинного остатка. Возникновение голодания в связи с недостаточной лактацией матери и плохим сосанием новорожденного может приводить и к потере некоторой части энергетически активной массы тела – жира и гликогена. Затянувшееся неблагополучие с кормлением ребенка может быть причиной значительной и затянувшейся потери массы тела, что уже не может, признано физиологическим явлением.

Физиологическая потеря веса, трудности становления лактации и сосания ребенка, а также, возможно, и продолжающееся действие "объемного торможения" являются причиной того, что на первом месяце жизни ребенок сравнительно мало приобретает в массе (около 600 г), однако на втором месяце масса нарастает уже почти на 1 кг, как бы иллюстрируя реальность наверстывающе­го роста. К полугодию масса тела детей в среднем достигает около 8 кг, а к го­ду 10-10,5 кг. Дальнейшие прибавки массы тела составляют около 2 кг в год, а в препубертатном и пубертатном возрасте могут достигать иногда 5-8 кг.

Удвоение массы тела при рождении достигается в возрасте около 4,5 месяцев, утроение – к году. Прибавка массы и роста у детей 1-го года жизни представлены в таблице (приложение).

Окружность груди новорожденного ребенка составляет около 34 см, к году она достигает 48 см. В последующие 2-3 года темп роста грудной клетки уменьшается до 2-2,5 см в год. После 11-12 лет развитие грудной клетки снова интенсифицируется.

Окружность головы у новорожденного равна 35-36 см, к году – 46-47 см, а к 5 годам достигает 50-51 см.

Для расчета должных величин антропометрических показателей можно пользоваться эмпирическими формулами, а степень отклонения оценивать по правилу возрастных интервалов. Считается нормой, если величина признака не выходит за пределы одного возрастного интервала, а патологической – если превышает один возрастной интервал.

Набор эмпирических формул для длины, массы тела, окружности груди и окружности головы приведены в таблице приложения.



Методы оценки физического развития детей

Для индивидуальной оценки физического развития детей используются различные методы. В самой общей форме для этих целей могут быть применены измерения размеров и массы тела (антропометрия или педометрия), осмотр и описание признаков телосложения и внешнего облика (соматоскопия), ди­намометрия, исследование физической работоспособности с помощью степписта или велоэргометрии; иногда в этот комплекс включаются и некоторые физио-метрические показатели (жизненная емкость легких, ЭКГ и т.д.).

Простейший (более часто используемый) метод – сравнение показателей ребенка с нормальными величинами, полученными при изучении практически здоровых детей. Для этого существуют специальные таблицы, эмпирические формулы. Для условной оценки эти методы хороши и в большинстве случаев достаточны.

В настоящее время наиболее распространенными методами оценки физического развития индивидуума являются метод корреляции (по шкале регрессии) и метод непараметрической статистики (центильный анализ).

Центильные таблицы для оценки физического развития детей, алгоритм оценки физического развития представлены в таблицах приложения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...