Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История развития психологии




историяразвития психологии насчитывает около 2,5 тысячелетий.

Человеку как существу, обладающему уникальным даром - сознанием, свойственно задавать вопросы и искать ответы на них, пытаться понять и объяснить окружающий его мир, себя в нём, своё отличие от животных и от других людей и т.д. Так называемая «донаучная психология» развивалась в спорах и размышлениях, психологическое знание накапливалось и усовершенствовалось путём вклада самых различных людей - философов, медиков, географов, математиков и др., что и сделало возможным рождение психологии как собственной науки.

Основные этапы развития психологии
Первый период - психология как наука о душе. Свои истоки психология, как и многие другие современные науки, берёт в античной философии. Под названием «античная философия» подразумеваются идеи и учения древнегреческих и древнеримских мыслителей с 7 в. до н.э. по 6 в. н.э. Именно тогда появились первые философские школы, которые пытались осмыслить и представить в единой концепции устройство окружающего мира и человека в нём. Именно эти идеи и учения стали первым в истории типом философствования и концептуального мышления вообще.

Следующий большой исторический этап - эпоха Средневековья (традиционно датируется 5-15 вв.) - связан с доминированием христианского вероучения и нетерпимостью к другим точкам зрения. Несмотря на то, что в этот период развивается система образования, его содержание цензурируется, признанными являются работы так называемых «отцов» и «учителей церкви». Идеи античной философии в это время специфически развиваются в арабоязычных странах. Для психологии этот период связан преимущественно с работами об этике, воспитании и нравственном развитии человека (Аврелий Августин Блаженный, Ибн-Сина, Ибн-Рошд и др.)

Данная эпохазавершилась переходным этапом, который получил название «эпохи Возрождения» (или Ренессанс, 14-16 вв.), связанным с именами таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли, Француа Рабле, Иоганн Кеплер, Мартин Лютер и др. главным итогом данного периода для психологии является  переход к «гуманизму», выдвинувшему на первый план идеал активности человека как творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо всё богатство окружающего мира.


Второй период - психология как наука о сознании. Данный период охватывает так называемую «эпоху Нового времени» (17-19 вв.).
Одной из наиболее ярких фигур являлся Рэне Декарт, своими трудами предопределивший развитие, в частности, психологии на ближайшие три столетия. Согласно его учению, тело человека (организм) подчиняется тем же законам физики, что и любые другие явления природы, тогда как разум (сознание, мышление, ум) - это то, что отличает человека от всего остального, включая животных; это духовная сущность, которая действует независимо от тела, хотя они и едины. Только с помощью ума можно получить истинное знание, только разуму можно доверять, только им следует руководствоваться. Р. Декарт открыл новое поле исследований - сознание (мышление) и разработал метод его анализа (самонаблюдение, рефлексию - от лат. reflexio - обращение назад, т.е. направленность человеческого мышления на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок).
Впоследствии труды многих учёных и философов были посвящены исследованию работы сознания, влиянию на него эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т.д. (Бенедикт Спиноза, Джон Локк, Готфрид В. Лейбниц и др.).
Середина 19 вДоминирующим направлением в психологии в течение рассматриваемого периода был «ассоцианизм» (от лат. associatio - объединение, связь). Ассоциация рассматривалась как основной принцип и закон организации психической деятельности и поведения человека. Считалось, что сложные психические явления образуются из элементарных (ощущений, мыслей, переживаний) путем механистического связывания друг с другом (Давид Гартли, Иоганн Ф. Гербарт, Джеймс Милль и др.).
После организации первой экспериментальной психологической лаборатории появилась так называемая «физиологическая психология» которая стремилась опираться на естественные науки в изучении психических явлений. Первыми экспериментально стали изучаться ощущения и восприятие.
К концу 19 - началу 20 вв. в психологии оформились несколько относительно самостоятельных направлений, которые начали быстро развиваться: психология развития (исследование особенностей детской психики), дифференциальная психология (изучение индивидуальных различий между людьми с помощью специально разработанных методик, тестов), зоопсихология (сопоставление ступеней психологического развития в эволюционном ряду) и другие.


Третий период - психология как наука о поведении. В начале 20 в. психология как наука переживала своеобразный кризис: при возрастании всё более точных и эффективных исследований психических явлений целостной картины психики не получалось. Причиной тому было большое количество научных направлений и школ, каждая из которых глубоко исследовала только одно психическое явление, но главное - в его объяснении исходила из собственных теоретических позиций, которые зачастую противоречили представлениям учёных других школ.
Изучение объективно наблюдаемого поведения стало своего рода реакцией на такое положение дел. Психологию как науку о поведении можно условно представить в виде двух различных ветвей - российской и американской.
Владимир Михайлович Бехтерев, автор идеи рефлекторности психики и рефлекторного регулирования деятельности, в 1885 г. стал основателем первой в России экспериментальной психологической лаборатории, а в 1907 г. - Психоневрологического института в Санкт- Петербурге. Георгий Иванович Челпанов в 1912 г. в Москве основал и стал директором первого в стране Института экспериментальной психологии. Российские учёные занимались изучением свойств нервной системы. Учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы и теория «условных рефлексов» (автоматических реакций, формирующихся прижизненно в результате научения - в отличие от врождённых «безусловных» рефлексов, в т.ч. инстинктов) коренным образом изменили всю мировую психологию.
В это же время Джон Б. Уотсон в США стал основателем «бихевиоризма» (от англ. behavior - поведение) - направления психологии, согласно которому схема «стимул - реакция» достаточна для изучения отношений между воздействиями среды и реакциями человека. Бихевиоризм нашёл многих сторонников, долгое время был доминирующим в Америке, и по сей день пользуется популярностью.
В определённом смысле представления всех этих учёных были упрощёнными - у одних вся психика сводилась к рефлексам, у других - только к внешним проявлениям. Однако данный период оказал огромное влияние на всё последующее развитие психологии: так, благодаря трудам русских учёных впоследствии были изучены закономерности протекания и физиологические основы многих психических явлений.


Четвёртый период - психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Большую часть 20 в. психология развивалась по-разному в СССР и за рубежом (в Европе и США) в силу причин политических и идеологических. Если в начале существования нового строя в России обмен мнениями между учёными разных стран был достаточно интенсивен, то с 1936 г. указом правительства в психологии были запрещены работы, не соответствующие идеологии «марксизма-ленинизма».
Основы теории отражения, разработанные Владимиром Ильичом Лениным, заключаются в том, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, - свойством отражения. В СССР существовало три крупных психологических центра, различавшихся направлениями исследований, - в Москве, Ленинграде и Тбилиси. Несмотря на идеологические ограничения, а во многом - и благодаря им, исследования и открытия советских учёных тщательно теоретически обосновывались, опирались на экспериментальные данные, чем выгодно отличались от многих красивых, но недоказуемых концепций зарубежных коллег.
Международное психологическое сообщество признало заслуги целого ряда советских психологов, но наибольшую известность получили труды таких выдающихся учёных, как Лев Семёнович Выготский , Сергей Леонидович Рубинштейн и Алексей Николаевич Леонтьев.
Только в конце 50 - начале 60 гг. 20 в. в СССР стали сниматься прежние запреты, возобновляться контакты с зарубежными коллегами. Вплоть до 80 гг. в России «ассимилировалиопыт, накопленный в психологии других стран.
В зарубежной психологии в течение рассматриваемого периода развились четыре основных крупных психологических направления:
• бихевиоризм и необихевиоризм (Джон Б. Уотсон, Эдвард Ч. Толмен, Кларк Л. Халл, Беррес Ф. Скиннер, Альберт Бандура и др.);
• психоанализ и неопсихоанализ (Зигмунд Фрейд, Карл Г. Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм, Эрик Эриксон и др.);
• гуманистическая психология (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Гордон Олпорт и др.);
• когнитивная психология (Фриц Хайдер, Леон Фестингер, Джулиан Роттер, Джордж Келли и др.).
В настоящее время психология приобретает всё более синтетический характер, т.е. современные психологи не замыкаются в рамках отдельной научной школы (как это делалось прежде), а в соответствии с изучаемой проблематикой используют взаимно дополняющие знания, полученные представителями разных школ. Широкое распространение получил системный подход к психике человека.

 

 

Основные направления психологии ХХ века

Бихевиоризм – направление в американской психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды (Д. Уотсон. (1878-1958)). В России И.П. Павлов и В.М. Бехтерев, развивая идеи И.М. Сеченова, разработали экспериментальные методы объективного исследования поведения животных и человека. Исследователи этого направления внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения. Современные взгляды последователей бихевиоризма не исключают влияние «образа» и «ментального» плана поведения, что делает это направление более перспективным в развитии.

Гештальтпсихология (gestalt (нем.) – образ, форма) – направление германской психологии, изучающей психику человека с точки зрения целост­ных структур. Гештальт – специфическая организация частей в органическое целое. Современные исследователи определяют ее как теорию поля, поскольку она утверждает, что для понимания поведения необходимо рассматривать всю конфигурацию жизнедеятельности личности. Психические гештальты и их преобразования трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость которого определялась по типу структурного подобия. Основателем направления считается американский психолог Ф. Перлсон. Последователи его направления немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келер и др.

Глубинная психология – направление, изучающее зависимость бессознательных реакций психики на сознательную деятельность личности человека. В рамках этого направления работали следующие авторы:

· З. Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, создатель теории бессознательного,

ввел метод психоанализа в психотехническое консультирование, описал структуру самосознания и причину появления в психике комплексов личностной идентификации;

· А. Адлер (1870-1937) – австрийский психолог продолжил исследования в области

аналитической психологии, создал научную школу «индивиуальной психологии», разрабатывал проблемы жизненного стиля и теории сновидений, изучал проблемы отношений разновозрастных детей и влияние различных стилей воспитания на формирование личности;

· К.-Г. Юнг (1875-1961) – швейцарский психолог основатель аналитической

психологии, разработал методику ассоциативного эксперимента, ввел понятие «комплексы», описал «коллективное бессознательное» и психологические типы характеров с преобладанием экстра- и интравертивности;

 

Когнитивная психология – одно из ведущих направлений психологии, возникших в Европе в середине ХХ века. Авторы его исследовали структурные возможности познавательных и исполнительных процессов.

В рамках направления когнитивной психологии разрабатываются теоретические концепции, акцентирующие внимание на аспекте индивидуальных различий и когнитивного стиля в реализации психических процессов личности:

· когнитивная теория эмоций (С.Шехтер);

· теория индивидуальных различий (М.Айзенк);

· теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингер).

Особое место в данном направлении заняли теории когнитивного соответствия, которые разрабатывали концепции баланса когнитивной структуры личности:

· теория структурного баланса (Ф.Хайдера);

· теория коммуникативных актов (Т.Ньюкома);

· теория конгруэнтности (Ч.Осгут, П.Танненбаум)

Гуманистическая психология – направление психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеческой личности. Основное концептуальное положения этого направления заключаются в определении смысла жизни человека как единого процесса развития. Это развитие обусловлено свободной реализацией потенциальных возможностей, заложенных природой человека. Авторами подобных концепций являются:

У.Джемс (1842-1910) – американский психолог и философ, разработал моторно-биологическую концепцию психики, автор теории эмоций, изучал аномальные психические явления;

К.Роджерс (1902-1987) – американский психолог, разработал модель работы с клиентом «Центрированная на клиенте терапия», считал главным компонентом структуры самосознания «Я-концепцию» и ее соответствие с реальным жизненным опытом;

А.Маслоу (1908-1970) – американский психолог, автор концепции целостного подхода к человеку и анализа его высших психических проявлений (любовь, творчество, духовные ценности), автор иерархической модели мотивации («Мотивация и личность» - (1954)).

Отечественные исследователи:

И.М.Сеченов (1829-1905) – русский физиолог и психолог автор научной теории психической реакции поведения («Рефлексы головного мозга» (1863));

И.П.Павлов (1849-1936) – русский физиолог и автор учения и теории о высшей нервной деятельности;

Л.С.Выготский (1896-1934) – психолог советского периода разработал учение о развитии высших психических функций, теорию культурно-исторического развития личности и теорию возрастной периодизации;

Д.Б.Эльконин (1904-1984)– психолог советского периода, развивая положение культурно-исторической теории, предложил периодизацию психического развития на основе «ведущей деятельности» и провел психологический анализ игры;

В.В.Давыдов (1930-1989) – психолог советского периода, академик, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения;

С.Л.Рубинштейн (1889-1960) – психолог советского периода разработал деятельностный подход в философии, психологии и педагогике, создал теорию мышления как деятельности и как процесса;

А.Н.Леонтьев (1903-1979) – российский психолог советского периода раскрывал вопросы о механизмах формирования высших психических функций, разрабатывал общепсихологическую концепцию деятельностного подхода.

А.Р.Лурия (1902-1977) – психолог советского периода основоположник нейропсихологии, исследовал мозговые локализации высших психических функций и их нарушения при локальном повреждении мозга, а также проблемы нейропсихологии памяти и нейролингвистики;

П.Я.Гальперин (1902-1988) – российский психолог советского периода, автор концепции поэтапного формирования умственных действий, разработал принципы дифференциальной диагностики.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 127.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...